СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа:''Жизненно важные ориентиры''

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка откытого классного часа: "жизненно важные ориентиры" 

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа:''Жизненно важные ориентиры''»















Разработка классного часа

на тему:



«Жизненные –важные ориентиры».











Группа 76

Классный руководитель:

Анчикова Л.Ф.





Открытый классный час на тему:

«Жизненно важные ориентиры»



Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним.



Задачи:

• познакомить студентов с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;

• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;

• развивать духовно-нравственные качества студентов через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

• формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.



Контингент: студенты 1-го курса.



Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми играми и проблемными

вопросами.



Оборудование: ноутбук, проектор, экран, фломастеры, выписка из энциклопедии о понятии «ценности», наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями, классная доска.



Место классного часа в воспитательном процессе учебной группы: классный час, отражающий нравственную тематику, – одно из важных направлений воспитательной работы для формирования духовно-нравственных основ личности. Это направление особенно значимо сейчас, так как в молодёжной среде всё большее значение приобретают ценности материально-бытового плана и в настоящее время доминируют не ценности-цели, а ценности-средства (инструментальные).



Ход классного часа



I. Вступительная часть



На экране – тема классного часа: «Жизненно важные ориентиры».

Классный руководитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о жизненных ценностях, важных для каждого человека.



Ценности – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную и отрицательную значимость какого-либо объекта. Система признанных ценностей будет повседневным ориентиром в социальной деятельности человека. Какие признанные ценности вам известны? (патриотизм, семья, любовь, здоровье, дружба, помощь ближнему и т.д.)



II. Основное содержание



Классный руководитель: Эпиграфом к нашей беседе будет высказывание одного из выдающихся философов: «…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)



Классный руководитель: Как вы понимаете слово ценность (то что дорого, ценно, необходимо для жизни) (Ответы студентов)

Классный руководитель: Социологи предлагают такую классификацию ценностей:

• витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни,

уровень потребления, экологическая безопасность;

• экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;

• социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья,

достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

• политические ценности: патриотизм, гражданская активность,

легитимность, гражданские свободы, гражданский мир.

Далее классный руководитель предлагает студентам послушать Притчу о выборе (Приложение 3).



Классный руководитель: Сейчас мы проведем игру, которая называется «На что потратить жизнь?». Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

(в игре участвуют все)

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность.

(раздать каждому учащемуся жетоны, заготовить достаточное количество карточек с названиями ценностей)

Правила игры.

  • Жетоны можно «потратить» или «сэкономить».

  • Выбрать можно одну вещь или никакую, но не обе сразу.

  • Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

  • Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов».

  • Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор.

Первая пара ценностей:

  • Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

  • Новый автомобиль. (1 жетон)

Следующая пара:

  • Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

  • Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)

Затем:

  • Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

  • Один настоящий друг. (2 жетона)

Следующая пара:

  • Хорошее образование. (2 жетона)

  • Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

Далее:

  • Здоровая семья. (2 жетона)

  • Всемирная слава. (3 жетона)

Потом:

  • Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

  • Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Дальше:

  • Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

  • Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Следующая пара:

  • Чистая совесть. (2 жетона)

  • Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Затем:

  • Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

  • Возможность заново пережить (повторить) любое одно событие прошлого. (2 жетона)

И, наконец:

  • Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

  • Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какой покупкой вы более всего довольны?

  2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

  3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Классный руководитель: Напишите за 1 минуту на бумажной заготовке в форме листика дерева все ценности, которые на данный момент вы считаете наиболее важными для себя. (Студенты пишут о том, что для них ценно, на листочках). А сейчас на время отложите в сторону свои листочки. Они понадобятся в конце классного часа для самоанализа (Приложение 1).

Вопросы:

1. Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план?

2. Можно ли считать вещи, развлечения, одежду ценностями?

3. Если да, то какими: материальными или духовными?

4. Каково различие между материальными и духовными ценностями?

(Выслушивают ответы студентов)

Классный руководитель обобщает и делает вывод о том, что сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д. – хороши, но если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив. Общество потребления – общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура.

Вопрос: Что же важнее для общества: духовность или материальность?

Вывод делают студенты. Нравственное общество можно построить на духовной основе, но и материальная сторона тоже важна, не только она должна быть второстепенна.



4. Групповая игра «Создание новых цивилизаций»

Классный руководитель предлагает ребятам провести не совсем обычную игру. Для этого им необходимо разбиться на группы и перенестись мысленно в будущее, галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика, и представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.

Задача студентов – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию. Предлагается набор ценностей, с которым они работают в течение трёх минут.

Цель работы группы: определить, какие пять ценностей участники

считают наиболее важными, расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её. (Работа идёт на музыкальном фоне, например, И.С. Бах «Токатта и фуга ре минор»).

При сопоставительной проверке работы групп необходимы пояснения по выбору и упорядочению ценностей.

Классный руководитель делает обобщение, говоря о том, что люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни.



Классный руководитель: Я прошу вас вернуться к своим листочкам с

записями, сделанными в начале классного часа, прочитать, что было написано,и решить, нужно ли дополнять своими ценностями планеты, или смысл некоторых позиций потерял значимость. (Объяснить, добавить или вычеркнуть.)

Классный руководитель: Древние говорили, что каждый человек – это

сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

III. Заключительная часть

Классный руководитель: Я думаю, что вы сделали правильный выбор, а ваши листочки напомнят вам об этом. Поэтому всегда будет актуально стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя» (Приложение 2)





Список использованной литературы и интернет-ресурсов

1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: Сфера, 2003.

2. Грицанов А.А., Скакун В.М. Новейший философский словарь. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1999.

3. Драч Г.В. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королёв. – СПб.: Питер, 2011.

4. Котуранов Л.А., Котуранова Н.Н. Этика саморазвития. Первый год за-нятий: кн. для учителя. – Калуга: Гриф, 2005.

5. Морозова Л.П. Классные часы. – Волгоград: Корифей, 2008.































































































Приложение 1



Доброта

Душевная гармония

Верность

Совесть

Честность

Честь

Взаимопомощь

Вера

Любовь

Надежда

Дружба

Общение

Образование

Яхта

Дом

Путешествия

Семья

Автомобиль

Дети

Собственный бизнес

Здоровье

Мобильный телефон

Обеспеченная старость родителей

Загородный дом

Недвижимость за границей

Квартира

Развлечения

Акции банков и компаний



Приложение 2

«Каждый выбирает для себя…»

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский



Приложение 3



Притча о выборе



Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

– Что за люди живут в этом городе?

– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.

– Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.

– Здесь то же самое, – ответил мудрец.

Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.

– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.

– Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

– Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.

– Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

– Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!