СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию.«Духовный и жизненный подвиг Федора Ивановича Владимирского»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию.«Духовный и жизненный подвиг Федора Ивановича Владимирского»

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию.«Духовный и жизненный подвиг Федора Ивановича Владимирского»»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа



Номинация: Формирование гражданской позиции школьников на примере жизни людей, совершивших духовный подвиг.





ТЕМА: «Духовный и жизненный подвиг Федора Ивановича Владимирского»









Фомина Ольга Владимировна

учитель физики,

МБОУ СШ №17 г.Арзамаса





















Арзамас

2019

Пояснительная записка

Гражданская позиция – это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. Гражданская позиция – это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими. Гражданская позиция – это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. В педагогике гражданская позиция рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру. С чего зарождается гражданская позиция? Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм - именно он формирует неравнодушное отношения к происходящим процессам в окружающем мире и стимулирует сознательное выполнение гражданского долга. Для основной массы людей свойственно ощущение своей причастности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле сродни любви к родной матери. Если семья входит в систему ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем.

Духовный подвиг - это тяжелейшая борьба за чистоту своей души с грязными мыслями, воспоминаниями, мечтами, для того чтобы внутренний мир человека был чист и светел.

Актуальность выбранной темы:

 Не повезло Арзамасу с водой. В Арзамасе проблема с питьевой водой обострялась по мере роста населения и по мере вырубки лесов окружающих город. В результате исчезли многочисленные родники и речушки с пригодной водой. В городских колодцах вода была жесткой и горьковатой на вкус, ими предпочитали не пользоваться, возили воду бочками из источников Рамзая да Мокрого оврага, что были за городом. Но не все могли платить по 40 копеек за бочку воды (40ведер) – по временам 150-летней давности это было дорого. И те, кто не имел такой возможности, пользовался водой из городских прудов – Сорокинских (теперь Гайдаровских) и Горячего. Вода в них застаивалась, в летнее время зацветала, т.е. была недоброкачественной.

За хорошей питьевой водой жители города вынуждены были ходить с ручной посудой на так называемые Рамзайские источники, которые располагались за версту от города, они давали городу 1000 – 1200 ведер в сутки. С 1890 года были отработаны источники Мокрого оврага, находившееся в 3 километрах от города. Оттуда ежедневно вывозили от 50 до 100 бочек воды. Только состоятельные люди могли пользоваться хорошей водой из источников Рамзая и Мокрого оврага.

Впервые о подводе воды к городу серьезно заговорили в 1849 году. Богатый помещик села Красное – обыкновенно жил он в Арзамасе – Николай Яковлевич Стобеус из человеколюбия предложил Магистрату деньги для постройки водопровода из Рамзаевских, тогда еще довольно обильных, источников. Тестем у помещика был известный в России арзамасский миллионер купец Александр Михайлович Заяшкников. Власть имущие быстро смекнули, что из простеца – доброхота можно вытянуть денег поболе. Магистрат поставил условие: Стобеусу должно добавить средства. На проценты с добавленного капитала и будет содержаться будущий водопровод.

Цель нашего классного часа: познакомиться с историей Арзамасского водопровода, которая неразрывно связана с именем Федора Ивановича Владимирский.

Задачи: показать на примере жизни человека, как можно совершить духовный и гражданский подвиг, отдав на это всю свою жизнь.

            Ф.И. Владимирский родился в 1843г. в семье псаломщика Владимирской церкви  Арзамаса, по названию которой отец, скорее всего, и получил фамилию.

Фёдор закончил Арзамасское духовное училище (ныне ННГТУ им.Лобачевского), а затем Нижегородскую семинарию.  После окончания Нижегородской духовной семинарии преподавал закон Божий в начальном училище Арзамаса, с 1895 г. был некоторое время даже благочинным, т.е. административным руководителем Арзамасского округа, а в 1899 г. – протоиереем престижной Троицкой церкви.

.Женился на дочери священника  Екатерине Дмитриевне Раевской. В 23 года был определён на должность священника Воскресенского собора.  Службу в церкви успешно сочетал с общественной деятельностью.

