Подготовила : Т. И. Гребенникова-учитель химии с высшей категорией.
1. Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.
2. ПК и проектор, экран, мультимедийное пособие.
1. Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.
2. Набор индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
3. Набор кислот: растворы серной, соляной, уксусной, муравьиной и аскорбиновой кислот, лимон, яблоко, кефир.
4. Штатив с пробирками, стеклянная палочка, колбы, пробирки.
5. Карточки, раздаточный материал.
№ п\п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
1. | Мотивация к деятельности. Организационный момент Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Приветствие. Вступительное слово учителя. На доске записан девиз:«Единственный путь, ведущий к знанию, -это деятельность» (Б. Шоу) Как вы понимаете это высказывание? Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат по три смайлика. Ребята выбирают из предложенных рисунков тот, который соответствует настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы! У вас в бумагах есть рефлексивный листок. За работу на каждом этапе урока ставите себе оценку. За хорошие содержательные ответы я даю вам жетон. 1жетон-3;2 жетона -4; 3 жетона- 5 | Готовятся к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
Все думают и приходят к выводу, что нужно делать эксперимент и вовлекаться в деятельность на уроке. Выбирают свой смайлик.
Достают рефлексивный листок Приложение №1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества | 1 мин. |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
| Какие классы неорганических соединений мы уже с вами знаем? Создаю проблемную ситуацию путем предложенного задания: 1 задание Найди оксиды из перечня формул Слайд 1 2 задание Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов. H2SO4, ВаO, КOH, N2O5, Fe(OH)2, Li2O, HCl, CO2, Сa(OH)2, H3PO4 Слайд 2 На какие виды делятся оксиды? Вещества третьей группы неизвестны.Что это за вещества?Нам нужно узнать это сегодня на уроке!
Вы всё отгадали верно!
Молодцы!Самые активные получают жетон! | Отвечают на вопрос : важнейшие классы соединений – оксиды, основания.
Выбирают оксиды . Разделяют на классы вещества. Двое обучающихся загадывают загадки классу, все думают и отвечают. 1.Если в паре элементов Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется … (оксид) Если в формуле заметишь – Впереди металл стоит И своей ОН-подвеской Как большим хвостом вертит, Ты не думая ответишь: “Знаю, это – гидроксид”. Но гидроксид – начало названия, А класс веществ – (основания). Выполняют задание: выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды и основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения оксидов и оснований: Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород . Основания - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и связанных с ними гидроксид-ионов. Оксиды делят на: кислотные, основные , амфотерные,несолеобразующие . | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания | 3 мин. |
4. | Изучение нового материала Цели и план изучения нового материала: 1.Состав и классификация кислот 2.Физические свойства кислот 3.Применение серной и соляной кислот | Прозвенел уже звонок, Начался у нас урок! Опять стоит проблема, какая ж у нас тема? Чтобы тему нам узнать загадку нужно разгадать! Мы первым слогом подзовём кота! Вторым измерим с судна толщу вод, союз на окончание пойдёт! И целым станет слово ……………(КИС-ЛОТ-А) Тему и цели урока сформулировали и пишем в тетрадь.Слайд 3 и 4 На столе стоит «корзина знаний» с аскорбиновой кислотой, лимонами, кефиром, яблоками .Что общего у них? Слайд 5 Название веществ, которые мы будем изучать, связано со вкусом этих веществ. В основном кислоты кислые на вкус, но салициловая - сладкая, никотиновая – горькая, о никотине узнаем больше на биологии. Приведите примеры кислот, которые мы используем в своей жизни. Вы знаете вкус угольной кислоты (это вкус газированной воды, разумеется, без сиропа), а также нескольких органических кислот: молочной (содержится в простокваше), лимонной, яблочной, щавелевой, уксусной и др. Кто из вас испытал на себе действие муравьиной кислоты при укусах муравьев или крапивы? Вы привели примеры органических кислот, но есть кислоты и неорганические. Формулы этих кислот нужно выучить к следующему уроку они приведены на стр.141учебника. Работа со слайдом 6 презентации. Кислоты вещества простые или сложные? Что в их составе общего? Всю остальную часть формулы, без водорода, называют кислотным остатком. |
Разгадывают загадку. Кота зовём -КИС! По географии изучали -ЛОТ В русском языке есть союз А Получилось слово кислота! Записывают в тетрадь число и тему урока. Вместе с учителем формулируют цели и задачи. Рассматривают содержимое (фрукты ) и делают вывод . Смотрят слайд 5 Отвечают :они кислые на вкус.
Называют кислоты, которые применят в быту: уксусная для засолки огурцов и томатов,яблочная в зелёных яблоках, лимонная в лимонах. В простокваше есть молочная кислота.
Испытывали, появлялись волдыри от крапивы, она сильно обжигает кожу и муравьи тоже кусали.
