СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного урока по теме «Мыло».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по химии, биологии, социально-бытовой ориентации.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока по теме «Мыло».»


Разработка интегрированного урока по теме «Мыло».

(9 класс.)

Интегрированный урок

по химии,

биологии,

социально-бытовой ориентации.

Тема урока: «Мыло, его получение, свойства и значение для гигиены человека».

Цели:

  1. Формирование всесторонне развитой личности, способной участвовать в жизни общества.

  2. Изучить общие свойства, характерные для натриевых солей высших карбоновых кислот, используемых человеком в бытовых целях.

  3. Расширить круг знаний и умений социально-бытовой ориентации учащихся.

  4. Используя модифицированный дидактический материал, с выделенными характерными признаками с помощью увеличенного изображения, цветового контраста, моделей добиваться исправления и ослабления вторичных функциональных отклонений у учащихся, связанных с нарушениями зрения.

  5. Продолжить формирование основных ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная.

Задачи:

  • Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях солей высших карбоновых кислот

  • Познакомить учащихся с механизмом действия моющих средств.

  • Показать важность межпредметных связей химии с биологией, историей, литературой, МХК.

  • Продолжить формирование умений делать обобщения, использовать учебную литературу.

  • Продолжить формирование умения работать в группах.

  • Продолжить формирование научного мировоззрения.

  • Продолжить развитие навыков использования учебного материала в повседневной жизни.

Используемые технологии: технология критического мышления, элементы здоровьесберегающей технологии.

Методы обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: экраны, раздаточные и демонстрационные материалы, образцы моющих средств, лакмус, фенолфталеин, дистиллированная и жесткая вода.

План урока.

  • Орг. момент.

  • Актуализация знаний по теме.

  • Постановка целей и задач урока.

  • Этап изучения нового материала.

  • Значение мыла для гигиены человека.

  • Состав мыла.

  • Механизм действия мыла.

  • Получение мыла.

  • Щелочность как характеристика мыла.

  • Использование мыла для стирки.

  • Практическая работа.

  • Определение среды мыльного раствора индикаторами.

  • Изменение моющих свойств мыла в жесткой и мягкой воде.

  • Этап первичного закрепления и применения знаний.

  • Соответствие выбора моющих средств особенностям кожи человека.

  • Рефлексия и домашнее задание.


Этапы урока

Действия учителя.

Действия учеников.

Орг. момент

Приветствие.

Приветствие. На столах оборудование, мыло, альбомы, реактивы.

Актуализация знаний по теме «Карбоновые кислоты», «Гидролиз», «Свойства воды» - выбраны вопросы, которые потребуются при изучении нового материала урока.

Химическая разминка.

  1. Какой класс органических соединений мы изучаем сейчас?

  2. С каким классом неорганических соединений сходны карбоновые кислоты?

  3. С какими веществами взаимодействуют кислоты?

  4. Группа химических веществ, которым соответствуют оксиды и основания (приложение 1). Отвечаем, вписываем ответ.

  5. Как выглядит общая формула карбоновой кислоты?

  6. Читаем второй вопрос кроссворда. Отвечаем, вписываем ответ.

  7. Все вещества по растворимости делятся на три группы. Какие?

  8. Реакция ионного обмена между веществами и водой.

  9. Совокупность свойств воды, обусловленная наличием в ней солей кальция и магния, из-за которого образуется накипь на стенках паровых котлов, чайниках. Читаем, отвечаем.

1).Карбоновые кислоты.

2). С неорганическими кислотами.

3). С металлами, основными оксидами, основаниями.

4). Металлы(вписали в кроссворд.

5). Углеводородный радикал и функциональная группа СООН. Готовятся отвечать на вопросы.

6). Высшие(вписали ответ).

7). Растворимые, малорастворимые и нерастворимые.

8). Гидролиз(вписали ответ).

9). Жесткость(вписали ответ).


Целеполагание.

Какое ключевое слово получилось в разгаданном кроссворде? Можно предположить, какой будет тема урока? А если это так, то о чем пойдет разговор? Вы правы. Полностью тема урока звучит так: «Мыло, его получение, свойства и значение для гигиены человека». У нас сегодня тема красивая, душистая! (Достаю мыло из корзинки на стол.) Снимите салфетки с лотков на ваших столах.

Высказывают предположения, что речь на уроке пойдет о мыле.

4. Этап изучения нового материала.

а). Литературная страница – эпиграф к беседе о гигиенических нормах.

