СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного тематического классного часа: «Культура и быт Петровской Руси: традиции и новации. Образ Петра I в исторических поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема интегрированного тематического классного часа: «Культура и быт Петровской Руси: традиции и новации. Образ Петра I в исторических поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник» (в рамках Рождественских образовательных чтений-2021). 

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного тематического классного часа: «Культура и быт Петровской Руси: традиции и новации. Образ Петра I в исторических поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области










Рождественские чтения,

посвященные 350-летию со дня рождения Петра I

Номинация:  Православие и культура





Тема интегрированного тематического классного часа:

«Культура и быт Петровской Руси: традиции и новации. Образ Петра I в исторических поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»




Сведения об авторе-составителе:

учитель русского языка и литературы Никитина Екатерина Александровна, классный руководитель 7 класса, I квалификационная категория, педагогический стаж – 13 лет.














2021 г.

Тема интегрированного тематического классного часа: «Культура и быт Петровской Руси: традиции и новации. Образ Петра I в исторических поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»

Аудитория: обучающиеся 7 класса.

Сроки проведения: 03.12.2021 г. (в рамках Рождественский чтений 2021г.).

Форма проведения: час общения, коллективно творческая деятельность (викторина).

I.Целеполагание
Образовательные:

  • формировать представление обучающихся о значимости реформ Петра Великого в области культуры, литературы, науки и духовности;

  • обобщить знания обучающихся о культурно-бытовых преобразованиях России при Петре Великом;

  • формировать активную гражданскую позицию.

Развивающие:

  • расширять кругозор, знакомя обучающихся с достижениями и новациями Петровской эпохи, учить видеть отражение славного прошлого в сегодняшнем дне;

  • продолжить воспитание исторической грамотности, патриотизма в обучающихся, уважения и гордости к истории своего Отечества.

Воспитательные:

  • воспитывать сознательную любовь к Родине;

  • создать условия для осуществления преемственности традиций и культуры Отечества для обеспечения счастливого будущего своей Родины;

  • пробуждать интерес к историческому и культурному прошлому своего народа на примере достижений великих людей прошлого.

II.Оборудование: иллюстративные материалы для оформления, презентация «Культура и быт Петровской Руси: традиции и новации», презентация- викторина «Образ Петра I в исторических поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник» многофункциональная интерактивная доска, дополнительные печатные пособия, индивидуальные листы «Оценка результативности работы на мероприятии и впечатлений обучающихся».

III.Прогнозируемый результат: классный час ориентирован на следующее: вызвать у обучающихся чувство восхищения и гордости за достижения во всех сферах своей страны.

IV.Практическая ценность методической разработки: возможность использования в классных часах патриотической направленности, на уроках литературы и истории.

V. Ход классного часа

1.Классный руководитель: «Здравствуйте, дорогие ребята. Тема нашего интегрированного классного часа - это вопрос о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь. В этом году Рождественские чтения посвящены 350-летию со дня рождения Петра I, великого императора-преобразователя. Любой урок (классный час) в современной школе всегда начинается с определения темы, а по ФГОС обучающиеся сами должны определить, какие знания смогут получить на уроке. Сегодня нам предстоит многое узнать о культурном наследии Петра Великого, а также у вас появится возможность дополнить наше занятие собственными знаниями о великом преобразователе восемнадцатого века, а именно: «Исторический и литературный образ Петра Великого в изученных на уроках литературы поэмах А.С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». Каким же был в сознании нашего русского человека император Петр Великий, как этот образ обобщил А.С. Пушкин в стихотворении «Стансы», нам расскажет обучающаяся Фоменкова Вероника.

2.Декламация стихотворения обучающейся 7 класса.

3.Классный руководитель: «Тема наших Рождественских чтений «Культура и быт Петровской Руси: традиции и новации». Поскольку на занятиях мы получаем новые знания, предлагаю вашему вниманию информационную презентацию «Эпоха Петра Великого: культура и быт».

4. Информационная презентация «Эпоха Петра Великого: культура и быт».

1)Понимая, что Россия во многом отстала от развитых стран
Европы, в 1697 г. Пётр сам вместе со своими сподвижниками отправляется в Европу с Великим посольством. Пётр понимает, что России необходимы реформы в сферах экономики, управления, образования, а также равноправные деловые отношения с европейскими странами. А такие отношения возможны только при равном уровне бытовой культуры. По возвращении в Россию, Петр начинает с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь России и быт российского дворянства (слайд №1).

2)После посещения Западной Европы царь Пётр просто преисполнен грандиозными идеями по переустройству русского быта. Народная мудрость «встречают по одежке» вышла народу боком, поскольку самодержец решил эту самую одежку своих подданных изменить. Сделано это было для того, чтобы русских на Западе принимали за равных. Когда Пётр I начал стричь бороды боярам и укорачивать их длиннополые кафтаны, люди поначалу восприняли это как сумасбродство молодого монарха. Но они ошибались. Петр действительно начал широкую программу культурных преобразований. Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды (слайд №2).

