СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разработка и обоснование применения инструкционных (инструкционно-технологических) карт на уроках технологии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дипломная работа "Разработка и обоснование применения инструкционных (инструкционно-технологических) карт на уроках технологии"

Просмотр содержимого документа
«"Разработка и обоснование применения инструкционных (инструкционно-технологических) карт на уроках технологии"»



МБОУ ВМР «НАДЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»


Разработка и обоснование применения инструкционных (инструкционно-технологических) карт на уроках технологии

Дипломная работа

Выполнила: Метляева Евгения Николаевна,

Учитель технологии

Руководитель

Игнатьева Анна Сергеевна,

заведующий кафедрой педагогики,

кандидат филологических наук.

2020



Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования у школьников 7

познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии 7

1.1. Формирование у школьников познавательных универсальных учебных действий в свете требований ФГОС ООО 7

1.2. Использование инструкционных карт на уроках технологии 10

Глава 2. Методические основы формирования у младших школьников 16

познавательных универсальных учебных действий на уроках 16

технологии 16

2.1. Описание и результаты опытно-исследовательской работы 16

Заключение 23

Список литературы 24





























Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения определил принципиальные изменения

в содержании образования, мышлении учителя, целенаправленном формировании ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности. Новая идеология образования заключается в том, что современная школа должна воспитать человека, который будет готов учиться и приобретать новые умения на протяжении всей жизни. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту первоочередной задачей становится развитие у обучающихся умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Задача развития универсальных учебных действий достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Это новый подход к интерпретации требований к результатам основного общего образования конкретизируется в Концепции развития универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В методических материалах, разработанных данной группой авторов, акцентируется вопрос о роли самого обучающегося в учебном процессе. «В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся…. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками… Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения» [2, 7].

Все это придает особую актуальность задаче формирования в основной школе универсальных учебных действий, позволяющих достигать метапредметных результатов (регулятивных, коммуникативных, познавательных).

Среди метапредметных универсальных учебных действий особое значение имеют познавательные УУД, т.к. именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека. Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблем готовят школьника к решению любой проблемы-задачи.

Познавательные универсальные учебные действия могут формироваться на разных уроках. Значительный потенциал для формирования познавательных универсальных учебных действий имеет школьный курс «Технология». Технология в школе – это системообразующий предмет, в котором интегрируются все знания, полученные школьником в других образовательных областях. Формирование у обучающихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования. Это несомненный факт. На сегодняшний день проведено множество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам её формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных навыков, но несмотря на это многие учителя с трудом переходят к ориентации на новые цели образования. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате школьники неспособны пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях близких к реальным, но и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях. Данное противоречие явилось основанием для формулировки основной проблемы исследования.

Таким образом, проблему исследования можно представить в виде вопросов:

  • какие инструкционные карты могут быть направлены на формирование

познавательных универсальных действий;

  • как организовать работу с инструкционной картой на уроках технологии.

В связи с актуальностью проблемы исследования была определена его

тема: Разработка и обоснование применения инструкционных (инструкционно-технологических) карт на уроках технологии.

Объект исследования – учебная деятельность школьников на уроках технологии. Предмет исследования – условия использования инструкционных карт для формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования инструкционных карт для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии.

Гипотеза исследования: предположим, что инструкционные карты могут быть эффективным средством формирования познавательных универсальных учебных действий при условии, что на уроках будет организована работа с ними.

Задачи исследования:

1) проанализировать требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также раскрыть и уточнить понятие «познавательные универсальные учебные действия»;

2) раскрыть особенности формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий;

3) выявить специфику и значимость уроков «Технологии» для формирования

познавательных универсальных учебных действий, рассмотреть особенности инструкционных карт и методику работы с ними;

4) проанализировать УМК по технологии в контексте темы исследования;

5) провести опытно-исследовательскую работу по теме и проанализировать

результаты.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы методы исследования:

– теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

– диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий;

- проектирование конспектов уроков, направленных на формирование познавательных УУД;

– анализ результатов диагностирования.

Структура итоговой работы определена темой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, содержащего 34 источника, приложения.





















Глава 1. Теоретические основы формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии 1.1. Формирование у школьников познавательных универсальных учебных действий в свете требований ФГОС ООО

Модернизация российского образования предполагает принципиальное

обновление его содержания, нацеленность на кардинально новый образовательный результат. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы самостоятельно решать разнообразные жизненные задачи. Такая переориентация нашла отражение в создании и разработке Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС ООО). В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию [10, с. 8]. Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника основной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования и обеспечивающих «умение учиться» [12, с. 10].

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться

[2, 20]. В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД)

означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового

социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность

способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной

работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2, с. 38]. Я в своей работе термин «УУД» буду понимать в более узком его значении – как совокупность способов действий учащегося.

Выделяют следующие функции УУД:

1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и исправлять необходимые средства и способы их достижения, контролировать, оценивать процесс и результат деятельности.

2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию [11, с.99].

В зависимости от вида мыслительной деятельности существует следующая классификация УУД (по А.Г. Асмолову):

1. Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию

обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные УУД – обеспечивают обучающимся организацию их учебной

деятельности.

3. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и учет

позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

4. Познавательные УУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы [2, с. 38].

В своей работе я раскрою более полно познавательные универсальные учебные действия, которые педагог может развивать на уроках технологии.

Познавательные универсальные учебные действия определяются как универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательно деятельности и тесно связаны с познавательным развитием обучающихся. Под познавательным развитием личности понимается формирование у обучающихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способностями познания и учения, развитие логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. Формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения.