Посмотрите на образцы. Какие они привычные и знакомые, каких здесь только нет! Родные и привычные с детства. Какие у вас возникают ассоциации с видом мыла? Сколь велико значение мыла, человек понял не сразу. Все зависело от культуры общества, его развития. Я прошу напомнить нам отрывок из известного произведения А.С. Пушкина, я о нем вспомнила тоже в связи с темой сегодняшнего урока. Из какого произведения эти строки? А какая связь между ними и темой сегодняшнего урока?

Варианты: чистота, ванна. Умывание… Читают отрывок (приложение 4). Тогда люди практически не мылись, ходили грязными.

Б) Историческая страница (средние века - эпоха от падения Римской империи в пятом веке до появления капитализма в 17 веке).

Рассказ учителя (приложение5). Посмотрите на страницу альбома – на нем несколько работ художников разных времен и культур. Объединяет их одно название – прачка. Можно ли предположить, чем стирали изображенные на картинах прачки? Пока ученики смотрят – лирическое отступление – картина Лотрека в 2005 году была продана с аукциона за рекордную сумму -22млн 400тысяч долларов, до этого она хранилась в частной коллекции. «Прачек» Архипова искусствоведы называют собирательным образом русской женщины. Оригинал хранится в Третьяковской галерее, а сама картина существует в нескольких вариантах, мне больше нравятся мягкие краски Шардена.) Мыло входит в быт и начинает пользоваться спросом. Несмотря на то, что секреты производства строго охранялись. Ничто не смогло сдержать развитие мыловарен. Моющие средства, среди которых важное место занимает мыло, облегчает процесс мытья и стирки и становится предметом первой необходимости. В годы войны, разрухи, лихолетья мыло, наряду с продуктами питания, относилось к категории строго нормируемых, жизненно необходимых товаров. В описании военных событий 19 века указывалось, что солдаты перед боем обычно мылись. Надевали чистое белье. Этот обычай был разумным. На чистой коже раны заживают быстрее. Чтобы убедиться в этом, вспомним строение кожи человека.

По первой картинке непонятно. Вероятно, у Шардена прачка использует мыло – ребенок пускает мыльные пузыри.

В) Биологическая справка – акцент на кожу как на среду развития микроорганизмов.

Что говорят ученые о роли мыла в гигиене кожи? Прошу краткую справочку… Иллюстрацией к сообщению будет схема строения кожи, страница четвертая альбома. (Показываю модель кожи). Как сложно она устроена! Наша защитница! Длинные перепутанные ходы потовых желез, ответвления сальных – все они на поверхности кожи поставляют жироподобное сальное вещество, которое не только смазывает и сохраняет влагу на нашей коже, но и создает идеальную среду для развития микробов! И какой логичный вывод можно сделать из сообщения?

Ученик рассказывает (демонстрируется модель кожи человека на подставке). Сообщение ученика (приложение 6). Нужно мыться мылом и содержать кожу в чистоте.

Г) Определение состава мыла по этикетке на упаковке. Сравнение – выявление общего состава жидкого и твердого мыла и их отличий.

Чтобы выяснить, как действует то или иное вещество, что нужно о нем знать? Из чего же состоит такое привычное нам мыло? У вас на партах образцы мыла. Давайте рассмотрим повнимательней этот столь необходимый всем продукт. Вот что мы принесли для этого урока (достаю образцы из корзинки). Чего здесь только нет! Какая особенность обращает сразу на себя внимание? От чего же это зависит? Посмотрите, пожалуйста, на список с этикетки жидкого и твердого мыла. И посмотрите – в левой графе таблицы перечислены вещества, входящие в состав жидкого мыла, в правой – состав мыла твердых сортов. Если отбросить в сторону парфюмерные композиции и вспомогательные добавки, в чем будет принципиальная разница? А постоянное принципиальное сходство? Итак, мы имеем дело с солями карбоновых кислот. Что же за действие они оказывают на частицы грязи, в состав которых входят жировые массы, в первую очередь, с примесью растворимых в жире веществ неорганической и органической природы.

Строение мыла.

Есть мыло твердое и жидкое. Жидкое мыло включает в свой состав калиевые соли карбоновых кислот, твердое – натриевые соли. Это соли карбоновых кислот.

Д) механизм действия мыла.

