Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Урок знаний
Посвящается 70 - летию Тюменской области
Тема: Символика Тюменской области
Урок разработала:
Ольга Бернгардовна Волкова,
учитель русского языка и литературы, классный руководитель 6 класса б
МАОУ «СОШ №12»
г. Тобольск – 2014
Цель: определить назначение геральдики и выявить её роль в жизни человека.
Задачи: 1)познакомить учащихся с основными символами Тюменской области:
флагом и гербом, с их назначением и ролью в жизни гражданина родного
края, страны; способствовать принятию личностью символики родного
края, страны как общечеловеческой ценности;
2)воспитывать у учащихся уважительное отношение к флагу, гербу
Российской Федерации, Тюменской области как символу власти и чести
гражданина родного края, государства и других стран мира; создать
условия для развития патриотизма, гордости и ответственности за свою
Родину, свой край, свой народ, его благосостояние.
Форма: классный час.
Методы: информирование, беседа с использованием наглядных пособий,
презентация.
Наглядные пособия и ТСО: плакат с изображением герба и флага РФ и гимном
РФ; флаг и герб Тюменской области; кассета с записью музыки к песне
«Тюменская земля», презентация по теме.
Подготовительная работа:
изучить и подобрать соответствующую теме классного часа литературу;
подготовить учащихся к выступлению: информационные справки,
выразительное чтение поэтических произведений;
символики Российской Федерации, Тюменской области, плакаты и др.);
План проведения классного часа:
беседа с целью выявления знаний о первом сентябре;
беседа с целью выявления знаний о символике РФ;
знакомство с символикой Тюменской области;
выразительное чтение стихотворения Анатолия Васильева «Тюмень»;
обсуждение эпиграфа к классному часу и беседа с целью выявления
роли и значения символики Тюменской области, страны в жизни
человека;
земля» учащимся на фоне музыкального сопровождения.
Слайд № 1 Содержание: Надпись: 1 сентября – День знаний; слова поздравления с праздником
Учитель:
Сложены в портфели книжки,
И дневник, и ручка тут,
Все девчонки, и мальчишки
Скоро в новый класс пойдут!
Распахнула школа двери
Выше нос, вперёд шагай,
Мы в тебя, конечно верим,
Только ты не подкачай!
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! После продолжительных летних каникул мы вновь встретились в стенах нашей родной школы сегодня – 1 сентября 2014 года.
- А что же Вам известно, дорогие ребята, уважаемые взрослые, о первом дне первого осеннего месяца – сентября?
Учитель:
Этот день – 1 сентября – знаменателен для многих народов мира по – своему. Для россиян этот день имеет свою историю, свои традиции. Так, например, 1699 год продолжался всего 4 месяца. В сентябре православные встретили его пением тропаря на новолетие, а в конце года Петр I издал указ о праздновании Нового года с 1 января и введении летоисчисления на западный манер – от Рождества Христова.
А как же 1 сентября? Через много лет этот день стал Днем знаний, началом «новой жизни» для многих детей – символично и в то же время закономерно. Это праздник Первого звонка. Это праздник для первокурсников всех учебных заведений. Это вступление в совершенно новую жизнь. Потому этот день для всех нас один из самых волнующих и запоминающихся.
День знаний – это официальный праздник, который отмечается на основании Указа Президента Верховного Совета СССР от 1.10.1980 года. 1 сентября – праздник начала нового учебного года, прежде всего для учеников школ, учащихся училищ, техникумов, студентов вузов, учителей и преподавателей.
Учитель:
День знаний — это всегда волнующий праздник для всех. Наверное, не найдется в России человека, который бы не вспоминал День первого звонка, свою первую учительницу, школьных товарищей, с которыми начинал свою учебную деятельность...
Слайд № 2 Содержание: Портрет Юлия Цезаря, его слова «Знание — это сила».
Учитель:
В своё время всем известный исторический деятель Юлий Цезарь сказал: «Знание — это сила». Вот и сегодня, думаю, многие из Вас уже почерпнули новые знания о первом дне первого осеннего месяца – сентября. Но и это еще не все. Не менее интересную информацию о первом сентября для Вас подготовили ребята.
Слайд № 3 Содержание: Плакат с надписью: 1 сентября – День знаний
Информационная справка
Ученик:
1 сентября в истории произошли значимые события, так или иначе связанные с обучением.
