СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока музыки для 8 класса "Симфония №7 ( "Ленинградская" ) Д.Д.Шостаковича

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство обучающихся с Симфонией №7 Д.Д. Шостаковича, осознание ее жизненного содержания и значения в годы Великой Отечественной войны и современное время

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока музыки для 8 класса "Симфония №7 ( "Ленинградская" ) Д.Д.Шостаковича»

Тема урока: Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: знакомство учащихся с Симфонией №7 Д.Д. Шостаковича, осознание ее жизненного содержания и значения в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • Расширять знания учащихся о жанре «симфония»;

  • познакомить учащихся с «Ленинградской» симфонией, ее содержанием и особенностями;

  • сформировать представление о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени;

  • формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки;

  • формировать вокально-хоровые навыки

  • развивать осознанное восприятие содержания симфонической музыки;

  • развивать эмоциональную отзывчивость,

  • развивать духовный потенциал личности учащихся через переживание музыки;

  • развивать музыкальное восприятие-мышление, музыкальное воображение.



  • воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к историческому прошлому через знакомство учащихся с произведением искусства, созданным в годы Великой Отечественной войны;

  • воспитывать уважение к музыкальной культуре своей страны;

  • воспитывать культуру слушателя и исполнителя.



Методы: метод обобщения через жанр, метод сравнения, метод интонационно-стилевого постижения музыки, пластическое интонирование, беседа.

Основные понятия: симфония, музыкальная драматургия, контраст как прием музыкальной драматургии.

УМК, ТСО: Критская Е. Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 8 класс: учебник.- М.:Просвещение,2019; фонохрестоматия; ноутбук, экран, проектор, электронное фортепиано.


Ход урока

1.Организационный этап.

Музыкальное приветствие учащихся, проверка уровня готовности к уроку.


2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы и цели урока.

- Ребята, на уроках музыки в школе вы встречаетесь с разной музыкой. Она отражает действительность, всю палитру чувств и переживаний человека. Музыкальные произведения позволяют нам перенестись в разные исторические эпохи, вновь пережить события жизни.

Чему будет посвящен наш урок, вам и расскажет музыка.

Звучит 1 куплет песни «Священная война» А.В. Александрова

Знакома ли вам эта песня? О чем она напоминает слушателю? О страшных страницах истории нашей страны - о войне.

В преддверии главного Праздника - 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы вновь и вновь вспоминаем о мужестве, силе и подвиге нашего народа. Произведения музыки, живописи, литературы очень правдиво рассказывают об этом, ведь многие из них появились в первые дни и годы войны.

- Ребята, как вы думаете, какое значение имели произведения искусства, созданные накануне и в годы Великой Отечественной войны - стихи, песни, картины? (ответы учащихся). Какие из них вам уже встречались на уроках музыки, литературы, изобразительного искусства?

(Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский» - первоначально музыка была написана к фильму С. Эйзенштейна (1939 г.), а в годы войны солдаты шли на бой с песней из этого произведения – «Вставайте, люди русские!»; триптих П.Д. Корина «Александр Невский», песня А. В. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача «Священная война», стихотворение «Жди меня» К. М. Симонова и др.)

Есть старинная поговорка: “Когда говорят пушки, музы молчат”.

Но поэт Е. А. Нефедов сказал:

«Так было на планете в старину,

Как только звал на битву голос трубный,

Смолкали Музы, слушая войну,

Но в наши дни молчание преступно…

Пускай они звучат, пускай в сердца стучат.

Когда бьют пушки, Музы не молчат!»

И Музы не молчали… Появлялись стихи, песни, живописные полотна, которые вдохновляли на подвиги наш народ. Сегодня на уроке мы обратимся к музыке гениального композитора 20 века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Она стала «симфонией мужества» и получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.

Тема урока: Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

Какова будет цель нашего урока? (учащиеся говорят, что они хотят узнать на уроке)

3. Работа над темой. Первичное усвоение новых знаний.

Сообщение учащегося: «Д. Шостакович - выдающийся русский композитор 20 века».

В 1941 г. композитор хотел попасть на фронт, но из-за очень плохого зрения это было невозможно. Тогда он записался в народное ополчение, в пожарную команду, а в свободное время писал музыку. Д.Д. Шостакович сочиняет Симфонию №7 (ее название «Ленинградская»), посвящая ее блокадному Ленинграду.

Актуализация знаний о жанре. - Ребята, что вы знаете об этом музыкальном жанре? Кто исполняет симфонию? Симфония - это сложное произведение для симфонического оркестра, ведущий жанр оркестровой музыки. Состоит из четырех частей (назвать их). Каждая из частей симфонии – отражение разных сторон жизни. Исполняет симфонический оркестр.

Симфония Д.Д. Шостаковича стала героической поэмой.

«С болью и гордостью смотрел я на любимый город, - писал

Д. Шостакович. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».

Позже Д.Д. Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в город Куйбышев (ныне Самара). Работа над симфонией шла быстро, и уже в конце декабря 1941 года он закончил партитуру. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».

Просмотр видео: фрагмент первой части Симфонии №7 в исполнении

Д.Д. Шостаковича.


Первая премьера Симфонии №7 состоялась в Куйбышеве, в марте 1942 г. Партитура Симфонии была доставлена специальным самолетом в Ленинград. Но музыкантов осталось в городе всего пятнадцать, многие умирали от голода в дни блокады, а для исполнения нужно было не менее ста оркестрантов. Тогда с фронта были отозваны музыканты, и оркестр начал репетиции. Измученные, обессилевшие люди были готовы играть.

9 августа 1942 года, когда по плану фашистов Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича была исполнена в этом городе в зале Филармонии. Дирижировал Карл Ильич Элиасберг.

