СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа на тему "Толерантность- путь к миру и личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему классного часа прикреплена ниже.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему "Толерантность- путь к миру и личности"»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ И ЛИЧНОСТИ!»

Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием "толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

2. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

3. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

Задачи:

дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Уметь вносить коррективы в своё поведение, устанавливать конструктивные отношения с другими людьми

Ход занятия.

1. Упражнение «Аплодисменты».

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой. Прислушайтесь к этим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя, четырьмя – аплодисменты стали ярче. А сейчас поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, Вы почувствовали Вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Толерантность –путь к миру и личности»

1.А теперь послушайте китайскую притчу «ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь; прощение; терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.



Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Дети: любовь, терпение, прощение.

Учитель: как вы думаете, о чём мы сейчас будем с вами беседовать?

Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…

Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

2. Знакомство с новым понятием.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

Определение толерантности

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, , быть снисходительными уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

1. Какое из определений вам понятнее более всего?

2. Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности)

Общее понятие толерантности

День терпимости посвящен соблюдению принятой 16 ноября в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей:Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным.

4.«толерантность» я изобразила в виде земли. Почему? Потому что значение толерантности включает многонациональность, многокультурность, и соответственно у каждого из нас своя нация, своя религия, свои обычаи. И всех нас объединяет то, что мы все живём на одной Земле. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Физкультминутка

Сейчас я попрошу вас встать, задвинуть стулья и закрыть глаза. Теперь, не открывая глаз, просьба следовать моей инструкции: сделать 2 шага направо, 1 шаг вперед, 3 шага налево, 1 шаг вперед, 2 шага назад и 1 шаг направо.

- Как вы думаете, где вы сейчас находитесь?

Откройте глаза и поделитесь вашими ощущениями. Какие чувства вы испытывали при движении с закрытыми глазами? Возможно, именно с такими чувствами и страхами живет огромное количество людей, жаждущих нашего понимания и принятия.

Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

Качества:

Терпимость, Бессердечность, Конфликт, Сострадание, Прощение, Вспыльчивость, Желание что-либо делать вместе, Милосердие, Злорадство, Ложь, Сотрудничество, Уважение прав других, Раздражение, Принятие другого таким, какой он есть, Зависть, великодушие, миролюбие, согласие, доброжелательность, злорадство, эгоизм, конфликт, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

5. Итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Дети: нет, ссоримся…

Все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?


6. Какими же чертами должен обладать толерантный человек мы увидели, а какие черты личности мешают быть таковым? Посмотрим таблицу.

А теперь обратите, пожалуйста, свое внимание на мешочки на ваших столах. Что вы там видите? Высыпьте, пожалуйста, орехи на стол и выберите себе по одному ореху. Изучите его структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить его индивидуальные черточки.

- Теперь сложите эти орехи обратно в мешок, перемешайте и снова высыпьте в центр круга. Задача каждого из вас – найти свой орех.

- Интересно узнать, кто и как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти? (Ответы)

- На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательнее, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять. Каждый человек несет в себе свою культуру. Каждый день, сталкиваясь друг с другом, мы сталкиваемся с миникультурами.

9. - Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

11. тест. Попробуем проверить себя, являемся ли мы толерантными?Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Памятка, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.


Помни . . .

• Если ты проявляешь терпимость, уважение к людям, ты сильный человек;

• Если ты смеёшься над слабостью другого человека, ты сам слабый «человечишко»;

• Прежде чем сказать грубость по отношению к человеку другой нации, помни, что ты можешь оказаться сам в подобном положении . . .


17. Вывод. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Рисуем ладонь.

Издавна открытая ладонь является символом дружественных отношений. Отсюда пошло рукопожатие - люди протягивали друг другу открытые ладони, чтобы показать отсутствие оружия, а, следовательно, мирные намерения.Ладонь — это один из древнейших защитных символов. В завершение, я хочу, чтобы каждый из вас обведёт свою ладонь вокруг земли и написал на каждом пальце качество толерантности, которого вы придерживаетесь по жизни, а в центре ладони, те качества, которые хотели бы в себе изменить.

Благодарю всех за активное участие. Вижу, что мастер−класс понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!