3)Царь Пётр I вводит ассамблеи. На ассамблеях танцевали, вели светские разговоры и дружеские беседы, обменивались мнениями, пили ранее неизвестный в России напиток — кофе, играли в шашки и шахматы. Позже ассамблеи преобразовываются в балы (слайд №3).

4)Для молодых дворян в 1717 году был издан своеобразный учебник-наставление «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», подготовленный по приказу императора. В основе издания − свод правил, которые, по замыслу Петра, были предназначены детям дворян для их обучения этикету и хорошим манерам. Чуть позже в России стали появляться школы для дворянских детей (слайд №4).

5)9.01.1710 года Петр I издал указ о введении для печатной продукции нового гражданского шрифта. Из алфавита были исключены устаревших букв, дизайн оставшихся подвергся модернизации, и, кроме того, появилась буква «э» (слайд №5).

6)В 1702 году при Петре Первом был открыт первый в России публичный общедоступный театр в Москве. Он назывался «Комедиальная Храмина». Вскоре театры стали появляться и других городах России (слайд №6).

7)19 декабря 7208 года  Петр I подписал указ о реформе календаря в России и ввел европейское летоисчисление: вместо 1 января 7208 г. «от сотворения мира» - 1 января 1700 года от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Но для церкви Пётр разрешил сохранить старое летоисчисление. В Россию пришли елка, Дед Мороз, январские новогодние праздники (слайд №7).

8)Петровские преобразования в сфере культуры не коснулись массы крестьянства и городских низов. Крестьян не затронули ни образование, ни изменения в быту (слайд №7).

5.Классный руководитель: Пожалуй, почти невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития России в дальнейшем. Сегодня на классном часу нам предстоит рассмотреть и сравнить образ Петра I в поэмах «Медный всадник» и «Полтава», увидеть жанровые особенности произведений, а также рассмотреть историю России и её роль в произведениях. Какие стороны деятельности Петра изображены в поэмах? Ребята, сейчас предлагаю вам пройти викторину на выявление образа Петра Великого в исторических поэмах А.С. Пушкина «Медный всадник» и «Полтава».

6. Викторина-презентация «Образ Петра I в исторических поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».

1)Петр I в поэме «Полтава» показан:

А) как один из участников баталии, не влияющий на ход истории;

Б) как военачальник, командующий русскими войсками;

В) как исторический деятель, глава государства.

2. Сподвижник Петра I, которому поэт посвятил строки:
«За ним вослед неслись толпой\Сии птенцы гнезда Петрова…\И счастья баловень безродный, \Полудержавный властелин…».
А) Шереметев; Б)Брюс; В)Меншиков.

3.Рисуя портрет Петра I:
«Выходит Петр. Его глаза/Сияют. Лик его ужасен./Движенья быстры. Он прекрасен…/И горд, и ясен,/И славы полон взор его…»
Пушкин свое отношение к главному герою:

А) скрывает, не нарушая условности художественного мира;

Б) выражает в авторском повествовании, идеализируя его образ;

В) не излагает, потому что не считает нужным оценивать поступки государственного деятеля.

4.Отрывок из поэмы «Полтава» («Полтавский бой»):

А) звучит как ода Петру I, реформатору и военачальнику;

Б) дополняет историческими реалиями рассказ об эпохе Петра I;

В) отражает отношение автора к этому событию в истории России.

5.Автор мозаичной картины «Полтавский бой»:

А) В.М.Васнецов; Б) М.В.Ломоносов; В) В.И.Суриков.

Вывод к 1 части викторины: В «Полтаве» Пушкин утверждает о том, что все, что движимо узкими личными интересами, страстями – все проходит, теряется без остатка.

Классный руководитель: Только большими патриотическими делами во благо родины и народа исторический деятель может создать себе нерушимый памятник. Приступим к анализу поэмы «Медный всадник»

1.На берегу, какой реки стоял царь Пётр?

2. О чём думал Пётр Великий?

3.Через сколько лет было окончено строительство города Петербурга?

4. Какое происшествие описано в поэме?

5. Как раскрывается тема простого человека и человека власти?

7. Рефлексия.

Обучающиеся заполняют индивидуальные листы «Оценка результативности работы на мероприятии и впечатлений обучающихся».

8. Заключительное слово классного руководителя: Дорогие ребята, благодарю вас за внимание, за активную работу. Наш классный час закончен. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о величии нашей культуры, языка и традиций, а также знать о значимости вклада преобразований Петра Великого. Я желаю Вам быть добрыми людьми и патриотами своего Отечества. Надеюсь, что вам было интересно и что с таким же интересом вы продолжите постигать учебные дисциплины и уроки мудрости уже завтра.

9. Инструктаж по домашнему заданию.

Написать сочинение-рассуждение (объём - 90-130 слов) на тему «Каким теперь я представляя императора Петра Великого?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!