Декадник предметов естественнонаучного цикла – один из способов формирования функциональной грамотности у обучающихся.
Автор: Эшмакова Д.Н.
Как известно, функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Как же проверить уровень освоения ФГ обучающихся нашей школы в настоящее время и что нужно сделать, чтобы повысить функциональную грамотность учеников? Этими вопросами мы и задались на одном из заседаний ШМО.
В ходе своего доклада я бы хотела поделиться с вами небольшим опытом, а именно, как мы организовали и провели декадник предметов естественно-научного цикла, посвященный формированию естественно - научной грамотности у обучающихся.
Цель декадника: повышение интереса обучающихся к предметам естественно – научного цикла на основе применения заданий, формирующих функциональную грамотность.
Задачи:
Разработать задания по предметным областям: биология, химия, физика, математика, информатика, география, ОБЖ, технология на формирование математической, естественно – научной, читательской, креативной, глобальной и финансовой грамотности.
Провести мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся, расширению знаний по предметным областям.
Организовать самостоятельную, индивидуальную, коллективную и практическую деятельность учащихся, содействуя формированию УУД.
Поддержать у детей состояние активной заинтересованности овладением новыми, более глубокими знаниями по предметам естественно-научного цикла.
Создать необходимые условия для поддержки одарённых детей.
Таблица 1. План проведения декадника предметов естественно – научного цикла
Дата | Классы | Название мероприятия | Ответственный |
17.01. | 5 - 11 | Общешкольная линейка, посвященная открытию декадника предметов естественно – научного цикла | Эшмакова Д.Н. |
17.01 – 28.01 | 5 - 11 | Выставка творческих работ «17 января – День детских изобретений» | Чиркова С.В. |
18.01 – 28.01 | 5 - 11 | Состязания знатоков естественных наук «Что? Где? Когда?» (ребусы, кроссворды, шарады, занимательные задания с применением функциональной грамотности по следующим предметам: география (18.01); биология (19.01); математика (20.01); ОБЖ (21.01); физическая культура (24.01); физика (25.01); химия (26.01); технология (27.01); информатика (28.01). | Учителя предметники |
20.01 | 1 - 4 | Экскурсия в образовательный центр Точка Роста «Удивительная химия» | Эшмакова Т.А. |
29.01 | 5 – 11 | Познавательно – спортивное мероприятие «Зарница» | Лимонов Н.Т., Хлебов М.Ю., Кононов В.А. |
Итак, согласно плану в первый день организовали общешкольную линейку, посвященную открытию декадника предметов естественно – научного цикла. Познакомили ребят с планом и оформили уголок.
В течение нескольких дней была организована вставка творческих работ обучающихся.
Девять дней проходило состязание знатоков естественных наук «Что? Где? Когда?». Суть состязания состояла в том, что обучающиеся с 5 по 11 класс каждый день выполняли пизаподобные задания в рамках одного предмета:
1. география (18.01);
биология (19.01);
математика (20.01);
ОБЖ (21.01);
физическая культура (24.01);
физика (25.01);
химия (26.01);
технология (27.01);
информатика (28.01).
Педагоги заранее готовили задания, используя банк заданий электронных платформ таких, как РЭШ, ФИПИ, Институт стратегии развития образования, презентации Академии просвещения (ШСУ), платформы ЦОК. Утром раскладывали по кармашкам (классам). В течение всего дня ребята выполняли данные задания. В конце дня ответы сдавались учителю. Учитель сразу же проверял задания и выставлял итоговый балл в Экран успеваемости. Обучающиеся могли видеть динамику своего участия в реальном времени, что усиливало их соревновательный характер и желание быть лучше. На переменах реально кипела работа, все ученики участвовали в решении заданий, потому что это для них было новинкой.
Например (разбор нескольких заданий на слайде, показ экрана успеваемости).
Для обучающихся начальных классов была организована экскурсия в образовательный Центр «Точка Роста», где ребята сами провели ряд эффектных опытов.
Завершили декадник познавательно – спортивным мероприятием «Зарница», на котором ребята применили полученные знания на практике: определяли азимут, отличали веточки и шишки голосеменных растений, находили площадь школьного участка, разделяли смесь поваренной соли и речного песка и т.п.
По отзывам школьников, неделя естественных наук прошла плодотворно и интересно. А мы, педагоги, достигли намеченной цели: повысили интерес обучающихся к предметам естественно – научного цикла и приступили к формированию ФГ. Акцент был сделан на формирование естественнонаучной грамотности, но и остальные компетенции тоже были включены в задания.
Конечно же, после декадника провели рефлексию. По результатам анкетирования обучающихся 5 – 11 классов, можно сделать вывод: во-первых, что мы выбрали очень удачную форму проведения декадника (нам самим и детям очень понравилось). Во-вторых, наши дети стали мыслить глобально, креативно, познакомились с новым форматом заданий, а в – третьих, мы очень рады, что наши наработки уже апробированы в Халдинской школе.
Результаты анкеты на слайде.