Слайд № 4 Содержание: Портрет Петра I, фото библиотеки Российской академии наук
В 1714 году в Петербурге по распоряжению Петра I была создана первая в России государственная библиотека. Сейчас это библиотека Российской академии наук.
Слайд № 5 Содержание: Фото Всероссийского государственного института кинематографии
имени А.С. Герасимова
Ученица:
В 1919 году открылась первая в мире государственная киношкола, ныне известная как Всероссийский государственный институт кинематографии имени А.С. Герасимова.
Слайд № 6 Содержание: Фото МГУ на Воробьевых горах
Ученик:
В 1953 году на Ленинских (Воробьевых) горах открылся новый комплекс зданий МГУ.
Слайд № 7 Содержание: Фото, связанные с телепередачей «Спокойной ночи, малыши!»
Ученица:
В 1964 году впервые на телеэкране появилась передача «Спокойной ночи, малыши!», развлекающая и обучающая малышей, готовя их к школьной жизни.
Слайд № 8 Содержание: Плакат с надписью: 1 сентября – День знаний
Учитель:
А я продолжу и скажу, что в свою очередь школа даёт нам знания, столь необходимые для нашей дальнейшей, более взрослой жизни.
Слайд № 9 Содержание: Плакат с надписью «70 лет Тюменской области»
И сегодня мы посвящаем Урок знаний очень важному событию в нашей жизни – 70 – летию Тюменской области.
Слайд № 10 Содержание: Урок знаний на тему «Символика Тюменской области», фото с изображением города Тюмени.
Учитель:
И тема урока знаний «Символика Тюменской области», как видим, выбрана сегодня нами не случайно.
Слайд № 11 Содержание: Высказывание Конфуция: « Знаки и символы управляют миром…» ,
его памятник
В качестве эпиграфа к уроку знаний мы используем слова виднейшего мыслителя, политического деятеля и педагога Древнего Китая, основателя первой китайской философской школы Конфуция
(Кун - Фу – Цзы. 551 – 479 до н.э.): «Знаки и символы управляют миром…»
Учитель:
Символика – понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, краем, городом, организациями, партиями, объединениями людей.
Символы возникли и существуют с древнейших времен, они будут существовать вечно.
Каждое государство, край, город имеет свои символы и эмблемы, которые основаны на исторической преемственности и исторических традициях.
Слайд № 12 Содержание: Герб, флаг, гимн Российской Федерации
Учитель:
Вы уже знакомы с государственной символикой Российской Федерации. И мне хотелось бы, чтобы вы ответили на ряд вопросов:
Беседа по выявлению знаний учащихся о символике Российской Федерации:
(Ответ: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн)
Слайд № 13 Содержание: Изображение города Москвы – столицы РФ
Учитель:
К символам государства относят также его столицу. Столицей РФ является Москва.
Слайд № 14 Содержание: Государственный флаг РФ
(Ответ: Белый – свободу, синий – Богородицу (покровительницу
России), красный – державность (смелость, великодушие))
(Ответ: 22 августа)
Слайд № 14 Содержание: Надпись на флаге РФ: 22 августа – День Государственного флага РФ
Учитель:
В память о восстановлении Государственного флага с 1991 года в России 22 августа решено было считать Днем Государственного Флага РФ.
Слайд № 15 Содержание: Государственный Герб РФ
(Ответ: Государственность РФ, ее суверенитет, независимость, единение народов европейской и азиатской части современной России, являясь символом исторической преемственности культурных традиций нашей страны, объединения и единения земель Российских)
Слайд № 16 Содержание: Государственный Гимн РФ, фото С.В. Михалкова и А.В. Александрова
(Ответ: Слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Часть 2 (Галкина.И.А. Электронные физминутки для глаз)
Учитель:
Крупным событием в истории Российской Федерации 70 лет назад явилось образование Тюменской области, которые отмечалось совсем недавно – 14 августа 2014 года. (1944 – 2014 г.г.)
Из указа Президиума Верховного Совета СССР: «Утвердить представление Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании Тюменской области с центром в городе Тюмени».
Слайд № 17 Содержание: Карта Тюменской области
Информационная справка
Ученик:
В состав Тюменской области были включены города – Тюмень, Ишим и Тобольск, национальные округа – Ханты – Мансийский, Ямало – Ненецкий, районы – Абатский, Аромашевский, Байкаловский, Вагайский, Велижанский, Голышмановский, Дубровский, Ишимский, Казанский, Маслянский, Нижнетавдинский, Новозаимский, Омутинский, Сорокинский, Тобольский, Тюменский, Уватский, Юргинский, Ялуторовский, Ярковский, выделенные из состава Омской области, а также Армизонский, Бердюжский, Исетский и Упоровский районы, ранее входившие в состав Курганской области. Тобольский административный округ был ликвидирован.
