СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспект-занятия по теме "Фиторадуга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие ориентировано на стандарты нового поколения, т.к. основным видом деятельности является поисково – познавательная и исследовательская деятельность, что в свою очередь направлены на самопознание, самореализацию и развитие личности ребёнка. Знания приобретаются ребенком в ходе выполнения исследовательской работы. Таким образом у детей развиваются  учебные универсальные действия посредством организации исследовательской деятельности в ходе занятия.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспект-занятия по теме "Фиторадуга"»

Тема занятия: «Фиторадуга»

Занятие разработано для детей 9-10 лет, занимающихся по общеобразовательной программе естественнонаучной направленности «Зелёный мир». Программа имеет стартовый уровень сложности.

Цель занятия - познакомить обучающихся с одним из оптических свойств света – дисперсией и её влиянием на рост экспериментальных растений через поисково-познавательную, экспериментальную и исследовательскую деятельность.

Для достижения цели решались следующие задачи:

  • Формировать представление детей о природе белого света, через проведение ряда опытов, показывающих и доказывающих явление дисперсии света.

  • Знакомить обучающихся с выдающимися учеными в области физики и с их научными достижениями в области оптических свойств света (Исаак Ньютон, Роберт Гук)

  • Учить обучающихся постановке эксперимента, наблюдать, сравнивать и делать умозаключения по результатам экспериментальной работы.

  • Развивать навыки исследовательской деятельности путем осознания детьми взаимосвязи научных познаний с повседневной сферой человеческой жизни, в частности в области ботаники.

  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности и взаимопомощи по отношению к кружковцам, аккуратность во время проведения лабораторно-практических заданий.



Ход занятия

СЛАЙД 1.

Педагог: Здравствуйте ребята! Наше сегодняшнее занятие предлагаю начать с игры «Аналогии». Перед вами различные овощи, фрукты и ягоды. Расположите их по какому-либо общему признаку (например, сгруппируйте овощи или фрукты или ягоды).

(Дети проводят различные анологии и группируют предметы)

Педагог: Молодцы! По каким признакам вы группировали предметы?

Дети: По форме, по вкусу.

Педагог: Ребята, а можем ли сгруппировать эти предметы по цвету?

(ответ детей)

Педагог: Предлагаю расположить их в следующем порядке: красное яблоко, оранжевый апельсин, желтый лимон, зелёный огурец, голубая голубика, синий виноград, фиолетовый баклажан. Посмотрите на цвета предметов и скажите на что эти цвета похожи?

Дети: На цвета радуги!

Педагог: Верно на цвета радуги! А что такое радуга?

(ответ детей)

Педагог: Сегодня предлагаю наше занятие посвятить этому прекрасному явлению природы радуге, но не просто радуге, а фиторадуге.

СЛАЙД 1.

Педагог: Ребята может быть кто-то знает или догадался, что это за фиторадуга?

(ответ детей)

Педагог: Хорошо! Сегодня вместе постараемся разобраться и ответить на этот очень интересный, но не простой вопрос. Прежде предлагаю вспомнить и ответить на вопрос Растения живые существа или нет? По каким признакам мы относим растения к живым организмам?

Дети: Растения дышат, питаются, размножаются, растут и погибают!

Педагог: Верно! Тогда давайте вспомним, что нужно растениям для жизни?

Дети: Вода, почва, свет, тепло, воздух, удобрения!

Педагог: Обратите внимание на экран

(ответ детей)

СЛАЙД 2.

Педагог: Если все условия необходимые растениям выполнить, то оно начинает расти и развиваться! Но какие должны быть эти условия? Предлагаю вместе вспомнить опыты и эксперименты, которые мы проводили ранее. Обратите внимание на экран.

СЛАЙД 3.

Педагог: Опыт с почвой. Для того, что бы посеять семена и они проросли нужна богатая питательными веществами почва, как это проверить? При помощи опыта. Взять небольшое количество почвы размешать с водой. Что вы видите?

Дети: что почва распадается на слои: самый нижний слой, который оседает – песок, потом – глина, а на верху остаются частички питательных или органических веществ.

Педагог: Верно! Представьте, что вы растения, какую почву вы бы выбрали? И почему?

Дети: В первом стакане. Потому что в ней больше питательных веществ!

Педагог: Хорошо! Выяснили какая почва подходит для растений. И следующий вопрос. Для чего растениям вода?

Дети: что бы растения росли и не засохли! Водой они питаются.

Педагог: Хорошо! Но только ли вода нужна для роста растений? Предлагаю вспомнить ещё один эксперимент. Обратите внимание на экран.

СЛАЙД 5-7.

Педагог: Растения впитывают воду корнями и по проводящей ткани вода поднимается в листья для чего?

(ответ детей)

Педагог: В листьях происходит настоящее чудо превращений. Из воды и углекислого газа в зелёных листьях образуется кислород и глюкоза – по сути образуются частички будущего сока. Этот процесс называется фотосинтез и образовано оно двумя словами фото- свет, синтез – соединение, образование. И так ребята что образуется в зелёных листьях на свету?

(ответ детей)

Педагог: Эти частики опят по трубкам проводящей ткани спускаются в низ и на деревьях появляются фрукты, овощи, ягоды.

СЛАЙД 8.

Педагог: Таким образом мы выяснили, что процесс фотосинтеза может проходить только в присутствии света. Но возникает вопрос а что такое свет и какой свет нужен растениям?

Дети: солнечный!

Педагог: При помощи простых экспериментов думаю мы сможем найти ответ на этот вопрос. Обратите внимания у каждого из вас на столе лежит диск. Что вы видите на диске?

Дети: радугу!

