Тема факультативного занятия: «Религия и ее роль в духовно-нравственной жизни человечества», 10 класс
Цель: способствовать осмыслению основных понятий по теме; расширить знания учащихся о сущности религии, уровнях религиозного сознания, особенностях религиозной веры.
Задачи: разобрать сущность понятий «религия», «религиозная вера», «религиозный культ», «религиозная культура»; на основе знакомства с многообразием религиозных систем и верований выявить нравственные ценности, лежащие в их основе.
Оборудование: Гирина В.Н. Пособие для учителей «Жизнь общества. 10 класс», 2014., Гирина В.Н. Пособие для учащихся «Жизнь общества. 10 класс», 2014.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Знакомство учащихся с планом занятия.
1.Религия как форма мировоззрения и образ жизни.
2.Нравственные основы религий мира.
3.Культ и вера.
4.Роль религии в современном развитии общества.
2.Основная часть занятия.
Слово учителя: Понятие «религия», а также некоторые элементы религиозной культуры уже известны вам из уроков истории и обществоведения, поэтому мы, опираясь на имеющиеся знания, постараемся активизировать вашу интеллектуальную деятельность. Работаем с пунктами плана 1,2. Для этого познакомимся с документами и проанализируем высказывания известных людей и некоторые цифры, относящиеся к теме: п.1, 2 разбираем по материалам рубрики «Говорят мудрые», «Историческая справка», «Интересно знать», фрагмент 2 рубрики «Читальный зал» (стр.138-143).
Вопрос-обобщение: что представляет собой религия как мировоззрение? Как образ жизни?
После проведенной дискуссии учитель предлагает устно заполнить таблицу, изображенную на доске и сделать самостоятельные выводы, дав название таблице (актуализация знаний по обществоведению):
Мировая религия | Время возникновения | Место возникновения | На каких континентах распространена в наибольшей степени |
Вопрос-обобщение: каковы нравственные основы религии? Откуда они берут свое начало?
Работа над пунктом плана 3. Культ и вера.
Форма работы – комментированное чтение вслух. Учащийся читает до того места, где обнаруживает проблему, описанную автором. Останавливаясь, озвучивает ее своими словами. После прочтения текста учащиеся отвечают на поставленные автором учебника вопросы: Охарактеризуйте взаимосвязь между культурой и верой. Какой из приведенных автором ответов на вопрос «Что такое религия?» вам кажется наиболее приемлемым? Какие аргументы приводит автор в доказательство тезиса, что религия всегда чем-то возвышается над средой? (в.1) В чем состоит особенность религии? (в.3, «Читальный зал»).
Работа над вопросом пункта 4. Вспомните из программного материала функции религии (мировоззренческая, регулятивная, интегративная, культуротворческая). Нужна ли современному обществу религия?
Следующая форма работы: анализ статистических данных – стр. 139 «Просто цифры» - составьте диаграмму для презентации данного вопроса и сделайте соответствующие выводы.
3.Закрепление
Соотнесите с функциями религии пункты нашего плана и сделайте выводы о роли религии в духовно-нравственной жизни человечества? Какие проблемы в наше время связаны с этим направлением?
4.Домашнее задание
«Оживи схему» - составить рассказ с примерами по схеме, чтобы ее содержание раскрывало сущность темы занятия:
Отличительные признаки религии
Верования
Система символов
Ритуалы
Этос (нравственная позиция)
Взгляд на жизнь
5.Подведение итогов. Рефлексия (роль религии в моей жизни…) и качественная оценка деятельности учащихся.