СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного занятия (история и литература), посвященного 79 - летию Обороны Заполярья «Минувших дней былая слава…»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие посвящено Обороне Заполярья. Возможно проведение в 7-11 классах во время классного часа, на уроках истории в 9 классе и на уроках литературы в 5 классе.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного занятия (история и литература), посвященного 79 - летию Обороны Заполярья «Минувших дней былая слава…»»

Разработка интегрированного занятия (история и литература),

посвященного 79 - летию Обороны Заполярья

«Минувших дней былая слава…»


Автор: Скрыпова Елена Евгеньевна, учитель истории и обществознания

МБОУ Гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская обл.



Данное занятие посвящено Обороне Заполярья. Возможно проведение в 7-11 классах во время классного часа, на уроках истории в 9 классе и на уроках литературы в 5 классе.


Цель занятия:

формирование гражданско - патриотического сознания учащихся, посредством изучения литературных источников, посвященных обороне Кольского Заполярья и основных исторических событий на Кольском полуострове в годы Великой Отечественной войны.


Задачи:

обучающие:

  • познакомить учащихся с литературными источниками и основными историческими событиями по обороне Советского Заполярья годы Великой Отечественной войны.

развивающие:

  • развивать у учащихся познавательный интерес к литературе и истории родного края;

  • развивать у учащихся социальную активность, коммуникативные навыки и навыки смыслового чтения.

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся гражданские качества личности: уважительное отношение к истории России, родного края, героическому прошлому своего народа;

  • формировать у учащихся личностные качества: патриотизм, уважение, ответственность.


Слайд 1

Добрый день, ребята. Всё дальше уходят в историю суровые годы самой жестокой мировой войны, но время бессильно ослабить память о величии тех военных лет, стойкости, мужестве и героизме нашего народа.

Слайд 2.

Внимательно посмотрите на слайд. И попытайтесь определить тему сегодняшнего занятия.

- Что изображено на слайде? Опишите медаль.

Описание: На лицевой стороне медали погрудное изображение бойца в полушубке и шапке-ушанке с автоматом ППШ. Слева за фигурой бойца виднеются очертания боевого судна. В верхней части медали по обе стороны бойца - силуэты самолетов. В нижней части медали изображения танков. По окружности медали надпись в рамке “ЗА ОБОРОНУ СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ”. Внизу рамки лента с пятиконечной звез-дочкой на ней. В центре звездочки - серп и молот.

На оборотной стороне медали надпись “ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ”. Над надписью изображение серпа и молота.

- Как вы думаете, кому выдавали эту медаль и за что?

В соответствии с Положением вручение медали “За оборону Советского Заполярья” производится:

- военнослужащим фактически участвовавших в обороне Советского Заполярья не менее 6 месяцев;

- рабочим, служащим и другим лицам из гражданского населения, непосредственно участвовавшим в обо-роне Советского Заполярья не менее 6 месяцев.

- О каком историческом событии мы будем сегодня говорить? Ответы детей: Оборона Заполярья.

Тема сегодняшнего занятия посвящена 79 годовщине обороны Заполярья от немецко-фашистских захватчиков.


Слайд 3.

Предлагаю внимательно зачитать и прослушать стихотворение Анатолия Пименова «Оборона Заполярья» и ответить на вопросы:

1. Как назывался фронт державший оборону Кольского полуострова?

2. Какая страна была союзником Германии в реализации плана по захвату Кольско-го полуострова?

3. Какие основные стратегически важные пункты пытались захватить немцы и его союзники?


Снайпер финский смотрел в затылок,

Немцы к Мурманску мерно шли…

Выжжем танки огнём бутылок,

Не дадим даже пядь земли…


Там, на море, гирляндой жёлтой

Цепь на цепь по листам снаряд,

Самолётами небо стёрто -

Дождь свинцовый бьёт всё подряд.


Враг к железной полез дороге,

Там, на станции узловой,

Паровоз смотрит в небо строго

И снаряды везёт за собой.


