СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разноуровневые задания по географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разноуровневые задания по географии 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Разноуровневые задания по географии.»

Тематические требования

Примерные вопросы

6 класс

ВВЕДЕНИЕ

Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли (длину окружности);

  • угол наклона земной оси к плоскости орбиты (можно в теме «Атмосфера»);

  • основные мероприятия по охране вод своей местности;

  • использование вод своей местности

  1. уровень

Как представляли Землю люди в древности? Какую форму имеет планета Земля?

Приведите примеры окружающих нас предметов, сходных по форме с Землей.

Назовите два основных вида движения Земли.

  1. уровень

Приведите доказательства шарообразности Земли. Перечислите источники загрязнения вод.

Перечислите мероприятия по охране вод своей местности.

Как используются воды вашей местности?

Определять (измерять):

  • при помощи приборов t °С воздуха;

  • формы поверхности и характер залегания горных пород

  1. уровень

Где можно увидеть характер залегания горных по род?

  1. уровень

Назовите формы рельефа. Определите форму поверхности наблюдаемой местности.

Определите по рисунку характер залегания горных пород

Определите по коллекции горные породы своей местности

Описывать сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира своей местности.

Приводить примеры из истории географических исследований и открытий

  1. уровень

Опишите, как изменяется состояние водоема по сезонам года.

  1. уровень

Объясните, почему меняется растительный и животный мир по сезонам года?
















ТЕМА «ПЛАН МЕСТНОСТИ»


Называть и показывать

  • примеры использования в деятельности человека различных видов планов;

  • существенные признаки плана местности

1 уровень

Приведите примеры использования планов местности в практической деятельности человека. Назовите местные признаки определения сторон горизонта.

2 уровень

В чем сходство и различие между планом местности и аэрофотоснимком?

Определять (измерять):

  • на местности стороны горизонта, направления, расстояния;

  • по плану местности географические объекты, направления, расстояния, высоты

  1. уровень

Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

Какими способами можно измерить расстояние на местности?

  1. уровень

Определите на местности стороны горизонта.

Объяснять:

  • последовательность приемов построения планов местности;

  • сущность понятий:

    • план местности,

    • азимут,

    • масштаб,

    • абсолютная высота,

    • относительная высота

  1. уровень

Объясните последовательность полярной съемки местности.

Дайте определение понятий: абсолютная высота, относительная высота.

  1. уровень

Чем отличается полярная съемка местности от маршрутной?

Чем отличаются понятия абсолютная и относительная высота?

Изображать объекты


  1. уровень

Начертите условные знаки: фруктовый сад, колодец, смешанный лес, школа, грунтовая дорога, болото, кустарник.

  1. уровень

Изобразите при помощи горизонталей холм высотой 17,5 м. Высота сечения 5 м (западный склон крутой, восточный – пологий).

Изобразите при помощи горизонталей впадину,

глубиной 17,5 м. Высоту сечения выберите самостоятельно.













ТЕМА «КАРТА – ОСОБАЯ МОДЕЛЬ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ»


Называть и показывать:

  • примеры использования в деятельности человека различных видов карт;

  • существенные признаки географической карты;

  • виды масштабов, картографических изображений

  1. уровень

По физической карте определите, в каком направлении от Москвы находятся г. Архангельск и Париж.

Назовите основные элементы географической карты.

  1. уровень

В чем сходство и различие условных знаков плана и карты?

Определять (измерять):

  • по географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек;

  • по картам и глобусу географические координаты

  1. уровень

Определите по физической карте, какое море глубже (два по выбору).

  1. уровень

По физической карте мира определите, в каком из заливов – Гудзоновом или Мексиканском – больше воды. Ответ поясните

Объяснять:

  • построение градусной сетки на картах;

  • черты сходства и различия плана местности и географической карты;

  • сущность понятий:

    • географическая карта;

    • географические координаты;

    • географическая широта;

    • географическая долгота.

  1. уровень

Что такое градусная сетка?

Через сколько градусов проведены на карте и глобусе параллели и меридианы?

  1. уровень

Выделите черты сходства и различия плана местности и географической карты.

Почему карты имеют иные условные знаки, чем планы?

  1. уровень

Покажите очертания материков и океанов на карте полушарий и глобусе. Объясните, где их очертания ближе к истинным. Ответ поясните.

