СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработа открытого урока "Политическая раздробленность Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая деятельность, исследовательский характер.

Просмотр содержимого документа
«Разработа открытого урока "Политическая раздробленность Руси"»

Политическая раздробленность на Руси   История России. 6 класс Подготовил: учитель истории Кузьмичева М.М. ГБОУ СОШ №4 г. о. Чапаевск Самарской области

Политическая раздробленность на Руси

История России. 6 класс

Подготовил: учитель истории

Кузьмичева М.М.

ГБОУ СОШ №4 г. о. Чапаевск

Самарской области

Проблемный вопрос : «Почему распалось единое государство? Хорошо это или плохо для Руси?»

Проблемный вопрос :

«Почему распалось единое государство? Хорошо это или плохо для Руси?»

План Время политической раздробленности в Европе. Формирование системы земель-самостоятельных государств на Руси. Роль Церкви в условиях распада Руси. Идея единства Руси. Отношения Руси с кочевниками. Государственное управление в период раздробленности. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры. Последствия раздробленности Руси.

План

  • Время политической раздробленности в Европе.
  • Формирование системы земель-самостоятельных государств на Руси.
  • Роль Церкви в условиях распада Руси. Идея единства Руси.
  • Отношения Руси с кочевниками.
  • Государственное управление в период раздробленности.
  • Международные связи русских земель.
  • Развитие русской культуры.
  • Последствия раздробленности Руси.
Политическая (удельная) раздробленность распад единого Древнерусского государства на самостоятельные (суверенные) княжества.

Политическая (удельная) раздробленность

распад единого Древнерусского государства на самостоятельные (суверенные) княжества.

Рассмотрим карту на стр. 105 Сколько княжеств появилось в этот период на Руси?

Рассмотрим карту на стр. 105

Сколько княжеств появилось в этот период на Руси?

Задание №1 Прочитайте п. 1 «Время политической раздробленности в Европе» стр. 100 и назовите причины раздробленности.

Задание №1

  • Прочитайте п. 1 «Время политической раздробленности в Европе» стр. 100 и назовите причины раздробленности.
Причины политической раздробленности Экономические Политические Господство натурального хозяйства Усиление экономической и политической роли отдельных территорий, которые находились под властью знатных людей – крупных феодалов Борьба за власть между представителями знатных родов Отсутствие прочных хозяйственных связей между разными районами

Причины политической раздробленности

Экономические

Политические

Господство натурального хозяйства

Усиление экономической и политической роли отдельных территорий, которые находились под властью знатных людей – крупных феодалов

Борьба за власть между представителями знатных родов

Отсутствие прочных хозяйственных связей между разными районами

Задание №2 Разделитесь на семь групп, выполните задания и ответьте на вопросы.

Задание №2

  • Разделитесь на семь групп, выполните задания и ответьте на вопросы.
ПЕРВАЯ ГРУППА  работает со вторым пунктом § 12 учебника «Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси». Когда наступила раздробленность на Руси?  К чему привели усобицы между князьями? Каковы причины политической раздробленности Руси помимо княжеских усобиц?  Как изменился порядок владения землей?  Что стало основой богатства бояр?  Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли?  Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно?  Почему причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством?  Каким образом факт отсутствия твердого и определенного порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель?

ПЕРВАЯ ГРУППА работает со вторым пунктом § 12 учебника «Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси».

  • Когда наступила раздробленность на Руси?
  • К чему привели усобицы между князьями?
  • Каковы причины политической раздробленности Руси помимо княжеских усобиц?
  • Как изменился порядок владения землей?
  • Что стало основой богатства бояр?
  • Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли?
  • Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно?
  • Почему причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством?
  • Каким образом факт отсутствия твердого и определенного порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель?
 ВТОРАЯ ГРУППА   работает с третьим пунктом § 12 учебника «Роль церкви в условиях распада Руси». Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединила страну? Какой властью обладал киевский митрополит? Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами? Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов?  С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?

ВТОРАЯ ГРУППА работает с третьим пунктом § 12 учебника «Роль церкви в условиях распада Руси».

  • Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединила страну?
  • Какой властью обладал киевский митрополит?
  • Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?
  • Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов?
  • С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?
 ТРЕТЬЯ ГРУППА   работает с четвертым пунктом § 12 учебника «Идея единства Руси». Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого? Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной Русской земле? Что стало выражением народного стремления к единению? Какие события легли в основу «Слова О полку Игореве»?  Какие важные вопросы ставит автор этого произведения?  В чем он видит главную причину несчастий Руси?  К кому он обращается?  Кого приводит в качестве примера для подражания?

