СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного классного часа проводимого совместно с классным руководителем Бокачевой О. Н. и посвященного блокаде Ленинграда в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа: «Блокада: взгляд в прошлое».

Организаторы: Бокачева О. Н., Репко О. А.

Классы: 5 Г

Место проведения классного часа: кабинет 301

Расстановка мебели: столы расставлены для групп учащихся по 5 человек. За ними места для приглашённых гостей и зрителей.

Цель: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств кадет, через обращение к памяти о Героических событиях подвигов нашего народа, по средствам групповой формы, основывающейся на источниках личного происхождения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного классного часа проводимого совместно с классным руководителем Бокачевой О. Н. и посвященного блокаде Ленинграда в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Сценарий классного часа: «Блокада: взгляд в прошлое».

Организаторы: Бокачева О. Н., Репко О. А.

Классы: 5 Г

Место проведения классного часа: кабинет 301

Расстановка мебели: столы расставлены для групп учащихся по 5 человек. За ними места для приглашённых гостей и зрителей.

Цель: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств кадет, через обращение к памяти о Героических событиях подвигов нашего народа, по средствам групповой формы, основывающейся на источниках личного происхождения.

Задачи:

- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на применении поэтического творчества, как элемента восприятия;

- показать взаимосвязь военной и повседневной жизни через ассоциативный ряд понятий;

- воспитание кадет в духе патриотизма и гражданственности и гуманистических качеств, через анализ документов личного происхождения фотографий изучаемого периода;

- актуализация исторической памяти, формирование бережного отношения к традициям своего народа, при изучении примеров героических подвигов во время блокады Ленинграда через восприятие образа солдата и моряка;

- развитие познавательной компетентности воспитанников на основе работы с первоисточниками, воспоминаниями жителей блокадного Ленинграда;

- формирование коммуникативной культуры, при представлении воспитанниками анализа документов.

Межпредметные связи: при рассмотрении и заслушивании определяется роль народа при освобождении нашей Родины города Ленинграда;

Задания: комплекс познавательных и практических заданий: рассмотрение фотографий и писем фронта очевидцев;

Формы работы:

парно-групповая работа при анализе документов; индивидуальная; Фронтальная;

Формы организации: интегрированный классный час с предметом «история», сопровождаемый инсценированными воспоминаниями с фронта и мультимедийной презентацией.

Дидактические материалы: периодическая печать времен Великой Отечественной войны, Воспоминания блокадников; стихотворения.

Технические средства: раздаточный материал, мультимедийная доска, хлеб, фотоаппарат, выставка книг, магниты, блокноты.

Организационная часть:

Приветствие. Построение. Доклад командира класса о состоянии личного состава. 2 минуты.

Ведущий 1. Здравствуйте, сегодня вы сможете сами оценить своих сверстников и их социальную роль при изучении самого значимого события истории России XX века.

Сегодня мы будем работать над важными понятиями, которые касаются нашей страны, нашей истории, нашего сердца и нашего ума.

Работать мы будем по группам. На столах у вас лежат карточки. На которых написаны известные вам слова. Слова – отражение жизни, истории человечества и законов бытия.

Для того что бы вы понимали, что война это не только «убийства» и горе я предлагаю каждой группе проанализировать слова и поместить их в две колонки. Внимательно подумайте, прежде чем приступить к работе, вам не только необходимо разметить слова в двух колонках, но и объяснить по какому принципу вы распределили слова именно так. (Приложение)

ГРУППА 1.

МИР: ПРАЗДНИК; ПРОРУБЬ;УРОКИ;СЕМЕНА;СМЕХ;СИМФОНИЯ.

ВОЙНА: БОМБЕЖКА; ВЗРЫВ; ОПИЛКИ; РАЗРУХА; КРЫСА; СМЕРТЬ.

ГРУППА 2.

МИР: КОНЦЕРТ; МИР; ПОДАРОК; КОНФЕТЫ.