Называть и показывать:

  • основные части сферы и части внутреннего строения Земли;

  • крупнейшие равнины и горные системы земного шара;

  • основные формы дна океана;

  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

  • правила поведения при землетрясениях

  1. уровень

На карте полушарий покажите крупнейшие горные системы каждого материка.

Какие движения земной коры приводят к образованию гор?

  1. уровень

Чем океаническая земная кора отличается от материковой?

Используя физическую карту России в атласе, дайте описание физико-географического положения само- го высокого действующего вулкана страны.

Чем литосфера отличается от земной коры?

Определять (измерять):

  • протяженность, среднюю и абсолютную высоту равнин и горных систем земного шара;

  • принадлежность горных пород своей местности к генетическим группам: магматическим, осадочным и ме-таморфическим;

  • по образцам осадочные и магматические горные породы

1 уровень

По физической карте определите протяженность (км) Уральских гор с севера на юг и Амазонской низменности с запада на восток.

Определите по карте преобладающую и максимальную высоту гор Анд.

По каким признакам можно определить магматическую горную породу?

  1. уровень

По физической карте мира сравните по высоте Гималаи и Кавказские горы.

По образцам сравните осадочную и метаморфическую горные породы (мел и мрамор).

  1. уровень

С помощью карты мира определите, какие высоты преобладают в Африке и какие глубины преобладают в Тихом океане

Описывать:

  • внешний вид основных форм рельефа суши:

равнину и горы;

  • влияние рельефа на особенности быта и жизни человека

1 уровень

По карте дайте описание рельефа территории.

Назовите отличительные признаки вулкана.

2 уровень

Назовите внешние силы, под воздействием которых изменяется рельеф вашей местности

Объяснять:

  • происхождение земле- трясений;

  • сущность понятий:

    • литосфера;

    • земная кора;

    • горы;

    • равнины

  1. уровень

Дайте определение понятий: литосфера, низменность, возвышенность, плоскогорье.

Объясните причины водных землетрясений. Почему в районах вулканической деятельности возникают горячие источники?

  1. уровень

Объясните, почему в западной части Южной Америки часты сильные землетрясения?


3 уровень

Объясните, где состав полезных ископаемых более разнообразен – на суше или в Мировом океане?

Почему?

Объясните, какое из понятий – «горные породы» или «полезные ископаемые» – шире по своему содержанию.

Где бы вы предпочли жить – в горах или на равнинах? Ответ обоснуйте

Оценивать, прогнозировать:

  • влияние хозяйственной деятельности человека на земную кору;

  • изменение рельефа своей местности под воздействием человеческой деятельности.



  1. уровень

Как в результате хозяйственной деятельности человека изменяется поверхность земли в вашей местности?

  1. уровень

На какой равнине России больше всего городов? Почему?

3 уровень

Оцените положительные и отрицательные стороны действия вулканизма.

Приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной коре;

  • горных пород и минералов, их использования человеком

  1. уровень

Приведите примеры осадочных горных пород.

  1. уровень

Приведите примеры горных пород, используемых при строительстве зданий. Ответ поясните






































ТЕМА «ГИДРОСФЕРА»


Называть и показывать:

  • основные части гидросферы: океаны, моря, заливы, проливы, течения, реки, озера;

  • области оледенения;

  • источники питания рек;

  • элементы речной долины;

  • среднюю соленость вод Мирового океана;

  • главную причину образования течений;

  • основные мероприятия по охране гидросферы

  1. уровень

Назовите составные части гидросферы. Перечислите моря и заливы Атлантического океана. Назовите острова и полуострова Тихого океана.

Перечислите источники питания рек и озер. Назовите виды движения воды в океане.

Какой источник питания характерен для всех рек? Перечислите меры, которые принимает человек для охраны гидросферы.

Назовите, какие причины влияют на:

а) увеличение солености воды;

б) уменьшение солености воды.

  1. уровень

В чем сходство и различие между океаном и морем?

  1. уровень

По схеме сформулируйте понятие «речная система»

Определять (измерять) по картам основные природные особенности объектов гидросферы

  1. уровень

Назовите природные особенности (температуру, соленость, замерзаемость, глубину) морей, расположенных:

а) в полярных широтах;

б) в умеренных широтах;

в) в экваториальных широтах.

По описанию внешних признаков узнайте представителей органического мира Мирового океана (планктон, нектон, бентос).

