Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 36»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № 1 «03» сентября 2019г. Руководитель МО ________/Саенко И.П./ | СОГЛАСОВАНО замдиректора по УВР _________ /Радченко М.А./ «03» сентября 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ______/Кузнецова Е.В./ «04» сентября 2019 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
6 КЛАСС
Составитель программы Бородина А.В., учитель информатики и ИКТ |
г. Петропавловск-Камчатский, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 413 (далее – ФГОС ООО), примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з), письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов», адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ МАОУ «СШ № 36», авторской программы по информатике под редакцией Босова Л. Л., Босова А. Ю. (Москва: «БИНОМ», 2018 г.). Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ МАОУ «СШ № 36»
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Адаптированная программа по информатике составлена для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития (ЗПР), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Изучение информатики в 6 классе на базовом уровне направленно на достижение следующих целей:
Формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
Пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.
Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В ходе обучения информатике и ИКТ по данной программе решаются следующие задачи:
Включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщения и сравнения данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирование умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
Организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Основной образовательной программой МАОУ «Средняя школа № 36», Учебным планом МАОУ «Средняя школа № 36» в 2019-2020 учебном году, утвержденным директором школы
от 28 августа 2019 г., на изучение предмета информатика и ИКТ в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в 6 классах основной школы определена следующими тематическими блоками: Объекты и системы - 11часов
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.
Практическая работа: «Работа с объектами файловой системы», «Повторяем возможности графического редактора», Практическая работа: «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора».
Человек и информация - 3 часа
Информация и знания. Способы познания окружающего мира. Понятие как форма мышления.
Информационное моделирование - 10 часов
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах.
Практическая работа по теме: «Многоуровневые списки», «Решение логических задач с помощью нескольких таблиц», «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».
Алгоритмика - 10 часов
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.
В основу педагогического процесса обучения информатике заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Общеклассные формы: семинар, лекция, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационными технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером, практические работы.
Основные виды учебной деятельности: практические и лабораторные работы, самостоятельная работа с учебником, анализ и систематизация учебного материала, просмотр учебных фильмов, сбор и классификация информации, моделирование.
В 6 в классе обучаются ученики с ОВЗ. Они понимают речевые инструкции, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях усидчивы, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность равномерная. Они способны односложно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, могут выполнять задания поискового характера по заданной теме.
Особенность памяти детей ОВЗ заключается в том, что они значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Таким обучающимся бывает очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Поэтому необходима следующая коррекционно-развивающая работа:
учет психофизических и личностных особенностей ребенка;
смена видов деятельности каждые 15 минут с целью предупреждения утомляемости и охранного торможения;
соблюдение принципа от простого к сложному;
учет темпа деятельности ребенка;
индивидуальный подход;
специальные упражнения и дидактический материал по предмету «Информатика» в соответствии с потребностями ребенка;
подготовка индивидуальных практических и контрольных работ.
В процессе обучения используются следующие методы и формы работы на уроке: работа по алгоритму, использование ИКТ – технологий с целью воздействия на все каналы восприятия учащегося. Учебная нагрузка чередуется с двигательной активностью в течение всего урока. Опрос проводится в начале урока по причине снижения их работоспособности на последующих этапах.
Планируемые результаты изучения информатики и ИКТ в 6 классе
Раздел 1. Объекты и системы
Учащийся научится:
анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно
выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Ученик получит возможность:
научиться изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
научиться изменять свойства панели задач;
узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
научиться упорядочивать информацию в личной папке.
Раздел 2. Информационное моделирование
Учащийся научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 3. Элементы алгоритмизации
Учащийся научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОВЗ)
Предметные результаты освоения учебных предметов обучающимися с ОВЗ ориентированы на овладение ими общеобразовательной и общекультурной подготовкой, соответствующей образовательной программе основного образования.
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; файловой системе компьютера, развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя под руководством педагога;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных под руководством педагога;
формирование навыков и умений безопасного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
Литература.
Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018г.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ:поурочные разработки для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018г.
Босова Л.Л. Преподавание информатика в 5-7 классах / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018г.
Югова Н.Л. Поурочные разработки по информатике: 6 класс / Н.Л. Югова, Р.Р. Камалов.- М.: ВАКО, 2016г. – (В помощь учителю).
Интернет-ресурсы.
Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы. 5-6 классы.: метод. пособие / М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018г. – Режим доступа: http://files.lbz.ru/pdf/mpBosova5-9fgos.pdf
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики. – Режим доступа: http://festival.1sentember.ru/informatics
Информатика. 6 класс: электронное приложение к учебнику.- Режим доступа: http:// www.metodist.ibz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.)
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 6 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
по плану | фактич. |
Объекты и системы - 11часов | |
1. | | | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. | |
2. | | | Компьютерные объекты. | |
3. | | | Практическая работа: «Работа с объектами файловой системы». | |
4. | | | Объекты операционной системы. | |
5. | | | Отношения объектов и их множеств. | |
6. | | | Практическая работа: «Повторяем возможности графического редактора». | |
7. | | | Разновидности объектов и их классификация. | |
8. | | | Системы объектов. | |
9. | | | Персональный компьютер как система. | |
10. | | | Практическая работа: «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора». | |
11. | | | Контрольная работа №1 | |
Человек и информация - 3 часа | |
12. | | | Информация и знания. | |
13. | | | Способы познания окружающего мира. | |
14. | | | Понятие как форма мышления. | |
Информационное моделирование - 10 часов | |
15. | | | Информационное моделирование. | |
16. | | | Знаковые информационные модели. | |
17. | | | Практическая работа по теме: «Многоуровневые списки». | |
18. | | | Табличные информационные модели. | |
19. | | | Практическая работа по теме: «Решение логических задач с помощью нескольких таблиц». | |
20. | | | Графики и диаграммы. | |
21. | | | Практическая работа: «Создаем информационные модели – диаграммы и графики. | |
22. | | | Многообразие схем и сферы их применения. | |
23. | | | Практическая работа: «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья». | |
24. | | | Контрольная работа №2 | |
Алгоритмика - 10 часов | |
25. | | | Что такое алгоритм. | |
26. | | | Исполнители вокруг нас. | |
27. | | | Формы записи алгоритмов. | |
28. | | | Линейные алгоритмы. | |
29. | | | Алгоритмы с ветвлениями. | |
30. | | | Алгоритмы с повторениями. | |
31. | | | Управление исполнителем Чертежник. | |
32. | | | Использование вспомогательных алгоритмов. Повторение материала изучаемого в 6 классе. | |
33 | | | Итоговое тестирование. | |
34. | | | Резерв учебного времени. | |