Оттеснили, по морю штурмом,

Пулей вычистив тёмный лес,

Фронт Карельский шагами трудно,

С флотом вышел на Киркенес.


Враг разгромлен, норвежцы помнят,

Вклад советский в борьбу со злом,

Север вычищен, ветры-кони

Ходят по морю табуном…


Слайд 4.

Битва за Заполярье (Оборона Заполярья) – боевые действия советских войск, главным образом 14 й армии Карельского фронта, 7 й Воздушной армии и Северного Флота с 29.06.1941 по 07.10.1944 (1195 дней) во время Великой Отечественной войны, проходившие на территории Мурманской области, Северной Карелии и Петсамо (историко-географическая область, принадлежавшая Финляндии с 1920 по 1944 год. Административ-ным центром губернии был город Петсамо, ныне посёлок городского типа Печенга), на Баренцевом, Белом и Карском морях. Действия шли между Советским союзом (при поддержке британских войск) и немецкими и финскими войсками.


Слайд 5.

По плану немецкого и финского командования советское Заполярье должно быть захвачено в первый месяц войны. На взятие Мурманска отводилось всего два дня.

- Ребята, а как вы думаете, почему Гитлер хотел захватить Кольский полуостров??

Ответы учащихся.


Кольский полуостров занимал большое место в агрессивных планах немецкого военно-политического командования. Во-первых, Берлин интересовал город Мурманск – незамерзающий порт, база Северного флота СССР. Кроме того, Мурманский порт с основной частью страны соединяла Кировская железная дорога, это давало возможность получать грузы военного характера и быстро доставлять их в Центральную Россию. Поэтому, немцы планировали захватить порт и перерезать железную дорогу в кратчайшие сроки. Во-вторых, Гитлера привлекали богатые природные богатства Кольской земли, и особенно месторождения никеля – металла, очень необходимого для германского военно-промышленного комплекса и экономик союзников Германии. В-третьих, эти земли интересовали финскую элиту, по их планам Кольский полуостров должен был стать частью «Великой Финляндии».


Великая война в Заполярье началась в ночь на 22 июня 1941 года с массированных авиационных налётов на города, населённые пункты, промышленные объекты, погранзаставы и военно-морские базы. Мурманская операция (план Зильберфукс, «Полярная лиса») была составной частью плана «Барбаросса».

Германское командование заблаговременно разработало планы боевых операций для горной армии «Норвегия», дав им кодовые названия:

-«Renntier» («Северный олень», начало 22.06.1941) — овладение районом никелевых руд-ников в Области Петсамо, проведение мероприятий (строительство дорог и т. п.) для осу-ществления следующей операции

- «Platinfuchs» («Чернобурая лисица», начало 22.06.1941+7) — наступление на Порт‑Владимир, Полярный вдоль арктического побережья до Мурманска.

- 36 армейский корпус Вермахта должен был (по плану «Polarfuchs» — «Песец» или «По-лярная лисица»), выдвинувшись из Рованиеми (Финляндия), где он оказался к 14.06.1941 в результате осуществления морской транспортной операции из Норвегии («Blaufuchs 2»), взять Саллу, Кандалакшу, затем повернуть на север и, наступая вдоль Кировской железной дороги, соединиться с горнострелковым корпусом «Норвегия» для взятия Мурманска.


Слайд 6.

Карельский фронт был самым большим по протяженности -1500 км - он простирался по суше от северной оконечности полуострова Рыбачий до истоков реки Свирь и дальше проходил в основном по реке до ее впадения в Ладожское озеро.


Слайд 7

Значимые факты

  • Карельский фронт имел самую большую протяжённость среди всех советских фронтов Великой Отечественной войны — до 1600 км в 1943 году.

  • Единственный из всех фронтов имел особо сложные северные природно-климатические особенности.

  • Карельский фронт единственный из всех фронтов Великой Отечественной не отправлял в тыл страны на ремонт военную технику и вооружение. Этот ремонт делался в специальных частях и на предприятиях Карелии и Мурманской области.

  • Только на Карельском фронте для подвоза грузов использовались такие виды транспорта, как оленьи и собачьи упряжки.

