СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа «Жемчужины народных промыслов Подмосковья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа «Жемчужины народных промыслов Подмосковья»

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа «Жемчужины народных промыслов Подмосковья»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕМОДУРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»









ДНИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.




КЛАССНЫЙ ЧАС


«ЖЕМЧУЖИНЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ ПОДМОСКОВЬЯ»






Классный руководитель:

Шафоростова М. А.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория.











г. Воскресенск

2015 год






Цели:

образовательные - пополнить знания учащихся о народных промыслах и ремеслах, в частности - Подмосковья.

воспитательные - воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям своего народа, интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

развивающие - развивать самостоятельность мышления учащихся, совершенствовать навыки работы с художественными материалами.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

действия смыслообразования – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (мотив-организация выставки работ декоративно-прикладного искусства);

действие нравственно-этической ориентации – умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные:

постановка учебной задачи;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

сличение способа действий и его результата с заданным эталоном;

внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

Общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением существенных характеристик (изображение изящных форм с использованием графических и живописных умений); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умения структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

Логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;

Постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Оборудование. Оформление.

а) приложение;

б) русская пословица;

в) народная музыка.

Ход классного часа.

Звучит музыка.

Учитель: Прочитаем пословицы.

Ученики: «Что ни ремесло, то и промысел».

«Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит!»

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой смысл заложен в пословицах?

Ученики в результате высказываний приходят к выводу, что человек может научиться какому-нибудь мастерству и это ему пригодится, эти умения и знания всегда останутся с ним.

Учитель: Что такое ремесло?

( Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом)
Вид производства, целью которого является достижение определенного результата

-Что такое промысел?

(Промысел – мелкое ремесленное производство бытовых изделий ручным способом)

Познакомимся с народными промыслами Подмосковья.

Богородская резьба, Богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области)

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. Игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.

Богородская резьба, богородская игрушка

«Кузнецы»



«Курочки»



Гжель. Гжелевая роспись

Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла!
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой
Не встретите на свете вы
Красоты такой!

Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.

Гжель - известный во всем мире народный художественный промысел, где с незапамятных времен изготовлялись керамические изделия. Издавна здесь делали посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.

Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире.

Гжелевая роспись



















Жостовская роспись

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Жостовская роспись

















Федо́скинская миниатю́ра — это один из видов традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Роспись ведется масляными красками на изделиях, выполненных из папье-маше. Этот промысел сложился в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино. Это искусство возникло из-за популярности в Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона (то есть из папье-маше). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами. Такие табакерки стали популярными и в России, и в самом конце 18 века их производство организовал купец Коробов. Вначале табакерки украшали покрытыми прозрачным лаком гравюрами, наклеенными на их крышки, а в первой половине 19 века получило распространение украшательство изделий живописными миниатюрами. Популярными мотивами для федоскинской росписи были такие сюжеты, как "тройки", всевозможные "чаепития" за самоваром, сцены из российской крестьянской жизни. Из изделий федоскинских мастеров более всего ценились ларцы, расписанные сюжетами из картин известных художников.







Наперсток



Шкатулка





Павловопосадские платки

История павлопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением. Павловопосадские платки широко знамениты своим густо расположенным цветочным рисунком: на краях платка это весьма пышные цветы (обычно полевые и садовые, коими богата наша земля). В центре платков чаще всего присутствуют небольшие гирлянды. А ещё для павлопосадских платков характерны восточные орнаменты (пейсли или восточный огурец — красивый декоративный орнамент, имеющий каплевидную форму), пришедшие в Россию из стран Азии. Эти изделия, как тогда, так и сейчас могут похвастаться разнообразием узоров, тканевой фактуры и несомненным качеством.

Первоначально платки расписывались искусными художниками вручную, что требовало от них особого мастерства. И только на стыке 18-19 веков ткацкое производство стало автоматизированным благодаря московским фабрикантам Гучковым. Ручная набивка на павловопосадских шалях частично сохранилась и до наших времён. По краю каждый из платков украшался сетчатой шёлковой или шерстяной бахромой, которая и поныне вяжется и пришивается мастерицами-надомницами вручную.