(Соборная площадь во все времена считалась главной достопримечательностью города Арзамаса, именно на ней расположен великолепный, величественный пятиглавый Воскресенский собор, который был создан известным архитектором М.П.Коринфским. Собор строился с 1814 по 1842, из которых каменная кладка храма шла около 7 лет и была закончена только в 1821 году, а 21 год шли отделочные работы и роспись собора. На сооружение холодного Воскресенского собора было израсходовано 5,5 миллионов штук кирпичей, до 100 куб. сажень бутового камня, до 10 000 пудов железа. Стройка закончилась в 1842 году.)  

В 1874 году, как и повсеместно, в России, в Арзамасе открылось городское самоуправление. От Духовного ведомства гласным (депутатом) избрали в городскую Думу и Владимирского. Теперь от «водного» вопроса отмахиваться власти стало посложней.

Зудил, не давал покоя думским деятелям «водопроводный поп». И вот, наконец, образовали особую Водопроводную комиссию, которая долгое время осторожничала в действиях. Впрочем, Федор Иванович не торопился с укорами к членам комиссии – он сам поначалу должен поусердствовать на Мокром.

Копал колодцы и рыл новые канавы, устраивал запруды, пробные бассейны для скопления воды и наконец-то смог и себе, и всему городу объявить, что источники вполне могут удовлетворить город отличной водой. В 1897 году батюшка представил в городскую Думу ««Записок по устройству в г. Арзамасе водопровода»», в которой цифрами доказывал, что источники Мокрого оврага дают уже 12 тысяч ведер хорошей воды в день. В городе живет 10500 человек. По ведру на человека… можно и должно начать дело в Арзамасе, тем более, что есть возможность увеличить отдачу воды на Мокром…

Май 1899 года. По инициативе отца Федора учащиеся школ Арзамаса заложили около Рамзаевских источников сосновую рощу в память столетия со дня рождения великого Пушкина. На одном из заседаний второй Государственной Думы выступил и Федор Иванович.Торжественный Екатериновский зал Таврического дворца в Петербурге. Высокая трибуна. В тишине старый священник говорит поначалу тихо, как бы отрешенно, но его голос все крепнет, все набирает силу и слышен во всех уголках огромного колонного зала.

С христианской точки зрения суды эти не отвечают Божьим заповедям. Христос дозволил себя убить, чтобы люди более не убивали друг друга. Правительство, признавшее себя христианским, должно и править людьми по – христиански….

В конце речи, как бы спохватившись, наверняка зная, что кто-нибудь может выкрикнуть каверзный вопрос, отец Федор заявил, что он принадлежит к русским людям старого строя, которые на весь мир отличались своим благодушием, своим геройством за справедливость…

В 1902 г. М. Горький познакомился в Арзамасе с Владимирским и впоследствии писал: « … Отец Фёдор поставил себе целью снабдить город питьевой водой, 12 лет самолично исследовал почвенные воды вокруг Арзамаса. Из года в год каждое утро на восходе солнца бродил, точно колдун, по полям и лесам, наблюдая, где земля «преет». И после тяжелых трудов нашел подземные ключи, проследил их течение, перекопал, направил в лесную ложбину за 3 версты от города (верста-1067м) и, получив на 10 тыс. жителей свыше 40 тыс. ведер прохладной питьевой воды, предложил городу устроить водопровод». Батюшка стал бывать на Сальниковой (ныне улица Карла Маркса) у Горького. У писателя в дому шумно, весело. Вереницей приезжали и неделями жили столичные и нижегородские гости: писатели Леонид Андреев, Степан Петров (Скиталец), театральный деятель Владимир Немиронович – Данченко, художник С.А. Сорин, врач А.Н.Алексин, нижегородские революционеры В.Н.Кольберг и П.Э.Гашер, арзамасцы: инспектор народных училищ А.М.Хробров, учителя Д.М.Корнилов, П.П.Цыбышев, сестры Е.Г.,Н.Г.Кузьмины и другие.