Посмотрите на схему: механизм моющего действия мыла. Молекула натриевой соли стеариновой кислоты – стеарата натрия – состоит из катиона натрия и аниона остатка стеариновой кислоты. Причем ее можно представить состоящей из двух частей: гидрофильная полярная головка СОО- и длинная неполярная цепочка углеводородного радикала.( Напомним. «Филео»- любить, гидрофильный – любящий воду и к ней, соответственно направленный; «фобос»- бояться, гидрофобный – боящийся, избегающий воды.) Что получается: молекула на пограничной поверхности вода-жир располагаются следующим образом: гидрофобные концы прячутся в жир. Гидрофильные тянутся к воде. Так, покрытая молекулами мыла частица грязи отделяется от поверхности ткани и виде эмульсии уходит в раствор. Эти же частицы не дают грязи опять контактировать с тканью и вновь загрязнять вещь. Теперь попробуйте пояснить это на макете.

(Демонстрируется макет действия мыла). Частица грязи окружается полярными молекулами, головы которых обращены к воде, хвостики к жиру. Грязь как бы окружена и изолирована, при этом она переходит в раствор и уходит с ним при полоскании.

Е) Получение мыла – работа с фотосхемой технологического процесса

Теперь мы знаем исходные продукты мыла и как они действуют. Осталось открыть тайну изготовления этого столь необходимого нам продукта. Каковы исходные вещества? Работаем со схемой, пытаемся объяснить, что происходит на каждом этапе. Да, рядом с этапом стоит буква, ее, пожалуйста. Называйте. (Буквы, которые называют учащиеся, прикрепляются магнитом к доске.) Для мыла, полученным таким путем, существует специальный термин. Именно он и получится из названных вами букв. Если его еще раз растопить, высушить, сформировать – получится пиленое мыло, самый простой пример – обычное хозяйственное мыло. Цифры на нем показывают процентное содержание в нем солей карбоновых кислот, чем оно больше, тем мыло светлее. А что было сделано в самом конце нашего производственного процесса? Минуточку! Откуда взялась щелочная среда? Щелочь же благополучно прореагировала с жиром? Намек: а если мы возьмем просто натриевую соль карбоновой кислоты и растворим в воде, среда будет нейтральная? Почему? Вспомните, гидролиз поможет нам следующая страница альбома.

  1. Исходные вещества: натуральный жир.

  2. Растапливание при нагревании. Я.

  3. Кипение. Д.

  4. Добавление гидроксида натрия. Р.

  5. Загустение. О.

  6. Высаливание. В.

  7. Промывание. О.

  8. Образование плотного кусочка мыла. Е.

Получилось слово: ЯДРОВОЕ.

Проверка на среду: она щелочная. Щелочная среда образуется при гидролизе солей карбоновых кислот – их можно представить как результат реакции между слабой кислотой и сильным основанием.




Ж) щелочность – основное свойство мыла. Практическая работа по определению щелочности мыла.

А какая среда у мыла фабричного производства? Ведь у фабричного мыла масса компонентов: осветлители. Стабилизаторы. Парфюмерные отдушки и так далее. Вам даны образцы раствора мыла в воде. Определите среду вашего образца(приложение2). И даже когда мы работаем с безобидным . на первый взгляд веществами, прошу не забывать основные правила техники безопасности: какие из них для нас важны сейчас? Не нужно думать, что ТБ здесь не важна, некоторые из правил неплохо бы знать наизусть каждой домашней хозяйке. Вы правильно определили щелочную среду. А как можно определить щелочную среду мыла, не пользуясь реактивами. На житейском опыте? Посмотрите в альбом – там более полный список мыла с указанием среды. В большинстве своем среда щелочная, она и помогает справиться с загрязнением. Но вот всегда ли это хорошо?

Не проливать, работать над партой, использовать малые количества вещества, аккуратность.

Приливают к раствору фенолфталеин, смотрят по экрану на цвет, делают вывод. Сообщают учителю результат. (Предположительно – щелочная среда везде. Слабощелочная среда у жидкого мыла и мыл фирм «Dove”, «Nivea» и детского мыла. Мыло щипит глаза.

З) Отрицательное воздействие щелочности на кожу.

Давайте вернемся к работам художников. Женщины, изображенные на картинах, прекрасны по-своему. НО все-таки для достижения реальности художник подчеркивает одну деталь.. Посмотрите на следующий лист альбома. Подсказкой к нему я выбрала стихи Булата Окуджавы.

У прачек раздраженная кожа рук.

И)Действие мыла в мягкой и жесткой воде.

К сожалению, высокая щелочность не единственный недостаток мыла. В ряде случаев оно плохо мылится, образуя неприятные грязно-серые хлопья. А иногда выступает серым налетом на темных вещах. Как по-вашему, отчего это зависит? Давайте проверим, в колбах находится вода мягкая – без примесей, дистиллированная, второй образец воды – жесткая вода солями кальция. Добавьте в обе пробы мыльный раствор, попробуйте проверить, как мыло будет мылиться и какова будет прозрачность воды?

