СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка и реализация авторской программы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении рассказывается о разработке и реализации программы Школьное лесничество.

Просмотр содержимого документа
«Разработка и реализация авторской программы»

Разработка и реализация авторской программы «Школьное лесничество»

Здравствуйте, коллеги! Короткова Галина Олеговна, учитель географии и руководитель школьного лесничества с 1995 года.

Сегодня я хочу кратко рассказать вам о разработке авторской программы «Школьное лесничество» и её реализации. Я не буду подробно рассказывать о методологии по разработке и оформлению авторской программы, назову лишь краткие основные требования к программе и где она меня выручает.


Существует несколько определений авторской программы. Мне больше нравится:

Авторская программа – вид образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся актуальностью, предназначенной для решения определённой проблемы в образовании.


А зачем вообще писать авторскую программу?

Можно оставаться “автором для себя”, ведь большинство учителей не испытывает потребности поделиться с коллегами своими находками, обосновать свою точку зрения, свой авторский подход. У такого учителя есть свои авторские находки , но представить свою разработку на рассмотрение коллег наш автор не хочет, и уж тем более что-либо обосновывать и доказывать.


Конечно, для создания авторской программы необходим педагогический опыт. В “чистом поле” авторский опыт не вырастить. Нужна богатая, яркая практика, дающая существенные качественные приращения обученности и воспитанности учащихся.


Давайте разберёмся, какой может быть программа и как ее создать?

Ведь в целом авторская программа – это инструментальное знание о целях, содержании и способах обучения. Она может быть различной по объему, по содержанию, по полноте представленности педагогической технологии, но каждая программа должна отвечать на вопросы:


- Каково содержание обучения?

- Как предполагается достичь планируемого результата обучения? Почему важно выделить именно эти вопросы?


Дело в том, что авторская программа создается, когда что-либо перестает удовлетворять учителя, либо когда появляются новые цели, содержание, методики или технологии, которые необходимо зафиксировать в тексте нормативного документа.

Что же меня не устраивало? Какие проблемы мне хотелось решить с помощью этой программы. Помните слова мадам Простаковой из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: «А географию зачем учить. Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь».

Если раньше (когда я пришла в школу) на географию отводилось по два (а иногда и три) часа в неделю, то сейчас это 1 час в 5, 6 классах и по 2 часа в 7-9 классах.

Результатом этого стало снижение не только познавательного интереса у обучающихся, но и серьёзное падение уровня знаний. Школьная география превратилась из интересного и захватывающего предмета во второстепенный.

Другой проблемой является то, что современные ученики стали намного рациональнее и соответственно усиленно изучают такие предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география к таким предметам не относится. Цифровая революция привела к появлению электронных носителей информации и к возможности получить моментальный доступ к любой информации, в том числе и географического плана. Интернет, электронные карты, GPS-навигация и др. Зачем учить суховато написанные учебники по географии и рассматривать бумажные атласы, когда можно зайти в сеть и посмотреть информацию о разных территориях Земли.

Да, сложная перед нами, учителями географии, стоит задачка. Как сделать эту «ненужную науку для извозчиков» интересной? Как решить проблему нехватки часов?

Одним из вариантов для меня стала программа школьного лесничества. Моя программа базового уровня, рассчитана на 2 года обучения, первый год обучения – для 5 и 6 классов, второй для 7-9 классов, для некоторых тем возможно применение дистанционных технологий.

Структура авторской учебной программы

Программа содержит следующие структурные элементы:

-титульный лист;

- пояснительная записка;

- учебно-тематический план;

- содержание изучаемого курса;

- методическое обеспечение программы;

- информационный блок (список литературы, Интернет-ресурсы)

Остановимся на двух больших частях: пояснительная записка и основная часть.

Смысл пояснительной записки объяснить: какую программу вы предлагаете к реализации, зачем она нужна, что даёт детям, как вы планируете по ней работать. Особенно важной частью пояснительной записки программы является выделение ее отличий от уже существующих программ. Педагог, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.

В разделе «Содержание программы» педагог должен:

- раскрыть содержание тем и разделов с использованием собственного представления современных инновационных технологий своего педагогического опыта;

- указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих;

- остановиться на собственной методике учебной работы с детьми;

- изложить своё видение технологии обучения. 