При проектировании и проведении урока, направленного на формирование

познавательных универсальных учебных действий, учитель использует различные методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности обучающихся, различные педагогические технологии. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение обучающихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

В настоящее время на уроках используются разные виды наглядности:

репродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры; учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; рисунки и аппликации; таблицы; схемы; карты;

инструкционные карты; блок-схемы, диаграммы; графики, а также

аудио фрагменты, видеофрагменты и видеоролики, видеофильмы и т.п.

Рассмотрим распространенный вид условно-графической наглядности –

инструкционные карты. Пошаговые письменные инструкции (в виде технологических или инструкционных карт) используются на разных предметах при организации самостоятельной и практической работы. Однако следует заметить, что инструкционные карты наиболее частое применение нашли на уроках технологии. Учителю технологии приходится (это обязательный элемент правильно организованного урока) показывать школьникам либо эталонное

изделие (объект труда), либо инструкционную карту последовательности его

изготовления. Методику использования инструкционных карт на уроках технологии более подробно рассмотрю в следующем параграфе.

1.2. Использование инструкционных карт на уроках технологии

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Такие возможности имеет и учебный предмет «Технология». Современный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области “Технология” заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения “новых” для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.

Возможности учебного предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у обучающихся картину мира с технологической направленностью. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей [4].

При проектировании и проведении урока технологии, направленного на

формирование познавательных универсальных учебных действий, учитель

может использовать различные методы, приёмы, средства обучения, формы

организации деятельности обучающихся, различные педагогические технологии. Особую значимость в современной общеобразовательной школе приобретает наглядный метод. Он является одним из самых современных и востребованных методов обучения.

На каждом уроке технологии необходимо наличие образца (схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов, инструкционных карт, технологических карт.

В основной школе используются следующие виды технической документации:

• технологические карты, где информация представлена в графическом

виде. Технологические карты содержат сведения о техническом процессе

изготовления изделия в письменно- графической форме;

• инструкционные карты, содержат перечень рабочих приемов. Они

отличаются от технологических тем, что они отражают трудовую сторону

процесса изготовления изделия и содержат перечень рабочих приемов

выполнения той или иной трудовой операции;

• инструкционно -технологические карты, в которых схемы сопровождаются

описанием, что обеспечивает непосредственное чувственное восприятие

обучающимися изучаемого материала, значительно активизирует познавательную деятельность обучающихся и обеспечивает сознательное и прочное усвоение ими изучаемого материала;

• алгоритмическая или поэтапная обработка узла;

• карточки с образцами поэтапной обработки для осязательного восприятия;

• раздаточный и демонстрационный материал, в котором отражена

последовательность технологической обработки изделий;

• технические чертежи, схемы.

Важнейшим достоинством перечисленных видов наглядности является их

условность, что позволяет сделать переход от чувственного познания к абстрактному мышлению более простым.

Инструкционная карта – это серия рисунков, чертежей с указанием порядка операций. Инструкционные карты имеют две стороны: технологическую,

определяющую, что и в какой последовательности делать для получения

необходимого результата, и учебно-инструктивную, содержащую указания как

делать [9].

Этот документ разработан по аналогии с одним из видов производственной

документации - технологической картой для рабочего, изготавливающего изделие по готовой инструкции. В связи с этим наибольшее применение инструкционная карта обычно находит в случаях организации репродуктивной работы обучающихся по воспроизведению образца. Это обеспечивает обучающимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны – позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско-технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем. Учебноинструкционная карта даже в репродуктивной деятельности детей должна применяться лишь в тех случаях, которые связаны с еще не освоенными способами и приемами действий.

Инструкционной картой школьник может пользоваться по мере необходимости, независимо от деятельности других обучающихся, его работа становится более самостоятельной и активной. Имея инструкционную карту, ученик может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать. По инструкционной карте учителю легче контролировать выполнение задания.

Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть

использовано как на этапе анализа задания, так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно «прозрачно», оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственности и образности.

По оформлению выделяют следующие виды:

1) наглядная инструкционная карта – каждый чертеж сопровождается рисунком или фотографией, демонстрирующей выполнение данной операции

наглядно. На уроке каждая схема инструкционной карты может сопровождаться показом;

2) комбинированная инструкционная карта – серия чертежей, сопровождаемая словесным комментарием к каждой операции. Словесное описание дает более полное представление о выполняемом действии;

3) графическая инструкционная карта - карта без словесного комментария,

содержащая только чертежи, расположенные в порядке следования операций

[4].

4) Текстовая инструкция – чаще всего, это план, написанный на доске,

последовательность операций. На самом деле они почти никогда не могут

оказать помощи, поскольку ребенка интересует не что за чем, делать, а как

делать. Текстовой ответ на вопрос как? был бы слишком многословен,

поэтому мы и видим «планы»: подумай (!), разметь, вырежи и т.д. Поэтому

лучше никаких текстов не писать, а устно проговорить последовательность

операций.

В зависимости от назначения в инструкционной карте могут преобладать

те или иные элементы, какая-либо часть мажет стать основной, что позволяет

присвоить ее название всей карте.

В зависимости от сложности изделия, от подготовленности учащихся

решается вопрос о том, какую форму будут иметь инструкционные карты,

насколько подробные указания будут они содержать.

Самая понятная, удобная ученику (и самая трудная для исполнения учителем) демонстрационная предметная инструкционная карта (рис. 1).


Рис. 1. Демонстрационная предметная инструкционная карта «Уход за обувью»




Более сложным видом инструкционных карт являются графические, основанные на эскизах и схемах. Они также могут быть демонстрационными

(одна на весь класс) и раздаточными. Преимущество их в том, что дети

понемногу абстрагируются от реального образца, привыкают к формальному

языку техники, у них в процессе работы лучше развивается пространственное

воображение. Но эти карты могут оказаться трудными, поскольку изображение

нельзя пощупать, приподнять, рассмотреть с другой стороны. Поэтому их вводят не после предметных, а параллельно с ними. Если эскиз непонятен, учитель

показывает образец в деталях, отделяет нужную, разворачивает ее, совмещает с

эскизом. Разновидностью инструкционных карт являются чертежи, эскизы, схемы. Схема электрической цепи (рис. 2).