От свойств воды. В жесткой воде мыло плохо мылится, появились хлопья. В мягкой мылится хорошо. Пена устойчивая.

5. Этап первичного закрепления и применения знаний. Постановка проблемы и выдвижение вариантов решения.

Проблема: что же делать? С одной стороны, мыло обеспечивает чистоту и здоровье кожи. С другой – сушит и раздражает кожу. Все правильно, прошу вас не забывать, что нет прямых ответов на все вопросы, очень много разных плюсов и минусов. То. что подходит для одного человека, может быть неприемлемо для другого, и решение каждый должен найти для себя сам, учитывая мнение дерматологов и косметологов, но, в первую очередь, учитывая особенности своей кожи. Например, рекомендации косметологов могут быть такие, о которых расскажет…

Пользоваться перчатками. Выбирать мыло для своей кожи. Использовать менее агрессивные средства. Использовать очищающее молочко. Использовать лосьоны. Сообщение «Типы кожи и уход за ней». Комбинированная кожа сочетает участки разного типа. Как правило, на лбу, подбородке, крыльях носа она бывает жирная, а на щеках и веках – сухая. Уход за такой кожей должен быть соответствующим типу кожи на отдельно взятом ее участке.

6. Домашнее задание

Составить пять правил, разработанных для себя, в области использования мыла в личной гигиене, с учетом особенности собственной кожи.

Записывают задание в дневник.

7. Рефлексия.

Благодарность за работу, прошу вас самостоятельно оценить вклад каждого в работу на уроке и поставить себе оценку. Листочки сдать мне.

Ставят оценку в листочек, сдают папки и листочки.

Приложение 1.

Химическая разминка.

1.Группа химических веществ, которым соответствуют основные оксиды и основания.

2.Карбоновые кислоты с углеводородным радикалом более шести атомов углерода.

3.Реакция ионного обмена между веществами и водой.

4.Совокупность свойств воды, обусловленная наличием в ней солей кальция и магния, из-за которого образуется накипь на стенках паровых котлов, чайников и т.п.

Приложение 2.

Карта-инструкция.

Техника безопасности при проведении опытов.

  1. Запрещается: есть, пить, пробовать вещества на вкус; выливать остатки реактивов в емкости, из которых они были взяты; оставлять открытыми склянки с жидкостью; оставлять неубранными разлитые реактивы.

  2. Рекомендуется: наливать реактивы только над столом и в количествах, рекомендуемых учителем, тетради и учебники отодвинуть в сторону, после проведения эксперимента привести в порядок рабочее место.

Определение среды раствора мыла.

  1. Из емкости с раствором мыла отлейте 2-3 мл в отдельную тару.

  2. Осторожно по каплям добавьте 5-10 капель фенолфталеина.

  3. При появлении малиновой окраски раствора сделайте вывод о среде раствора мыла данного образца.

  4. При отсутствии реакции повторите опыт с индикатором лакмусом.

  5. Ответьте на вопрос: какая среда у растворов мыла данного образца7

Изменение моющих средств мыла в жесткой и мягкой воде.

  1. В емкости с мягкой(дистиллированной ) водой прилейте одинаковое количество(2-3 мл0 раствора мыла.

  2. Осторожно взболтайте растворы.

  3. Определите, как изменились растворы ( цвет, прозрачность, пена).

  4. Сделайте вывод о том. как влияет жесткость воды на моющие свойства мыла.

Приложение 3.

Так как мыло извлекает из поверхностного слоя кожи не только загрязнения, но и жиры, порой чрезмерно ее высушивая, в туалетные мыла добавляют вещества, которые помогают сохранить нормальное содержание жиров и влаги в коже и самое благоприятное для нее значение кислотности. Это такие добавки. Как высшие спирты, эфиры янтарной и молочной кислот, глицерин. Хорошее мыло имеет приятный ненавязчивый запах за счет введения в него парфюмерных добавок – отдушек. Специальные сорта мыла включают также антисептики – триклозан, хлоргексидин, салициловую кислоту и другие биологически активные вещества, часто полученные из природного сырья лекарственных растений. Все эти разнообразные сорта мыла можно использовать в соответствии с типом своей кожи.

Различают следующие типы кожи: нормальная, жирная, сухая. комбинированная. Главные причины увядания кожи – естественное старение и влияние окружающей среды. Чтобы сохранить кожу на долгие годы в хорошем состоянии, надо соблюдать три условия: правильно очищать, питать и защищать. Остановимся более детально на первом из них.