  1. уровень

Сравните природные особенности Волги и Амазонки (питание, режим, замерзаемость)

Описывать:

  • значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека;

  • внешний облик представителей органического мира гидросферы


1 уровень

Назовите приспособления организмов для жизни в океане (реке).

  1. уровень

Какую роль играет река в твоей жизни?

  1. уровень

Опишите в форме сочинения свой путь по водным объектам из г. Сычевка (Смоленской области) до г. Астрахани

Объяснять:

  • происхождение ветровых волн, цунами;

  • особенности очертаний и размеров озерных котловин, в зависимости от способа их образования;

  • влияние рельефа на направление и характер течения рек;

  • образование ледников;

  • сущность понятий:

– океан;

– море;

– река;

– озеро;

– гидросфера;

– круговорот воды

1 уровень

Назовите характерные черты озер, которые находятся:

а) в прогибах земной коры,

б) в разломах земной коры.

Какие условия необходимы для образования ледника?

Дайте определение понятий: океан, море, река, озеро, гидросфера.

2 уровень

Объясните причину образования цунами, где наиболее часто они бывают?

Объясните, в каком направлении движется вода в ветровых волнах?

По карте определите, какое из озер Африки расположено в разломе земной коры? Свои предположения поясните.

По каким признакам можно определить горную

и равнинную реки?

Объясните влияние рельефа на характер течения рек.

3 уровень

Назовите главную природную особенность озера Балхаш. Объясните ее происхождение.

Может ли в настоящее время в Смоленской области образоваться ледник? Свой ответ обоснуйте

Оценивать, прогнозировать:

  • влияние человека на гидросферу;

  • изменение объектов гидросферы своей местности под воздействием человеческой деятельности

  1. уровень

Какое значение имеет освоение человеком океанских глубин?

  1. уровень

Предложите меры по охране гидросферы.

  1. уровень

Как изменилась речная долина реки Вазузы со строительством Вазузского водохранилища?

Как изменится природа края, если осушить Вазузское водохранилище?

Отразите взаимосвязи человека и океана в виде таблицы:


Определять (измерять):

  • при помощи приборов атмосферное давление, направление и скорость ветра;

  • по статистическим дан- ным среднюю t °С воздуха за сутки, месяц, год, суточ- ную и годовую амплиту- ду t °С, преобладающее направление ветра;

  • результаты мероприя- тий по охране атмосфе- ры своей местности;

  • фенологические сроки начала времен года

  1. уровень

Расскажите, как измеряется:

а) t °С воздуха по термометру;

б) атмосферное давление по барометру;

в) направление и скорость ветра по флюгеру.

По данным собственных наблюдений определите:

а) среднюю t °С за сутки, месяц, год;

б) суточную амплитуду t °С и годовую амплитуду t °С;

в) какие ветра преобладают на территории Смоленской области?

  1. уровень

Определите нормальное атмосферное давление для г. Сычевка.

Постройте по табличным данным график суточного хода t °С;

годового хода t °С.

Постройте розу ветров за месяц по данным личных наблюдений.

Постройте диаграмму среднего количества осадков

(по данным, предложенным учителем)

Оценивать

экологическое состояние атмосферного воздуха


1 уровень

Перечислите основные источники загрязнения атмосферного воздуха.

Описывать:

  • внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков;

  • времена года своей местности.

  1. уровень

Опишите внешний вид:

а) слоистых, б) кучевых, в) перистых облаков.

Какие виды облаков вы знаете? Какой тип облаков образуется ниже всех?

Опишите погоду вашего края:

а) летом, б) зимой, в) весной, г) осенью.

  1. уровень

Заполните таблицу:



Вид облаков


Внешний вид

Высота образования

В какой сезон года образу-

ются


Причины образования


Кучевые






Слоистые






Перистые






Объяснять

  • особенности нагрева ния атмосферы;

  • зависимость t °С воз-

духа от угла падения солнечных лучей;

  • образование атмо- сферных осадков, вет- ра;

  • изменение погоды, народные приметы данного явления;

  • причины смены дня и ночи, времен года;

  • зависимость климата от географической ши- роты;

  • значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;

  • сущность понятий:

    • атмосфера;

    • ветер;

    • атмосферные осадки;

    • погода;

    • климат

1 уровень

Почему происходит нагревание атмосферы? Почему изменяется t °С воздуха в течение суток, года?

Почему в полярных широтах всегда низкая t °С воздуха?

