МБОУ СОШ №2
Выступление на тему:
«Разработка и структурирование проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки и технологии
на уроке музыки».
Подготовила учитель музыки
Угарова Ю.А.
2014 год
(1 слайд). Сегодня в условиях стремительно развивающегося общества к современной школе предъявляется много требований, одно из которых формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать те или иные задачи, возникающие в результате ее взаимодействия с социумом; формировать и защищать свою точку зрения по любому вопросу; была бы способна отстаивать свои убеждения; стремилась бы к непрерывному поиску нового знания в той или иной области; умела бы творчески использовать свои знания и умения и эффективно применяла бы их в действительности, находить нужную информацию, будь то справочная литература или Интернет-сети, оценивать её.... (2 слайд) Т.е. это должна быть личность успешная, способная к самообразованию и саморазвитию. Поэтому, одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения. (3 слайд)
«При пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:10% того, что читают, 20% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что слышат и видят. В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти: 80% того, что говорили сами, 90% того, что делали сами» (исследования Х.Е. Майхнера). (4 слайд)
Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его душа. «Проблема духовности стоит остро в нашем обществе», и мы ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути - в детстве. Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложна - ведь жизнь меняется стремительно. (5 слайд)
Когда ребёнок приходит в школу, то в его жизни происходит много перемен, а именно; переход от игровой деятельности к учебной. Затруднения ребёнок испытывает в том, что не умеет превращать информацию в знание. Задача учителя - научить детей правильно находить и извлекать необходимую информацию из множества источников и усваивать её в виде новых знаний.
(6 слайд)
Каждый год в 1 класс приходят совершенно иные дети, иное поколение. Мыслят все быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях - все больше... Вот только удивляются и восхищаются все меньше. Замкнуты в однообразном круге интересов: телефоны, компьютеры, игровые приставки. Общество нуждается в активных творческих людях. (7 слайд)
Давно уже известно, что урок музыки это урок творчества, познавания, сотрудничества и поиска. Значит, в центре внимания педагога должны быть активные формы обучения, являющиеся основой развития познавательной компетентности школьника, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывающем знания. Поэтому мне хочется остановиться на проектно-исследовательских технологиях как продуктивном и эффективном способе, принятом в педагогической практике современной школы.
Для того чтобы правильно организовать проектную и исследовательскую деятельность, педагогу прежде всего нужно понимать, чем они отличаются друг от друга.(8 слайд)
Во-первых, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта. Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, исследование - бескорыстный поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Во-вторых, цель проектной деятельности - реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т. п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.
В-третьих, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда следует, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.(9 слайд)
В-четвертых, проектная и исследовательская деятельности отличаются этапами.
Основными этапам и проектной деятельности являются:
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта.
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов работы, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.
Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений.
Подготовка и защита презентации.
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов. (10 слайд)
Исследование - процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов. Исследование - это поиск неизвестного, новых знаний. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований открытие.
Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т. п. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Главный смысл исследования в школе заключается в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата.(11 слайд)
Учебный проект или исследование, с точки зрения обучающегося, - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, продемонстрировать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. (12 слайд)
Учебный проект или исследование, с точки зрения учителя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у обучающихся специфические умения и навыки проектирования и исследования, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представлению результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Однако для продуктивной проектноучебной деятельности обучающимся необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем. (13 слайд)
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации дефицита информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
деятельности выступает опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая, способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
(14 слайд)
Как сделать так, чтобы деятельность обучающихся действительно была проектной (исследовательской), чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?
Прежде всего, в начале работы над проектом (исследованием) учитель пробуждает в учащихся интерес к его теме. Тема проекта (исследования) должна быть сформулирована понятным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Эго может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема, предлагаемая школьникам, должна быть не только близка и интересна, но и доступна им.
Далее, на этапе погружения в проект (исследование), учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта (исследования), полученной в результате проблематизации, вытекают его цель и задачи. Задачи проекта (исследования) - организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы. Таким образом, погружение в проект (исследование) требует от учителя глубокого понимания всех психологопедагогических механизмов воздействия на обучающихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект (исследование) групповой(-е), то необходимо разделить детей на группы, определить цели и задачи групп, при необходимости - роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит планирование работы по решению задачи проекта (исследования). Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. Это третий этап. Здесь роль учителя уменьшается - ученики всё делают сами. Безусловно, степень их самостоятельности зависит от уровня подготовленности. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель контролирует, как протекает ход деятельности, каков уровень самостоятельности обучающихся.
Этап презентации как одна из целей проектной и исследовательской деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, бесспорно, обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы решения проблемы и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, подготавливать средства наглядности, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Степень активности обучающихся и учителя на разных этапах разная. И в учебном проекте, и в учебном исследовании ребята должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности. Каковы бы ни были опыт обучающихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта или исследования, степень активности, самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ - обучающийся
2-й и 3-й этапы
обучающийся - УЧЕНИК
последний этап
УЧИТЕЛЬ – обучающийся
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе - этапе погружения в проект (исследование), зависит судьба проекта (исследования) в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом (исследованием) к формулированию и самостоятельному выполнению задания обучающимися.
На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу самим сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые и поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. (15 слайд)
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
Рефлексивные умения:
умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
умение запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение осуществлять коллективное планирование;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умение оказывать взаимопомощь в группе при решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т. п.
Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы. (16 слайд)
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническим и учебно-методическим оснащением, необходимыми кадрами (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационными (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD, аудио- и видеоматериалы и т. д.) и информационно-технологическими ресурсами (компьютеры и другая техника с программным обеспечением), организационным обеспечением (специальное расписание занятий, работа аудиторий, библиотеки, выхода в Интернет), отдельным местом (не ограничивающее свободную деятельность помещение). Разные проекты и исследования требуют разного оборудования и обеспечения. (17 слайд)
Проекты отличаются друг от друга:
поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.):
мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод, и т. д.);
индивидуальная деятельность (получаемый продукт - результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм по какой-либо специализации с участием всех желающих детей и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
набором и иерархией ролей;
соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
необходимостью привлечения взрослых.
Ученики совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Кроме того, если известно, что кто-либо из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он умеет хорошо делать. (18 слайд)
По характеру конечного продукта, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
3. Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
(19 слайд)
Проекты и исследования предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и т.д.
Проектная методика не только дает возможность обучающимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.
Каждый проект или исследование должны быть доведены до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы учителю следует помогать детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом или исследованием надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
В преподавании музыки метод проектов и исследований может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Эта технология позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные.
Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала. (20 слайд)
Пример: 1 класс – на этапе разучивания «Почему медведь зимою спит» к содержанию песенки дети создают свой проект «Мультипликационный фильм». Детям в группах дается задание нарисовать к определенному куплету песенки рисунок, в группах дети обсуждают, кто, что будет рисовать, чтобы рисунки не повторялись. Результатом является исполнение песенки во время демонстрации презентации. (21 слайд)
Во 2 классе. Дети рисуют афиши к музыкальным сказкам, сочиняют сами колыбельные песни и их иллюстрировали. Некоторые творческие работы были опубликованы в «Золотом ключике». (22 слайд)
В 3 классе Дети работали в начале года над творческим проектом «Волк и семеро козлят» музыкальная сказка. Было создано три 3 группы: актёры, артисты, декораторы. Актёры разучивали слова, учили песни, готовили маски. Артисты разучивали партии на музыкальных инструментах. Декораторы готовили декорации к сказке. Этот проект мы показали и защитили с ребятами на открытом уроке.(23 слайд)
4 в класс Проект «Экскурсия – путешествие в оркестр русских народных инструментов», где группа детей готовили небольшие сообщения об инструментах и выступали в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другая группа выступала в роли музыкантов и исполняли небольшие импровизации на простейших инструментах. В результате дети знакомятся с русскими народными инструментами не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают самого лучшего экскурсовода, а также играют на инструментах.(24 слайд)
В преддверии празднования Дня Победы, (25 слайд) после посещения школьного музея и увлекательной экскурсии проведённой учителем Щукиным Н.П. в 3 четверти вместе с обучающимися 3 б класса,(26 слайд) было решено коллектино создать Сборник песен военных лет «Песни, подарившие Победу». В этом проекте приняли участие 25 обучающихся.
Исследовательская деятельность осуществлялась в области музыки, истории, литературы, ИЗО. (27 слайд)
На первом этапе работы ученикам предлагается заполнить анкеты том, какие песни они знают о Великой Отечественной войне? Где они звучат? (28 слайд) Было дано задание узнать: Какие песни знают родители о ВОВ? (29 слайд)
Второй этап. Планирование. Ученики индивидуально выбрали название песни из списка (ставятся цели, задачи и распределяются задания).(30 слайд)
Третий этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в плану. У каждого свое задание: поиск материала про эту песню, информацию о композиторе, который ее сочинил, интересные факты, связанные с ее созданием; оформление работы иллюстрация к песне.(31 слайд)
Четвертый этап. Результаты. Выводы. Дальнейшая реализация проекта (32 слайд)
Пятый этап. Оценка результатов (активность, качество и объем используемых источников, креативность).(33 слайд)
Шестой этап. Накануне празднования Дня Победы мы презентовали свой проект на школьной конференции и защищавший наш проект Батанов Дмитрий вошёл в шестёрку Победителей. (34 слайд)
В средних классах – при изучении темы «Путешествие в музыкальный театр», ребята исследуют, как и кем создается музыкальный спектакль, исследуются программки, афиши к спектаклям, театральное «закулисье». Дети пробуют себя в роли главного художника, декоратора театра. После анализа музыкальных характеров персонажей балета создаются эскизы костюмов и декораций к сценам.
С интересом ребята делают доклады, рефераты, тематические проекты-презентации. Обучающийся при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ребенка логическое мышление, формирует навыки творческой и проектно-исследовательской деятельности, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.
При завершении изучения курса «Музыка» на основе проектно-исследовательской деятельности в качестве итоговой аттестации ребята в течение полугода выполняют зачётные работы. На выбор предлагаются несколько различных форм и тем проектов и исследований на интересующую тему. Цель - контроль за качеством знаний учащихся, развитие творческих способностей, навыков исследования и проектирования. При этом это могут быть как индивидуальные так и групповые формы выполнения работ.
Выполненные работы презентуются на итоговых уроках музыки, школьной учебно-исследовательской конференции, используются на учрежденческих мероприятиях. Материалы и продукты проектов становятся основой для оформления кабинета музыки, выставок, экспозиций.(35 слайд)
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод:
Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. Благодаря проектной и исследовательской деятельности, у учащихся формируется культура умственного труда. Они становятся участниками научного поиска, учатся идти от простого наблюдения к анализу фактов и событий, переживают радость, пусть небольшого, но открытия, получают истинное удовольствие от самостоятельности своего труда. Только необходимо помнить, что успех этих исследований и проектов гарантирован только тогда, когда тебе самому интересно, когда, организуя работу ребят, руководишь работой и сам участвуешь в ней вместе с ними.
Уроки музыки с использованием проектно‐исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.
В заключении хочется сказать: проектно- исследовательская деятельность - это реальная возможность для саморазвития и самореализации личности и чем раньше начинается проектно-исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее.(36 слайд)