Рис. 2 Схема электрической цепи

Они отличаются лишь тем, что содержат в основном графический материал с кратким изложением текста.

На сегодняшний день технологическая документация тесно переплелась с

новыми мультимедийными технологиями (проекционный аппарат,

мультимедийная доска), вследствие этого стала еще более наглядной, доступной для понимания.

Использование информационных технологий позволяет многие технические

процессы показать в динамике, в иллюстративный материал включать не только статичные изображения, но и фрагменты учебных и научно-популярных

видеофильмов, мультимедиа объектов, позволяющих наглядно демонстрировать процессы, скрытые от глаз наблюдателя [1].

Завершая краткую характеристику видов технической документации,

используемой на уроках практического труда, еще раз замечу, что задача учителя состоит не в том, чтобы сделать из каждого ученика грамотного исполнителя, а в том, чтобы использовать огромный потенциал практической деятельности для более интенсивного и гармоничного развития детей.

Выводы

1. Под универсальными учебными действиями понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. Познавательные учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий.

2. Важнейшей особенностью уроков технологии является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно практической деятельности, которая служит необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Применение инструкционных карт для изучения учащимися технологии изготовления изделия создает условия для формирования у них таких важных способов деятельности, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т. п., а также самостоятельности в работе.

В практической части исследования я проверю достоверность выводов.





Глава 2. Методические основы формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии 2.1. Описание и результаты опытно-исследовательской работы

Использование инструкционных карт на уроках технологии может способствовать эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий. Правильно организованная работа с инструкционной картой ставит ученика в активную позицию, учит усваивать предложенный способ

проработки учебной информации, формирует умения планировать свою

деятельность, осознанно ориентироваться в учебном материале. Например, в

поэтапной инструкции могут быть пропуски отдельных «шагов», чтобы

заставить учеников думать самостоятельно. Неполная информация о необходимых для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у учащихся.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была проведена опытная работа в МБОУ ВМР «Надеевская основная школа» в октябре-ноябре 2020 года с обучающимися 5 класса. В работе участвовали 15 человек из 5 класса. Данная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Первый этап – констатирующий. Цель – выявить уровень сформированности логических познавательных УУД у учащихся. На данном этапе была подобрана и проведена первичная диагностика.

Второй этап – формирующий. Цель – апробирование уроков с последующим анализом. На данном этапе были разработаны конспекты уроков. Проведено 3 урока в соответствии с тематическим планированием в классе.

Третий этап – контрольный. Цель – диагностика УУД и анализ результатов опытно-исследовательской работы. На данном этапе была проведена контрольная диагностика, аналогичная первичной диагностике.

Сделаны соответствующие выводы.

Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа работы. На констатирующем этапе исследования была проведена входная диагностическая работа. Инструментом диагностики сформированности познавательных УУД стала «Диагностика метапредметных и личностных результатов основного общего образования», направленная на выявление у обучающихся уровня развития познавательных универсальных учебных действий (см. приложение 1). Диагностическая работа проводилась в письменной форме. Некоторые тесты зачитывал педагог или выдавался отдельный экземпляр диагностики в форме теста для каждого обучающегося. Время выполнения работы – 40 минут, после чего все работы были собраны.

Задача учителя во время тестирования – обеспечить самостоятельную

работу каждого ученика. С этой целью учитель обращает внимание учеников

на то, что при оценивании результатов тестирования будет учтена самостоятельность выполнения. Необходимо формировать у учеников максимально положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение высоких результатов. Результаты тестирования представлены в аналитическом отчете в таблице 1.

Таблица 1

Аналитический отчет

Общее количество обучающихся в 5 классе 15 человек

Обследовано на УУД 15 человек

УУД

Показатель

Высокий уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

Средний уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

Низкий уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

Личностные

1. Усвоение нравственно-этических норм и норм поведения школьника

5 человек

33%

8 человек

53%

2 человека

13%

2. Эмоциональное благополучие

5 человек

33%

8 человек

53%

2 человека

13%

Регулятивные

1. Целеполагание


4 человека

26%

8 человек

53%

3 человека

20%

2. Самоконтроль

5 человек

33%

7 человек

46%

3 человека

20%

Познавательные

1. Учебная активность


7 человек

46%

6 человек

40%

2 человека

13%

2. Усвоение знаний, успеваемость.

6 человек

40%

5 человек

33%

4 человека

26%

Коммуникативные

1. Взаимоотношения с одноклассниками

6 человек

40%

6 человек

40%

3 человека

20%

2. Взаимоотношения с учителями

6 человек

40%

5 человек

33%

4 человека

26%

Анализ данных таблицы показал, что у обучающихся 5 класса все умения развиты на среднем уровне. Уровень развития коммуникативных способностей очень низкий у 26% обучающихся, низкий уровень усвоения знаний также у 26%. Уровень личностных навыков низкий у 13%. Низкий уровень регулятивных навыков у 20%.

Для коррекции выявленного уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий, мною был проведен формирующий этап исследования. Работа включала в себя: составление тематического планирования, разработку уроков по технологии в 5 классе с организацией работы по инструкционным картам на формирование познавательных универсальных учебных действий. В рамках формирующего этапа были проведены уроки по технологии на разные темы, включающие в себя непосредственную работу с инструкционными картами, способствующую формированию познавательных универсальных учебных действий (см. приложение 2). Тематическое планирование уроков представлено в таблице (приложение 3).