Нормальная кожа – чистая, гладкая, эластичная, без косметических дефектов. Для ухода за ней используют прохладную воду и любое туалетное мыло, т.к. она их хорошо переносит и более устойчива к атмосферным воздействиям. При нормальной коже лицо следует умывать два раза в день.

Жирная кожа – это блестящая, рыхлая кожа. Для жирной кожи подходит любое туалетное мыло щелочной реакции, утром нужно умываться прохладной водой, вечером попеременно теплой и прохладной.

Сухая кожа на вид нежная, гладкая, бархатистая. Но она тоньше кожи других типов и больше подвержена влиянию внешних факторов. Поскольку сухая кожа очень чувствительна к внешним воздействиям, утром и вечером надо умываться мягкой водой комнатной температуры. Умываться с мылом следует не чаще одного - двух раз в неделю. Сухую кожу очищают нейтральными косметическими средствами (мыло, лосьон, крем и др.), которые обеспечивают ее дополнительной влагой.

Комбинированная кожа сочетает участки разного типа. Как правило, на лбу, подбородке, крыльях носа она бывает жирная, а на щеках и веках - сухая. Уход за такой кожей должен соответствовать типу кожи на отдельно взятом ее участке.

Правильный и грамотный выбор средств ухода за кожей обеспечит ей здоровье и красоту.

Приложение 4.

Ныне церковь опустела,

Школа глухо заперта,

Нива праздно перезрела,

Роща темная пуста,

И селенье как жилище

Погорелое стоит –

Тихо все,- одно кладбище

Не пустеет, не молчит…

Царица грозная, Чума

Теперь идет на нас сама

И льститься жатвою богатой;

И к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой…

Что делать нам? И чем помочь?

Поминутно мертвых носят

И стенания живых

Боязливо бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой!

«Пир во время чумы»

А.С. Пушкин.

Приложение 5.

Да. Некоторые исследователи истории прямо утверждают, что культ гигиены, существовавший на Руси, напрямую связан с тем, что страшные эпидемии, бушевавшие в Европе, не распространялись на земли наших предков.

Хотя известно мыло с древних времен. Первые упоминания о нем имеются в работах римского писателя и ученого Плиния Старшего, а это не менее 50 года 1 века - с этого времени человек использует мыло. Причем сначала его использовали, в первую очередь, для стирки и санитарной обработки язв и ран кожи, и только потом оно вошло как непременный атрибут личной гигиены.

Только одно время древней истории стирает упоминания о производстве мыла – как раз те средние века, на которые падение Римской империи наложило свою мрачную печать. И это не удивительно: в те суровые годы, освещенные кострами инквизиции, понятие о чистоте и гигиене отступило на задний план. Упоминание о гигиене тех времен шокируют: если в Древнем Риме действовало около 800 бань и были они не только местом, где можно помыться, но и сосредоточением общественной жизни, то в середине 15 века испанская королева Изабелла Католическая с гордостью говорит о том, что мылась всего два раза в жизни – после рождения и пред выходом замуж. Цитата неизвестного автора тех времен: «Свадьба состоится через три недели, какой резон мыться раньше? Частое мытье – грех перед Господом». Не случайно с тех времен интенсивно развивается производство духов – как средство, с помощью которого можно заглушить запах пота и немытого тела. И только в 16 веке в Европе развивается мыловарение как ремесло.

Приложение 6.

На 1 см3 кожи здорового человека находится от 100 тысяч до 3 млн. микроорганизмов. При загрязнении кожи резко снижается ее способность к выделению защитных веществ, убивающих возбудителей болезней. Кожа детей значительно нежнее, чем кожа взрослых, поэтому она более ранима. Проникающие через трещины или царапины, особенно при грязной коже, микроорганизмы вызывают нарывы и тяжелое заболевание – рожистое воспаление. При загрязнении ран землей в организм могут попасть возбудители столбняка – одного из тяжелейших заболеваний. Вот почему так5 важна забота о чистоте кожи. Специальными опытами отечественного микробиолога В.Л. Троицкого подтверждено, что на чистой коже микробы гибнут. Как уже было сказано, кожа выделяет особые защитные вещества, которые разрушают белки бактерий. В обычных условиях достаточно мыть тело один- два раза в неделю горячей водой с мылом и мочалкой, а руки – несколько раз в день перед едой. Во время мытья с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Уже из этого вытекает необходимость содержать кожу в чистоте.



15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!