«Добрый мир сказок К.Чуковского»
Дорогие ребята, сегодняшнее занятие мы посвятим известному детскому писателю-сказочнику. С его творчеством вы знакомы с самого раннего детства. Когда вы были совсем-совсем маленькими и еще не умели читать, ваши мамы и папы, бабушки и дедушки раскрывали перед вами книжки с красивыми картинками и читали вслух интересные сказки-стихи. Часто они рассказывали их наизусть, потому что помнили еще с тех давних пор, когда сами были такими же детьми как вы. Постепенно вы сами тоже запомнили эти сказки и уже могли подсказать и напомнить, если взрослые что-либо пропускали или забывали. Сейчас мы попробуем вспомнить его прекрасные сказки, поучительные, но удивительно добрые.
Я буду задавать вопросы, а вы будете хором отвечать на них.
1. В какой из сказок рассказывается о добром докторе?
(«Доктор Айболит»)
2. Кто доставил доктору телеграмму от гиппопотама?
(Шакал)
3. Кто помог Айболиту добраться до Африки?
(Волк, кит, орлы)
4. В какой сказке рассказывается о мальчике - грязнуле?
(«Мойдодыр»)
5. Какие вещи убежали от грязнули?
(Одеяло, подушка, простыня, свечка, самовар, утюг, кочерга, кушак)
6. Кто заставил грязнулю отмыться?
(Крокодил)
7. Какая сказка начинается словами: «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд»?
(«Тараканище»)
8. Вспомните, кто победил таракана-злодея в этой сказке?
(Воробей)
9. Из какой сказки отрывок: «Кто говорит? Слон. Откуда? От верблюда. Что Вам надо? Шоколада»?
(«Телефон»)
10. Сколько пудов шоколада просил прислать слон?
(5 или 6)
11. Какая сказка заканчивается словами: «Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки. Обнимают и целуют косолапого. Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»?
(«Краденое солнце»)
12. Кто украл с неба солнце?
(Крокодил)
13. Кто победил крокодила и вернул солнце?
(Медведь)
14. Какая сказка начинается словами: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку гулять!»?
(«Бармалей»)
15. Что росло на чудо–дереве?
(Чулки, башмаки, туфли, галоши, ботинки)
16. Из какой сказки отрывок: «Самовар стоит, словно жар горит, и пыхтит, и на бабу поглядывает»?
(«Федорино горе»)
Итак, ребята, по тому, как вы дружно отвечали на вопросы, можно сделать вывод, что вы прекрасно помните сказки и хорошо знаете их героев. А теперь пришла пора назвать их автора. Кто же тот писатель, который придумал такие интересные сказочные истории?
Слайд Да, вы абсолютно правы, это Корней Иванович Чуковский. Настоящее имя писателя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Слайд Удивительно, но писать детские стихи и сказки он начал совершенно случайно. У К.И. Чуковского было четверо детей. Общаясь с ними, он стал сочинять для них интересные истории. Когда его маленькая дочка капризничала, не хотела умываться, он приговаривал ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам – стыд и срам, стыд и срам!» А когда надо было уложить детей спать, Корней Иванович рассказывал им забавные рассказы, которые сочинял тут же. Например:
« Маленькие дети, ни за что на свете, не ходите в Африку гулять…». Позднее все эти рассказы и сказки он записал. С тех пор и мы можем их прочитать. Ни одно поколение выросло на этих прекрасных произведениях.
А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком: «Всегда,- писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей.» Сейчас мы с вами будем вместе их отгадывать.
У. : Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок.)
- Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы.)
- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска.)
- Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало.)
- Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки и лед)
- Паровоз без колес! Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел!
(Пароход)
У.: Игра « Рифмочка» (Доскажи словечко)
В огороде-то на грядке вырастают…(Шоколадки; «Чудо-дерево»)
У тебя на шее вакса, у тебя под носом …(Клякса; «Мойдодыр»)
Пошла муха на базар и купила …(Самовар; «Муха-Цокотуха»)
Робин Бобин Барабек скушал сорок… (Человек; «Барабек»)
Ехали медведи на …(Велосипеде; «Тараканище»)
И стояли у ворот скрюченные елки, там гуляли без забот скрюченные…(Волки; «Жил на свете человек»)
И снова медведь: - О, спасите моржа! Вчера проглотил он морского… (Ежа; «Телефон»)
Загляни-ка ты в кадушку – и увидишь там …(Лягушку; «Федорино горе»)
Прибегали лягушата, поливали из …(Ушата; «Путаница»)
Вот и подошло к концу наше занятие. Вы себя проявили знатоками творчества К.И.Чуковского.
«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».