СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конкурсного урока по химии в 8 классе по теме "Кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке по ФГОС описаны химические свойства и применение кислот, их состав и значение в жизни человека

Просмотр содержимого документа
«Разработка конкурсного урока по химии в 8 классе по теме "Кислоты"»

Тема урока: «Кислоты».

Подготовила : Т. И. Гребенникова-учитель химии с высшей категорией.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Место урока в системе урочной деятельности: данная тема рассматривается в 8 классе в разделе 1 «Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения», в главе 6 «Основные классы неорганических соединений», урок № 35, тема «Кислоты».

Девиз: «Единственный путь, ведущий к знанию, -это деятельность». (Б. Шоу)

Цели и задачи:

Обучающие: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений. Дать представление о строении кислот, их классификации, формировать умения распознавать кислоты по формуле, применять знания об общих свойствах кислот для безопасного использования их в повседневной жизни.



Развивающие: активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки. Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.

Воспитательные: воспитывать положительные отношения к знаниям, воспитывать культуру речи.

Здоровьесберегающие: закрепить знания о безопасном обращении с кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;

  • уметь называть кислоты по их формулам;

  • уметь характеризовать физические свойства кислот;

  • уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;

  • уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ;

  • уметь классифицировать кислоты;

  • уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.

Методы и методические приёмы: проведение в виде изучения нового материала с опорой на уже известные факты из бытовой жизни, в сопровождении с лабораторными опытами. Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский, метод акцентирования внимания, анализа, метод познавательной деятельности.



Основные термины, понятия: кислота, кислотный остаток, индикатор, кислая среда, основность кислоты, кислородсодержащие и бескислородные кислоты



Оборудование для учителя:

1. Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.

2. ПК и проектор, экран, мультимедийное пособие.

Для учащихся:

1. Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.

2. Набор индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

3. Набор кислот: растворы серной, соляной, уксусной, муравьиной и аскорбиновой кислот, лимон, яблоко, кефир.

4. Штатив с пробирками, стеклянная палочка, колбы, пробирки.

5. Карточки, раздаточный материал.

Технологическая карта урока.



п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

1.

Мотивация к деятельности. Организационный момент

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.



Приветствие. Вступительное слово учителя. На доске записан девиз:«Единственный путь, ведущий к знанию, -это деятельность» (Б. Шоу)

Как вы понимаете это высказывание?

Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат по три смайлика. Ребята выбирают из предложенных рисунков тот, который соответствует настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!

У вас в бумагах есть рефлексивный листок. За работу на каждом этапе урока ставите себе оценку. За хорошие содержательные ответы я даю вам жетон.

1жетон-3;2 жетона -4; 3 жетона- 5


Готовятся к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.



Все думают и приходят к выводу, что нужно делать эксперимент и вовлекаться в деятельность на уроке. Выбирают свой смайлик.














Достают рефлексивный листок

Приложение №1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

1 мин.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.






Какие классы неорганических соединений мы уже с вами знаем? Создаю  проблемную ситуацию путем предложенного задания:   

1 задание

Найди оксиды из перечня формул

Слайд 1

2 задание

Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов.

H2SO4, ВаO, КOH, N2O5, Fe(OH)2, Li2O, HCl, CO2, Сa(OH)2, H3PO4

Слайд 2

На какие виды делятся оксиды?

Вещества третьей группы неизвестны.Что это за вещества?Нам нужно узнать это сегодня на уроке!

















Вы всё отгадали верно!



Молодцы!Самые активные получают жетон!

Отвечают на вопрос : важнейшие классы соединений – оксиды, основания.







Выбирают оксиды .

Разделяют на классы вещества.

Двое обучающихся загадывают загадки классу, все думают и отвечают.

1.Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется … (оксид)


Если в формуле заметишь – 
Впереди металл стоит 
И своей ОН-подвеской 
Как большим хвостом вертит, 
Ты не думая ответишь: 
“Знаю, это – гидроксид”. 
Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – (основания).

Выполняют задание:

выделяют  2 группы веществ по признакам классов: оксиды и

основания; вещества третьей группы неизвестны.

Дают определения оксидов и оснований: Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород .

Основания - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и связанных с ними гидроксид-ионов.

Оксиды делят на: кислотные, основные , амфотерные,несолеобразующие .

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания

3 мин.

4.

Изучение нового материала

Цели и план изучения нового материала:  

1.Состав и классификация кислот

2.Физические свойства кислот


3.Применение серной и соляной кислот

Прозвенел уже звонок, Начался у нас урок! Опять стоит проблема, какая ж у нас тема? Чтобы тему нам узнать загадку нужно разгадать!

