СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка часа общения по теме "Семья. Традиции и реликвии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  часа общения по теме "Семья. Традиции и реликвии" позволит классному руководителю организовать мероприятие, направленное на пропоганду семейных ценностей. Подростки делятся семейными традициями и расширяют представление о семейных реликвиях. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка часа общения по теме "Семья. Традиции и реликвии"»

8 класс.

Час общения «Семья. Семейные отношения. Традиции и реликвии моей семьи»


Цель: создание условий для формирования представлений ценностного отношения младших школьников к семье, родословию, русским православным традициям, духовному наследию страны.


Задачи:

  • Формирование представлений о традициях семейного воспитания, семейной иерархии;

  • Актуализация положительного опыта семейных взаимоотношений;

  • Формирование активной позиции школьников по отношению к изучению и сохранению семейных традиций, реликвий;

  • Осознание младшими школьниками внутреннего смысла православных традиций и обычаев устройства семейной жизни.


Оборудование:

  • Мультимедийное сопровождение;

  • Карточки с заданиями для групповой работы;

Ход часа общения:

1. Организационный момент.


Семья- это счастье, любовь и удача,

Семья- это летом поездки на дачу,

Семья- это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,


Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья- это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно! Семья- это сложно!

Но счастливо жить без семьи невозможно.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Я не случайно начала нашу встречу словами из стихотворения. Сегодня мы будем говорить с вами о семье. О том, чем была семья для наших предков, как строились отношения в семье, что такое семейные традиции. И какова же роль семьи в наши дни.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы понимаете, что такое семья? Почему семья нужна человеку?

Учитель:

-Раньше семьи были большие: несколько поколений родных жили под одной крышей. Старшие передавали свой опыт младшим, взрослые заботились о тех, кто уже не мог работать. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

-Давайте попробуем продолжить пословицы и поговорки

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки- сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.


- Сейчас семья стала иной, какие новшества по устройству семьи вы слышали? (гостевая семья, …

Семьи стали маленькими…). Анохронизм? Демографическая ситуация только ухудшится.

но ее суть осталась прежней: воспитание детей, забота друг о друге. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?


Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт». Как вы понимаете значение этой пословицы?

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Учитель: Я думаю, что вы счастливые дети, потому, что «Счастлив тот, кто счастлив дома». Это семейное счастье, благополучие рождается, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами.

У кого есть бабушки или дедушки? Брат? Сестра?

Родных людей у вас больше, например у бабушки может быть есть сестра и вы для нее тоже родственник - внучатый племянник.


Презентация СЕМЬЯ. Семейные отношения.


Семьи все разные. А чем они отличаются? (своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями). Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

- А что же такое «традиции»? Давайте попробуем дать определение. (рассуждения детей)

- Посмотрите, какое определение дано в словаре С.И. Ожегова

1. Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.


В каждой семье есть свои традиции. Касаются они всего: как обустроить дом, распределить обязанности, воспитывать детей, что готовить для праздничного стола, где отдыхать... И нам кажется, что по-другому просто и быть не может. Мы к этому привыкли.

Основное назначение традиций — подсказывать нам, как вести себя в той или иной ситуации. Традиции могут «строить» нашу жизнь буквально по кирпичику: на завтрак непременно едим кашу, праздничный стол не мыслим без кулебяки, квартиру убираем по субботам, а отпуск проводим на море... А почему именно так, мы и не задумываемся. Просто так изначально сложилось...

Чаще всего добрые семейные традиции приурочиваются к праздникам и выходным: ведь эти дни предполагают, что вся семья в сборе.

- Какие семейные традиции и обычаи есть в ваших семьях?


(собирать и хранить семейные фотографии, посещение музея, цирка, кинотеатра по выходным, семейный отдых на море, семейное чаепитие, любимая сказка на ночь и т.д.), а затем прикрепляют ромашки на доску.

