СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа. Урок мужества (диалог с героями произведения Владислава Крапивина «Бронзовый мальчик»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет подробный сценарий для проведения классного часа, включающий в себя реплики, ответы, выступления ребят, у которых проводился этот урок.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа. Урок мужества (диалог с героями произведения Владислава Крапивина «Бронзовый мальчик»)»

Разработка классного часа

Урок мужества (диалог с героями произведения Владислава Крапивина «Бронзовый мальчик»)

(работа представляет подробный сценарий проведения классного часа, включающий в себя реплики, ответы, выступления ребят, у которых проводился этот урок)

Действующие лица: ведущий; три чтеца произведения; два человека, сделавших сообщение и презентации по теме, помощник ведущего

Оборудование: столы и парта, поставленные по периметру класса (участники должны видеть друг друга, чтецов художественного текста, выступающих с презентациями, доску, интерактивную доску, выставочный стенд с разными изданиями книги Владислава Крапивина «Бронзовый мальчик», иллюстрации к произведению)

Видео и аудио материалы: сообщения и презентации по темам «Капитан Стройников и фрегат «Рафаил»; «Контр-адмирал Всеволод Фёдорович Руднев и крейсер «Варяг»; клип песни «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»; слайд-шоу к отрывкам произведения.

Время проведения: 2 академических часа (полтора часа астрономического времени)

Технология проведения мероприятия: проблемный диалог + индивидуальные проекты

Ход урока:

Ведущий: Тема нашего классного часа связана с понятием «мужество»: мужественный поступок, мужественный человек. Что вы понимаете под этим словом? Дайте для себя определение этому понятию? (пауза) Не надо озвучивать ваше определение, я уверена, что все подумали об одном и том же. Если взять ключевые слова из ваших определений, то они будут (первое слово может произнести сам ведущий, после опросить несколько человек, как только ответы начнут повторяться – прекратить опрос; обычно звучит следующее: стойкость, сопротивление врагу, умение пожертвовать собой, но не сдаться, терпеть боль, не позволять себе малодушие, уметь выдержать трудности). У кого принципиально другой ответ? (опыт показывает - не прозвучит). Ну что ж, возможно, сегодня что-то изменится в вашем понимании. Вашему вниманию предлагаются два сообщения. Авторы обоих утверждают, что перед нами предстаёт пример мужественных людей и их мужественных поступков. Согласитесь ли вы с этим?

Сообщение I: «Контр-адмирал Всеволод Фёдорович Руднев и крейсер «Варяг» (см. приложение 1)

Сообщение II: «Капитан Семён Михайлович Стройников и фрегат «Рафаил» (см. приложение 2)

Ведущий: И первый, и второй выступающий признали мужественными поступки моряков. Согласны ли вы с этим? (даётся возможность высказаться нескольким ученикам, большинство из них отказывают в мужестве капитану Стройникову, немногие пытаются смягчить свой вердикт, говоря о безвыходном положении капитана, но и мужественным его поступок не признают).

Ведущий: Итак, у нас появилось два утверждения, два мнения. Первое: оба морских офицера – мужественные люди. Второе: поступок командира и моряков «Варяга» - мужественный поступок, а решение капитана Стройникова – понятное, объяснимое, правильное в той ситуации … НО не мужественное. Ребята, у вас на столах лежат два жетона – красный и синий. Кто согласен с первой формулировкой, передайте помощнику ведущего синий, кто согласен со второй формулировкой – красный. Голосовать можно только за одно утверждение (помощник ведущего собирает жетоны, производит подсчёт, на доске записывает результат – это действие занимает около 30 секунд).

Результат предсказуем, мы видим в основном красные жетоны. Никто не сомневается в мужестве моряков «Варяга» и его командира Всеволода Фёдоровича Руднева. Самым ярким подтверждением героизма человека или значимости какого-либо исторического события является отражение его в фольклоре. Такая песня (авторская, но воспринимаемая как народная) есть и про крейсер «Варяг»

(заслушивается песня, лучше клип, «Врагу не сдаётся наш гордый Варяг»)