Мы первым слогом подзовём кота! Вторым измерим с судна толщу вод, союз на окончание пойдёт! И целым станет слово ……………(КИС-ЛОТ-А)

Тему и цели урока сформулировали и пишем в тетрадь.Слайд 3 и 4

На столе стоит «корзина знаний» с аскорбиновой кислотой, лимонами, кефиром, яблоками .Что общего у них? Слайд 5

Название веществ, которые мы будем изучать, связано со вкусом этих веществ.

В основном кислоты кислые на вкус, но салициловая - сладкая, никотиновая – горькая, о никотине узнаем больше на биологии.
Приведите примеры кислот, которые мы используем в своей жизни.
Вы знаете вкус угольной кислоты (это вкус газированной воды, разумеется, без сиропа), а также нескольких органических кислот:

молочной (содержится в простокваше), лимонной, яблочной, щавелевой, уксусной и др. Кто из вас испытал на себе действие муравьиной кислоты при укусах муравьев или крапивы?
Вы привели примеры органических кислот, но есть кислоты и неорганические.

Формулы этих кислот нужно выучить к следующему уроку они приведены на стр.141учебника.

Работа со слайдом 6 презентации. Кислоты вещества простые или сложные?

Что в их составе общего?

Всю остальную часть формулы, без водорода, называют кислотным остатком.







Разгадывают загадку.

Кота зовём -КИС!

По географии изучали -ЛОТ

В русском языке есть союз А

Получилось слово кислота!

Записывают в тетрадь число и тему урока. Вместе с учителем формулируют цели и задачи.

Рассматривают содержимое (фрукты ) и делают вывод . Смотрят слайд 5

Отвечают :они кислые на вкус.



Называют кислоты, которые применят в быту: уксусная для засолки огурцов и томатов,яблочная в зелёных яблоках, лимонная в лимонах. В простокваше есть молочная кислота.



Испытывали, появлялись волдыри от крапивы, она сильно обжигает кожу и муравьи тоже кусали.







Смотрят стр. 141 , таблицу 19 в учебнике с формулами кислот.

Работают со слайдом 6 презентации.

Отвечают что кислоты по составу сложные вещества и что у всех кислот есть в составе молекул атомы водорода.




Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.






15мин теория, эксперимент 10 мин)


Работа с учебником по изучению нового материала

Цель: выяснитьгде применяются и какимисвойствами обладают серная и соляная кислоты.

Откройте стр.141 в учебнике

1 вариант просматривает абзац первый о применении и физических свойствах серной кислоты

2 вариант просматривает абзац второй о применении и физических свойствах соляной кислоты.Составить схему применения кислот и сделать вывод.

Слайд 7 и 8

Физкультминутка!

Слайд 9

Просматривают абзацы первый и второй о применении и физических свойствах серной и соляной кислот





Составляют схему применения кислот и делают вывод ,обращая особое внимание на опасные свойства серной кислоты .

Смотрят слайды о пользе и вреде этих кислот.Слайд 7 и 8

Выполняют физкультминутку под музыку в презентации к уроку.

Слайд 9

Познавательные:

обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия.


















2мин.

физкультминут.

5.

Эксперимент

Цель:формировать практические навыки в работе с реактивами, соблюдая технику безопасности, учить сравнивать и делать выводы .

Мотивирую к проведению исследования.

Всем вам известно, что кислоты все кислые на вкус, многие из них ядовиты и опасны, вызывают химические ожоги.

Каким же способом можно распознать кислоты не пробуя на вкус?Озвучивается проблема: «Как определить, какое вещество будет на вкус кислым, не используя орган вкуса?»

Задаётся проблемный вопрос: «А если в быту нет возможности пользоваться известными нам уже индикаторами?»

Предлагается ознакомиться с текстом. Приложение2«Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот»

Проведём эксперимент. Как действуют кислоты на индикаторы?Техника безопасности.Слайд 10

Вот послушайте, друзья!

Что на химии нельзя.

 Есть и пить, мечтать, играть,

Реактивы разливать.

Всё мешать в одной пробирке,

Прожигать на парте дырки!

 Руки ловкие имейте,

Воду в кислоту не лейте,

Ведь такой эксперимент

Покалечит вас в момент.

В общем, будь ты осторожен.

Опыт может быть не сложен,

Но небрежностью своей,

Не пугай своих друзей.