Ученица:
Наша область стала самой большой в стране. От Уральских гор и почти до самого Енисея раскинулась Тюменская область. На юге она граничит с казахскими степями, на севере ее берега омывают студеные волны Северного Ледовитого океана.
Ученик:
На территории области, которая составляет около полутора миллионов квадратных километров, могли бы разместиться такие государства, как Англия, Франция, Финляндия, Италия, Дания.
В Тюменской области протекают Обь, Иртыш, Тобол, Ишим, Тавда, Тура. Всего на территории 20 крупных рек и более 450 тысяч больших и маленьких озер.
Ученица:
В водоемах обитает более 30 видов рыб, из которых промысловое значение имеют сибирский осетр, нельма, чир, пелядь, ряпушка, муксун.
Ученик:
Тюменская область – одна из самых богатых в стране по запасам леса. Леса ее чрезвычайно разнообразны, также как и природа края. Более двух десятков видов пушных зверей добывают охотники в тундре и тайге.
Слайд № 18 Содержание: Высказывание М.В. Ломоносова: «Могущество Российское прирастать
будет Сибирью…», его портрет
Ученица:
«Могущество Российское прирастать будет Сибирью…», - так пророчески сказал Михаил Васильевич Ломоносов, виднейший писатель, общественный деятель, ученый нашей страны.
Именно Тюменской области суждено было стать флагманом в топливно – энергетическом развитии нашей страны.
Слайд № 19 Содержание: Изображение флага РФ и флага Тюменской области
Учитель:
- Обратите внимание свое на изображение Флага Тюменской области и сопоставьте его с изображением Флага Российской Федерации.
Что общего между ними вы могли бы отметить и какой смысл в этой общности заключается, на ваш взгляд?
(Ответ: Россия – Тюменская область – едины, великодержавны, великодушны)
Слайд № 20 Содержание: Флаг Тюменской области
- Какие элементы – символы дополнили Флаг Тюменской области, и что они, на ваш взгляд, означают, символизируют?
Информационная справка
Ученик:
Флаг – один из основных символов государства, края, города, его официальный отличительный знак, эмблема.
Согласно закону Тюменской области от 25 мая 1995 года № 4 «О гербе и флаге Тюменской области», Флаг Тюменской области представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхняя – белая, средняя – синяя, нижняя – зеленая с наложением на них со стороны древка прямоугольного равнобедренного треугольника красного цвета.
Ученица:
Посередине синей полосы по горизонтали расположены три равноудаленных одна от другой короны, стилизованно выполненные из элементов традиционных орнаментов северных народов области.
Слайд № 20 Содержание: Флаг Тюменской области, Герб Тюменской области
Первая корона слева в точности воспроизводит корону герба Тюменской области, которая символизирует символ власти, достаток, великолепие
Слайд № 20 Содержание: Флаг Тюменской области
Три короны символизируют три составляющих части Тюменской области – Ямало – Ненецкий округ, Ханты – Мансийский округ, Юг Тюменской области.
Ученик:
Это деление – символ можно отметить в использовании трех равных по ширине горизонтальных полос и с точки зрения цвета можно рассмотреть Флаг Тюменской области с разных сторон. Например, с точки зрения природной зоны – белый цвет – зона Крайнего Севера (снег практически круглый год); средняя зона – зона Приобья, где соединяются две большие реки Тюменской области и впадает более 70 тысяч рек, на территории Тюменской области находится в средней полосе 700 тысяч озер, которые создают цвет поверхностных вод. Все реки стекаются в одну – Обь – это символ единения, общей судьбы. Юг Тюменской области олицетворяется зеленым цветом, отражающим богатство растительностью, плодородием. Цвет символизирует жизнь, надежду.
Ученица:
Если рассмотреть с точки зрения религиозной, то зеленый цвет – это цвет ислама, синий – язычества, белый – православия, святости.
И все это объединено наложенным красным треугольником – треугольник – это знак единства, самодостаточности, целостности. Красный цвет является символом жизни – любви и борьбы.
Ученик:
По своему интересна история о Гербе Тюменской области.
