СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока музыки " Утро"(начальные классы)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока музыки "Музыка утра"

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока музыки " Утро"(начальные классы)»

"Утро"



Цель урока: познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П. И. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.



Задачи:

Образовательные: показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.

Развивающие:

  • накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля;

  • развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;

  • проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;

  • развивать основные вокально-хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).

Воспитательные:

  • воспитание любви и бережного отношения к природе и музыке;

  • воспитание эмоциональной сферы учащихся (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);



Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Музыкальный материал: П. Чайковский "Утренняя молитва" из "Детского альбома".Э. Григ "Утро" из сюиты "Пер Гюнт".

Ход урока

- Сегодня мы с вами переходим к освоению содержания нового раздела учебника "День, полный событий". Тема нашего урока «образы природы». А именно, сейчас поговорим об утреннем пробуждении.

- Кто же может нам сказать, что такое утро?

- Ребята, вы обратили внимание, какое сегодня было утро? В нем было что-то особенное?

- Какой характер мелодии будет у утра?

А сейчас мы услышим, как нарисовал звуками утренний пейзаж русский композитор 19 века П.И.Чайковский и произведение называется "Утренняя молитва" из "Детского альбома"



- Но вначале давайте с вами вспомним, что мы знаем о "Детском альбоме" П.И.Чайковского?

- В этом сборнике композитор рассказывает музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы и картинки природы.

Звучит "Утренняя молитва" П.И. Чайковский

- Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

- Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. "Утренняя молитва" светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

- Какой инструмент исполнил пьесу "Утренняя молитва"?

-  Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит?

-  Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

- В каком ладу звучит пьеса?

- В мажорном, светлом.

- Что происходит с динамикой, как она развивается?

-  В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

- Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено?

- На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.

- Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины?

- Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротвореные.

- "Утренняя молитва" - это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей части нашего урока. Эта пьеса называется "Утро" норвежского композитора Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена "Пер Гюнт".

- Пьеса "Утро" - это музыкальный лирический пейзаж, написанный для симфонического оркестра.

- Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро "нарисовал" композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.

Звучит "Утро" Э Григ

- Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор?

- Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.

- Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?

-  Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и волторн.

- А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание?

-  Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а волторна звучит как охотничий рог.

- Как развивается музыка?

- Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становится все более мощным и ярким и доходит до кульминации.

- С чем можно сравнить такое развитие, что изобразил композитор?

- Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце.

- Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:

Ту песню пою я, услышат ее

Все люди от края до края,

И правду о северной дивной земле

Расскажет им песня родная.



-  Ребята, а если мы сравним "Утреннюю молитву" Чайковского и "Утро" Грига, что общего мы отметим?

- И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.

- А в чем отличие?

-  Музыка П.И.Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней. 

- Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!