Основные семейные традиции

  • Традиция празднование дней рождений.

  • Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи.

  • Совместные игры с детьми.

  • Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период.


  • Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи.

  • Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.

Передача семейных реликвий подрастающему поколению

Учитель добавляет:

- Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Кто может рассказать о своей родословной? (макет родословного дерева)

- Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учащиеся рассказывают о своих близких.


- Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… А в вашем классе есть семьи, где сформировались династии?

Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.


- Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Каждое имя имеет свою историю. Раньше людей называли по каким-то внешним признакам, по положению в семье или по роду занятий.

Сейчас родители дают ребенку такое имя, которое им нравится, либо называют в честь родственников. У кого в семье есть такая традиция?

Учащиеся, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

- У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но вещи, принадлежащие ему, живут. Мы их храним и бережём. Это тоже традиции.

Почему мы храним эти вещи? Потому что история вещи – это история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

- Учащиеся рассказывают о старинных вещах, которые хранятся в их семьях.

В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи “как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит семья – это понимание. Это слово уже написано на одном из кирпичей. Придумайте, какие ещё кирпичи вы возьмете для строительства своего чудесного дома. (примерные слова благородство, великодушие, доброта, жизнерадостность, уважение, любовь, доверие, взаимопомощь, терпение, искренность, ласка, милосердие, справедливость, трудолюбие, честность, щедрость и т.д.)


Работа в группах (3 группы по 8- 7 человек) – у каждой группы на столах ромашки, дети на лепестках записывают свои семейные традиции, подписывают кирпичики. На листочках у каждой группы изображение кирпичиков для строительства дома, дети должны на каждом кирпичике записать правила, благодаря которым можно сохранить семью. Эти кирпичики крепятся на изображение дома, в основании которого написано слово понимание).

На облаках пишут определние семьи.

Игра «Построим свой дом»

«Море семейного счастья»

Ромашка семейных традиций

Игра «Растим родовое дерево»


Учитель:

Наш классный час подошёл к концу. Ребята, очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего. Я надеюсь, что, то доброе и светлое, о чём мы говорили на нашем классном часе, сделает светлее ваши души и сердца.


В заключении я предлагаю каждой группе написать выражения на тему «Для меня с семья – это…».(Работа в группах. Учащиеся записывают свои мысли на облачках, зачитывают и прикрепляют на доску)


На магнитной доске доске получается картина: солнышко (его прикрепляет учитель), облачка с надписями «Для меня семья – это…», ромашки, на лепестках которых записаны семейные традиции, родовое дерево , кирпичный дом.


РЕФЛЕКСИЯ

- СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ(А)…..

Я МОГУ…

Я ХОЧУ…

Я ДОЛЖЕН…


- СЕГОДНЯ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…

















Приложение

Алгоритм рассказа о семейной реликвии


1. Реликвия – это …(Ключевые слова: памятная вещь, дорогая память, память о …, свято хранимая…)


2. Почему обратил внимание на этот предмет (Ключевые слова: говорили на уроке, получил задание, перебирал фотографии, расспросил…)


3. С кем связана данная реликвия (Ключевые слова: я никогда не видел…, мало, что знаю о…, видел фотографии…, знаю по рассказам…)


4. Что мне известно о людях, с кем связана реликвия.


5. История, связанная с предметом или человеком, о котором рассказывается.


6. Стоит ли беречь эту реликвию? Почему? (Ключевые слова: Я хочу, чтобы …Мне хотелось, чтобы..)


  • Эгоизм

  • Понимание

  • Доверие

  • Уважение

  • Злость

  • Доброта

  • Творчество

  • Поддержка

  • Конфликтность

  • Порядочность

  • Аккуратность

  • Миролюбие

  • Обидчивость

  • Активность

  • Дружелюбие

  • Взаимопомощь (помощь)
















РОДОВОЕ ДЕРЕВО



РОДОВОЕ ДЕРЕВО














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей