СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. В.Бианки «Сова». Невидимые нити в природе 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. В.Бианки «Сова». Невидимые нити в природе 2 класс»

Москаленко Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Старомихайловская школа

Марьинского района»,

высшая категория



Тема. Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру. В.Бианки «Сова». Невидимые нити в природе 2 класс

Цели: знакомство с творчеством В. Бианки, с произведением «Сова», показать неразрывную связь человека и природы. Развивать навыки выразительного и беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать умение анализировать поступки героев, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока:

обучающие:

– совершенствование навыка чтения;

– создание условий для углубления знаний учащихся о природе, о взаимосвязи природы и человека, о пользе, приносимой человеку птицами;

– установление причинно-следственных связей.

развивающие: 

– развитие монологической речи,

– расширение словарного запаса,

– развитие УУД.

воспитывающие: 

– воспитание умения слушать и слышать,

– привитие бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; прогнозировать содержание по его заглавию., находить неразрывную связь человека и природы.

Метапредметные результаты:

Личностные:

  • положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

  • воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в сотрудничестве с природой.

Регулятивные :

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

  • адекватно оценивать свои достижения; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совестной коллективной деятельности

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной

  • коллективной деятельности.

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной

  • коллективной деятельности.

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

  • высказывать свою точку зрения на события, поступки

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: портрет В.Бианки, выставка книг В.Бианки, иллюстрации к произведению, мультфильм.



Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 1,2)

Когда ты идешь по тропинке лесной,

 Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

 Одно «почему» меж деревьями мчится,

 Летит по пятам за неведомой птицей.

 Другое – пчелой забралось на цветок,

 А третье – лягушкою скок в ручеек.

 «Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

 «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

 Сидит «отчего» на зеленом листке,

 «Куда» полетело верхом на жуке,

 «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

 Вопрос за вопросом, и так – целый день.

 Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

 Ответы искать под зеленым шатром.


- Что нового вы узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году?

- А как вы думаете,  все ли сведения об окружающем мире вы узнали?

- Хотелось бы узнать ещё что-то новое об окружающем мире?

- Каким вы хотите, чтобы получился наш  урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
- Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. Желаю вам сегодня на уроке узнать еще некоторые тайны окружающего мира!

 2. Проверка домашнего задания.

- С чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного)

–Вспомните, что было на предыдущем уроке.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Музыкант» В.Бианки)

-Кто главный герой этого произведения? (Медведь)

- К какому классу животных относится медведь? Почему? (Звери. Тело покрыто шерстью)

-Что удивило тебя в этом рассказе?

-Сравни, как старик и медведь слушали пение щепки?

- Почему автор дал произведению такое название?

- Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

(слайд 3)

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, а вы верите в волшебство?

- Мы сегодня научимся видеть невидимы нити. А поможет нам в этом В.Бианки.

- Мы продолжим знакомство с творчеством В.Бианки. А что объединяет рассказы В.Бианки?

Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки. А каким вы отгадайте.

Всё ночь летает.
Мышей в поле собирает? (Сова) (слайд 4)

-Кто такая сова? (Птица)

-Докажите, что сова - птица. (Тело покрыто перьями)

- Ребята, а что вы знаете о сове? На кого она охотится? Что помогает ей охотиться? Какую пользу она приносит?

Сова – ночная хищная птица. Живёт чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

- О ком вы будете сегодня читать?

- Что мы должны узнать и чему должны научиться сегодня на уроке?

- Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?

-Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?

Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.

Словарная работа(слайд 5)

Утекает – убегает

Кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту

Хорониться - прятаться, таиться.

Раздолье - много места.

Цветень – пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Как бы худа не вышло- как бы беды не было.

Чай белить - добавлять молоко в чай.

Пойло – питательное питьё для скота

4. Первичное знакомство с произведением.

Чтение текста учителем и детьми с146-150. (Просмотр мультфильма - последняя часть) (слайд 6-7)

- Ребята, сейчас мы будем с вами читать это произведение. Сначала буду читать я, а потом вы по цепочке (по 1 предложению). Поставьте пальчик на строчку и будьте очень внимательны.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Назовите главных героев. (Старик и Сова)

- Какие ещё персонажи встретились в сказке?

- Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки назвал «Сова»? (В нем рассказывается о пользе совы)

- Можно ли ему дать другое название? Какое? (Как старик нарушил равновесие в природе. Природное равновесие.) Почему?

Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

- Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так как звери разговаривают, с ними происходят приключения.)

- А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательными. Таким образом, В.В.Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

5.Физинутка

«Сова»
В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка - сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит. ( Изображают большой круг руками. Приседают, делают повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встают, делают взмахи руками, бегут на месте.)

6. Закрепление усвоения содержания сказки.

Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

- С какой интонацией будете читать слова старика?

- Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке. (слайд 8)

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку.

- Что случится, если какое-либо из звеньев этой цепочки исчезнет? (Высказывания детей)

- Кто помнит, как называется наука, которая изучает взаимосвязи в природе? (Экология)

- Затрагивает ли проблемы экологии сказка «Сова»?

- Можем ли мы назвать экологической эту сказку?

- Мы увидели, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга.

Вывод:

Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи. Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись?



Восстановление содержания рассказа по деформированному плану. (слайд 9)

1.Шмели на чужих лугах гуляют.

2.Пошел Старик Сове кланяться.

3.Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

4.Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

5.Молока у Коровы мало.

6.Рассердилась сова.



План

1.Рассердилась сова.

2.Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

3.Шмели на чужих лугах гуляют.

4.Молока у Коровы мало.

5.Пошел Старик Сове кланяться.

6.Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.



Составление синквейна (слайд 10)

Синквейн:

1.Кто?

2.Какая?

3.Что делает?

4.Одно предложение.

5.Итог- одно слово.



Сова

Мудрая, трудолюбивая

Обиделась, ушла, наказала

Дала понять, что её нужно уважать

Помилование.

Старик

Престарелый, задиристый

Дразнит, обижает, гонит

Страдает из-за своего поведения

Раскаяние

7. Подведение итогов.

- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

- Кто её автор? Какова главная мысль сказки?

- Назовите главных героев.

- Ребята, а это рассказ или сказка?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

8. Оценка за работу на уроке.

9. Домашнее задание.

Читать, пересказывать сказку с146-150 (литературное чтение), с 64-67 (окружающий мир)

Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке



10. Рефлексия.

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…

















Интернет-источники



Сова

1.

https://i.pinimg.com/originals/a9/5d/70/a95d70c8ea69cc734144e4fc288b0fc7.jpg

2.

https://i.pinimg.com/originals/17/84/49/17844908466b614e00320707a3fec4cb.png

3.

https://orenburgkniga.ru/wp-content/uploads/c/f/8/cf80110636d16d7158f6c944bb0d1aa1.jpeg

Иллюстрации к сказке

https://orenburgkniga.ru/wp-content/uploads/4/1/1/411e56dc1dda232d62f4bc2f4847e8de.jpeg

https://sv-scena.ru/Buki/Skazki-dlya-malyshyeyi-pro-zvyeryeyi-sbornik-34.jpg

https://pic.rutubelist.ru/video/35/27/3527cac18559402ea729776196486675.jpg

В.Бианки https://avatars.mds.yandex.net/i?id=bbb1138360c3bcfd01b9a8f9136cf582ed555a41-5364864-images-thumbs&n=13

Цепочка взаимосвязей https://fs.znanio.ru/methodology/images/d0/07/d007602a693cca5b61e47eab6716291060db21f3.jpg

Мультфильм https://www.youtube.com/watch?v=7-fXzBa8Dqg










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!