Уроки технологии проводились автором данной работы один раз в неделю. При проведении разработанного цикла уроков я опиралась на работу с инструкционными картами. К некоторым урокам использовала дополнительный материал, в виде схем, таблиц, чертежей. Перед выполнением изделий проводилась беседа для расширения кругозора детей. Моя задача состояла в том, чтобы детям был понятен и доступен тот материал, который я давала. Готовясь к занятию, я использовала различные наглядные пособия, демонстрационные материалы, пособия в напечатанном и наглядном (электронном) виде. На каждом уроке я пыталась использовать различные методические приемы работы с инструкционной картой. Инструкционные карты использовались на различных этапах уроков: -для объяснения последовательности выполнения технологических операций; -при планировании деятельности; - при организации практической работы обучающихся.

Таким образом, в ходе проведения формирующего этапа опытно-исследовательской работы я апробировала уроки с применением инструкционных карт, включала в процесс обучения методики, приёмы, задания, направленные на развитие познавательных УУД.

Третий этап исследовательской работы - контрольный этап. После проведения уроков я провела вторичную (итоговую) диагностику сформированности познавательных УУД у учащихся опытной и контрольной групп, чтобы сравнить изменились ли результаты после проведенной работы. Диагностическая работа проводилась в письменной форме. Каждому ученику выдавался отдельный экземпляр диагностики в форме теста. Время выполнения работы – 40 минут, после чего все работы были собраны. Проверка и оценка работ проводились с помощью верных ответов и ключей оценивания. Итоговая диагностическая работа и ключ оценивания представлены в приложении 4 (см. приложения 4). Полученные в результате апробации материалы были проанализированы с целью выявления уровня сформированности каждого диагностируемого умения. Результаты контрольной диагностики представлены в таблице 2.


Таблица 2

УУД

Показатель

Высокий уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

Средний уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

Низкий уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

Личностные

1. Усвоение нравственно-этических норм и норм поведения школьника

5 человек

33%

8 человек

53%

2 человека

13%

2. Эмоциональное благополучие

5 человек

33%

8 человек

53%

2 человека

13%

Регулятивные

1. Целеполагание


4 человека

26%

9 человек

60%

2 человека

13%

2. Самоконтроль

5 человек

33%

9 человек

61%

1 человек

6%

Познавательные

1. Учебная активность


7 человек

47%

7 человек

47%

1 человек

6%

2. Усвоение знаний, успеваемость.

6 человек

40%

7 человек

47%

2 человека

13%

Коммуникативные

1. Взаимоотношения с одноклассниками

6 человек

40%

6 человек

40%

3 человека

20%

2. Взаимоотношения с учителями

6 человек

40%

5 человек

33%

4 человека

26%



Как мы видим по результатам диагностики, произошел прирост процентов по регулятивным и познавательным умениям. В диагностике на констатирующем этапе исследования примерно 20% обучающихся показали низкие результаты по этим умениям. В ходе повторной диагностики эти показатели выросли и составили менее 15 %. Проанализировав работы, я сделала диаграммы. Результаты представлены на диаграмме 1.


Диаграмма 1

Таким образом, мы видим, что у учеников уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, повысился. По проделанной мною работе сложно объективно оценить влияние именно инструкционных карт на уроках технологии на формирование познавательных УУД, так как было проведено незначительное количество уроков. Но и после проведения данных занятий мы видим, что процент сформированности познавательных УУД повысился. В своей работе мы достигли высокого уровня сформированности познавательных УУД у некоторых обучающихся. Исходя из этого, можно сделать вывод: использование инструкционных карт является одним из условий для формирования познавательных УУД обучающихся на уроках технологии.


Выводы

Мною была проведена опытно-исследовательская работа, целью которой было практически доказать или опровергнуть, что использование инструкционных карт на уроках технологии является важным условием в формировании у школьников познавательных УУД. Работа проходила в три этапа. На первом этапе – констатирующем, выявила уровень сформированности познавательных УУД у обучающихся. На втором этапе – формирующем, мною были разработаны конспекты уроков, проведены занятия с классом на основе тематического планирования. На третьем этапе – контрольном, я провела диагностику, аналогичную первой. Опытно-исследовательская работа показала, что использование при обучении инструкционных карт способствуют формированию познавательных учебных универсальных действий.



















Заключение

В ходе итоговой дипломной работы было проведено теоретическое и практическое исследование по формированию у школьников познавательных УУД посредством использования инструкционных карт на уроках технологии. Мною была рассмотрена сущность понятия «познавательные УУД» и условия их формирования. Познавательные универсальные учебные действия – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Изучены различные виды инструкционных карт и методика их использования на уроках технологии. На основе изученной литературы было выдвинуто предположение, что одним из эффективных средств формирования познавательных универсальных учебный действий на уроках технологии, является инструкционная карта. В учебниках представлены некоторые виды инструкционных карт, однако, в методических рекомендациях недостаточно информации по организации работы с инструкционными картами, направленной на формирование универсальных учебных действий. Проведена опытно-исследовательская работа по теме исследования. Работа проводилась в три этапа, в ходе которых были: подобраны диагностические работы (первичная и контрольная) на определение уровня сформированности познавательных УУД у учащихся; составлены конспекты 3 уроков, с использованием инструкционных карт; были проведены занятия с учащимися. Анализ полученных результатов показал, что выдвинутая в процессе исследования гипотеза подтвердилась. Цели работы достигнуты.








Список литературы
  1. Аблакотов А.А., Епанешников В.В. Применение икт на уроках технологии – фактор повышения активизации познавательной деятельности // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://www.natural-sciences.ru (дата обращения: 01.12.2020).

  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

  3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др.; под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 288 с.

  4. Лутцева Е.А. Особенности уроков технологии в свете новых требований развивающего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader (дата обращения: 05.12.2020).