Учащийся читает отрывок из «Баллады о музыке» Ю. Воронова:

Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист.

Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…

Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.

Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела окрест –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»

(Ю. Воронов «Баллада о музыке»)

Звучит Симфония №7- начало 1 части.

4. Первичная проверка понимания.

Что можно сказать о характере музыки? Как она звучала?

Интонационно-образный анализ музыки:

- краткий анализ средств музыкальной выразительности (мелодия, темп, динамика, тембр), работа с эмоциональным словарем. Мы услышали уверенные интонации, которые меняются светлой, напевной, широкой мелодией.

-образная характеристика. Какие образы передал композитор? (предположения учащихся). Как вы думаете, началась ли уже война?

Композитор в 1 части симфонии воплотил образ Родины, образ народа. Показана светлая мирная жизнь и уверенность в завтрашнем дне. Но всегда ли музыка оставалась такой? Послушаем следующий фрагмент.

Задача перед слушанием: прослушав несколько минут, продирижировать, постараться жестом передать характер музыки. (пластическое интонирование)

Звучит эпизод «нашествия».

Ребята, что вы почувствовали, слушая музыку? Какой она стала? Произошло ее изменение. Возникла настороженность, ощущение тревоги, слышна постоянно повторяющаяся мелодия, как приближение врага.

Каким был ваш жест? Соответствовал ли он музыке?

Сам Д.Д. Шостакович писал о музыке 1 части так: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война».

Как это выразилось в музыке? Издалека слышна дробь барабана.

Какое развитие получает новая музыкальная тема на фоне барабанной дроби? Постепенно нарастает динамика, становятся ярче тембровые краски оркестра. Появляются взволнованные интонации, которые наслаиваются на основную тему - очень назойливую и жестокую. Музыка постоянно развивается, варьируется.

Каким становится характер музыки? Маршевым.

Враг рядом…Страшная разрушительная сила, жестокость и невероятная боль, тревога за судьбу Родины - все это есть в музыке Симфонии №7.

Какие две образные сферы можно отметить в музыке 1 части? Мирная жизнь и война. Какой прием музыкальной драматургии прослеживается в музыке? Контраст.

Давайте послушаем, как звучит последний эпизод. (послушать фрагмент)

Как заканчивается 1 часть? Призывные интонации, мощное звучание оркестра, ужас войны. Слышится сопротивление.

Какую мысль хотел выразить композитор? (ответы учащихся)

Он выразил мысль, которой были охвачены все люди нашей страны: всенародное единение, мужество и несгибаемая воля. Народ готов встать на защиту Родины.

- Ребята, посмотрите на картину в учебнике - с. 99. Там нет ее названия. Как вы думаете, почему она размещена на развороте, где рассказывается о Ленинградской симфонии Д. Шостаковича? Что мы видим на картине? Созвучна ли ей музыка последнего эпизода 1 части Симфонии №7? Что объединяет эти произведения искусства? (ответы учащихся).

Картина П.Филонова «Война с Германией». Это представление художника о войне - хаос, бездна, разруха и безумство. Отдельно изображены страдающие искаженные лица, руки, ноги. Много темных цветов. Разрушительная сила войны, которая не щадит никого на своем пути, показана в картине, слышна она и в музыке Д.Д. Шостаковича.

Какое значение имела музыка Д.Д Шостаковича в первые годы войны? (учащиеся высказывают свое мнение).

В тяжелейших условиях композитор сочинял музыку и знал, что эта музыка нужна. Все ждали исполнения Симфонии №7. Многие люди в зале плакали, музыка все больше объединяла их.  Симфония транслировалась по радио, по громкоговорителям. Ее слышали и жители города,  и немцы, которые считали, что город почти мертв. Музыка Д.Д. Шостаковича прозвучала над блокадным Ленинградом!

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, современна ли эта музыка сегодня? Должна ли она звучать на концертах, в школе на уроках музыки? (ответы учащихся).

Симфония №7 является примером мужества, силы духа нашего народа, она действительно «стала оружием» в те далекие годы, в ней жила вера в Победу. «Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе»,- писал Д.Д. Шостакович.

Какие мысли вам навеяла музыка Д.Д. Шостаковича? Какие чувства вызвала? (учащиеся делятся впечатлениями о музыке).

Сегодня эта музыка трогает наши сердца, заставляет размышлять, чувствовать и переживать, позволяет представить время, в которое была написана. В ней правда жизни, история. При прослушивании музыки

Д. Д. Шостаковича возникает непреходящее чувство гордости за Родину, наших Героев и бесконечная благодарность за мирное небо.

Урок мы закончим исполнением песни, которая была написана в 21 веке – это взгляд из настоящего на героическое прошлое, на нелегкий путь к Победе. Что необходимо делать, чтобы передать содержание и характер музыки? Петь выразительно, эмоционально.

Задача исполнения: стремиться к чистой интонации, достигнуть ансамбля (интонационного, ритмического, тембрового), единого эмоционального настроя.

Исполнение песни «О той весне» Е. Плотниковой

В наши дни появляется множество современных песен о войне и Победе. Но при этом всегда будет жива музыка, которая «вдохнула» в людей веру в Победу и дала силы. Они были так нужны в тяжелое военное время. Мы сегодня убедились, что именно такой музыкой была Ленинградская Симфония Д.Д. Шостаковича – «симфония мужества, силы и непреклонной воли» – как назвал ее писатель М.М. Зощенко.

Заполнение листа самооценки.

7. Домашнее задание.

Учебник с.98-101; послушать Симфонию №7 Д.Д. Шостаковича, заполнить дневник музыкальных впечатлений; найти информацию о музее «А Музы не молчали…»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!