Ведущий: Вернёмся к нашему голосованию. Почему среди красных жетонов есть и синие (хотя бы один жетон такого цвета будет, тот, кто делал первое сообщение, его выберет). Почему вы считаете поступок капитана Стройникова Семёна Михайловича мужественным? (когда будут высказываться мнения по этому поводу, то чаще будет звучать оправдательная позиция, ребята будут утверждать, что командир спасал своих людей; здесь всегда завязывается спор с первой группой; и если ставится вопрос: «В чём же мужество?» - ребята, даже оправдывая Стройникова ответить не могут. Очень важно ведущему не упустить момент и вовремя повернуть ход урока в нужное русло)

Ведущий: Оправдание поступку капитана ищет и герой романа Владислава Крапивина «Бронзовый мальчик» Даниил Рафалов, Даня, с напоминающем море прозвищем Кинтель. Послушайте разговор с его дедом Виктором Анатольевичем – Толичем, как называет его Кинтель.

Первый чтец: (чтение отрывка произведения сопровождается слайдами, на которых иллюстрации к произведению; фоном звучит музыка Д. Шостаковича романс из к/ф «Овод»)

— Толич, я спросить хочу… Помнишь «Рафаил»? Может, капитан Стройников был не так уж виноват?

Дед помолчал. Не удивился вопросу. Сказал медленно:

— Чтобы понять, надо знать, о чем он думал тогда. А кто это расскажет?.. Почему ты вдруг вспомнил?

— В «Уставе» одно место нашел. Вот послушай… — И Кинтель прочитал статью «Устава» и толкование к ней.

Дед выслушал терпеливо. Проговорил сочувственно:

— Ну что ж, ты сам видишь, нет здесь оправдания для Семена Михайловича.

— Но ведь сказано: для сохранения людей можно корабль «отдать»!

— Не при таком случае, сам видишь.

— Но это тоже безнадежный случай!

— Если бы он дрался до последней крайности, а уж после спустил флаг, может, и нашли бы смягчающие обстоятельства…

— А зачем драка без пользы?! Никакой же надежды на победу…

— Драка, чтобы принести вред врагу, — как-то официально ответил дед.

— И всех людей загубить. Живых…

— Людей загубить, а достоинство флага отстоять, — все так же сухо отозвался дед. — Это же война, дорогой мой, у нее свои законы. Там людей жалеть некогда…

— Значит, ты тоже считаешь, что нет ему оправдания, — покоряясь неизбежному, проговорил в трубку Кинтель.

Дед, кажется, усмехнулся:

— Это не я так считаю. Так счел его величество государь-император Николай Первый. И члены суда. А потом — историки и писатели. Кое-кто отзывался вроде бы с сочувствием, но не оправдывал ни один…

— А ты… тоже не оправдываешь?

Дед молчал довольно долго. Не то сердито, не то озадаченно. Потом отозвался с раздражением:

— А я как могу судить? Я здесь лицо заинтересованное, необъективное. Как и ты…

— Почему?

— Вот те на! Ты не понял, что ли? — В голосе Толича проскользнула опять грустная усмешка. — Если бы Стройников взорвал фрегат, не было бы ни тебя, ни меня…

Елки-палки! А ведь в самом деле!

Дед еще о чем-то спросил, Кинтель машинально ответил и положил трубку.

До сих пор Кинтелю не приходила в голову эта простая мысль. Он существует на свете благодаря тому, что капитан Стройников опустил на своем фрегате флаг! Иначе взрывом крюйт-камеры разнесло бы на куски всех, кто был на «Рафаиле». В том числе и квартирмейстера Ивана Гаврилова. А когда раньше срока умирает человек, это не только его гибель. Гибнут дети, которые могли от него родиться и не родились. И значит — внуки, правнуки. Целая ветвь рода человеческого! Такое рассуждение Кинтель встречал в каких-то книжках, но до этой минуты оно не связывалось в сознании с его собственной судьбой.

Но… тогда что же выходит? Он, Данька Рафалов по прозвищу Кинтель, живет на свете благодаря трусости и предательству?

«Я же ни при чем!.. И дед ни при чем!.. И даже Иван Гаврилов был не виноват, не он ведь приказал спустить флаг!»

«А может, и виноват! Стройников писал в рапорте, что матросы не захотели взрывать корабль…»

«Он писал, чтобы оправдаться перед царем! Сваливал свою трусость на других!»

