Пояснительная записка
События в Беслане и Волгограде, в Москве и Кизляре лицом к лицу сталкивают нас со страшным словом «терроризм». Терроризм стал для современной России, как и для многих других стран мира, одним из важнейших дестабилизирующих факторов в развитии. Он является серьезным вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого человека. Террористы безжалостны ко всем, но особо уязвимыми в их злодеяниях становятся дети. Чтобы сохранить жизнь нашим детям, уберечь их от террористических актов, необходимо со школы рассказывать о той беде, которая может внезапно возникнуть. Знания о терроризме, умение его предупредить, правильно вести себя при его угрозе, дадут учащимся возможность защитить себя и окружающих от последствий теракта. В этой связи формирование коммуникативной, информационной и социально- личностной компетенций ученика в личном противодействии терроризму является важнейшей задачей, стоящей перед каждым учителем. Классный руководитель должен
- находить такие эффективные способы взаимодействия с учащимися, которые содействуют формированию толерантности, профилактике межнациональной розни и нетерпимости, чувств милосердия к жертвам терактов.
- использовать интерактивные формы и методы обучения:
Методическая разработка классного часа «Терроризм – угроза миру»
рекомендуется для проведения с учащимися 2-го класса.
Время проведения: 20 -25минут
Место проведения: кабинет начальных классов
Участники: учащиеся 2класса
Цель проведения классного часа:
-сформировать у обучающихся 2класса представление о терроризме, террористах.
Задачи:
1. Содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов.
2. Ознакомить учащихся с « Правилами личной безопасности учащихся»
(каждому ученику).
С учетом возрастных особенностей обучающихся 2-го класса
использованыформы и методы: коммуникативно-диалоговый (дискуссия), проблемно-поисковые, рефлексивные и инфокоммуникационные (просмотр слайд).
Методическая разработка состоит из основных разделов:
- подготовительный этап;
- структура классного часа;
- заключительный этап или рефлексия.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, памятки «Правила личной безопасности учащегося»,словарь незнакомых слов, белые голуби, лозунг «Терроризм – язва на сердце, боль всех народов Земли»
Планируемый результат
После проведения классного часа учащиеся должны:
- знать что такое терроризм, кто такой террорист;
- понимать представляющую угрозу теракта миру, России, каждому отдельному человеку;
-ознакомиться с «Правилами личной безопасности учащегося.
-Быть патриотом своей Родины
Подготовительный этап.
Для проведения классного часа необходимо провести предварительную работу:
- на уроке технологии вырезать силуэты белых голубей;
- раздать стихотворения учащимся;
- оформить стенд «Все обо всем» - объяснение значений слов «террор», «терроризм», «террорист», «язва»(готовят учащиеся);
- подготовить для каждого ученика памятку «Правила личной безопасности учащегося»
-написать лозунг « Терроризм-язва на сердце, боль всех народов Земли».
-подобрать музыкальное сопровождение при демонстрации слайдов;
- расставить столы по кругу.
Структура классного часа:
1.Организационный момент: учащиеся стоят в кругу
Учитель: Поиграем в игру «Ласковые слова - хлопая правой ладошкой правую ладошку соседа, каждый называет ласковое слово, всем быть внимательным, слова не должны повторятся.
(Подвести итог игры: мне понравилось как вы ласково обращались друг к другу, молодцы!).Учащиеся рассаживаются за круглым столом.
2. Введение в тему классного часа.
Учитель: Ребята, все ли люди способны говорить ласковые слова? (выслушать мнения учащихся, обобщить – только добрые, вежливые люди могут творить добро, говорить ласковые слова.). А теперь послушаем тишину... На фоне этой тишины Андрей и Максим прочитают вам стихотворения, сосредоточитесь, послушайте и определите тему нашего классного часа.
3.Стихотворения:
Андрей:
Содрогнулся весь мир, вся планета Земля.
Горе черною птицей взлетело,
На исходе сентябрьского трудного дня
Солнце будто от слез заблестело.
Максим:
Теракты омерзительны и гадки,
Тупые выходки трусливыхподлецов.
Больных людей змеиные припадки,
Разносчиков воинственных грехов.
Теракты – визг закрытого предательства.
Теракты – льётся человеческая кровь.
4. Раскрытие темы классного часа.
Учитель: о чем мы будем говорить на классном часе?
