СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Час занимательной грамматики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Час занимательной грамматики"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уллуаинская средняя общеобразовательная школа»









Конспект внеклассного мероприятия







Класс: 5-7





Тема: «Час занимательной грамматики»




Учитель: Абдуллабеков Магарам Магомедсаидович






Тема мероприятия: «Час занимательной грамматики»


Цели:

проверка знаний и умений учащихся в различных разделах лингвистики;

создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера;

развитие сообразительности, чувства слова, навыки общения;

формирование умения творческого применения знаний;

 расширение  кругозор учащихся;

воспитание интереса к теории и практике языка, культуре речи.


Ход занятия:


-Добрый день, ребята. Я очень рада  вас  приветствовать на празднике русского языка Слайд 1.

  (Чтение эпиграфа). Сегодня мы прикоснемся к великому дару, который дан нам в наследие, приоткроем тайны языка и постараемся разглядеть «драгоценность языка», о которой говорил  Н.В. Гоголь.  Надеюсь:  задания, которые вам будут предложены, принесут удовольствие, а также смогут убедить вас в том, что русский язык – это весело и познавательно.

В нашей  викторине участвуют две команды. Каждая команда представит  своё название, эмблему, лозунг. Представляю членов жюри, которые будут следить за ходом викторины...

Конкурс-представление

Команды должны представиться, т.е. назвать свою команду, девиз, приветствие соперникам.

  Разминка

Вот задачки для команд,

Спрятались тут шутки.

Быстро думай, соображай

И загадки разгадай.

Слайд 2.

Задачи-шутки

        Коля, ученик 5 класса, почти никогда не делает орфографических ошибок, потому что приводит много примеров на грамматические правила. Коля любит пошутить и в своих шутках о специально «путает» слова.

Объясните, какие слова «путает» Коля, и о каком фонетическом явлении идет речь.

Вариант 1

        Зашли как-то друзья к Оле. На улице стоял бак, в который собирали дождевую воду. Оля предложила Коле: «Сядь пока на бачок, я закончу убирать комнату». А Коля, смеясь, отвечает: «Я, Оля, на боку сидеть ещё не научился».

Вариант 2

        Однажды отец, отвечая на вопросы детей о жителях села, сказал: « Дед Федот – сторожил». «А что дед Федот сторожил?» - спросил Коля, делая вид, что не понимает, в чём дело.

Слайд 3.

Твердый знак ужасно гордый:
«Я на свете самый твердый!
Даже самый мягкий знак
Не смягчит меня никак!»

Поставить, где нужно Ь, Ъ объясните  правописание.

Вариан 1

Раз…яснить

Об…едки

Побереж…е

Под…езд

Бад…я

Из…ян

П…еса

Вариант 2

В…юга

В…юн

Плоскогор..

С…едобный

Суч…я

Бул…он

Почтал…он

Слайд 4.

Задача-шутка «Превращение слов».

1.Вариант.  Превратите «ночь» в «день», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

(Ночь-ноль-соль-солоело-сено-сень-день)

2.Вариант. Превратите «реку» в «море».

(Рекаука-мука-муза-луза-лоза-поза-пора-гора-горе-море)

Слайд 5.    Правильно прочитай слова.

Чтобы правильно прочесть,

Надобно умение:

Ставьте верное всегда

В словах ударение.

1.Вариант

Алфавит

Аристократия

Баловать

Закупорить

Камбала

Коклюш


  1. Вариант

Агент

Борющийся

Гусеница

Заржаветь

Кашлянуть

Красивее


Слайд 6.

Грамматическая задача

 Запишите русские пословицы, в которых упоминаются числа один, два, три, семь, семеро, сто.

Слайд 7.

Слова-перевертыши.

Вариант 1

Я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.

(топор-ропот)

Вариант 2

По дороге, по пути

Весело качу,

Но с конца меня прочти –

Ножик  наточу.

(колесо-оселок)

Слайд 8.

«Одним словом»

Выразите смысл фразеологических оборотов одним словом.

Вариант 1

  1. Завязать дружбу.

  2. Прийтись по вкусу.

  3. Держать путь.

  4. Вылетело из головы.

  5. Пустить корни.

  6. Как снег на голову.

  7. Спустя рукава.

Вариант 2

  1. Не вешать нос.

  2. Поднять на смех.

  3. Перемывать косточки.

  4. Навострить лыжи.

  5. Не сносить головы.

  6. Клевать носом.

  7. На живую нитку.

Слайд 9.

«Метаграммы»

Метаграмма - это загадка, по условию которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.

Ты меня, наверное, знаешь:

Я в сказке Пушкина герой.

Но если л на н мне сменишь,

Сибирской стану я рекой.

(Елисей, Енисей)

С б мучительной бывает,

С м одежду пожирает,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна.

(боль, моль, роль, соль)

Слайд 11.

«Шарады»

     Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельным словом.

Вариант 1

Жилище – первый слог,

 затем идёт предлог,

а в целом я огромная

и называюсь…

(домна)

Вариант 2

Мой первый слог – число с нулями,

У всех людей – последних два,

А вместе – догадайтесь сами:

Всем городам она глава.

(столица)

Слайд 12.

Загадки-шутки для  болельщиков.

     Мы заказали несколько рисунков для нашей викторины одному художнику. Оказалось, что он иностранец  и ещё плохо владеет русским языком. Вот что у него получилось. Объясните, в чём состоят его ошибки.

           Прислонился.                            Нахлебница.

             Наследник.                                  Грабитель.

Слайд 13.

 В чём ошибка?

Вариант 1

1. На собрании были разобраны много важных вопросов.

2. Все восхищались его умению рисовать.

Вариант 2

  1.  До начала сеанса остались всего пять минут.

  2. Я побежал и отнял от него рогатку.

Слайд 14.

Анаграммы

Вариант 1

Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца –

Во мне увидишь что угодно.

(нос-сон)

Вариант 2

Географию со мною

Изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной –

И найдёшь меня в буфете.

(атлас-салат)

Слайд 15.

Что лишнее?

Вариант 1

  1. В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран.

  2. На площади собралось тысяч пять человек народа.

Вариант 2

  1. У ворот стоял пожилой старик.

  2. Муму очень сильно привязалась к Герасиму.

Подведение итогов

- Итак, жюри подводит итоги.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!