У вас на столе стоит оборудование для проведения эксперимента. В 3 пробирки аккуратно прилейте раствор уксусной кислоты, в три другие – соляной. Последовательно добавьте индикаторы, результат занесите в таблицу.

Приложение № 3

Молодцы! Самые активные получают жетон.

Смотрят видеоролик «Опасные свойства серной кислоты» (Видеоролик прилагается)









На столах приложение 2



Ответ: с помощью индикаторов











Знакомятся с техникой безопасности.Слайд 10





















Под наблюдением учителя выполняют опыты.

Вносят результаты в таблицу.(Приложение 3)

Делают вывод об изменении окраски индикаторов. Сравнивают свои выводы и подводят итог.

Учащиеся делают вывод:Всем нам известно, что кислоты все кислые на вкус.Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными физическими свойствами.





Регулятивные: познавательная инициатива, анализ, сравнение, обобщение, контроль, коррекция.

10 мин.

( время вошло в тему урока)

6.

Закрепление


Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи






































Выполните задание и дайте проверить соседу по парте.

Приложение 4

1. В закодированных карточках найдите правильную формулу.

2. Дан текст в котором «спрятаны» формулы кислот, найдите их и назовите: H2O,Na2CO3,HCl,CO,KOH

H2SO4,SO2,NaCl,AlP,BaS

Al2O3,HNO3,Na2O,CaBr2,

H3PO4,HBr Приложение № 5

3. Игра «Узнайменя»:

а) эта кислота очень важна для химической промышленности, её называют « хлебом» хим.промышленности, она очень опасна: обугливает древесину, органические вещества. (H2SO4)

б) эта кислота находится в желудке и выполняет 2 функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает в переваривании пищи. (HCl)

Молодцы!Самые активные получают жетон!


Выполняют интерактивные задания. Приложение 4

Работают в парах.

Выполняют игровые задания и дают проверить соседу по парте, который выставляет оценку.Лист сдают учителю.





Отгадывают и отвечают. Приложение № 5











Зная физические свойства кислот отгадывают серную кислоту.



Зная физические свойства кислот (на уроках биологии говорили, что в желудке есть соляная кислота Отгадывают соляную кислоту.


Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

6мин.

7.

Рефлексия

Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами.

Организовать самооценку обучающимися собственной учебной деятельности

Учитель совместно с учащимися оценивает урок и применяет их предложения и пожелания.

Вопросы:

1. Какую задачу ставили?

2. Удалось решить поставленную задачу?

3. Какие получили результаты?

4. Где можно применить новые знания?

Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Мне было непонятно…

  • Очень трудно в работе…

  • Очень  интересно в работе…

  • Задания мне были по силам…

В процессе работы я научился…

Слайд11


Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



Устно отвечают на предложения.

Слайд11





Учащиеся формулируют выводы.

Что знали до этого урока, что ещё нового узнали на данном уроке и что ещё хотелось узнать в дальнейшем.







Подсчитывают жетоны.

В рефлексивный листок за работу на каждом этапе урока ставят себе оценку.






Личностные: внутренняя позиция ученика. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения).

6мин

8.

Информация о домашнем задании.

Выучить формулы кислот,читать п.32.Написать эссе (по желанию) «Мир кислот»

Записывают домашнее задание.

Оценки выставляют в дневники.

Рабочие места приводят в порядок.







2мин









Оглавление

Тема, цели и задачи, тип урока, место урока, планируемые результаты…………………………………….1

Оборудование урока, термины и понятия, методы и приёмы………...………………………………………2

Технологическая карта урока……………………………………………………………………………………3










Литература для учителя:

1. Н.Е Кузнецова. Изучаем химию в 8 классе. М,: Блик плюс 2012г.

2. Н.Е.Кузнецова. Химия 8класс. М. «Вентана-Граф» 2012г.

3. О.С.Габриелян. Поурочные разработки по химии. 8класс. «Вако» 2016г.

4. М.В.Салыгина. Химия. Интенсивный курс. СПБ : ООО «Виктория плюс». 2009г.

5.Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемно-интегрированный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе.- 2014.-№3.


Литература для учащихся:

1 Н. Е. Кузнецова.Химия 8 класс. М. « Вентана-Граф» 2012г.

2. А.Ц.Крицман,В.В.Станцо. Энциклопедический словарь юного химика. 2014г.

Интернет источники:

1.www.1september.ru

2.www.xumuk.ru

3.http://schoolchemistry.by.ru




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!