  • Единственный фронт, на одном из участков которого (в районе Мурманска) немецкие войска не смогли нарушить государственную границу СССР.

  • На Параде Победы 24 июня 1945 г. сводный полк Карельского фронта шёл первым. С тех пор традиционно на парадах 9 мая Штандарт Карельского фронта несут первым среди штандартов фронтов.


Слайд 8.

Расстановка сил

Для достижения этих целей была сконцентрирована армия «Норвегия» в составе 3-х корпусов – двух горных немецких и одного финского корпуса. Армию возглавлял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В ней было 97 тысяч человек, более тысячи орудий и миномётов и сотня танков. Кроме того, «Норвегию» поддерживала части воздушного флота и Военно-морских сил Германии.


С советской стороны выступала 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях, под командованием Валериана Фролова. В армии было более 52 тысяч человек личного состава, 1150 орудий и миномётов, около 400 танков. С моря 14-ю армию прикрывали корабли и авиация Северного флота. Огромную помощь советским войскам оказывали и сами жители Мурманской области. Добровольцами на фронт ушли более 50 тысяч человек.


Слайд 9.

Битва за Заполярье была трудной для обеих сторон, виной тому местные климатические условия: горная тундра, озера, болота, огромные валуны, длинная полярная ночь.


Слайд 10.

«Операция «Луг» - так в плане «Барбаросса» немецкие генералы обозначили захват полуостровов Средний и Рыбачий.

На перешейке, соединяющем Средний с материком, пролегает гранитный хребет Муста тунтури (в переводе с саамского означает "черная гора"). По нему проходила северная линия фронта. Место - легендарное, единственное, где немцы не смогли прорвать фронтовой рубеж. Именно на его вершине, на каменной полосе шириной около 100 метров и длинной 9 километров, более трех лет наши войска сдерживали немцев и так и не пустили их на полуострова Средний и Рыбачий.

Это был самый северный и возможно самый упорно защищаемый участок фронта в Великую Отечественную войну.

В теле хребта немцами были вырублены окопы и траншеи в полный рост, устроены бомбоубежища, склады боеприпасов, штабы, госпитали и проч. укрепления длиной около четырёх километров в монолитной гранитной скале, местами возвышающейся над морем на 260 метров, были оборудованы орудиями, миномётами, ДОТами, стационарными, дистанционно управляемыми огнемётными установками. По плато к побережью были проложены дороги. В течение трёх с лишним лет тут шли непрерывные ожесточённые и кровопролитные бои.


Слайд 11.

С одного из офицеров оборонявших п-ов Средний известный советский писатель Константин Симонов взял образ героя для своего произведения «Сын артиллериста».


Слайд 12.

В октябре 1941 года военкор Константин Симонов оказался на самой северной точке фронта - полуострове Рыбачьем в Мурманской области. Его впечатлил рассказ командира артиллеристов майора Ефима Самсоновича Рыклиса о том, как он в июле 1941 года был вынужден послать сына своего старого армейского друга на корректировку артиллерийского огня на одну из высот на полуострове Средний.


Слайд 13.

«Самого героя поэмы я тогда не видел, историю его подвига запомнил, а фамилию не записал и поэтому забыл. И эта моя журналистская оплошность принесла мне потом много хлопот»,- вспоминал тогда Константин Михайлович.

Поэма Константина Михайловича Симонова «Сын артиллериста» является одним из самых известных произведений этого знаменитого военного корреспондента, писателя и поэта.

В советские годы практически все знали о двух друзьях-офицерах и героический подвиг сына одного из них – Леньки Петрова. Прототипом главного героя поэмы был участник Великой Отечественной войны лейтенант Иван Лоскутов, служивший командиром взвода топографической разведки 104-го артиллерийского полка.

Поэма была написана в ноябре 1941 года по возвращению из Мурманска в Москву - в Архангельске. Как признавался потом Симонов поэму он написал буквально за одни сутки - «в один присест».