«Сваливал? Боевой офицер, дворянин, воспитанный на законах чести! Не раз глядевший смерти в лицо…»

«Все равно он виноват больше всех!»

«Виноват… в чем? В том, что ты теперь сидишь вот тут живой, здоровый (и даже горло не болит) и рассуждаешь о его поступке? Легко тебе… А вот не было бы тебя совсем…»

«Не было бы совсем?»



Ведущий: Ребята, кто-нибудь из вас поменял свою позицию по отношению к поступку капитана Стройникова? (почти все утверждают, что его решение было разумным, но не мужественным; весомый аргумент – оба литературных героя были «заинтересованными лицами»)

Ведущий: В начале нашей беседы мы давали определение слову мужество. Я напомню вам ключевые слова: стойкость, сопротивление врагу, умение пожертвовать собой, но не сдаться, терпеть боль, не позволять себе малодушие, уметь выдержать трудности. А исчерпывается ли понятие «мужество» только этим? Может быть, значение этого слова шире? Объяснить, в чём мужественность поступка капитана Стройникова поможет другой герой романа – Вострецов Даниил Корнеевич. Уж он-то точно лицо незаинтересованное, сам – настоящий герой, ветеран афганской войны, потерявший ногу в тяжёлом сражении с талибами, когда один прикрывал отход ребят своего подразделения. Чудом остался в живых, сейчас – общественный деятель, журналист, представитель комиссии областного Детского фонда, руководитель отряда «Эспанда», в котором учат детей морскому делу. Я думаю, достаточно этой подробной характеристики, чтобы проникнуться доверием к словам этого героя.

Второй чтец: (чтение отрывка произведения сопровождается слайдами, на которых иллюстрации к произведению; фоном звучит музыка Д. Шостаковича романс из к/ф «Овод»)

Корнеич внимательно посмотрел на Кинтеля. Словно догадывался о чем-то!

Думаю, что было другое, — понимающе сказал Корнеич. По-мальчишечьи потер подбородок о колено. — Думаю, там, на «Рафаиле», столкнулись две правды…

Разве так бывает, что две? — придирчиво спросил Андрюшка.

Порой случается… С одной стороны присяга, честь флага и достоинство военного моряка. А с другой — заповедь Божья: «Не убий…» Мне кажется, Стройников ужаснулся, когда понял, что своим приказом к бою он просто-напросто убьет две с лишним сотни человек. Причем это ради одной идеи, потому что на исход войны тот бой, конечно, никак не влиял… Стройников не за себя испугался… Ведь после плена матросы могли вернуться, служить дальше, потом прийти в свои деревни, жить, землю пахать, детей растить… А он все это должен был зачеркнуть одной командой… Конечно, высокая доблесть — взорвать себя, не сдаться врагу. Но мне кажется, Стройников счел, что есть еще более высокая доблесть. Пожертвовать своим именем, честью, шпагой, свободой, чтобы спасти других. По-моему, он знал, на что идет… И сколько матросских жен и детишек потом в сельских церквях за него свечки ставили…

- Корнеич, а в Афгане сдавались?

Всякое бывало… Стволы направят в пузо — куда денешься…

Но ты же… — сказал Паша совсем негромко, — не сдался тогда…

Корнеич не нахмурился, не показал, что говорить об этом не стоит. Но легкая неохота скользнула в голосе:

Да я уж объяснял ведь: надо было дать ребятам отойти подальше. К тому же была какая-то надежда… — Корнеич посмотрел на Кинтеля. —Хоть маленькая, но была. Вот она и оправдалась. Надежда — вообще великое дело. Иногда небывалые чудеса сбываются…


Ведущий: Какую правду открывает на Корнеич? Как он трактует поступок Стройникова? Кто понёс наказание после того, как фрегат «Рафаил» сдался? (только Стройников). Кого лишили прав, дворянского и офицерского чина? (здесь может быть заминка, ребята могут не обратить внимание, что все на корабле беспрекословно подчиняются капитану, Стройников своим приказом снимает груз официальной, а главное, моральной ответственности со всех, кто был на корабле – все подчинились приказу сдаться, вся вина легла на плечи капитана. В конце этой дискуссии ребята должны прийти к такому выводу)

Ведущий: (делая вывод по этому блоку) Итак, мы сталкиваемся с новым определение слова «мужество». Мужество – это умение принять решение, непопулярное, незаконное, противоречащее уставу, позорное, марающее честь флага, НО спасающее людей. И после этого только одному нести за него ответственность – шпагу, символ дворянской чести, сломали над головой Стройникова. Вернёмся к нашему голосованию. Кто изменил своё мнение и считает поступок капитана Стройникова проявлением мужества?