Смотрят стр. 141 , таблицу 19 в учебнике с формулами кислот. Работают со слайдом 6 презентации. Отвечают что кислоты по составу сложные вещества и что у всех кислот есть в составе молекул атомы водорода.
| Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.
| 15мин теория, эксперимент 10 мин) |
| Работа с учебником по изучению нового материала Цель: выяснитьгде применяются и какимисвойствами обладают серная и соляная кислоты. | Откройте стр.141 в учебнике 1 вариант просматривает абзац первый о применении и физических свойствах серной кислоты 2 вариант просматривает абзац второй о применении и физических свойствах соляной кислоты.Составить схему применения кислот и сделать вывод. Слайд 7 и 8 Физкультминутка! Слайд 9 | Просматривают абзацы первый и второй о применении и физических свойствах серной и соляной кислот
Составляют схему применения кислот и делают вывод ,обращая особое внимание на опасные свойства серной кислоты . Смотрят слайды о пользе и вреде этих кислот.Слайд 7 и 8 Выполняют физкультминутку под музыку в презентации к уроку. Слайд 9 | Познавательные: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия. |
2мин. физкультминут. |
5. | Эксперимент Цель:формировать практические навыки в работе с реактивами, соблюдая технику безопасности, учить сравнивать и делать выводы . | Мотивирую к проведению исследования. Всем вам известно, что кислоты все кислые на вкус, многие из них ядовиты и опасны, вызывают химические ожоги. Каким же способом можно распознать кислоты не пробуя на вкус?Озвучивается проблема: «Как определить, какое вещество будет на вкус кислым, не используя орган вкуса?» Задаётся проблемный вопрос: «А если в быту нет возможности пользоваться известными нам уже индикаторами?» Предлагается ознакомиться с текстом. Приложение2«Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот» Проведём эксперимент. Как действуют кислоты на индикаторы?Техника безопасности.Слайд 10 Вот послушайте, друзья! Что на химии нельзя. Есть и пить, мечтать, играть, Реактивы разливать. Всё мешать в одной пробирке, Прожигать на парте дырки! Руки ловкие имейте, Воду в кислоту не лейте, Ведь такой эксперимент Покалечит вас в момент. В общем, будь ты осторожен. Опыт может быть не сложен, Но небрежностью своей, Не пугай своих друзей. У вас на столе стоит оборудование для проведения эксперимента. В 3 пробирки аккуратно прилейте раствор уксусной кислоты, в три другие – соляной. Последовательно добавьте индикаторы, результат занесите в таблицу. Приложение № 3 Молодцы! Самые активные получают жетон. | Смотрят видеоролик «Опасные свойства серной кислоты» (Видеоролик прилагается)
На столах приложение 2
Ответ: с помощью индикаторов
Знакомятся с техникой безопасности.Слайд 10
Под наблюдением учителя выполняют опыты. Вносят результаты в таблицу.(Приложение 3) Делают вывод об изменении окраски индикаторов. Сравнивают свои выводы и подводят итог. Учащиеся делают вывод:Всем нам известно, что кислоты все кислые на вкус.Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными физическими свойствами. | Регулятивные: познавательная инициатива, анализ, сравнение, обобщение, контроль, коррекция. | 10 мин. ( время вошло в тему урока) |
6. | Закрепление Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
| Выполните задание и дайте проверить соседу по парте. Приложение 4 1. В закодированных карточках найдите правильную формулу. 2. Дан текст в котором «спрятаны» формулы кислот, найдите их и назовите: H2O,Na2CO3,HCl,CO,KOH H2SO4,SO2,NaCl,AlP,BaS Al2O3,HNO3,Na2O,CaBr2, H3PO4,HBr Приложение № 5 3. Игра «Узнайменя»: а) эта кислота очень важна для химической промышленности, её называют « хлебом» хим.промышленности, она очень опасна: обугливает древесину, органические вещества. (H2SO4) б) эта кислота находится в желудке и выполняет 2 функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает в переваривании пищи. (HCl) Молодцы!Самые активные получают жетон! | Выполняют интерактивные задания. Приложение 4 Работают в парах. Выполняют игровые задания и дают проверить соседу по парте, который выставляет оценку.Лист сдают учителю.
Отгадывают и отвечают. Приложение № 5
Зная физические свойства кислот отгадывают серную кислоту.
Зная физические свойства кислот (на уроках биологии говорили, что в желудке есть соляная кислота Отгадывают соляную кислоту. | Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. | 6мин. |
7. | Рефлексия Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами. Организовать самооценку обучающимися собственной учебной деятельности | Учитель совместно с учащимися оценивает урок и применяет их предложения и пожелания. Вопросы: 1. Какую задачу ставили? 2. Удалось решить поставленную задачу? 3. Какие получили результаты? 4. Где можно применить новые знания? Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал… Мне было непонятно… Очень трудно в работе… Очень интересно в работе… Задания мне были по силам… В процессе работы я научился… Слайд11 | Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Устно отвечают на предложения. Слайд11
Учащиеся формулируют выводы. Что знали до этого урока, что ещё нового узнали на данном уроке и что ещё хотелось узнать в дальнейшем.
Подсчитывают жетоны. В рефлексивный листок за работу на каждом этапе урока ставят себе оценку.
| Личностные: внутренняя позиция ученика. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения). | 6мин |
8. | Информация о домашнем задании. | Выучить формулы кислот,читать п.32.Написать эссе (по желанию) «Мир кислот» | Записывают домашнее задание. Оценки выставляют в дневники. Рабочие места приводят в порядок.
| | 2мин |
Тема, цели и задачи, тип урока, место урока, планируемые результаты…………………………………….1
1. Н.Е Кузнецова. Изучаем химию в 8 классе. М,: Блик плюс 2012г.
2. Н.Е.Кузнецова. Химия 8класс. М. «Вентана-Граф» 2012г.
3. О.С.Габриелян. Поурочные разработки по химии. 8класс. «Вако» 2016г.
4. М.В.Салыгина. Химия. Интенсивный курс. СПБ : ООО «Виктория плюс». 2009г.
5.Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемно-интегрированный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе.- 2014.-№3.
1 Н. Е. Кузнецова.Химия 8 класс. М. « Вентана-Граф» 2012г.
2. А.Ц.Крицман,В.В.Станцо. Энциклопедический словарь юного химика. 2014г.