(выслушать ответы учащихся).
Учитель: Что такое террористический акт? (выслушать ответы учащихся)
Учитель: Тема нашего классного часа «Терроризм –угроза миру».Сегодня я хочу поговорить с вами об очень страшном горе, которое может случиться с каждым из нас. Это горе несут нам люди, которых называют «террористы». Кто такие «террористы»? Может кто из вас сможет объяснить значение этого слова?
-Давайте посмотрим на наш стенд « Все обо всем»,Алтана и Софья прочитали из словаря значения новых для нас слов, напечатали.
( Алтана и Софья читают значения слов)
ТЕРРОР – впереводе с латинского- это «ужас» «зло», подавление, запугивание людей.
ТЕРРОРИЗМ –это убийства, поджоги, взрывы, захват заложников.
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека.
ТЕРРОРИСТЫ – это люди, которые совершают убийства, взрывы, захват заложников, хотят запугать нас.
Учитель: Способны ли такие люди на ласковые слова? (выслушать ответы учащихся).Террористы – это особо жестокие люди. Сегодня 3 сентября( на классной доске запись: 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом», плакат)– это трагическая дата. Дата выбрана неслучайно.
- Ровно 12 лет назад, 1 сентября 2004года около 9:00 по московскому времени, группа вооруженных людей, среди которых были мужчины и женщины, снабженные поясами смертников, захватила школу №1 в городе Беслан. ( показать на политической карте г.Беслан) Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение. Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в спортивный зал школы
« Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек.”- так звучали их угрозы.
Слайд № 1
3 дня… без еды… без воды…
- При проведении спецоперации было спасено 918 человек, погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей, 15-учителей. Более 900 человек получили ранения.
2002 год. 50 чеченских боевиков (18 из них – женщины) захватили театр на Дубровке , в г.Москва (( показать на политической карте )во время представления "Норд-Ост" и удерживали заложников в течении трёх дней. Погибло 130 человек, десятки ранены( слайды № 2.№ 3)
Слайд № 2
Слайд № 3
Взрывы в Московском метро 29 марта 2010 г. двумя террористками-смертницами, дагестанского происхождения унесло жизни людей из нескольких стран: погибло 40 человек, ранено 88.(Слайды № 4,№ 5,№ 6)
Слайд № 4«Метро до взрыва»
Слайд № 5, № 6 – «Метро. После взрыва»
Террористический акт совершён 29 декабря 2013 года в здании железнодорожного вокзала г.Волгоград . В результате теракта погибло 18 человек, 45 ранено
Слайд № 7 .Теракт в Волгограде
Учитель: Какие чувства вы испытали после просмотра слайдов?(выслушать учащихся)
- Попробуйте объяснить смысл слова «милосердие».
Учитель: Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия; это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку.
Милосердие можно проявить ко всем людям? Почему?
- Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось. Пусть вы еще малы и неопытны, но вы уже можете внести свой вклад в спасение чьей-то жизни. Будьте внимательны, бдительны, расширяйте кругозор, не поддавайтесь сладким речам и подаркам незнакомых людей. Каждый из вас уже гражданин нашей большой и необъятной страны, в ваших руках ее мирное и процветающее будущее. Терроризм – угроза всему миру, но его можно победить!
На уроке технологии вы вырезали силуэт белого голубя, что символизирует белый голубь? Свяжите с темой нашего классного часа и составьте свой призыв( лозунг).
Учитель: Ребята, перед вами«Правила личной безопасности учащегося», знание и выполнение которых помогут предотвратить теракт( перед каждым учеником).
Правила
личной безопасности учащегося.
1. Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.
2. Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не наносите по ним удары.
3. Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.
4. Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.
5. Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.
6. Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.
Телефоны:
Пожарная служба – 01
Милиция – 02
Скорая помощь – 03
Заключительный этап.
-Подошел к концу наш классный час:«О чем вы узнали?»
(учащиеся отвечают:Я понял ………………………….
Я узнал ………………………….)
Литература:
1.Интернет- ресурс « Картины терактов в России»
2.Серова Лидия. Стихотворение « Теракты»
3.Янесон Ирика. Стихотворение «Содрогнулся весь мир»
ФОТОМАТЕРИАЛ
На общешкольном митинге.
Классный час «Терроризм – угроза миру»
(Учащиеся 2класс, участковый инспектор Шургучиев О.А.)