(помощник ведущего собирает синие жетоны, изменяет подсчёт в голосовании, на доске появляется следующая строка цифр)

Ведущий: Остались ли у кого-нибудь ещё синие жетоны? (синие жетоны останутся у значительной части детей. В силу своего возраста, юношеского максимализма, им трудно признавать свою неправоту или компромисс принятого решения. Как бы то ни было, при всей симпатии к Стройникову, некоторые останутся при своём первоначальном мнении – это будет видно из их обсуждения). Итак, вы по-прежнему считаете Стройникова трусом, малодушным и слабым человеком? (намеренное нагнетание негатива) Тогда позвольте зачитать ещё один эпизод романа Владислава Крапивина «Бронзовый мальчик». Эпизод их эпилога романа.


Третий чтец: (чтение отрывка произведения сопровождается слайдами, на которых иллюстрации к произведению; фоном звучит музыка Д. Шостаковича романс из к/ф «Овод»)

Это грозное плавание было частью большой войны, которая начинала разворачиваться в 1854 году на Черном море, на Балтике и даже в Тихом океане. Задача капитана Омманея была громить русские гарнизоны и крепости на Белом море и блокировать торговые пути.

Капитан Омманей с пароходами «Бриск» и «Миранда» 18 июня подошел к Соловецкой обители. Стены и башни монастыря, отражавшиеся в тихой воде, производили впечатление грозной крепости. Что же, тем больше славы принесет королевскому флоту и капитану Омманею штурм твердыни и ее капитуляция. Тем выше будет цениться добыча. О сокровищах монастырских церквей ходили легенды. Высадка англичан на берег была успешной. Жители обители скрылись в лесах.

Через час после атаки отец Федор, настоятель монастыря, вернулся в селение. Один. Так он решил, запретив кому-то идти с ним.

Дома горели, едкая гарь висела в жарком безветренном воздухе. Солдаты тащили к шлюпкам награбленные вещи.

Никем не остановленный отец Федор подошел к церкви. У нее горела ветхая крыша, и было ясно, что скоро церковь заполыхает вся. Несколько солдат и пожилой офицер стояли у крыльца. Из церкви выскочили еще двое. Один с парчовым покрывалом, другой с большим образом Богородицы с Младенцем в посеребренном окладе.

Отец Федор шагнул к рыжему детине, взялся за икону. Сказал по-английски:

Отдайте. Вы же солдат, а не грабитель. Божье достояние не может быть военным трофеем.

Рыжий выпустил икону, отступил на два шага, взял штуцер, который держал под мышкой, и выстрелил навскидку.

Отец Федор сел на землю. Выпустил икону. Прижал руки к пробитому пулей боку, лег навзничь. Закусил губу.

Джон Робертс! — закричал пожилой офицер. — Вы с ума сошли! Это же священник! Вы забыли, в какой вы армии!

Господин майор, я не нарочно! Я хотел попугать! — завопил рыжий детина. Кажется, искренне.

Сержант, арестуйте солдата Робертса. Он нарушил закон…

Оставьте, майор. Какие у войны законы… — отчетливо сказал священник.

Майор Грей нагнулся:

Я надеюсь, ваша рана не опасна.

Думаю, что наоборот… Если не трудно, прикажите солдатам положить меня на ровное место. На доски… И еще прошу вас: не трогайте икону. У вас и без нее довольно добычи, а для здешних людей это реликвия…

Неподалеку сложен был широкий штабель свежего теса: думали к осени сделать на церкви новую кровлю. Отца Федора уложили на доски, икону пристроили рядом. Солдаты были смущены и отходили один за другим.

Я прикажу перевезти вас на пароход, — сказал майор Грей.

Вот уж не думал… что офицеры ее величества берут в плен священников.

Я не для того! У нас на судне доктор!