После войны поэму «Сын артиллериста» включили в круг чтения школьников пятого класса. По признанию автора, дети со всех концов страны стали писать ему, спрашивая о судьбе Леньки, сына артиллериста. Со слов Константина Симонова, ему приходилось отвечать, что он не знает его судьбы. И только в 1964 году он узнал, что «сын артиллериста» жив и здоров и по-прежнему служит в артиллерии, но только теперь уже не на Крайнем Севере, а на Дальнем Востоке. В 1966 году Симонову пришло письмо от героя его поэмы Ивана Алексеевича Лоскутова, где он подробно описал тот эпизод, который послужил основанием для создания поэмы «Сын артиллериста».

По некоторым данным, история описанная в поэме происходила в конце июля 1941 года на высоте «122.0» хребта Муста - Тунтури.


Слайд 14-20. Отрывок….

(возможно чтение по ролям)


А через две недели

Шел в скалах тяжелый бой,

Чтоб выручить всех, обязан

Кто-то рискнуть собой.

Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился,

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей,

Ясно? — Так точно, ясно.

— Ну, так иди скорей.

Нет, погоди немножко, —

Майор на секунду встал,

Как в детстве, двумя руками

Леньку к себе прижал: —

Идешь на такое дело,

Что трудно прийти назад.

Как командир тебя я

Туда посылать не рад.

Но как отец… Ответь мне:

Отец я тебе иль нет?

— Отец, — сказал ему Ленька

И обнял его в ответ.

— Так вот, как отец, раз вышло

На жизнь и смерть воевать,

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед посылать.

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! —

Такая уж поговорка

У майора была. —

Понял меня? — Все понял.

Разрешите идти? — Иди! —

Майор остался в землянке,

Снаряды рвались впереди.

Где-то гремело и ухало.

Майор следил по часам,

В сто раз ему было б легче,

Если бы шел он сам.

Двенадцать… Сейчас, наверно,

Прошел он через посты.

Час… Сейчас он добрался

К подножию высоты.

Два… Он теперь, должно быть,

Ползет на самый хребет.

Три… Поскорей бы, чтобы

Его не застал рассвет.

Деев вышел на воздух —

Как ярко светит луна,

Не могла подождать до завтра,

Проклята будь она!

Всю ночь, шагая, как маятник,

Глаз майор не смыкал.

И наконец по радио

Донесся первый сигнал:

— Все в порядке, добрался.

Немцы левей меня,

Координаты три, десять,

Скорей давайте огня!

Орудия зарядили,

Майор рассчитал все сам,

И с ревом первые залпы

Ударили по горам.

И снова сигнал по радио:

— Немцы правей меня,

Координаты пять, десять,

Скорее еще огня!

Летели земля и скалы,

Столбом поднимался дым,

Казалось, теперь оттуда

Никто не уйдет живым.

Третий сигнал по радио:

— Немцы вокруг меня,

Бейте четыре, десять,

Не жалейте огня!

Майор побледнел, услышав:

Четыре, десять — как раз

То место, где его Ленька

Должен сидеть сейчас.

Но, не подавши виду,

Забыв, что он был отцом,

Майор продолжал командовать

Со спокойным лицом:

«Огонь!» — летели снаряды.

«Огонь!» — заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

Радио час молчало,

Потом донесся сигнал:

— Молчал: оглушило взрывом.

Бейте, как я сказал.

Я верю, свои снаряды

Не могут тронуть меня.

Немцы бегут, нажмите,

Дайте море огня! —

И на командном пункте,

Приняв последний сигнал,

Майор в оглохшее радио,

Не выдержав, закричал:

— Ты слышишь меня, я верю:

Смертью таких не взять,

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! —

Такая уж поговорка

У майора была.

В атаку пошла пехота —

К полудню была чиста

От убегавших немцев

Скалистая высота.

Всюду валялись трупы,

Раненый, но живой

Был найден в ущелье Ленька

С обвязанной головой.

Когда размотали повязку,

Что наспех он завязал,

Майор поглядел на Леньку

И вдруг его не узнал:

Был он как будто прежний,

Спокойный и молодой,

Все те же глаза мальчишки,

Но только… совсем седой.