Педагог: Верно радужные полосы. Но радуга появляется в природе когда дождь и солнце. Сейчас в кабинете нет ни того ни другого. Откуда на диске взялись радужные полосы?

(ответ детей, предположение)

Педагог: Ребята, а что если действительно радужные полосы это действие света. Давайте проверим гипотезу при помощи не хитрого устройства. Диск спрячем в коробку и со всех сторон закроем щели от света, но одну оставим, что бы через неё проникал свет. В коробку вставим цилиндр для наблюдения. Теперь каждый подойдет и посмотрит видна ли радуга на диске, но при этом мы закроем щель, что бы свет не проникал.

(дети наблюдают за происходящим)

Педагог: Что вы видите?

Дети: темноту, ничего.

Педагог: А теперь откроем щель и пропустим луч света фонарика. Посмотрите вновь в коробку.

Дети: видим радугу.

Педагог: Хорошо! А какие цвета вы увидели?

Дети: красный, синий, зелёный и т.д.

Педагог: Ребята возникает вопрос. Посмотрите на свет фонарика или на лампу в кабинете какой у них цвет?

Дети: белый.

Педагог: А почему среди радужных полос нет белого цвета?

(ответ детей)

СЛАЙД 9.

Педагог: Такие же вопросы в 1664 году задавал себе великий английский физик, математик, астроном Исаак Ньютон. И что бы ответить на некоторые из них он провел ряд экспериментов.

СЛАЙД 10.

Педагог: Проделав небольшое круглое отверстие в ставне окна темной комнаты, Ньютон заставил пучок лучей, проходящих через это отверстие, падать на призму а на противоположной стене, находившуюся на расстоянии в несколько метров он увидел радужные полосы – спектр. Эти опыты убедили Ньютона в том, что цвета присутствуют в солнечном свете, а призма лишь разделяет их. Однако результаты его экспериментов вызвали жаркую дискуссию с Робертом Гуком, который первым увидел, что живые организмы состоят из клеток. Ссора с Р. Гуком повлияла на то, что Ньютон не стал печать свой научный труд по оптике, его труды научное общество увидело только спустя 30 лет после смерти Р. Гука. Так Исаак ньютон открыл явление, которое называется дисперсией света – разложение белого света на спектр.

СЛАЙД 11-12.

Педагог: Ребята, а где в природе мы можем наблюдать дисперсию света?

Дети: Радуга, мыльные пузыри, капля нефти на воде.

Педагог: А кто догадался почему в радуге нет белого цвета?

(ответ детей)

Педагог: Предлагаю продолжить знакомство с опытами Исаак Ньютона и провести следующий эксперимент с призмой. У вас на столе стеклянные призмы, расположите призму так, чтобы свет падал на одну из её граней, теперь посмотрите на противоположную грань призмы. Что вы заметили?

Дети: появилась радуга.

Педагог: Точнее с точки зрения оптических свойств света. Что произошло с белым светом? Дети: Мы наблюдаем дисперсию света – разложение белого света на спектр.

СЛАЙД 13.

Педагог: Верно! А теперь продолжим опыт Исаака Ньютона и на пути спектра разместим ещё одну призму. Как на экране. Что произошло с лучами спектра?

Дети: Появился белый свет.

Педагог: Верно! Какие выводы можем сделать?

Дети: Белый свет сложен и состоит из семи цветов. В природе белого цвета нет. Мы видим все семь цветов, но только соединенных вместе.

Педагог: Молодцы ребята! Теперь остается найти ответ на главный вопрос. Какой свет нужен растениям? Если в природе белого света нет и он представляет собой соединение нескольких цветов, то какой свет предпочтителен для растений?

СЛАЙД 14.

(ответы и предположения детей)

Педагог: Как всегда ответить на этот вопрос поможет эксперимент. Эксперимент состоит в следующем в три коробки мы разместили свет разного цвета в одну коробку поместили красный цвет, в другую синий и в третий белый свет – это вариант контроля с ним мы будем сравнивать опытные образцы. В каждую коробку разместили контейнеры с семенами растений. Семена проросли и теперь нам предстоит выяснить, в какой коробке растения выше? Предлагаю выполнить небольшую практическую работу. Для этого вам нужны будут полоски зеленого цвета, линейки, ножницы и клей. Результаты замеров будем вносить в таблицу на экране. Обратите внимание.

СЛАЙД 15-16.

Педагог: А так же построим график изменений роста растений. Разделимся на три группы. Каждая группа работает с одним вариантом опыта по шаговой инструкции., представленная вашему вниманию на экране и в раздаточном материале.

(дети выполняют практическое задание)

СЛАЙД 17.

Педагог: Ребята, задание выполнено! Посмотрите на график который у нас получился и скажите в каком варианте опыта растения выше?

(ответ детей)

Педагог: Какой вывод можно сделать по полученным результатам? Какой свет в итоге нужен растениям?

(ответ детей)

Педагог: Молодцы! Думаю, теперь вы без труда ответите на вопрос что такое фито радуга? Не много подскажу фито в переводе с греческого означает растение.

СЛАЙД 18.

Дети: Фиторадуга – это свет для растений.

Педагог: Молодцы! И в заключении нашего занятия предлагаю составить свой спектр – сектор познания. Обратите внимание на экран.

СЛАЙД 19.

Педагог: Каждому цвету присвоено какое-либо размышление! Немного подумайте и выберите тот цвет, который вам сегодня ближе с точки зрения своих познавательных ощущений!

(дети выбирают цвета и описывают свои ощущения с точки зрения ответов на предложенные размышления. В итоге получается спектр познания.)

Педагог: Спасибо за работу, ваше стремление познавать новое, исследовать, экспериментировать. Наше занятие окончено, до свидания!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!