Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Уллуаинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект внеклассного мероприятия
Класс: 5-7
Тема: «Час занимательной грамматики»
Учитель: Абдуллабеков Магарам Магомедсаидович
Тема мероприятия: «Час занимательной грамматики»
Цели:
проверка знаний и умений учащихся в различных разделах лингвистики;
создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера;
развитие сообразительности, чувства слова, навыки общения;
формирование умения творческого применения знаний;
расширение кругозор учащихся;
воспитание интереса к теории и практике языка, культуре речи.
Ход занятия:
-Добрый день, ребята. Я очень рада вас приветствовать на празднике русского языка Слайд 1.
(Чтение эпиграфа). Сегодня мы прикоснемся к великому дару, который дан нам в наследие, приоткроем тайны языка и постараемся разглядеть «драгоценность языка», о которой говорил Н.В. Гоголь. Надеюсь: задания, которые вам будут предложены, принесут удовольствие, а также смогут убедить вас в том, что русский язык – это весело и познавательно.
В нашей викторине участвуют две команды. Каждая команда представит своё название, эмблему, лозунг. Представляю членов жюри, которые будут следить за ходом викторины...
Конкурс-представление
- Команды должны представиться, т.е. назвать свою команду, девиз, приветствие соперникам.
Разминка
Вот задачки для команд,
Спрятались тут шутки.
Быстро думай, соображай
И загадки разгадай.
Слайд 2.
Задачи-шутки
Коля, ученик 5 класса, почти никогда не делает орфографических ошибок, потому что приводит много примеров на грамматические правила. Коля любит пошутить и в своих шутках о специально «путает» слова.
Объясните, какие слова «путает» Коля, и о каком фонетическом явлении идет речь.
Вариант 1
Зашли как-то друзья к Оле. На улице стоял бак, в который собирали дождевую воду. Оля предложила Коле: «Сядь пока на бачок, я закончу убирать комнату». А Коля, смеясь, отвечает: «Я, Оля, на боку сидеть ещё не научился».
Вариант 2
Однажды отец, отвечая на вопросы детей о жителях села, сказал: « Дед Федот – сторожил». «А что дед Федот сторожил?» - спросил Коля, делая вид, что не понимает, в чём дело.
Слайд 3.
Твердый знак ужасно гордый:
«Я на свете самый твердый!
Даже самый мягкий знак
Не смягчит меня никак!»
Поставить, где нужно Ь, Ъ объясните правописание.
Вариан 1
Раз…яснить
Об…едки
Побереж…е
Под…езд
Бад…я
Из…ян
П…еса
Вариант 2
В…юга
В…юн
Плоскогор..
С…едобный
Суч…я
Бул…он
Почтал…он
Слайд 4.
Задача-шутка «Превращение слов».
1.Вариант. Превратите «ночь» в «день», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.
(Ночь-ноль-соль-соло-село-сено-сень-день)
2.Вариант. Превратите «реку» в «море».
(Река-рука-мука-муза-луза-лоза-поза-пора-гора-горе-море)
Слайд 5. Правильно прочитай слова.
Чтобы правильно прочесть,
Надобно умение:
Ставьте верное всегда
В словах ударение.
1.Вариант
Алфавит
Аристократия
Баловать
Закупорить
Камбала
Коклюш
Вариант
Агент
Борющийся
Гусеница
Заржаветь
Кашлянуть
Красивее
Слайд 6.
Грамматическая задача
Запишите русские пословицы, в которых упоминаются числа один, два, три, семь, семеро, сто.
Слайд 7.
Слова-перевертыши.
Вариант 1
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.
(топор-ропот)
Вариант 2
По дороге, по пути
Весело качу,
Но с конца меня прочти –
Ножик наточу.
(колесо-оселок)
Слайд 8.
«Одним словом»
Выразите смысл фразеологических оборотов одним словом.
Вариант 1
Завязать дружбу.
Прийтись по вкусу.
Держать путь.
Вылетело из головы.
Пустить корни.
Как снег на голову.
Спустя рукава.
Вариант 2
Не вешать нос.
Поднять на смех.
Перемывать косточки.
Навострить лыжи.
Не сносить головы.
Клевать носом.
На живую нитку.
Слайд 9.
«Метаграммы»
Метаграмма - это загадка, по условию которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.
Ты меня, наверное, знаешь:
Я в сказке Пушкина герой.
Но если л на н мне сменишь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей, Енисей)
С б мучительной бывает,
С м одежду пожирает,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.
(боль, моль, роль, соль)
Слайд 11.
«Шарады»
Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельным словом.
Вариант 1
Жилище – первый слог,
затем идёт предлог,
а в целом я огромная
и называюсь…
(домна)
Вариант 2
Мой первый слог – число с нулями,
У всех людей – последних два,
А вместе – догадайтесь сами:
Всем городам она глава.
(столица)
Слайд 12.
Загадки-шутки для болельщиков.
Мы заказали несколько рисунков для нашей викторины одному художнику. Оказалось, что он иностранец и ещё плохо владеет русским языком. Вот что у него получилось. Объясните, в чём состоят его ошибки.
Прислонился. Нахлебница.
Наследник. Грабитель.
Слайд 13.
В чём ошибка?
Вариант 1
1. На собрании были разобраны много важных вопросов.
2. Все восхищались его умению рисовать.
Вариант 2
До начала сеанса остались всего пять минут.
Я побежал и отнял от него рогатку.
Слайд 14.
Анаграммы
Вариант 1
Задачу ты решишь свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во мне увидишь что угодно.
(нос-сон)
Вариант 2
Географию со мною
Изучают в школе дети.
Дай порядок букв иной –
И найдёшь меня в буфете.
(атлас-салат)
Слайд 15.
Что лишнее?
Вариант 1
В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран.
На площади собралось тысяч пять человек народа.
Вариант 2
У ворот стоял пожилой старик.
Муму очень сильно привязалась к Герасиму.
Подведение итогов
- Итак, жюри подводит итоги.