ВОЙНА: БОЛЬ; СЛЕЗЫ; МУКА; САХАР.

ГРУППА 3.

МИР: СЧАСТЬЕ; ВЕСЕЛЬЕ, БИБЛИОТЕКА, САНКИ, ТОРТ.

ВОЙНА: ЖИЗНЬ; ХОЛОД; ВЫСТРЕЛ; ПУЛИ, КРОВЬ.

ГРУППА 4.

МИР: ТАНЕЦ, ЦВЕТЫ, УЛЫБКА, ИГРЫ.

ВОЙНА: ОБСТРЕЛ, ГОЛОД, СТУЖА, БОМБЕЖКА, ХЛЕБ ).

Время выполнения задания 3 минуты.

Итак, вижу, что большинство из вас продуктивно поработали и уже готовы представить свои результаты, не забывайте делать выводы.

Вывод первой группы:

У нас были представлены следующие слова: ПРАЗДНИК; ПРОРУБЬ; УРОКИ; СЕМЕНА; СМЕХ; СИМФОНИЯ. БОМБЕЖКА; ВЗРЫВ; ОПИЛКИ; РАЗРУХА; КРЫСА; СМЕРТЬ.

Из них мы выбрали слова: смех, симфония, праздник, которые как нам кажется, мы встречаем очень часто в своей повседневной жизни. Так же мы выбрали абсолютно противоположные слова: смерть, бомбежка, взрыв. Это слова, при которых нам сразу представляется война.

Рецензия первого ведущего на вывод первой группы:

Совершенно верно, товарищи кадеты вы видите, что перед вами слова описывающие явления мирной и военной жизни. Крысы, как правило, появляются при разрушениях наносимых войной.

Вывод второй группы:

Мы должны были распределить слова: КОНЦЕРТ; МИР; ПОДАРОК; КОНФЕТЫ; БОЛЬ; СЛЕЗЫ; МУКА; САХАР.

При упоминании слезы, боль, нам показалось, что это слова горя. Мы подумали, что не хватало муки и сахара и отнесли эти слова к этой же группе. Концерт, подарки и конфеты это возможно то, чего не хватало детям в военное время.

Рецензия первого ведущего на вывод второй группы:

Вы совершенно точно определили, что даже во время войны мирным жителям и солдатам хочется увидеть своими глазами мир, дожить до этого мира не ощущая боль, ходить на концерты, получать подарки и конечно больше никогда не видеть слез.

Вывод третьей группы:

Анализируя слова: ЖИЗНЬ; ХОЛОД; ВЫСТРЕЛ; ПУЛИ; КРОВЬ; СЧАСТЬЕ; ВЕСЕЛЬЕ, БИБЛИОТЕКА, САНКИ, ТОРТ. Мы сразу подумали, что скорее всего события, которые мы будем рассматривать происходили зимой, люди слышали в это время выстрелы и видели кровь, но съедая торт каждый испытывал счастье и веселье.

Рецензия первого ведущего на вывод третьей группы:

Совершенно верно, самые страшные события периода войны происходят именно зимой. Когда холод прерывает жизнь и катание на санках приносит веселье и счастье.

Вывод четвертой группы:

Проанализировав слова: ТАНЕЦ, ЦВЕТЫ, УЛЫБКА, ИГРЫ, ОБСТРЕЛ, ГОЛОД, СТУЖА, БОМБЕЖКА, ХЛЕБ, наша группа пришла к выводу, что даже во время голода, когда не хватало хлеба и шел обстрел, дети играли в игры.

Рецензия первого ведущего на вывод четвертой группы:

Каждый из вас был близок к истине, во время войны, чтобы отвлечь детей от голода взрослые очень часто придумывали новые игры.

Общий вывод первого ведущего:

Сегодня мы с вами поговорим о том, как было сложно жить в период войны и чтобы подвести вас к понимаю событий Великой Отечественной войны, я хочу прочесть вам стихотворение.