  5. Методы преподавания технологии. [Электронный ресурс]. URL: http://koi.tspu.ru (дата обращения: 10.12.2020)

  6. Петров А. В., Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования, 2007. № 2. с. 88–92.

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 342 с., с. 8.

  8. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся педучилищ по спец. № 2001. – 2- е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с

  9. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие /Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. − Новосибирск: НГАУ, 2008. −166

  10. Формы и методы общеобразовательной подготовки (изд-е 2-5: доп. и перераб.) / Под ред. М. И. Махмутова. М.: Педагогика, 2002. 321 с.

  11. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с, с.99

  12. Технология. 5 класс. Электронная форма учебника, Тищенко А. Т. Синица Н. В. Учебник. – М.: Вентана-Граф, Росучебник, 2019. – 240с, с 98

  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897



















Приложение 1


Тестовые задания

по технологии

5 класс







1. По способу приготовления бутерброды могут быть:

  1. простые, сложные, закрытые;

  2. комбинированные, слоистые;

  3. всякие.

2. Пищевая ценность продуктов измеряется в:

  1. граммах, килограммах;

  2. килокалориях;

  3. миллилитрах.

3. Пищевые отравления - это заболевания:

  1. вызванные потреблением недоброкачественной пищи;

  2. химическими токсическими веществами;

  3. нет правильного ответа.

4. К чему относится нож:

  1. к столовым приборам;

  2. к столовой посуде;

  3. к столовому инвентарю.

5. Из какао бобов готовят напиток:

  1. кофе;

  2. чай;

  3. какао.

6. К кофейной посуде относятся:

  1. кофейник, молочник;

  2. чайник, вазы для фруктов;

  3. тарелка и ложка.

7. В состав пищи человека входят продукты:

  1. животного происхождения;

  2. растительного и животного происхождения;

  3. растительного происхождения.

8. Как нужно передавать ножи и вилки друг другу:

  1. ручкой к себе;

  2. ручкой вперед;

  3. каким то другим способом.

9.При сервировке стола ложку кладут:

  1. перед тарелкой;

  2. слева от тарелки;

  3. справа от тарелки.

10. В чем заключается первичная обработка овощей:

  1. сортировка и измельчение;

  2. мойка, чистка, измельчение;

  3. сортировка, мойка, чистка, измельчение.







Ответы

5 класс




1

a



2

b



3

a



4

a



5

c



6

a



7

b



8

b



9

c



10

c




Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации

Н.Г. Лускановой

Инструкция

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Обработка результатов

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

• ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

• нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

• ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3-й уровень. 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

роках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

1-й уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как: успеваемость по различным предметам, положение ребенка в группе и особенности его взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивация может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.

Подсчитывается процент подростков с разными уровнями школьной мотивации. За 100% принимается общее число подростков каждого класса.

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации

Н.Г. Лускановой

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится.

2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением.

2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем

ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу.

2) Не знаю.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2) Бывает по-разному.

3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы.

2) Не знаю.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто.

2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе.

2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники.

2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3) Мне не нравятся мои одноклассники.



Сводная таблица с результатами анкетирования

«Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации

Н.Г. Лускановой»

п/п

Ф.И.О. учащегося

Ответы на вопросы анкеты

Уровень мотивации

5

8

9

10

Сумма баллов

1

2

3

4

5

1

Аскеров А.

3

3

3

3

12

28





V

2

Воробьев М.

3

3

3

3

12

26





V

3

Демидов Е.

1

3

3

3

10

19



V



4

Комякова А.

0

3

3

1

7

21




V


5

Коншин М.

3

3

3

3

12

28





V

7

Морозов Р.

1

1

1

1

4

15



V



6

Мишенин К.

3

1

3

1

8

18



V



8

Наговицына К.

1

1

1

1

4

16



V



9

Никифорова Ю.

0

3

3

3

9

25





V

10

Смирнов Е.

1

3

3

3

10

21




V


11

Смирнова Е.

3

3

3

3

12

28





V

12

Соколова М.

3

3

1

3

10

19



V



13

Чечихина А.

0

1

0

3

4

10


V




14

Щербаков Н.

1

3

3

3

10

13


V




15

Щербакова В.

3

3

1

3

10

22




V



% учащихся








13

53

33

Приложение 2

Тематическое планирование уроков технологии с использованием инструкционных карт

5 класс

% п/п

Тема урока, инструкционная карта

Основное содержание темы, термины, понятия

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные (познавательные)

1

Инженерная графика

Чертеж детали

Освоить новые знания по теме «Графика, черчение»;

* ознакомиться с основными правилами построения чертежа;

* развить навыки построения чертежа.

Термины: Масштаб, чертеж, эскиз, технический рисунок, спецификация.


Овладение алгоритмами

решения организационных

задач и технологических

операций.

2 уровень — понимание,

обоснованное применение

операций.


Определение

последовательности

завершающих операций с

учетом конечного результата;

составление плана и

последовательности действий.

Выбор наиболее оптимальных

средств и способов решения

задачи.

Умение вести учебное

сотрудничество на уроке с

учителем, одноклассниками в

группе и коллективе.

Умение провести самооценку,

организовать взаимооценку и

взаимопомощь в группе.


2

Компьютерная графика

Развитие творческого мышления учащихся;

 введение новых понятий: «графический

редактор», инструменты, палитра красок, а

также развитие и внедрение межпредметных

связей по информатике;

 закрепление навыки работы с инструментами

редактора Paint.


Умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией;

Способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности. Приобретение опыта использования ИКТ - инструментов в среде графического редактора Paint. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Владение способами представления графической информации  в компьютере. Умение определять цели урока, умении самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы.

Задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; работа в группе; развитие ИКТ-компетентности.

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям; поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации; структурирование знаний.

3

Основы дизайна

Ознакомить учащихся с основными принципами оформления интерьера кухни-столовой, создать свой проект интерьера кухни-столовой.

Понятия: интерьер, дизайн.

-Познакомить учащихся с историей возникновения дизайна. Показать основные виды дизайна. Представить основные требования к дизайнерской работе.

Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать речь, память, мышление, наблюдательность. Развивать воображение, творческие способности



















Приложение 3

Тематическое планирование уроков

Тема: Инженерная графика.

Класс: 5

Цель урока:

1. познакомить учащихся со сборочным чертежом;

  1. научить учащихся выполнять чертеж деталей и сборочный чертеж;

Задачи урока:

1. научить учащихся строить чертежи деталей, сборочный чертеж

2. способствовать формированию и развитие познавательного интереса к предмету.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практическая работа;

Тип урока: открытия новых знаний

Формирование УУД:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, формирование и развитие интереса к предмету, осознание необходимости изучения окружающего мира.

Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе обучения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Познавательные: выполнение эскизов и чертежей

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Форма работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал


№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку.

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию.

Регулятивные: планирование занятия

Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и учащихся на уроке.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Демонстрация плаката со сборочным чертежом изделия. Назвать все линии, построенные на чертеже, назвать все изображения, рассказать о правилах их построения, рассказать о различных формах деталей, изготавливаемых из древесины, привести примеры предметов имеющих эти формы. Определить цели и задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя. Формируют цель и задачи урока. Составляют план достижения цели урока, определяют алгоритм своих действий по достижению цели урока

Регулятивные: целеполагание и планирование деятельности Познавательные: умение работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации

3

Актуализация знаний

Проанализировать имеющиеся знания и умения по теме

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов,

Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и учащихся

4

Первичное усвоение новых знаний учащимися

Объяснение нового материала, разобрать значение понятий «чертеж детали», «сборочный чертеж», а также «чтение сборочного чертежа изделия».

Участвуют в беседе; делают записи у доски и в тетради

Регулятивные: умение планировать этапы работы Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного Коммуникативные: участвовать в диалоге

5

Первичная проверка понимания

Задать общие вопросы по теме урока:

-для чего используются чертежи деталей и сборочные чертежи;

-как правильно оформить сборочный чертеж и чертеж детали

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, приводят примеры.

Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы;


6

Первичное закрепление

Дать инструкции по выполнению практического задания по чтению сборочного чертежа.

Выполнение практического задания в тетради

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы, включающие технологическую терминологию.

7

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание:

1. Ответить на вопросы в конце параграфа №4 (с.16-22)

2. Построение сборочного чертежа детали в тетради по образцу

Записывают домашнее задание в дневник

Личностные: осознание важности обучения предмету и систематического выполнения домашнего задания.

8

Рефлексия

Организация рефлексии учебной деятельности на уроке. Постановка вопросов:

Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили на уроке?

Где можно применить полученные знания В практической деятельности? Для чего необходимо знать данный материал? Какие затруднения у вас возникли?

Подведение итогов совместной и индивидуальной работы, выставление оценок.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими на уроке работу, делают выводы.

Личностные: осознание важности обучения предмету Регулятивные: планирование дальнейшей деятельности; Познавательные: умение структурировать знания; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог


класс: 5 класс

Тема: Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

Цели урока:

·         акцентировать внимание на графических возможностях компьютера

·         дать представление о графике как об одной из форм представления информации,

·         определить понятие «компьютерная графика», «графический редактор»

·         познакомить обучающихся с графическим редактором Paint;

·         воспитывать аккуратность и внимательность, творческий подход к выполнению заданий;

·         развивать память, внимание, мышление.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

·         расширить представления о компьютерной графике и сфере ее использования;

·         акцентировать внимание на графических возможностях компьютера; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией;

·         умение создавать изображения с помощью графического редактора;

Личностные результаты:

·         самоопределение;

·         развитие логического мышления, познавательной активности

·         умение слушать и выделять главное, запоминать;

·         устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

·         понимание значения различных видов информации в жизни человека;

·         формирование интереса к изучению информатики через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Метапредметные результаты:

·         Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы; уметь оценивать – выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

·         Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять полученные знания на практике;

·         Коммуникативные: формирование социальной компетентности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Тип урока: урок новых знаний.

Формы и методы работы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, практическая работа. Проблемно-поисковый, наглядный метод.

Оборудование: проектор, сигнальные карточки, ватман с рисунком солнышек, лучики, карточки для групповой работы, учебники, компьютеры.

 

 

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1.       

Организационный момент

2 мин

Приветственное слово учителя:

- Я рада нашей встрече друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием  послушаю я.

Мы будем сегодня наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Рассаживаются по местам, проверяют наличие принадлежностей.

 

 

 

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма.

2.       

Запись домашнего задания

1 мин

Выполнить рисунок в графическом редакторе.

Работа с дневниками

3.       

Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

5 мин

 

- Ребята, прежде чем познакомиться с темой сегодняшнего урока, я предлагаю вам вспомнить все то, что мы изучили на прошлом, а сделаем мы это, поиграв в игру.

Игра «Информационный ком»

- Я сейчас покажу на одного из вас и скажу: «Слово!», тот на кого я показала должен назвать слово, которое касается темы прошлого урока, после этого он показывает на своего одноклассника и говорит «Предложение!», второй ученик должен будет составить предложение с этим словом, третий ученик должен придумать вопрос к этому предложению, а четвертый, ответить на этот вопрос. Таким образом, мы с вами вспомним все понятия, с которыми познакомились на прошлом уроке.