Не надо. Едва вы отойдете, как наши люди вернутся из леса и окажут помощь… если она будет нужна… — Отец Федор слегка задыхался.

Но разве есть у вас врач?

Отец Федор опять улыбнулся. С усилием.

Зачем врач, если Господу угодна будет моя кончина. А если нет… Не утруждайтесь, майор, я у себя дома…

Может быть, вы и правы, — помолчав, отозвался майор. — Тогда прощайте, ваше преподобие. И еще раз примите мои соболезнования… Не думал, кстати, встретить здесь кого-то, знающего наш язык. Судя по всему, вы джентльмен.

Что вы имеете в виду? Дворянство? Был когда-то…

Майор Грей слегка поднял брови.

Мало того, майор, я был, как и вы, офицером. Только плохим…

Майор Грей сказал учтиво:

Я не заметил в вас недостатка храбрости.

Этого мало. Чтобы быть хорошим офицером, надо уметь без колебаний посылать на смерть множество других людей. У меня это не получилось. И государь не простил. Вот и вышло: сперва матросская лямка, потом ушел в монастырь, ибо в Господе единственное видел утешение и спасение. И оправдание, если хотите… Простите, что открываю душу незнакомому человеку. Боюсь, что другому уже не успею.

Давайте все-таки на пароход!

Нет, благодарю вас, майор…


Ведущий: Мирское имя священника отца Фёдора было … (пауза, которую обязательно нужно выдержать, чтобы ребята смогли догадаться или почувствовать слова, что прозвучат далее) Семён Михайлович Стройников. И если те, у кого на руках остались синие жетоны, до сих пор отказывают в мужестве капитану второго ранга Стройникову Семёну Михайловичу – оставьте эти жетоны себе, если же ваше мнение изменилось, то положите их к остальным. (ни в коем случае не делать подсчёт, молчаливое признание мужества этого человека – ценнее)

А наш урок окончен, спасибо за участие.


Приложение 1

Сообщение «Контр-адмирал Всеволод Фёдорович Руднев и крейсер «Варяг»


Крейсер был заложен в 1898 году. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 году вступил в строй.


С начала января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле.



8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера , 4 бронепалубных крейсера , 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта.  9 февраля капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. При выходе из порта русские корабли встретили японскую эскадру.

Бой продолжался в течение часа. Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми. «Варяг» получил от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 м² у ватерлинии, потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для уничтожения корабля. После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван.



После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего солнца.




После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них умерли. Ещё 11 раненых были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских кораблей были приняты на иностранные суда и через нейтральные порты вернулись в Россию.

16 апреля 1904 года они прибыли в Петербург и, выстроившись колоннами, промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.





«Варяг» был поднят японцами, был включён в состав Императорского флота Японии, отремонтирован и введён в строй.   Отдавая честь подвигу русских моряков, название «Варяг» на корме было оставлено, и при подъеме на борт была сделана надпись: «На этом корабле мы будем учить вас, как надо любить свою Родину». 

Приложение 2

Сообщение «Капитан Стройников и фрегат «Рафаил»


Стройников Семён Михайлович, служивший во флоте, часто отличался храбростью в сражениях. Он был кавалером нескольких орденов, в том числе и орденом Георгия 4 степени, который выдавался за мужество в бою.


Но один случай бросил тень на всю его карьеру.

Во время войны с Турцией 1828—1829 годов фрегат «Рафаил», который находился под командованием Стройникова, капитана 2-го ранга, встретился с кораблями противника, превосходящего их по силе.


В конце концов, фрегат попал в окружение турецких кораблей. Стройников приказал спустить флаг, хотя по уставу в этой ситуации нужно было биться насмерть. После окончания войны и возвращения на родину Стройников был осуждён и разжалован в матросы за нарушение устава. Но не стоит забывать, что на этом самом фрегате помимо офицерского состава было ещё 200 обычных матросов, которые вернулись после плена в Россию и продолжили свою деятельность.



Что кроется за поступком Стройникова? Многие считают, что он проявил слабость. Желая спасти людей, своих матросов, он предпочёл сдаться, а не «погибнуть смертью храбрых». Я считаю поступок русского офицера, капитана второго ранга Семёна Михайловича Стройникова - поступком мужественного человека.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!