Чтение стихотворения о Ленинграде. ( Семена Славиков)

Славный город на Неве.

Улыбается он мне.

Развел передо мной мосты,

Я восхищён от красоты.

Каменные львы, как живые.

Улочки, бульвары, проходные.

Покой мой был вдруг прерван.

На коне сидит сам Петёр Первый.

Суматоха разных дней-

Парад белых ночей.

Зимний дворец, Петропавловская крепость, Блокада.

Средь Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда.

Он такой и лучше нет-

Лучший, лучший столько лет.

Лучший город на Неве -

Загадочный на всей земле.

Вопрос: Подумайте и скажите , каких же событиях и о какой дате мы сегодня с вами будем вести речь? О каком моменте в истории нашего государства мы с вами будем говорить?

Ответ: Принимаются любые ответы воспитанников, в которых отражена суть блокады Ленинграда (Блокада, Война, Война В Петербурге…).

Ведущий 2.

Совершенно верно вы определили тему классного, но прежде чем мы начнем наш разговор, хотелось бы от Вас услышать цель и задачи нашей встречи. Для этого я предлагаю Вам посмотреть на экран и проанализировать увиденное (слайд 1). Мозговой штурм при анализе фотографии.

Вопрос: Что вы видите на экране?

Ответ: Фотографии современного города Санкт-Петербурга. Кто-то может назвать достопримечательности города.

Вопрос: Что позволяют нам увидеть фотографии?

Ответ: Принимаются любые ответы со словосочетанием «историческое прошлое».

Вопрос: Вы правы, фотографии являются историческим источником. Из курса истории Вам уже известно это определение. Что такое исторический источник?

Ответ: Исторический источник – материальный носитель с зафиксированной на этом носителе информацией о прошлом человеческого общества. Историческим источником является все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания. Принимаются любые ответы, которые раскрывают смысл фотографии, как носителя информации.

Вопрос: Каждый из Вас понимает, что фотография это исторический источник, именно она позволяет нам передать исторические события (поднимает платок, под которым спрятан фотоаппарат). Что позволяет нам передать смысл фотографии?

Ответ: Это техника, мы видим фотоаппарат. Принимаются любые ответы отражающие связь прошлого и настоящего.

Вопрос: Если мы говорим об исторических источниках и технике определите цель и задачи нашего классного часа, не забывая, какие слова вы разбирали при определении темы.

Ответ: Изучить блокаду Ленинграда, через изучение исторических источников.

Для этого мы будем:

– анализировать документы, источники личного происхождения и фотографии изучаемого периода работая в группах;

– изучим примеров героических подвигов во время блокады Ленинграда;

– сделаем выводы о блокаде Ленинграда.

Мотивация. Рецензия второго ведущего на цели и задачи классного часа:

Прежде чем мы приступим к изучению исторических источников личного происхождения, я бы хотела, что бы увидели гостей из нашего исторического прошлого, которые расскажут как им было сложно в период защиты нашей Родины и что им помогало выжить. Появляются солдат и моряк (воспитанники 10-го курса Козлов Роман и Черных Александр).

Рассказ моряка Черных Александра (слайд 5-6).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ВОСПОМИНАНИЯ МОРЯКА.

В октябре 1940 года я был призван на службу в ряды Военно-Морского Флота СССР. Пройдя обучение в школе Северного флота на Соловецких островах, в июне 1941 года направлен на крейсер «Киров» Балтийского флота, стоявший на рейде у г. Риги. Там я и встретил Великую Отечественную войну. В тревожные дни 1942 года, когда, пользуясь отсутствием второго фронта, фашисты бросали все новые и новые силы для наступления на юге, наибольшие трудности выпали на долю Черноморского флота. Но и зажатый в крохотном районе между Кронштадтом и Ленинградом Краснознаменный Балтийский флот, находившийся в очень трудных условиях, продолжал сражаться.

