Билет 25.
Разработать и провести фрагмент родительского собрания
Тема: Самостоятельность
Цель: формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.
Задачи:
Образовательная: познакомить родителей с последствиями снятия ответственности с детей и чрезмерной опеки;
Развивающая: развивать знания в области организации самостоятельности у детей младшего школьного возраста;
Воспитательная: дать рекомендации по формированию самостоятельности у детей.
Форма проведения: обмен мнениями.
Оформление доски:
Оборудование: анкета – опросник.
Подготовительный этап:
Подготовить текст беседы для родительского собрания;
Совместно с психологом составить текст анкеты – опросника.
Ход родительского собрания
Вводная часть
- Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о самостоятельности наших детей.
В древней Индии говорили: «До пяти лет ребенок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг, в зависимости от того, как вы его воспитали».
Основная часть
В воспитательном процессе лидируют три «института»: семья, школа и общество в целом. Однако не следует забывать, что, как и в образовательном процессе в целом, ведущая роль остается за самим ребенком, т.е. воспитание остается успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания. Это позволяет нам предположить, что одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства, является самостоятельность.
На самом деле у многих детей самостоятельность не сформирована. Не удивительно, что, когда дети становятся старше, родители начинают задумываться, почему их ребенок ни к чему не приучен и ничего не умеет и, следовательно, начинают винить в этом всех окружающих. Но, прежде всего все зарождается в семье.
Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, является ключевым для развития у детей различных качеств, с помощью которых они смогут реализовать себя в жизни.
Развитию самостоятельности у младших школьников способствует создание ситуации выбора, которая предполагает определенную степень свободы, т.е. возможность человека самому определять наиболее подходящий в данной ситуации вариант поведения или способ решения проблемы и т.д., и в то же время нести ответственность за свой выбор, а значит, за результаты своей деятельности.
Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, многие дети в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим. Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за пределы её границы. Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостаёт настойчивости, упорства в преодолении трудностей.
Родители должны понять, что развитие самостоятельности начинается в семье. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, когда ребенок делает домашнее задание под полным контролем родителей и отказывается его выполнять, если взрослых нет дома. Или дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют ничего сделать. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Степень самостоятельности детей в младшем школьном возрасте зависит и от личностных качеств. Нельзя сравнивать способности своего ребенка с достижениями других детей. Некоторым достаточно, чтобы взрослые контролировали результаты их деятельности, а другим необходим контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, другим требуется неусыпное внимание взрослого. Если все-таки ребенок привык к постоянному контролю со стороны родных, если каждому его шагу предшествует напоминание, окрик, понукание, то бесполезно ждать, что все изменится так быстро.
- Как по вашему мнению можно исправить сложившуюся ситуацию?
Заключительная часть
- Сейчас попрошу вас ответить на вопросы анкеты.
- Есть ли дополнительные вопросы по рассмотренной теме?
- Родительское собрание окончено, спасибо за внимание.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на несколько вопросов, касающихся Вашего ребенка. Выберите один или несколько предлагаемых вариантов ответа.
Ф.И. (указывается по желанию) _____________________________
1. Что Вы понимаете под словом «самостоятельность»?
А) Личная ответственность за свою деятельность и поведение.
Б) Способность действовать без чьего-либо вмешательства.
В) Умение жить без посторонней помощи.
Г) Другое (укажите) _____________________________________
2. Какие качества, на ваш взгляд, характеризуют самостоятельную личность?
А) Инициативность, решительность.
Б) Смелость, ответственность.
В) Принципиальность, настойчивость.
Г) Другое (укажите) ____________________________________
3.В чем, по- вашему мнению, заключается главная задача воспитателя при формировании самостоятельности у детей младшего школьного возраста?
А) Включение детей в трудовую деятельность.
Б) Учет возрастных особенностей детей, способствующих развитию самостоятельности.
Г) Я не задумывался о данной проблеме.
4. Какого характера поручения Вы даете своему ребенку?
А) Убрать в своей комнате.
Б) Сходить в магазин за продуктами.
В) Другое (укажите) _____________________________________
Г) Никаких, не считаю нужным это делать.
5. В какой совместной деятельности Вы позволяете своему ребенку проявить инициативу?
А) В играх.
Б) В приготовлении обеда, ужина и т.д.
В) Другое (укажите) ___________________________________
Г) Ни в какой, он еще маленький.
6.Какое важное дело Вы бы доверили своему ребенку?
А) Присмотреть за младшим ребенком, пока родителей нет дома.
Б) Приготовить обед.
В) Другое (укажите) _____________________________________
Г) Никакого, будет лучше, если я сам это сделаю.
8. Какие действия Вы делаете за ребенка?
А) Собираю его портфель.
Б) Выполняю домашнее задание, если он не справляется.
В) Другое (укажите) _____________________________________
Г) Я лишь помогаю ему, основные дела он делает самостоятельно.