СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка факультативного занятия для 5 и 6 классов "Числовые ребусы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка факультативного занятия для 5 и 6 классов по темам: "Типы числовых ребусов", "Числовые ребусы, содержащие операции сложения, вычитания".

Цель: познакомить учащихся с основными правилами шифровки и дешифровки числовых ребусов.

Основное содержание

1. Знакомимся с типами числовых ребусов по виду шифровки.

2. Изучаем основные правила шифровки и дешифровки числовых ребусов.

3. Решаем числовые ребусы, содержащие операции сложения и вычитания.

Формы, методы и средства

Лекция, фронтальная работа, самостоятельная работа и соревнование в группах.

Просмотр содержимого документа
«Разработка факультативного занятия для 5 и 6 классов "Числовые ребусы"»

ТЕМА. ТИПЫ ЧИСЛОВЫХ РЕБУСОВ. ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ОПЕРАЦИИ СЛОЖЕНИЯ, ВЫЧИТАНИЯ


Цель: познакомить учащихся с основными правилами шифровки и дешифровки числовых ребусов.

Основное содержание

1. Знакомимся с типами числовых ребусов по виду шифровки.

2. Изучаем основные правила шифровки и дешифровки числовых ребусов.

3. Решаем числовые ребусы, содержащие операции сложения и вычитания.

Формы, методы и средства

Лекция, фронтальная работа, самостоятельная работа и соревнование в группах.

Проведение занятия

1. Знакомим учащихся с типами ребусов (ребусы в картинках и числовые ребусы). Решая ребусы в картинках, используем раздаточный иллюстративный материал.

2. Рассмотрим основные правила шифровки и дешифровки числовых ребусов.

При решении числовых ребусов, содержащих операции сложения, наиболее часто приходится пользоваться следующими свойствами операции сложения натуральных чисел:

1) если при суммировании двух k-значных чисел в сумме получается (k + 1)-значное число, то его наивысший десятичный знак равен единице;

2) если при суммировании двух одинаковых k-значных чисел в сумме получается k-значное число, то десятичный знак наивысшего разряда слагаемых не превосходит четырех.

Числовой ребус, содержащий операцию вычитания, можно заменить числовым ребусом, содержащим операцию сложения.

3. Фронтально решаем несколько заданий.

4. Предлагаем учащимся самостоятельно решить остальные. Один ученик работает с обратной стороны доски. Остальные — в тетрадях. После того как все справились с заданием, проверяем. В случае ошибки на доске вызываются учащиеся из класса и следует комментарий учителя.

В помощь учителю

Ответы и решения к заданиям

Числовые ребусы, содержащие операции сложения и вычитания

Подумаем вместе≫

1.

+

К

И

С

К

С

И


И

С

К


Ответ:

+

4

9

5

4

5

9


9

5

4



2.

+

С

П

О

Р

Т

С

П

О

Р

Т


К

Р

О

С

С


Ответ:

+

4

3

9

7

2

4

3

9

7

2


8

7

9

4

4



3.

+

Т

У

З

И

К

Т

У

З

И

К

К

А

Р

Т

У

З


Ответ:

+

5

4

2

7

1

5

4

2

7

1

1

0

8

5

4

2



4.

+

С

Н

Е

Г

К

Р

У

Г

С

П

О

Р

Т


Ответ:

+

1

3

7

4

9

2

5

4

1

0

6

2

8




5.

+

I

K

C

K

I

C

K

I

C

Y

K

I

C


Ответы:

+

2

7

5

7

2

5

7

2

5

1

7

2

5



+

2

6

5

6

3

5

6

3

5

1

5

3

5



+

6

3

5

3

6

5

3

6

5

1

3

6

5



+

7

2

5

2

7

5

2

7

5

1

2

7

5



6.

+

5

9,

2

7

*

*,

4

5

7

8,

*

3

1

8

2,

1

*


Ответ:

+

5

9,

2

7

4

4,

4

5

7

8,

4

3

1

8

2,

1

5



7.

+

К

Н

И

Г

А

К

Н

И

Г

А

К

Н

И

Г

А


Н

А

У

К

А


Ответ:

+

2

8

3

7

5

2

8

3

7

5

2

8

3

7

5


8

5

1

2

5



8.

+

Б

Б


А


А

С

С

С


Ответ:

+

9

9


6


6

1

1

1



9.

+

О

Д

И

Н

О

Д

И

Н

М

Н

О

Г

О


Ответ:

+

6

8

2

3

6

8

2

3

1

3

6

4

6



10.

+

К

О

Ш

К

А

К

О

Ш

К

А

К

О

Ш

К

А

С

О

Б

А

К

А


Ответ:

+

5

6

3

5

0

5

6

3

5

0

5

6

3

5

0

1

6

9

0

5

0



11.

+

Р

Е

Ш

И

Е

С

Л

И

С

И

Л

Е

Н


Ответ:

+

9

3

7

2

3

1

5

2

1

2

5

3

4


Наибольшая цифра в записи числа «СИЛЕН» равна 5.


12.

+

М

О

Д

А

М

О

Д

А

К

А

М

О

Д


Ответ:

+

8

9

4

7

8

9

4

7

1

7

8

9

4



13.

+

Т

Р

И

Д

В

А

П

Я

Т

Ь


Ответ:

+

7

6

9

5

0

4

1

2

7

3




14.

К

А

+

8

=

3

Р

-


-


-

С

И

+

Р

=

С

Р

С

А

+

3

=

К

И


Ответ:

2

7

+

8

=

3

5

-


-


-

1

0

+

5

=

1

5

1

7

+

3

=

2

0



15.

М

Я

+

7

=

Я

Л

-


-


-

Л

П

+

Л

=

Л

Л

Л

Я

+

5

=

А

П


Ответ:

4

5

+

7

=

5

2

-


-


-

2

0

+

2

=

2

2

2

5

+

5

=

3

0



16.

+

А

Б

В

Г

А

Б

Д

Г

В

Г

Д

А

Г


Ответ:

+

5

2

1

0

5

2

4

0

1

0

4

5

0



17.

+

Ш

Л

И

Т

Е

Ш

Л

И

Т

Е

Д

Е

Н

Ь

Г

И


Ответ:

+

8

5

4

6

7

8

5

4

6

7

1

7

0

9

3

4



18.

+

П

Р

И

М

Е

Р


Р

И

М

Е

Р



И

М

Е

Р




М

Е

Р





Е

Р






Р


З

А

Д

А

Ч

А


Ответ:

+

8

5

1

7

4

5


5

1

7

4

5



1

7

4

5




7

4

5





4

5






5


9

0

6

0

3

0



19.

+

Я

И

И

Ж


Ответ:

+

9

1

1

0



20.

+

Г

О

Д

Ы

Г

О

Д

Ы

Г

О

Д

Ы

И

Т

О

Г

И


Ответ:

+

5

2

1

0

5

2

4

0

1

0

4

5

0



Оценка деятельности учащихся

В конце занятия учащимся предлагается разделиться на две команды и устроить соревнование .Учитель предлагает задания и определяет количество баллов за каждый решенный числовой ребус. По истечении времени проверяются ответы. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.


Использованная литература:

  1. Факультативные занятия. Математика 5 - 6 классы элементы логики. Пособие для учителей. Т.С. Будник, Минск, «Аверсэв», 2014;

  2. http://rebus1.com


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!