Слайд № 21 Содержание: Герб Тюменской области
Информационная справка
Герб Тюменской области – это официальная эмблема.
Изображается на флагах, печатях, некоторых официальных документах. Герб представляет собой композицию на серебряном геральдическом щите, состоящую из элементов: абрис (контур) Тюменской области расцвечен белой, синей и зеленой полосами, в центре – круг, разделенный на верхнюю и нижнюю части: верхняя часть – золотое полукружье восходящего солнца, символизирующее большой потенциал Тюменской области, энергию земли; нижняя часть – полукружье, расцвеченное синими (широкими) и черными (узкими) вертикальными полосами; над абрисом (контуром) золотая корона, составленная из элементов традиционных орнаментов северных народов области; снизу золотая лента с надписью черного цвета «Тюменская область»; по сторонам – фигурки стоящих соболей, поддерживающих абрис (контур) области и корону. Соболя символизируют богатство Тюменской области.
Ученица:
Следует отметить разнообразие цветов на гербе, которые содержат определенный символ. К примеру, золотой цвет – это символ славы, серебряный – символизирует природную интуицию, ум, интеллект, зеленый – юность, молодежь, надежду, а черный – первооснову, землю.
Герб Тюменской области был принят Законом Тюменской областной Думы от 11 мая 1995 года.
Слайд № 22 Содержание: Герб Тюменской области и карта Тюменской области
Учитель:
- Посмотрите на абрис (контур) Тюменской области, изображенном на гербе, на карту Тюменской области. Немного фантазии и она напомнит Вам символическое изображение сердца, которое Россия бережно держит в своих ладонях.
Слайд № 23 Содержание: Изображение герба и флага города Тюмени – центра Тюменской области
Тюменскую землю воспевали многие писатели и поэты, художники и историки. А столице Тюменской области – Тюмени – поэты посвятили огромное количество поэтических произведений, одно из которых мы представляем вашему вниманию – это стихотворение Анатолия Васильева, которое так и называется «Тюмень».
Слайд № 24 Содержание: Изображение города Тюмени – центра Тюменской области
Выразительное чтение стихотворения учащимся (Литература Тюменского края. Хрестоматия. 8-9 кл. Тюмень, 1996 г. Составители: Г.И.Данилина, Н.А.Рогачева, Е.Н. Эртнер).
Тюмень
Обложили Тюмень болота.
Обступили Тюмень леса.
Постоянно в ее широтах
Непогодные небеса.
Соизмерь. Рассчитай. И взвесь.
Если черти ломают ноги,
То, наверное, только здесь.
Отступи и не пробуй силы.
Горизонт не проступит, стерт.
Теплоходу причал опостылел,
Самолету – аэропорт.
Обложили Тюмень болота.
Обступили Тюмень леса.
Постоянно в ее широтах
Непогодные небеса.
А под нею –
не слышно разве?!
А под нею ревет – гудит
Голубая стихия газа,
Нефти черный котел
Кипит. Ни замены им,
Ни отмены.
Пребывают всегда в цене.
И ни шагу без них
Тюмени.
И ни шагу без них
стране…
Песня о столице Тюменской области – Тюмени
Слайд № 25 Содержание: Высказывание Конфуция, его памятник
Учитель:
К уроку знаний мы использовали эпиграф – это слова философа Конфуция: «Знаки и символы управляют миром…»
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Как вы думаете, для чего нужна геральдика и символика и какую роль она играет в жизни каждого человека, лично в вашей жизни?
(На ученических столах лежит раздаточный материал «Словарь терминов: патриотизм, ответственность, гордость», которым ребята могут воспользоваться при ответе на вопрос)
Учитель:
Геральдика и символика нужны как воплощение истории государства и отражение его настоящего, как выражение патриотизма его граждан и обозначение на международной арене, как его зрительный, так и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу, гимну, столице – это отношение к самому государству, к родному краю, его народу, его истории и культуре.
- В юбилейный год Тюменской области жителей нашего края ждёт ещё одно важное событие. Что это за событие и что Вам о нём известно?
Слайд № 26 Содержание: Плакат «Я – гражданин России», надпись: 14 сентября 2014 года- выборы губернатора Тюменской области
Учитель:
14 сентября 2014 года состоятся выборы губернатора Тюменской области. Каждый уважающий себя гражданин России не должен остаться в этот день в стороне, а жители Тюменской области,
достигшие 18 лет, должны помнить о том, что это очень важное событие, когда решается будущее нашего родного края, Родины от сделанного ими выбора.