Главная задача программы школьного лесничества подготовить выпускников школы к соответствующей работе за пределами учебной организации. Если раньше природоохранительная работа заканчивалась к моменту их выпускных экзаменов, то теперь природоохранительная работа в школе должна быть построена так, чтобы морально подготовить вступающих в жизнь юношей и девушек на любом посту всегда думать об охране окружающей среды от загрязнения и разумном использовании природных ресурсов. В то же время программа помогает решить проблему нехватки часов на урочную деятельность по географии, так как центр тяжести соответствующей подготовки учащихся перемещается с внеклассных мероприятий к практической и исследовательской деятельности.

Например: У обучающихся 5 класса только начинает формироваться понятийное мышление (в начальной школе оно было наглядно-образным), а тут им сразу на головы сваливается огромное количество терминов, которые тяжело понять и запомнить. Начальный курс географии авторами учебников разбивается на 2 года (5 – 6 классы), те или иные сложные темы приходится изучать в течение всего урока, что приводит к низким образовательным результатам. Помимо всего прочего, ощущается нехватка математических знаний у школьников при изучении ряда тем, особенно связанных с градусной сеткой на карте, азимутами, построением графиков и т. п. А пока пройдет неделя большинство забывает, о чем вообще идет речь. А как же отработка практических навыков учеников и коррекция их знаний? Я считаю, что именно практические занятия в школьном лесничестве помогают решить эти вопросы. Система практических работ по географии была всегда, однако темы практических работ не всегда соотносится с сезонами года.

Программа школьного лесничества предусматривает практические работы: для первого года обучения: способы изображения земной поверхности, рельеф и его значение для человека, гидросфера-кровеносная система нашего села. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой, знакомство с биосферой.

На следующий год выполняем практические работы: исследование гидрологического режима реки, исследование воды, почвы, изучение населённого пункта, изучение и исследование озера, болота, составление карты территории исследования, составление физико-географической характеристики обследуемой территории, описание антропогенного влияния человека на обследуемую территорию, растительный и животный мир леса, поля и другие.

У каждого члена лесничества есть тетрадь – практикум. Где подробно описана методика выполнения работ.

Методическое обеспечение программы

Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) программы, методов и приемов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, использование современных образовательных технологий, форм подведения итогов по основным разделам – все эти обязательные компоненты, включаемые в раздел "Методическое обеспечение программы", позволят придать большую наглядность особенностям работы по реализации программы.

Для выполнения практических работ имеется материально-техническая база.



№п\п

Оборудование

1

Кабинет

2

АРМ

3

Персональный компьютер для обучающихся

4

Мини экспресс лаборатория «Пчёлка» - 2 шт.

5

Мерная вилка

6

Буссоль

7

Коллекция семян

8

Гербарии растений

9

Коллекция насекомых вредителей

10

Атласы - определители растений, насекомых, животных

11

Методические пособия

12

Библиотека научно-популярной литературы

В этом году приобрели коллекцию «Почвы» и стаканчик-ловушку с увеличительным стеклом для изучения насекомых.

По итогам практических работ изготавливаем гербарии, коллекции, защищаем исследовательские работы, которые представляем потом на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Особый раздел программы, который вызывает интерес у школьников работа на местности на экологической тропе в школьной роще и в дендрарии. Территория имеет разнообразные природные объекты. Среди учащихся проводятся конкурс на проекты экологических знаков, текста информационных досок, проекты искусственных сооружений на тропе, тексты бесед с посетителями тропы во время экологических экскурсий.


Главным считаю в программе компетентносное обучение. Ставим вопросы «зачем?», «как?» и отвечаем на них. Применение полученных знаний проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях. Стараюсь готовить своих юных лесников к решению жизненных проблем.

Роль и значимость программы усиливаются еще и тем, что объективно существует социальная потребность построить новое образовательное пространство, характеризующееся переходом от авторитарной педагогики – к личностно ориентированной, от школы «памяти» – к школе «природосообразной», от «знаниевой» педагогики – к «способностной», от традиционных форм и методов – к нетрадиционным.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!