(Пример: Слово – чертеж; предложение – Чертеж –это рисунок, выполненный в масштабе.   вопрос -  с помощью какого устройства можно начертить; ответ – с помощью линейки)

 - Молодцы!

Все справились с заданием,

пришло время получать новые знания!

 

- Сегодня у нас на уроке будет гость, а какой вы узнаете, посмотрев на экран!

(Слайд 1)

 

- Этот веселый художник, неспроста, появился у нас на уроке, он пришел к нам не с пустыми руками, а с подарком, давайте – ка заглянем, что в коробочке?(Слайд 2)

 

 

 - Художник принес нам в подарок картину, но пока нес ее, краски немного размазались, давайте восстановим текст на картине и узнаем тему нашего урока. (Слайд 3)

 

- Верно, ребята, тема сегодняшнего урока «Компьютерная графика. Графический редактор». За первое правильно выполненное задание вы получаете красный цвет из палитры художника.

 

- Наш веселый художник подготовил несколько заданий, выполнив их, вы узнаете много полезной и нужной информации.

Игра «Верю не верю» (Слайд 4)

 

Верите ли вы, что на компьютере можно рисовать?

- Верите ли вы в то, чтобы нарисовать на компьютере рисунок нужно настоящими красками водить по экрану?

- Верите ли вы, что в компьютере есть специальные программы для рисования?

- Верите ли вы, в то, что сегодня научитесь рисовать на компьютере?

- Молодцы, вот ваш следующий цвет – оранжевый,  но для того, чтобы научиться рисовать, вам нужно познакомиться с такими понятиями как компьютерная графика и графический редактор!

Играют в игру «Информационный ком»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, смотрят на экран

 

 

 

 



Отвечают:

- Давайте

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

Отвечают:

- «Компьютерная графика. Графический редактор»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играют в игру «Верю – не верю», отвечают на вопросы

- Верим.

- Не верим, потому что к экрану нельзя касаться посторонними предметами.





- Верим.

- Верим!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

- развитие логического мышления, познавательной активности

 

 

 

Коммуникативные УУД:

- формирование социальной компетентности;

 -развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

 - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками .

 

 

 

       4.

Усвоение новых знаний

10 мин

Работа с текстом: найти и озвучить понятие компьютерная графика.

- Что же такое компьютерная графика?

- Верно, компьютерная графика – это изображения, созданные при помощи компьютера.

- Как вы думаете, где люди чаще всего используют ее?

- Компьютерная графика имеет ряд преимуществ, в сравнении с построением изображений вручную.  Какие преимущества вы можете назвать?

 - Действительно, компьютер является замечательным помощником для создания рисунков, но для того чтобы он смог это сделать, на нем обязательно должна быть установлена специальная программа для рисования, которая называется графическим редактором.  Сегодня мы познакомимся с простейшей программой, которая позволяет обрабатывать графическую информацию – это графический редактор Paint.

Чтоб открыть программу эту,

Нам не нужно гулять по свету,

Рассмотри РАБОЧИЙ СТОЛ,

Стакан  с карандашами там нашел?

Дважды мышкой нажимай

И программу запускай!

Если нет – в меню пойдем,

В ПРОГРАММАХ – СТАНДАРТНЫХ ее мы найдем!

-          Ребята, запишите себе в тетради алгоритм открытия программы.

-          Перед вами окно программы Paint, какие элементы вам уже знакомы или может быть встречались в других программах?

-          Сейчас наш художник расскажет о том, для чего предназначен каждый элемент

(Просмотр видео из «Окно графического редактора»)

- А теперь, давайте проверим то, как вы запомнили элементы ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ,  для этого я вам предлагаю поделиться на группы и выполнить еще одно задание от нашего гостя.

Работа в группах

Художник для вас подготовил карточки, на которых изображена панель инструментов графического редактора, вы должны подписать их названия. ( Приложение 1.)

Итак, первая группа справившаяся с заданием читает название элементов панели инструментов, а вторая их проверяет и если нужно, то добавляет

Следующий цвет палитры ваш – желтый.

Работают с текстом, находят и читают понятие компьютерная графика.

- Компьютерная графика – это изображения, созданные при помощи компьютера.

Отвечают на вопрос.

- На компьютере рисовать удобнее;

- из-за допущенной ошибки во время рисования, не нужно брать новый лист и начинать все сначала, можно просто отменить действие  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь алгоритм открытия программы Paint.

 - Отвечают на вопросы.

Смотрят видео

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах над разгадыванием кроссворда.

 

 

Читают ответы на кроссворд.

 

 

Познавательные УУД:

формирование понятий о компьютерной графике и графическом редакторе;

- развитие умения поиска и отбора необходимой информации;

 

 Личностные:

-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления.

Коммуникативные:

- умение работать в группах,

- развитие диалогической речи.

5.       

Физкультминутка

1 мин

Художник-невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

- Молодцы, все были активными,

За это от художника вы получаете еще один цвет в свою палитру.

 

(Маршируют  на месте)

( Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями)

(Щиплют себя за нос.)

(Идут на цыпочках друг за другом)

(Останавливаются лицом в круг, «рисуют» листья воображаемой кистью)

Коммуникативные УУД:

-  формирование умения слышать и слушать;

Личностные УУД:

- развитие самоорганизации;

Регулятивные УУД:

развитие саморегуляции.

6.       

Компьютерный практикум

15 мин

Повторение правил безопасного пользования компьютером.

Выполнение практической работы по инструкционной карте с комментированием учителя.

- С заданием все справились на отлично – художник вам дарит еще один цвет!

Выполняют практическую работу за компьютером.

Познавательные УУД:

формирование умения применять полученные знания на практике;

 

 

7.       

Гимнастика для глаз

1 мин

 

 


 

Выполняют гимнастику

Личностные УУД:

- развитие самоорганизации;

Регулятивные УУД:

- развитие саморегуляции.

