СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка адаптированной программы по информатике для детей с ОВЗ 6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка адаптированной программы по информатике для детей с ОВЗ 6 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 36»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № 1

«03» сентября 2019г.

Руководитель МО ________/Саенко И.П./

СОГЛАСОВАНО

замдиректора по УВР

_________ /Радченко М.А./

«03» сентября 2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______/Кузнецова Е.В./

«04» сентября 2019 г.











АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

6 КЛАСС











Составитель программы

Бородина А.В.,

учитель информатики и ИКТ





г. Петропавловск-Камчатский, 2019 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 413 (далее – ФГОС ООО), примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з), письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов», адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ МАОУ «СШ № 36», авторской программы по информатике под редакцией Босова Л. Л., Босова А. Ю. (Москва: «БИНОМ», 2018 г.). Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ МАОУ «СШ № 36»


В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Адаптированная программа по информатике составлена для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития (ЗПР), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Изучение информатики в 6 классе на базовом уровне направленно на достижение следующих целей:

  • Формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • Пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.

  • Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В ходе обучения информатике и ИКТ по данной программе решаются следующие задачи:


  • Включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщения и сравнения данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  • Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


  • Расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирование умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • Организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.  Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности.


Место предмета в учебном плане


В соответствии с Основной образовательной программой МАОУ «Средняя школа № 36», Учебным планом МАОУ «Средняя школа № 36» в 2019-2020 учебном году, утвержденным директором школы
от 28 августа 2019 г., на изучение предмета информатика и ИКТ в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание учебного предмета


Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в 6 классах основной школы определена следующими тематическими блоками: Объекты и системы - 11часов

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Практическая работа: «Работа с объектами файловой системы», «Повторяем возможности графического редактора», Практическая работа: «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора».

Человек и информация - 3 часа

Информация и знания. Способы познания окружающего мира. Понятие как форма мышления.

Информационное моделирование - 10 часов

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. 

Практическая работа по теме: «Многоуровневые списки», «Решение логических задач с помощью нескольких таблиц», «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».

Алгоритмика - 10 часов

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.

В основу педагогического процесса обучения информатике заложены следующие формы организации учебной деятельности:  

Общеклассные формы: семинар, лекция,  консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

    Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

    Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационными технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером, практические работы.

Основные виды учебной деятельности: практические и лабораторные работы, самостоятельная работа с учебником, анализ и систематизация учебного материала, просмотр учебных фильмов, сбор и классификация информации, моделирование.

В 6 в классе обучаются ученики с ОВЗ. Они понимают речевые инструкции, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях усидчивы, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность равномерная. Они способны односложно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, могут выполнять задания поискового характера по заданной теме.

Особенность памяти детей ОВЗ заключается в том, что они значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Таким обучающимся бывает очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Поэтому необходима следующая коррекционно-развивающая работа:

  • учет психофизических и личностных особенностей ребенка;

  • смена видов деятельности каждые 15 минут с целью предупреждения утомляемости и охранного торможения;

  • соблюдение принципа от простого к сложному;

  • учет темпа деятельности ребенка;

  • индивидуальный подход;

  • специальные упражнения и дидактический материал по предмету «Информатика» в соответствии с потребностями ребенка;

  • подготовка индивидуальных практических и контрольных работ.


В процессе обучения используются следующие методы и формы работы на уроке: работа по алгоритму, использование ИКТ – технологий с целью воздействия на все каналы восприятия учащегося. Учебная нагрузка чередуется с двигательной активностью в течение всего урока. Опрос проводится в начале урока по причине снижения их работоспособности на последующих этапах.




Планируемые результаты изучения информатики и ИКТ в 6 классе

Раздел 1. Объекты и системы

Учащийся научится:

  • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства,  действия, поведение, состояния;

  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно

  • выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Ученик получит возможность:

  • научиться изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

  • научиться изменять свойства панели задач;

  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

  • научиться упорядочивать информацию в личной папке.

Раздел 2. Информационное моделирование

Учащийся научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 3. Элементы алгоритмизации

Учащийся научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Ученик получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОВЗ)

Предметные результаты освоения учебных предметов обучающимися с ОВЗ ориентированы на овладение ими общеобразовательной и общекультурной подготовкой, соответствующей образовательной программе основного образования.


  1. формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; файловой системе компьютера, развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;


  1. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;


  1. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя под руководством педагога;


  1. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных под руководством педагога;


  1. формирование навыков и умений безопасного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.



Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Литература.

  1. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018г.

  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ:поурочные разработки для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018г.

  3. Босова Л.Л. Преподавание информатика в 5-7 классах / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018г.

  4. Югова Н.Л. Поурочные разработки по информатике: 6 класс / Н.Л. Югова, Р.Р. Камалов.- М.: ВАКО, 2016г. – (В помощь учителю).



  1. Интернет-ресурсы.

  1. Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы. 5-6 классы.: метод. пособие / М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018г. – Режим доступа: http://files.lbz.ru/pdf/mpBosova5-9fgos.pdf

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru

  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики. – Режим доступа: http://festival.1sentember.ru/informatics

  4. Информатика. 6 класс: электронное приложение к учебнику.- Режим доступа: http:// www.metodist.ibz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

  5. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.)


























Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 6 классе

п/п

Дата

Тема урока

Примечание

по плану

фактич.

Объекты и системы - 11часов


1.



Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.


2.



Компьютерные объекты.


3.



Практическая работа: «Работа с объектами файловой системы».


4.



Объекты операционной системы.


5.



Отношения объектов и их множеств.


6.



Практическая работа: «Повторяем возможности графического редактора».


7.



Разновидности объектов и их классификация.


8.



Системы объектов.


9.



Персональный компьютер как система.


10.



Практическая работа: «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора».


11.



Контрольная работа №1


Человек и информация - 3 часа


12.



Информация и знания.


13.



Способы познания окружающего мира.


14.



Понятие как форма мышления.


Информационное моделирование - 10 часов


15.



Информационное моделирование.


16.



Знаковые информационные модели.


17.



Практическая работа по теме: «Многоуровневые списки».


18.



Табличные информационные модели.


19.



Практическая работа по теме: «Решение логических задач с помощью нескольких таблиц».


20.



Графики и диаграммы.


21.



Практическая работа: «Создаем информационные модели – диаграммы и графики.


22.



Многообразие схем и сферы их применения.


23.



Практическая работа: «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».


24.



Контрольная работа №2


Алгоритмика - 10 часов


25.



Что такое алгоритм.


26.



Исполнители вокруг нас.


27.



Формы записи алгоритмов.


28.



Линейные алгоритмы.


29.



Алгоритмы с ветвлениями.


30.



Алгоритмы с повторениями.


31.



Управление исполнителем Чертежник.


32.



Использование вспомогательных алгоритмов. Повторение материала изучаемого в 6 классе.


33



Итоговое тестирование.


34.



Резерв учебного времени.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!