Слайд № 27 Содержание: Фотография с Парада Победы, с ветеранами Великой Отечественной
Войны
Учитель:
Юбилейный год Тюменской области находится на стадии завершения, и эстафету перенимает еще одно важное событие для России, российского народа и народов всего Земного шара – это 70 – летие со Дня Победы над фашистской Германией – событие, к которому причастны и жители Тюменской области, в том числе и мы с вами. Думаю, что Вы согласитесь со мной с тем, что наша с вами задача сегодня – это не остаться в стороне, а принять активное участие в подготовке празднования 70 – летия со Дня Победы. И первое, что предстоит Вам сделать – это выявить, кто из представителей вашей семьи был участником событий Великой Отечественной войны, и какова его судьба.
Выразительное чтение стихотворения «Тюменская земля» под музыкальное сопровождение.
Слайд № 28 Содержание: Земля Тюменская (фото, отображающие содержание стихотворения)
Ученица:
Много ль известно вам мест, где случается чудо.
Мест, где творится история наша с тобой.
Здесь родились и рождаются лучшие люди,
И называется это Тюменской землей.
Здесь в обозримом пространстве и вехи, и даты,
Здесь имена, и события, и судьба людей…
Здесь и сейчас, а не где-нибудь в прошлом когда-то
Место рожденья героев сегодняшних дней.
Ученик:
Бьет фонтаном Югорская нефть,
И по трубам идет газ Ямала,
И тайгу твою не обозреть,
И отроги седого Урала…
А на юге Тюмени хлеба колосятся, и лето бушует.
Слайд № 29 Содержание: Земля Тюменская (фото, отображающие содержание стихотворения)
Ученица:
Здесь буровые врезаются в землю и небо,
Здесь Мегион, Саматлор и Урай, и Сургут,
Ямбург, Надым, Уренгой. Поселенья легенды,
Вышло уж так, расположены именно тут.
В старом Тобольске горят купола золотые,
А в Салехарде на пирсе стоит теплоход.
Вечер зажег фонари вдоль реки в Когалыме,
А из Тюмени в Москву скорый поезд идет.
Слайд № 30 Содержание: Земля Тюменская (фото, отображающие содержание стихотворения)
Ученик:
Выпало нам быть творцами великих событий,
Счастье растить, города и детей, и цветы.
В мире великих людей и великих открытий,
В мире, где просто сбываются наши мечты,
В мире, где все еще помнят про честь и про совесть,
Где ищут песни о главном, поют за столом,
Где говорят с уваженьем: « Тюменская область -
Область надежды, которую домом зовешь».
Гимн молодёжи Тюменской области (песня)
Слайд № 31 Содержание: Плакат с надписью: 1 сентября – День знаний
Вот и закончился первый наш урок в 2014 – 2015 учебном году. Осталось нам с Вами подвести итоги Урока Знаний.
Во время проведения рефлексии, составления синквейна, пожеланий, прослушивание песни о Тюмени и Туре
Слайд № 32
Рефлексия (1 ряд)
Форма проведения: закончи предложение (запись на доске)
1. Мне (не -)понравилось …
2. Мне запомнилось больше всего …
3. Я узнал (- а) …
4. Я хотел (-а) бы узнать …
Слайд № 33
Синквейн на тему "Тюменская область", (2 ряд)
Содержание:
Россия, Родина, край, любовь, сердце
Красивый, богатая, дорогая, сильная, милый
Обязывать, защищать, помнить, делать, заставлять
Очень, необходимо, нужно, это здорово
Слайд № 34
Наши пожелания: (3 ряд)
Слайд № 35 Содержание: Пожелания в новом учебном году
Учитель:
Снова для тебя звенит звонок
В этот день, торжественный и строгий!
Школьный ты перешагнул порог
Для того, чтоб постигать уроки
Дружбы, мира, жизни...
И поверь – пред тобою светлая дорога!
К новым знаньям ты откроешь дверь
В этот день у школьного порога!
Слайд № 36 Содержание: Осенний пейзаж; надпись: с новым учебным годом
ГИМН Тюменской области (видеоклип)
Используемая литература:
Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Учебное пособие. Е.В. Пчелов. М. «ТИД» «Русское слово – РС», 2002.- 136 с.: ил.
Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994 г.
Большая Тюменская энциклопедия. Тюмень, 2004 г.
Вестник Тюменской областной Думы Тюмень
Интернет - ресурсы