8.       

Закрепление материала.

5 мин

- Наш урок подходит к концу, пришло время подвести итог, а сделаем мы это с помощью упражнения светофор.

Упражнение «Светофор»

- У вас на партах лежат сигнальные карточки, я буду задавать вопрос, а вы, если знаете ответ на него – показываете  зеленый цвет, если  затрудняетесь  - желтый, а если совсем не знаете – показываете красный. 

  1. Что такое компьютерная графика?

  2. Где используют компьютерную графику?

  3. Как называется программа для обработки графической информации на компьютере?

  4. Как запустить графический редактор?

  5. Как называются основные инструменты графического редактора?


- Молодцы, ребята! Вы собрали все краски  радуги, а значит, активно поработали и за это в подарок художник дарит такую вот картину!

 

 

Отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек.

Регулятивные УУД:

- формирование умения оценивать – выделять и осознавать учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

9.       

Итоги урока, рефлексия.

5 мин

На ватмане нарисовано три изображения солнышка.

- А теперь, я вам предлагаю  представить себя лучиками солнца и разместить лучики на то солнышко, которое соответствует вашему настроению (Слайд)



Оценивание учащихся.

 

Учащиеся подходят к доске и рисуют  лучики.

Личностные УУД:

-рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности.

 





Приложение 4

Диагностическая контрольная работа по технологии
по темам

Инженерная и компьютерная графика, Основы дизайна
для 5 класса

Тестовые задания подготовлены для проведения контрольной диагностики по дисциплине Технология.

Время выполнения - 40 минут.

Критерии оценки:

Решение заданий теста оценивается в балльной системе в зависимости от количества правильных ответов. Каждый правильный ответ в задании дает один балл, кроме 5 вопроса (6 баллов – за каждый верный ответ по 1 баллу). Таким образом, максимальная сумма составляет 20 баллов.

Критерии оценок:

20 – 18 баллов – оценка «отлично»

17 – 15 баллов – оценка «хорошо»

14 – 10 баллов – оценка «удовлетворительно»

Менее 9 баллов – оценка «неудовлетворительно»



Фамилия, имя, ________________________________________________

Рекомендации

Задания содержат несколько вариантов ответов, правильный из которых только один. Если вы сомневаетесь в выборе ответа, то переходите к следующему заданию. Если останется время, вернитесь к невыполненным заданиям и попытайтесь найти правильный ответ.

вопр

Вар.

отв.

Содержание

Отв

1


Сплошная основная линия предназначена для



a)

линий видимого контура



b)

линий выносных, размерных, штриховки, выноски



c)

линий обрыва, линий разграничения вида и разреза



d)

линии невидимого контура


2


Штрихпунктирная линия предназначена для



a)

линий сечения



b)

осевых и центровых линий



c)

линий выносных, размерных, штриховки, выноски



d)

линий обрыва, линий разграничения вида и разреза


3


Чертёжные инструменты:



a)

линейка; угольник; транспортир;



b)

угольник; транспортир; калибры;



c)

транспортир; линейка; сантиметровая лента


4


Для определения размеров на чертеже используется:



a)

линейка; разметочный циркуль;



b)

штангенциркуль; сантиметровая лента



c)

сантиметровая лента, разметочный циркуль;



d)

задания координат точек; линейка;


5


В таблице даны пять видов линий чертежа.

Найдите ответы на следующие вопросы:



1. Покажите сплошную толстую основную линию

2. Покажите сплошную волнистую линию

3. Покажите сплошную тонкую линию

4. Покажите штриховую линию

5. Покажите тонкую штрихпунктирную линию

6. Покажите сплошную тонкую линию с изломами.

Начертание линии

Толщина линии

Ответ


________________________




1/3 s …. 1/2 s


А


___ ___ ___ ___ ___




1/3 s …. 1/2 s


B









s = 0,5 ….. 1,4




C

_____ . _____ . _____




1/3 s …. 1/2 s


D


____ _____ ______




1/3 s …. 1/2 s


E








1/3 s …. 1/2 s



F





6



После выделения части текста и выбора команды Копировать в графическом редакторе этот фрагмент:





a)

исчезнет с экрана





b)

останется на экране





c)

будет помещен в буфер обмена





d)

останется на экране и будет помещен в буфер обмена



7



Лишнее понятие в перечне





a)

Линия





b)

Конус





c)

Кривая





d)

ластик



8



Устройство, которое чаще всего используют для создания графических файлов





a)

Клавиатура





b)

Графический планшет





c)

Мышь





d)

Видеокамера



9



Закрасить фрагмент средствами графического редактора можно с помощью инструмента





a)

Ластик





b)

Заливка





c)

Лупа





d)

Выбор цветов



10



Интерьер – это:





a)

Внешний вид





b)

Внутренний вид



11



Требования к интерьеру бывают:





a)

Эргономические





b)

Санитарно-гигиенические





c)

Эстетические





d)

экономические



12



Разделение пространства на отдельные части, имеющие разное назначение – это:





a)

Планировка





b)

Установка





c)

Расстановка





d)

Все ответы верны



13



Кухня делится на зоны:





a)

Приготовления пищи





b)

Общую





c)

Столовую





d)

Все ответы верны



14



Можно ли проектировать кухню на компьютере:





a)

Да





b)

нет



15



Помещение, где готовят пищу:





a)

Кухня





b)

Столовая





c)

Коридор





d)

спальня





Ответы к заданиям (ключ):

Номер вопроса

Правильный ответ

1

А

2

B

3

А

4

А

5

1-c, 2-f, 3-a,4-b,5-d,6-e

6

D

7

B

8

B

9

B

10

B

11

A, b, c

12

A

13

D

14

A

15

a



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!