Смертельная угроза, нависшая над Ленинградом в августе – сентябре 1941 года, заставила балтийцев активно участвовать в защите города не только в воздухе и на море, но и на суше.

Мы, как моряки возводили многочисленные укрепления, сотни долговременных огневых точек, для которых по инициативе ленинградских судостроителей использовали броневые плиты из заводских запасов. Только на Пулковских высотах было срочно построено 206 огневых точек, бронированных отличной корабельной сталью. Большую инициативу в этом деле проявил тогда инженер-капитан 3 ранга (впоследствии адмирал-инженер) П. Г. Котов.

Уже тогда в систему обороны Ленинграда были включены линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», крейсеры «Максим Горький», «Киров», «Петропавловск» и другие корабли. Быстро вступали в строй десятки флотских батарей на рубежах вокруг Ленинграда. Балтийцы установили 130-миллиметровые морские батареи и орудия, снятые с «Авроры», создали невскую укрепленную позицию; флотским батареям около Ивановских порогов было суждено весь период блокады находиться на переднем крае обороны: лишь Нева отделяла их от противника. Четыре железнодорожные батареи крупного калибра, укомплектованные моряками, находились на позициях, прикрывавших Ленинград с суши. Истребительная авиация флота и зенитная артиллерия кораблей стали органической частью противовоздушной обороны Ленинграда. Всюду на фронте под Ленинградом – ив авиации, и в артиллерии, и в пехоте – можно было встретить моряков. В 1941-1942 годах почти половина личного состава Краснознаменного Балтийского флота защищала Ленинград на сухопутном фронте. Флотская артиллерия с ее большой дальнобойностью и точностью стрельбы умело подавляла батареи врага, посылавшие смерть мирным жителям Ленинграда. Контрбатарейная борьба длилась все 900 дней ленинградской блокады.

Я уже говорил, что поврежденные бомбами и снарядами линкоры «Марат» и «Октябрьская революция» не могли двигаться, но их пушки били по врагу до конца блокады.

Рубцов Николай Александрович

Рассказ солдата Козлова Романа (слайды 7,8,9,10). В ходе рассказа воспитанник ставит порционно порезанный хлеб на стол, демонстрируя его количество для взрослого человека и ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ВОСПОМИНАНИЯ СОЛДАТА.

Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, два с половиной года. ...8 сентября 1941 года немцы разбомбили крупные продовольственные Бадаевские склады, и трехмиллионное население города было обречено на голодное вымирание. Первая военная зима – 1941-1942 годов, стала для нас настоящим испытанием на прочность. Наступило время, когда на Ленинград надвинулся еще один союзник фашистов – холод. 14 октября в 11 часов утра первые хлопья снега коснулись земли. Температура резко упала, стало очень холодно. К 31 октября 1941 года снежный покров достигал уже 10 сантиметров. В этом году было одно из самых ранних наступлений зимы в истории нашего города.

Люди стали страшно худы. Я не был в бане месяца три – негде мыться. И вот представилась возможность: нам разрешили помыться в водолечебнице городского управления милиции. Что я там увидел, было неописуемо. Под душами стояли живые трупы. От мертвых они отличались только тем, что стояли и еще двигались. Фигуры их были ужасны. Раздевшись, я направился в душевую. Идти пришлось мимо зеркала. Когда я увидел собственную фигуру, то остолбенел. Из зеркала смотрел на меня урод, слабо похожий на меня. У меня заструились слезы»…

Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Люди умирали дома целыми семьями, целыми квартирами. Все питание для работающего на производстве человека составляли 250 граммов хлеба, выпеченного пополам с древесными и другими примесями и оттого тяжелого и такого маленького. Все остальные, в том числе и дети, получали 125 граммов такого хлеба (ставит на парты перед кадетами хлебные порции).