ТРЕТЬЯ ГРУППА работает с четвертым пунктом § 12 учебника «Идея единства Руси».

  • Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?
  • Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной Русской земле?
  • Что стало выражением народного стремления к единению?
  • Какие события легли в основу «Слова О полку Игореве»?
  • Какие важные вопросы ставит автор этого произведения?
  • В чем он видит главную причину несчастий Руси?
  • К кому он обращается?
  • Кого приводит в качестве примера для подражания?
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА   работает с пятым пунктом § 12 учебника «Отношения Руси с кочевниками». Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?  Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?  На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть?  Какая земля особенно страдала от половцев?  Каковы были последствия их набегов?  Какова была судьба Киева - «матери городов русских»? Какова роль степняков в распаде Руси?

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА работает с пятым пунктом § 12 учебника «Отношения Руси с кочевниками».

  • Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?
  • Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?
  • На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть?
  • Какая земля особенно страдала от половцев?
  • Каковы были последствия их набегов?
  • Какова была судьба Киева - «матери городов русских»?
  • Какова роль степняков в распаде Руси?
 ПЯТАЯ ГРУППА  работает с шестым пунктом § 12 учебника «Государственное управление в период раздробленности». На сколько частей распалась Русь в середине ХII в.? Назовите наиболее крупные из них и покажите их на карте. Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?  Что такое удел?  Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности?  Как изменились цели участников княжеских усобиц?

ПЯТАЯ ГРУППА работает с шестым пунктом § 12 учебника «Государственное управление в период раздробленности».

  • На сколько частей распалась Русь в середине ХII в.? Назовите наиболее крупные из них и покажите их на карте.
  • Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?
  • Что такое удел?
  • Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности?
  • Как изменились цели участников княжеских усобиц?
 ШЕСТАЯ ГРУППА   работает с седьмым пунктом § 12 учебника «Международные связи русских земель». Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель? Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами? Какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами, Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, германскими городами?

ШЕСТАЯ ГРУППА работает с седьмым пунктом § 12 учебника «Международные связи русских земель».

  • Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель?
  • Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами?
  • Какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами, Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, германскими городами?
 СЕДЬМАЯ ГРУППА   работает с восьмым пунктом § 12 учебника «Развитие русской культуры: формирование региональных центров». Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности?  Докажите, что многие из них становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель.  Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами? Какие памятники культуры появились в этот период? Какую роль в истории Русской земли играли летописи?

СЕДЬМАЯ ГРУППА работает с восьмым пунктом § 12 учебника «Развитие русской культуры: формирование региональных центров».

  • Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности?
  • Докажите, что многие из них становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель.
  • Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами?
  • Какие памятники культуры появились в этот период?
  • Какую роль в истории Русской земли играли летописи?
 Задание № 3. Сопоставьте изученные факты и укажите причины распада Руси Причины распада Руси:  рост феодальной собственности на землю и развитие удельного, княжеско-боярского землевладения; натуральное хозяйство - способность мелких княжеств и боярских владений обеспечивать себя всем необходимым; способность укрепленных городов-крепостей - центров удельных земель - самостоятельно защищать себя от врагов; борьба за власть между князьями - феодальные усобицы; постоянные набеги кочевников, которые привели к упадку торговли, фактическому закрытию торговых путей и оттоку населения в северо-восточные земли Руси; получение половцами права на разграбление русских земель в качестве платы за помощь князьям в междоусобной борьбе.

Задание № 3. Сопоставьте изученные факты и укажите причины распада Руси

Причины распада Руси:

  • рост феодальной собственности на землю и развитие удельного, княжеско-боярского землевладения;
  • натуральное хозяйство - способность мелких княжеств и боярских владений обеспечивать себя всем необходимым;
  • способность укрепленных городов-крепостей - центров удельных земель - самостоятельно защищать себя от врагов;
  • борьба за власть между князьями - феодальные усобицы; постоянные набеги кочевников, которые привели к упадку торговли, фактическому закрытию торговых путей и оттоку населения в северо-восточные земли Руси;
  • получение половцами права на разграбление русских земель в качестве платы за помощь князьям в междоусобной борьбе.
Последствия раздробленности Руси Положительные Отрицательные

Последствия раздробленности Руси

Положительные

Отрицательные

СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН

  • РАЗДРОБЛЕННОСТЬ
Проблемный вопрос : «Почему распалось единое государство? Хорошо это или плохо для Руси?»

Проблемный вопрос :

«Почему распалось единое государство? Хорошо это или плохо для Руси?»

Домашнее задание § 12 пересказ, стр. 107  задание работаем с картой

Домашнее задание

§ 12 пересказ, стр. 107

задание

работаем с картой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!