Почему на экваторе t °С воздуха мало меняется в течение года?

Назовите условия, которые способствуют выпадению осадков.

Объясните, как образуется ветер. Дайте определение понятий…

2 уровень

Объясните, почему 22 июня в северном полушарии – самый длительный световой день?

Объясните, почему самая низкая в течение суток температура воздуха наблюдается после восхода Солнца?

Объясните взаимосвязь суточного хода t °С воздуха и изменения высоты Солнца над горизонтом (по графику или рисунку).

Выберите условия, способствующие выпадению осадков:

а) близость моря,

б) внутренние силы Земли,

в) теплые течения,

г) наличие подземных вод,

д) удаленность от океана,

е) ветер с моря,

ж) холодные течения.

Почему кучевые облака образуются в теплое время года?

Почему не из всех облаков идут осадки? Облака исчезают, как и куда?

По календарю наблюдений за погодой сделайте вывод о влиянии облачности на t °С воздуха. Зависит ли влажность воздуха от подстилающей поверхности? Свой ответ объясните.

Объясните причины изменений атмосферного давления с изменением t °С и высоты места.

В чем сходство и различие тумана и облака (росы и инея)?

Назовите местные признаки предсказания погоды.

Дайте им научное объяснение.

3 уровень

Почему одним из краткосрочных прогнозов погоды является удлинение струн музыкальных инструментов?

Какое изменение погоды предсказывает данный признак?

Какие последствия для природы Земли вызовет остановка ее вращения вокруг своей оси?

Что изменится, если земная ось будет перпендикулярна плоскости орбиты?

Как изменился бы климат и природные условия Смоленской области, если бы на побережье Баренцева моря (на севере) возникли высокие горы? Свой ответ обоснуйте.

Над крупными городами выпадает значительно больше осадков, чем над сельской местностью. Как это можно объяснить?

Оценивать, прогнози- ровать:

  • влияние человека на атмосферу;

  • изменение газового состава атмосферы своей местности;

  • в результате хозяйственной деятельности человека;

  • погоду на ближайшие сутки

  1. уровень

Почему атмосфера нуждается в охране?

  1. уровень

Каково влияние промышленных предприятий на состав атмосферы?

Какие облака являются признаком изменения погоды?

Приводить примеры:

  • характерных природ- ных явлений в атмо сфере;

  • связей между элемен- тами погоды;

  • изменения погоды в связи со сменой воз- душных масс;

  • влияния климата на водоемы, растительный и животный мир в при-

роде

  1. уровень

Какие стихийные природные явления связаны с атмосферой?

  1. уровень

Какую роль играет снег в жизни растений? Опишите погоду сегодняшнего дня. Как проявляется взаимосвязь между элементами погоды?

  1. уровень

Приведите примеры влияния климата на:

а) образ жизни человека;

б) жилище человека;

в) одежду человека;

г) пищу человека

Тема «Биосфера»

Называть и показывать:

  • границы распростра- нения живого вещест- ва;

  • представителей расти- тельного и животного

мира, занесенных в Красную книгу

  • наиболее характерных животных и растений своей местности;

  • основные мероприя- тия по охране органи- ческого мира

1 уровень

Перечислите оболочки земного шара, в которых распространена жизнь.

Назовите составные части биосферы.

Назовите верхнюю и нижнюю границу распространения живых организмов.

нения живых организмов.

Назовите представителей растительного и животного мира родного края, занесенных в Красную книгу. Назовите причины неравномерного распределения живых организмов по поверхности земного шара. Перечислите меры, которые помогут сохранить органический мир.

2 уровень

Объясните, как количество живых организмов в океане зависит от глубины и географической широты?

3 уровень

Разработайте правила разумного поведения человека в природе

Описывать особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных видов животных и растений

  1. уровень

Опишите представителей растительного и животного мира одной из природных зон.

  1. уровень

Как растения приспособились к недостатку и избытку влаги? Приведите примеры и укажите место на Земле, где произрастают эти растения.

  1. уровень

Почему большинство африканских антилоп и львы имеют желтоватую окраску, а слоны, бегемоты и носороги – серую?

Оценивать, прогнози- ровать:

  • влияние человека на биосферу, роль деятель ности человека в ее из- менении;

  • изменение растительного и животного мира своей местности в ре- зультате хозяйственной деятельности человека

  1. уровень

Какое влияние оказывает деятельность человека на растительный мир? Приведите примеры.