Символично и, наверное, закономерно, что именно отец Федор был первым арзамасцем, который нанес визит опальному писателю, не взирая на полицейских, которые стояли рядом с входом в дом. После этого посещения Горький написал в одном из писем: "Познакомился я с одним попом. Хороший, редкий поп". Занимательная характеристика, не правда ли? Вскоре писатель и священник подружились, ходили друг к другу в гости, вели длительные беседы, спорили, долгое время состоял с ним в переписке.

Всероссийский водопроводный съезд, а проходил он в Нижнем Новгороде в конце мая 1903 года, поддержал Владимирского. Все внимание на съезде обратили к Арзамасу. Смотрите-ка, столько лет доброхотных изысканий… научный подход… пример для подражания… Побольше бы таких энтузиастов…В этом году отец Федор являлся членом Водопроводной комиссии с правом решающего голоса.

19 октября 1905 года весело зазвонили с утра колокола арзамасских храмов. Соборная площадь скоро заполнилась народом, виделось много интеллигенции, учащихся. С крестом в руках смело вошел на Соборную площадь Владимирский. Его голос, полный напряжения и боли услышали все.

- откуда у вас такое зло, а братья?! Да побойтесь вы бога!

Те, кто подняли кулаки на «смутьянов», неохотно, но мало- помалу начали отходить – их успокоил крест.

1907 году депутатом в Думу совсем не случайно избран Владимирский.

Федор Иванович предложил проект подводки воды из источников Мокрого оврага, где должна была быть система запруд и резервуаров для усиления водоносных слоев. Этот вариант оказался в данных условиях единственно верным, т.к. источники пруда Рамзая были маломощны.

В 1912 году водопровод в Арзамасе начал действовать, а многолетние труды Ф.И. Владимирского были отмечены присвоением ему звания «Арзамасского почетного гражданина».

  Отец Федор начал работы на Мокром овраге на свои собственные средства и, чтобы не останавливать работы, даже заложил свой дом (имея пятерых детей).

До конца своей жизни Ф.И.Владимирский заведовал водопроводом и водосбором г. Арзамаса.

           В советское время , после закрытия Троицкой церкви, священником которой он в тот период был, Ф.И. Владимирский служил по водопроводной части, получил пенсию.


СВЯЩЕННИК 
Материю и дух преображает 
И ход самой истории меняет 
Священник силой Божией святой, 
И держит мир, и дарует покой. 

О, если бы очами мы узрили 
Всю силу властную его епитрахили! 
О, если б знали мы, как нелегко держать 
Такую силу, мощь и благодать. 

Господь в премудрости Божественной Своей 
Покровом тайны то скрывает от людей, 
Но знает вера, чистота, смиренье: 
Бог через пастыря дает душе спасенье. 

Галина Шуркина

     Фёдор Иванович Владимирский, несомненно, тот человек, имя которого будет произносится арзамасцами с уважением и в будущем. И суть не столько в объёме сделанного им на благо города, а в том, что его желание улучшить жизнь и быт своих современников было бескорыстным и действенным. Он не гнался за славой, не преследовал меркантильных целей, не перекладывал решение проблем на других, богатых и облечённых властью. Его деятельность вполне подходит под высокое определение «подвижничество», что и выделяет Фёдора Ивановича на фоне других, пусть и более знаменитых наших земляков.

В апреле 1927 г. городские власти определили Владимирскому персональную пенсию, и он ушел на заслуженный отдых.Умер в 1932 году, чуть-чуть не дожив до 90-летия. Похоронен он был на Всесвятском кладбище (сейчас это часть территории парка отдыха). Кладбище было кощунственно разгромлено в 30-е годы протестующими атеистами. Горько и стыдно писать об этом.

Развитие гражданской позиции – это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества в целом на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни страны. Если люди не будут осознавать себя полноценными членами общества, способными влиять на окружающую действительность – велик риск оказаться в тоталитарном государстве, когда все решения принимаются горсткой людей и не подлежат критике. Все мы граждане какой-то страны. Как у каждого гражданина, у нас есть определенные права и обязанности. Не нужно ими пренебрегать. На самом деле, от нас многое зависит. Поэтому не стоит оставаться в стороне.

Страна моя огромна и богата,

Красива, величава, широка.

Но люди здесь живут ценней, чем злато,

И прославляют родину в веках!



Приложение- презентация.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!