Уже в конце октября можно было изредка встретить на улице горожанина, который покачивался из-за слабости от недоедания так, будто он невзначай «перебрал». А уже через месяц можно было, если не повезет, повстречаться с покойником, которого на салазках (как бурлаки) тащили на кладбище близкие ему люди. В конце ноября уже ничего необычного не было в том, чтобы увидеть лежащего на улице мертвеца. Декабрь: зима входила в свои права, и теперь частота возможных встреч с покойниками зависела от длины пройденного тобой пути и от того, шел ли ты по проспекту или же передвигался по «занюханной» боковой улочке. Трупы выносили из жилых домов, сбрасывали из окон нижних этажей, складывали в нежилых помещениях. (Васильев Валентин Леонидович).

Вопрос второго ведущего после выступления воспитанников 10-го курса: О каких событиях из жизни моряка и солдата вы узнали?

Ответ: Принимаются любые ответы, отражающие связь повседневности и военных действий.

Рецензия второго ведущего после мотивационных ответов. Контроль и направление деятельности воспитанников.

Да, вы познакомились с источниками личного происхождения, воспоминаниями, предлагаю Вам, поработав в группах, проанализировать воспоминания и определить к какой социальной группе они относятся. Так же вам необходимо ответить на вопросы в документах, которые я вам раздам.

Раздает документы для анализа.

Приложение 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.

1.Назовите документ?

2.Какой процесс описывает этот документ?

В архивной папке – серая ученическая тетрадь с учительским заголовком: «Краткая история жизни 9-го детского дома Выборгского района гор. Ленинграда». Лист обложки подвёрнут, и воспитателем написано новое название: «Связь воспитанников 9-го детского дома (Ломанский, 17, Выборгского района гор. Ленинграда) с моряками Балтийского флота Ладожской военной флотилии».

Что послужило началом этой благороднейшей и поистине героической инициативы моряков-краснофлотцев по спасению детей блокадного Ленинграда, вспоминал впоследствии вице-адмирал В. С. Чероков, назначенный в начале октября 1941 года командующим Ладожской флотилией: «Сразу началась переправка грузов до прочного льда, ремонт судов, бои с фашистами – и всё под обстрелами. И вот первая зима. Продовольствия не хватало, люди слабели. Но все знали: ленинградцам ещё труднее. В политотдел, в нашу флотскую газету «За Родину» стали поступать письма моряков. Они предлагали из своего и без того скудного пайка отчислять часть продуктов для ленинградских детей. Предложения были подхвачены всеми ладожцами. И мне не раз доводилось видеть, с каким волнением матросы рассматривали рисунки, начертанные детскими ручонками, читали письма из детских домов и садов – ребята благодарили моряков. И люди забывали про холод и усталость, знали, что трудятся для спасения этих ребят, для спасения Ленинграда»

Уже первый визит краснофлотцев, привыкших к строгому морскому регламенту, воодушевил воспитанников интерната и педагогический персонал. Были «выдраены» учебные и жилые помещения, проведена полная санобработка детей, детский дом словно получил второе дыхание.

Но вернёмся к той серой ученической тетрадке, в которой учитель 9-го ленинградского детдома описывает первую встречу своих воспитанников с моряками-балтийцами. «Снова середина, но уже середина марта. Быстро облетела весть о приезде дорогих гостей. Дети окружили моряков, вошли в комнату, отведённую для краснофлотцев, продуктов… И здесь, у горячей печи, потекла тёплая, ласковая беседа. Моряки заменяли детям отцов и матерей, отсутствующих у них».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

1. Как солдат описывает взаимоотношения с начальством?

2. Что происходило помимо бомбардировок в блокаду Ленинграда?