Какое влияние оказывает деятельность человека на животный мир? Приведите примеры.

  1. уровень

Перечислите все возможные отрицательные последствия сведения лесов.

Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на растительный и животный мир в своей местности. Ответ обоснуйте.

Приводить примеры воздействия организмов на компоненты неживой природы

1 уровень

Приведите примеры приспособления животных и растений к различным климатическим условиям

ТЕМА «ВЗАИМОСВЯЗИ ЗЕМНЫХ ОБОЛОЧЕК»


Называть и показывать:

  • примеры взаимосвязей

между земными обо лочками;

  • компоненты ПК;

  • правила поведения в природе

1 уровень

Приведите примеры взаимодействия земных оболочек:

а) атмосферы и литосферы,

б) атмосферы и гидросферы.

Назовите (перечислите) особенности природного коплекса.

Какие правила поведения в природе должны соблюдать туристы?

2 уровень

Изобразите в виде схемы взаимодействие земных оболочек:

а) атмосферы и литосферы,

б) атмосферы и гидросферы.

3 уровень

Изобразите в виде схемы характер взаимодействия земных оболочек.

а) атмосферы, гидросферы и литосферы,

б) атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы

Определять (изме-

рять) особенности ПК

1 уровень

Из каких компонентов состоит природный комплекс?

2 уровень

Как вы думаете, изменяются ли ПК на Земном шаре? Ответ подтвердите примерами

Объяснять:

  • сущность понятия

«природный комплекс»;

  • особенности биоком-плекса, влияющего на

жизнь;

  • взаимосвязи между

отдельными компонен-

тами

1 уровень

Сформулируйте понятия: природный комплекс, географическая оболочка.

2 уровень

Почему в пустынях, где наблюдаются самые высокие температуры воздуха на Земле, очень бедный органический мир?

Докажите, что вода – важнейший компонент природного комплекса. Покажите ее взаимосвязи с другими природными компонентами. Выясните взаимодействие растений с другими компонентами ПК. Ответ дайте в виде схемы.

3 уровень

Объясните, почему большинство животных влажных экваториальных лесов ведут древесный образ жизни.

Объясните, как приспособились растения и животные к жизни в условиях

а) влажного теплого климата экваториальных лесов,

б) пустыни.

Объясните, почему большинство животных тропических пустынь ведут ночной образ жизни.

Объясните, почему хищные животные не могут существовать без такого природного компонента, как почва?

В чем сходство и различие между ПК и ГО?

Оценивать и прогно- зировать роль человека

в формировании ПК

1 уровень

Какие виды хозяйственной деятельности ухудшают окружающую среду?

2 уровень

Какую роль в ПК играет человек? Ответ подтвердите примерами.

Приведите отрицательные примеры вмешательства человека в ПК и нежелательные последствия этого.

3 уровень

Спрогнозируйте, что произойдет с ПК бассейна таежной реки и самой рекой, если вырубить лес в ее бассейне?


Тема «Природа и население своей местности»

Определять и измерять

  • на местности наиболее очевидные особенности ПК;

  • взаимосвязи между отдельными компонен- тами ПК;

  • результаты мероприя- тий по охране природы своей местности

  1. уровень

Назовите природные сообщества (комплексы) в вашей местности.

Назовите природные компоненты ПК окрестностей вашей школы. Расскажите о связях между ними.

Назовите природные компоненты этих комплексов. Выявите взаимосвязи между отдельными компонентами ПК.

  1. уровень

Расскажите о положительных и отрицательных сторонах осушения болот.

Определите, какие ПК есть в окрестностях вашей школы?

3 уровень

Разработайте правила поведения в природе, которые должны соблюдать:

а) туристы,

б) охотники,

в)рыболовы.

Описывать ПК своей

местности

Оценивать, прогнози- ровать причины и следствия изменения ПК своей местности

1 уровень

Дайте описание ПК вашей местности по плану

  1. уровень

Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье человека?

  1. уровень

Как изменится ПК, если:

а) осушить болото, б) оросить пустыню?

3 уровень

Приведите примеры вмешательства человека в природный комплекс и нежелательные последствия такого вмешательства (на примере своего края). Спрогнозируйте, как изменилась бы природа вашей местности, если бы климат стал:

а) более сухим,

б) более влажным



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!