Он обнял майора, прежде

Чем в госпиталь уезжать:

— Держись, отец: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! —

Такая уж поговорка

Теперь у Леньки была…

Вот какая история

Про славные эти дела

На полуострове Среднем

Рассказана мне была.


2 ВАРИАНТ ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА https://www.youtube.com/watch?v=A3c-5f209EI


Слайд 21.

Трудно переоценить значение Рыбачьего для обороны всего Советского Заполярья. Когда в июле – августе 1941 года еще шли упорные бои на мурманском направлении, руководитель обороны Севера генерал В. А. Фролов не раз подчеркивал, что, кто владеет Рыбачьим, тот владеет Кольским заливом, тот, в конечном счете, владеет и Мурманском. Отстояв Рыбачий, мы обеспечили тем самым свободный вход с моря в Кольский залив, то есть в Мурманский порт и выход из залива в мировой океан. Оставлять Рыбачий было нельзя. С его берегов немцам было бы проще перехватывать караваны английских и американских судов, которые везли в СССР оружие, продовольствие, взрывчатку, бензин, алюминий... И Рыбачий держался, несмотря на отсутствие сухопутной связи с «большой землей».

Полуостров Рыбачий - стратегический пункт, непотопляемый линкор Заполярья сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска и вошёл в историю Великой Отечественной войны как единственное место советско-германского фронта, где немцам не удалось пересечь государственную границу СССР.

Не было дня, чтобы по защитникам Рыбачьего не била вражеская артиллерия с суши и моря, ни одного ясного дня, чтобы не бомбила их вражеская авиация. Вокруг Рыбачьего постоянно рыскали крупные надводные корабли и подводные лодки фашистского флота. Фашисты замышляли даже высадить туда десант с моря. Но побоялись это сделать.

Эпопея Рыбачьего - это страницы невиданного мужества его защитников. «Они порой голодали, примерзали к скалам Муста - Тунтури, экономили патроны и снаряды, истекали кровью, становились калеками. Им некуда было отступать - за спиной море, вход в Кольский залив. Они выстояли, победив жуткие погодные и бытовые условия, победив хорошо подготовленных и вооруженных горных егерей», - такие суровые и простые строки значатся под фотографиями тех, подвигу которых нужно поклониться.

Именно здесь северофлотцы Hиколай Букин и Евгений Жарковский написали знаменитую песню «Прощайте, скалистые горы».

Звучит песня «Прощайте, скалистые горы».


Слайд 22.

Огромную помощь соединениям Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР оказали жители Мурманской области. Уже в первый день Великой войны в Мурманской области было введено военное положение, в военных комиссариатах начали мобилизацию военнообязанных, и в военкоматы поступило до 3,5 тыс. заявлений от добровольцев. Всего на фронт ушел каждый шестой житель области - более 50 тыс. человек.


Партийные, советские и военные органы организовали всеобщее военное обучение населения. В районах и населённых пунктах формировались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, соединения местной ПВО. Так, мурманский истребительный полк только за несколько первых недель войны 13 раз выходил на задания, которые были связаны с уничтожением вражеских диверсионно-разведывательных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона непосредственно участвовали в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Бойцы истребительных соединений Кольского и Кировского районов несли службу по охране Кировской железной дороги.


Летом 1942 года по инициативе обкома партии в области были образованы партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Учитывая тот факт, что Мурман-ская область была практически не оккупирована, партизанские соединения базировались на своей территории и уходили в глубокие рейды по тылам противника. Основным объектом действий партизанских отрядов стала автодорога Рованиеми - Петсамо, по ней шло снабжение немецких войск, расположенных в областях Северной Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны нападали на вражеские гарнизоны, нарушали линии связи и коммуникации, проводили разведывательно-диверсионную деятельность, захватывали пленных. Несколько партизанских отрядов также действовало и на Кандалакшском направлении.