В старину ткать и прясть умели в каждом доме. Ткацкими изделиями славилось Подмосковье издавна. В старинном городе Павлове ткали из шелка и шерсти. Изделия получались красивые, добротные. Но главное, чем было богато Павлово – это набивные платки и шали.

Русские умельцы создавали удивительные платки с набивными яркими цветами на черном, вишневом, кремовом поле. Характерный мотив в рисунках павловских шалей – растительный орнамент. Чаще это розы, полевые цветы. Общее число цветов 10–12.

Как платок, ты раскинулся, Павлов-Посад
В палисадниках мальвы и розы,
Все в ромашках луга и реки синева,
А над Клязьмой кусты и березы.
Здесь создали платки, и все краски земли
Мастера положили на шали.
И известны всем в мире цветные платки,
А похожих отыщешь едва ли
Лето красное ярко цветет на платках,
Словно зарево шали красивы.
В этих ярких узорах и пышных цветах.
Самобытный характер России.
Не платок – красота, всех красавиц мечта
На головках девичьих играет.
Как набросит платок, так охапка цветов
На груди у девчат расцветает
Как платок ты раскинулся Павлов-Посад –
Подмосковный промышленный город.













Мотив – цветочный рисунок

Мотив росписи – «пейсли или восточный огурец»

Ликино-Дулёвский фарфор

В 1832 году Терентий Кузнецов основал в селе Дулево фарфоровый завод, ставший к началу ХХ века самым крупным в России и одним из лучших в Европе.

Усилиями Кузнецова "московский" фарфор распространился по всей стране, приобретая действительно промышленно-массовый характер. Дулевский завод Кузнецова превратился в крупнейшее фарфоровое предприятие России. Фарфор завода отличался благородной простотой - ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись - более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции, в результате которого родился неповторимый дулевский стиль - "агашки". От бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все дулевские рисунки, в них - душа Дулевского фарфорового завода. Дулевский фарфор яркий, радостный, опирающийся на народные мотивы.

Сегодня это технически оснащенное предприятие, с непрерывным технологическим циклом на котором работает около 3-х тысяч человек. И он по прежнему является одним из крупнейших заводов Европы, специализирующийся на выпуске высококачественного фарфора для самых широких слоев населения. Дулевский фарфоровый завод сегодня поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию.

















Даниловская фабрика ёлочных игрушек.

В 1937 году создается производственная компания «Иней». Первые игрушки были сделаны из бумаги и фольги, позднее появились стеклянные игрушки.















Сергиево-Посадская матрёшка

Есть еще для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка –
Красавица девица,
У нее сестрицы –
Каждая сестрица
Для маленькой темницы.

Первая матрёшка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девушку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и чёрным петухом в руках. Выточил её в московской мастерской-магазине «Детское воспитание» токарь Василий Звёздочкин, расписал известный художник Сергей Малютин. Считается, что прообразом матрёшки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая случайно попала в семью Мамонтовых. Но, несмотря на это, настоящей родиной матрёшки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России. Троице-Сергиев монастырь был центром художественных ремёсел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал в этом районе с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царевичей.

Окончательно «загорский» стиль росписи матрёшки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной «земской» манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С. Малютина.

При упоминании о «загорской» матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

Роспись матрёшки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

В росписи матрёшки обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.















Итог классного часа.

-А теперь я проверю, кто внимательно слушал и запомнил народные промыслы Подмосковья.

Игра «Кто больше» по рядам. Ученики выбирают картинку промысла и называют его.

В итоге оформляется доска.





















Храните как святыню
Старинные места.
Храните дух, эпоху,
Приметы старины
Что вам, как выдох вдоху.
Предшествовать должны.

Учитель: Посмотрите, есть ли у вас дома предметы народных промыслов, рассмотрите их внимательно и расскажите своим близким, что интересного вы узнали об этих промыслах сегодня.

































Приложение:

Какие народные промыслы здесь представлены?



Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3 Рисунок 4





Рисунок 5 Рисунок 6





Рисунок 7

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!