В начале сентября 41 года мы получили задание отправить в эвакуацию оборудование бумажной фабрики в Невской Дубровке. Погрузили, закрепили оборудование на платформах и отправили состав на восток. После окончания работ я с другом Сашкой Калистратовым вышел на берег Невы. Вдруг вижу, что на том берегу немцы раскатывают на мотоциклах. Говорю: «Сашка, смотри-ка немцы, давай удирать». Только вышли на дорогу к общежитию, новое приключение. Над нами медленно летал немецкий двухфюзеляжный самолет-разведчик, прозванный из-за этой конструкции «рамой». Увидел нас, снизился, чтоб получше разглядеть. Мы даже встретились глазами. Я подумал, что он улетает, а он решил нас убить. Вижу, самолет заходит на нас. Быстро побежали вперед, кричу: «Сашка, ложись в канаву», а сам отбежал и лег дальше. Летчик сбросил бомбу. Перелет. Потом был новый заход: снова сбросил бомбу, снова перелет. Отбомбился и улетел. Мы быстро добежали до общежития, собрали вещи и ушли в Ленинград. После войны я узнал, что Сашка погиб на фронте.

– Когда Вы были призваны в армию?

– 5 ноября 1941 года Володарским райвоенкоматом в Ленинграде во время блокады. Через две недели после того, как мне исполнилось 18 лет, получил повестку. Явился, осмотрели, сказали, прийти в военкомат на следующий день, взять с собой мешок, кружку, ложку. Уговаривал призваться и брата Диму. Говорю, давай, Дима, пойдем вместе, а ему дали бронь (он был электриком на железной дороге, считался квалифицированным рабочим), он отказался. Ну а через месяц, когда совсем туго стало в Ленинграде, призвали и его, отправили в лыжный батальон на финский участок блокады. Там он и пропал без вести в январе 1942 года. Зимой 41–42 гг. много погибших осталось непогребенными на поле боя, а родственникам писали, что пропал без вести. Самые хорошие отношения были между нами и командованием, сейчас бы такие отношения между людьми, такие бы отношения в армии: товарищеские, дружеские, человечные, друг друга не обижали, помогали друг другу во всем. Командиром нашего отделения был сибиряк Александр Бубенчиков, обращались к нему не только как к командиру (товарищ сержант), но как к другу (Саша). В мирной жизни уже не было таких доверительных и надежных отношений. Николай Захаров.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.

1. Что говорят о повседневной жизни очевидцы?

2. Что происходило в детских садах?

3. Что происходило в детских домах?

В апреле улицы были уже чистыми и, наконец, пошел первый трамвай. Я не могу передать вам, какой это был праздник для всех! Люди выходили на стук рельсов, радовались, аплодировали. (Аншелес Ирина Иосифовна).

Это был особенный детский сад: за всю блокаду там не умер ни один ребенок, ни у одного ничего не украли! ...В детских учреждениях давали не 125 грамм, а 150, заведующая делила этот хлеб на три части, и дети получали его трижды в день. Печка, старинная изразцовая, еще дореволюционная, всегда была горячая, к ней подходили по несколько детишек и грели спины и ручки. Погреется одна группа, потом другая, и затем их всех укладывали под одеяло. ...Детский сад находился в большой коммунальной квартире, и на лестнице сидели бабушки и мамы, у которых не было сил подняться к ребенку. Некоторые так и умирали на лестнице. (Батенина (Ларина) Октябрина Константиновна).

Транспорт в городе не работал. На улицах не было освещения, в дома не подавалась вода, электричество и паровое отопление, канализация не работала. (Букуев Владимир Иванович).

В комнате... нет ни одного стекла, окна забиты фанерой. В подвале дома капает вода, за водой стоит очередь. Люди делятся фронтовыми новостями. Поразительно: ни одной жалобы, недовольства, малодушия – только надежда. Вера и надежда на то, что прорвут блокаду, что дождемся, что доживем. (Аксенова Тамара Романовна).

Слов «не хочу, не буду» тогда не было. Было только слово «надо». (Калери Антонина Петровна).

Не задумываясь, ехали на рытье окопов. Полуголодные дети, с 5-го по 10-й классы. Никто никого не заставлял. Это было святое – для Родины. (Залесская Валентина Михайловна).