Предприятия Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска в кратчайшие сроки освоили выпуск автоматического оружия, гранат, минометов. Комбинат «Апатит» начал производство смеси для зажигательных авиабомб, судоремонтные мастерские делали шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика выпускала лыжи для солдат. Предприятия Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска в кратчайшие сроки освоили выпуск автоматического оружия, гранат, минометов. Комбинат «Апатит» начал производство смеси для зажигательных авиабомб, судоремонтные мастерские делали шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика выпускала лыжи для солдат.


Кроме того, жители области приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: люди сдали 15 кг золота, 23,5 кг серебра. Всего же за годы Великой войны от жителей Мурманской области поступило более 65 миллионов рублей. В 1941 году 2,8 млн. рублей было перечислено на создание эскадрильи «Комсомолец Заполярья», а железнодорожники построили на свои средства эскадрилью «Советский Мурман». Было собрано и отправлено более 60 тыс. подарков на фронт бойцам Красной Армии. Школьные здания в населённых пунктах переоборудовали под госпитали.


Слайд 23

И всё это делалось в самых тяжёлых условиях прифронтовой зоны, населённые пункты подвергались постоянным ударам с воздуха. Так, с лета 1942 года Мурманск подвергался жестоким бомбардировкам, только 18 июня немецкие самолёты сбросили 12 тыс. бомб, бы-ло разрушено и сожжено более 1500 домов, 437 производственных и служебных зданий. По количеству и плотности нанесенных по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате немецких бомбардировок было уничтожено три четверти города.


Немецкая авиация регулярно наносила удары по Кировской железной дороге. За время военных действий в Заполярье на каждый километр железнодорожной магистрали немецкие ВВС сбросили в среднем 120 бомб. Но, невзирая на постоянную опасность попасть под бомбардировку или обстрел, мурманские железнодорожники и портовики делали свое дело, и связь с Большой землей не прервалась, по Кировской железной дороге шли составы.


Слайд 24.

В 1944 году, после выхода Финляндии из войны, немцы усилили оборону, чтобы закрепиться на севере Кольского полуострова. 7 октября 1944 года советская армия перешла в наступление – началась Петсамо - Киркенесская операция – наступательная операция войск Карельского фронта и Северного флота, главной целью которой было окончательно разгромить группировку германских войск на Крайнем Севере и освободить Советское Заполярье.


В ходе Петсамо - Киркенесской операции были освобождены районы Заполярья, советская армия оказала огромную помощь в освобождении Норвегии. Но за победу в этом сражении пришлось заплатить большими потерями. За 3,5 года в боях на Кольском полуострове погибли 17 тысяч советских воинов.


Слайд 25

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Объект культурного наследия Федерации регионального значения (2010).


В память погибших защитников Заполярья в 1974 году в Мурманске был возведен 42-метровый мемориал. Памятник, который в народе прозвали «Алёшей», сооружен на 173-метровой сопке, с прилегающей территорией 50 гектаров. Во имя подвига войск, героизма и мужества населения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья». Медалью награждено свыше 350 тысяч воинов и трудящихся – участников обороны.


Представление книг по обороне Заполярья школьной библиотеки.


Подведение итогов занятия.


Ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D1%8C%D1%8F ОБОРОНА КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ 1941–1944

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_(1941) МУРМАНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

  3. http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%9D%D0%90_%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%AC%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%97%D0%90%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%AF%D0%A0%D0%AC%D0%AF_1941%E2%80%931944 ОБОРОНА КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ 1941–1944

  4. https://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12101548%40cmsArticle БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЗАПОЛЯРЬЕ И КАРЕЛИИ

  5. https://severpost.ru/read/79145/ БИТВА ЗА ЗАПОЛЯРЬЕ: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

  6. https://xn--b1acadncgwd3abbio5jre.xn--p1ai/syn-artillerista-konstantina-simonova/ «Сын артиллериста» Константина Симонова

  7. http://kolanord.ru/index.php/sokhranyaya-pamyat-o-vojne/books-war КОЛЬСКИЙ СЕВЕР ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

  8. https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-k-simonov-syn-artillerista-5-klass-5164297.html авторская разработка презентации по литературе



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!