Очень запомнился на всю жизнь «тракторный» Дворец Кирова. Там был ожоговый госпиталь. Мы ходили туда в 1942 и 1943 году, поили, кормили раненых, читали им письма, газеты. Был там летчик Саша, ему перестала писать его девушка. Чтобы его поддержать, мы каждую неделю писали ему письма – якобы от нее. И он всегда ждал это письмо – оно было для него как лекарство. (Богданов Юрий Иванович).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЫ.

  1. Что запомнилось детям?

  2. Какая обстановка была в детских садах?

  3. Что происходило в школах?

...Покупали клей в плитках, одна плитка столярного клея стоила десять рублей, тогда сносная месячная зарплата была в районе 200 рублей. Из клея варили студень, в доме остался перец, лавровый лист, и это все добавляли в клей. (Бриллиантова Ольга Николаевна).

…Любимыми занятиями у мальчишек были сбор и коллекционирование осколков от разорвавшихся снарядов и бомб. Тем, у кого были самые большие осколки, очень завидовали остальные ребята – дети всегда остаются детьми, даже на войне. (Букуев Владимир Иванович).

Недалеко, на Обводном канале, была барахолка, и мама послала меня туда поменять пачку «Беломора» на хлеб. Помню, как женщина там ходила и просила за бриллиантовое ожерелье буханку хлеба. (Айзин Маргарита Владимировна).

Мать, практичная деревенская женщина, в отличие от нашего «мудрого вождя», знала, что война будет, и заранее насушила мешок сухарей и мешок картошки. Сушить сухари было опасно. Сосед все время грозился донести на мать «куда следует» за то, что она сеет панику. Тем не менее сухари были насушены, и благодаря этому мы выжили. (Иванов Юрий Ильич).

В блокаду я ходила в детский сад на Каменном острове. Там же работала моя мама. ...Однажды один из ребят рассказал другу свою заветную мечту – это бочка с супом. Мама услышала и отвела его на кухню, попросив повариху придумать что-нибудь. Повариха разрыдалась и сказала маме: «Не води сюда больше никого... еды совсем не осталось. В кастрюле одна вода». От голода умерли многие дети в нашем саду – из 35 нас осталось только 11. (Александрова Маргарита Борисовна).

Сначала я продолжала учиться. Из-за постоянных бомбежек уроки часто прерывались. Но тяжелее было возвращаться из школы – фашисты знали, что уроки заканчиваются после 13 часов, и именно в это время начинали интенсивно обстреливать город. (Зензерова Валентина Владимировна).

Первичное осмысление и проверка анализа. Представление групп.

Воспитанники называют документы, анализируют свою работу в группе. Представляют работу в группе. Публичное выступление.

Мы убедились в том, что блокада Ленинграда была поистине страшным временем. Но даже во время войны люди хотели улыбаться и быть счастливыми. Слушая о войне, о блокаде, о горе у нас были слезы и чувство сострадания. И мы понимаем – мы живем очень счастливо!

Рецензия второго ведущего на выступления воспитанников.

Вывод первого ведущего по изученному на классном часе: Приятно было видеть в глазах воспитанников 5 «Г» класса искреннее переживания за тех людей, которые жили в те тяжелые блокадные дни. Которые пережили все ужасы блокадного Ленинграда, выжили и радовались победе.

На этом наш классный час не закончился, сейчас наши гости Вам раздадут исторические блокноты, которые Вы уже можете начинать вести, предлагаю Вам записать в них первую дату.

Вопрос: Предположите, какая это будет дата?

Ответы: 27 января 1944 года.

Рецензия второго ведущего на ответ: Предлагаю Вам записать дату, которую Вы назвали, надеюсь в Вашем историческом блокноте это не последняя дата. У Вас так же есть возможность познакомиться с литературой, имеющейся в нашей библиотеке. Давайте скажем спасибо старшеклассникам, которые будут с Вами дальше работать над проектом: «Исторический блокнот». Всем спасибо за внимание, до новых встреч!













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!