Урок по истории Отечества в 7 классе
Тема урока: Формирование, внутренняя и внешняя политика единого Московского царства в начале – середине XYI века.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Вид урока: урок-путешествие.
Цели урока:
- Образовательная: Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся по теме «Формирование, внутренняя и внешняя политика единого Московского царства в начале – середине XYI века»
- Развивающая: развивать творческие способности учащихся; развивать общеучебные умения: работать в заданном темпе; развивать умения работать с иллюстрациями, историческими источниками и текстом учебника. развивать коммуникативную культуру.
- Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции, воспитывать чувство патриотизма и уважения к историческому наследию.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Дидактическое обеспечение: презентация, иллюстрация «венчание Ивана IV на царство », иллюстрация «Московское восстание 1547», иллюстрация «Первый в истории России Земский собор», иллюстрация «Уложение о службе», карточки с датами и событиями, карта «Московское царство в XYI веке», маршрутный лист, карточки с заданием.
Основные понятия: крепостное право, самодержавие, Боярская дума, дворяне, наместник, капитуляция, острог, сейм, местничество, стрельцы, сословно-представительная монархия, челобитная.
Планируемые результаты урока:
личностные - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции, к истории, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
предметные - способность применять понятийный аппарат исторического знания, раскрывать смысл и значение терминов: «самодержавие», «Боярская дума», «сословно-представительная монархия», определять внутреннюю и внешнюю политику единого Московского царства в начале – середине XYI века, соотносить даты и события;
метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Познавательные:
1.Выделять главное.
2. Определять понятия.
3. Устанавливать причинно - следственные связи.
4. Находить достоверную информацию из текста
5. Умение делать вывод.
6.Способность решать творческие задачи.
Коммуникативные:
1.Умение планировать цели и способы взаимодействия;
2.Умение слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером,
3. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками.
Регулятивные:
1. Определять цель, проблему
2. Выдвигать версии, планировать деятельность.
3. Работать по плану.
4. Оценивать степень и способ достижения цели.
5. Овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Литература и Интернет-ресурсы: учебник «История России» 7 класс, часть 1 под редакцией А.В. Торкунова, 2016 г.,
http://www.rusizn.ru/index.html - Сайт "Русь изначальная»
https://histrf.ru - История РУ
Структура урока
Организационный момент. Рефлексия настроения.
Мотивирование.
Повторение пройденного материала.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
I Организационный момент. Рефлексия настроения.
Учитель: «Дорогие ребята, я очень рада снова ощутить тепло ваших глаз и сердец. Надеюсь, что сегодня мы подарим друг другу только приятные минуты. Давайте улыбнёмся. Мы – умные, мы – внимательные, у нас всё получится».
II Мотивирование.
Учитель: «Каждый человек, любящий Родину, должен знать ее историю. Итак, внимание на экран. Перед вами несколько картинок. Что на них изображено?
Предполагаемые ответы обучающихся: крестьяне, царь, кузнец, воин, карта Российского государства во второй половине XYI века.
Учитель: «Молодцы ребята, а сейчас если вы правильно ответите на вопрос, то узнаете тему нашего урока».
Учитель: «Итак, что объединяет эти иллюстрации?»
Предполагаемые ответы учащихся:
- Изображения на всех иллюстрациях относятся к XYI веку.
- Все эти изображения относятся к Российскому государству.
Учитель: «Хорошо, как вы думаете, какая тема нашего урока?»
Предполагаемый ответ учащегося: «Поскольку мы уже встречались с этими иллюстрациями на предыдущих уроках, я думаю, что мы будем заниматься повторением темы: «Российское государство в начале – середине XYI века».
Учитель: «Молодцы. Мы с вами повторим пройденный материал по теме: «Формирование, внутренняя и внешняя политика единого московского царства в начале – середине XYI века».
Учитель: «Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока:
Предполагаемый ответ:
«Обобщить и закрепить знания об историческом периоде Московского царства в начале – середине XYI века».
Учитель: «Правильно. Дети, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкий 16 век. Выполним с вами много заданий. На доске у вас спрятано слово, которое вы должны разгадать к концу урока. Когда вы правильно выполняете задание на станции, я открываю одну букву. Ваша задача к концу урока выполнить все задания, и узнать какое слово, спрятано у нас на доске. Любое путешествие невозможно без карты или маршрутного листа. У нас на доске есть карта и маршрутный лист, на котором обозначены все станции. Начнем мы с вами с Москвы».
III Повторение пройденного материала.
Прослушивание фрагмента песни «Песня о Москве» Владимира Брилёва.
Учитель: «Итак, ребята, мы с вами перемещаемся на машине времени в Московское государство. Первая наша станция называется «Картинная галерея».
Станция «Картинная галерея»
Учитель: «Ребята, внимательно посмотрите на доску. Перед вами изображения на которых запечатлены исторические события. Вам необходимо назвать, что это за событие и когда оно произошло. У вас внизу есть подсказки, таблички с датами и событиями, которые вы должны прикрепить к нужной иллюстрации».
На иллюстрациях изображены следующие события.
1500-1503 русско-литовская война.
16 января 1547 венчание Ивана IV на царство.
1547 год - Московское восстание.
1549 – Первый в истории России Земский собор.
1550 – утвержден новый Судебник.
1556 –принято Уложение о службе.
1558 -1583 Ливонская война.
Учитель: «Молодцы ребята, вы справились с заданием, я открываю первую букву нашего слова. Мы с вами отправляемся дальше по нашему маршруту. Следующая станция «Историческая гостиная».
Станция 2. «Историческая гостиная»
В двери входит загадочный гость.
Учитель: «Здравствуйте, наш загадочный гость».
Гость: «Здравствуйте» (здоровается со всеми).
Учитель: «Дети, у нас в гостях интересный незнакомец, который прибыл к нам на машине времени. Ваша задача угадать кто у нас в гостях? А чтобы вам легче было угадать, кто это, давайте, наш журналист задаст ему несколько вопросов».
Журналист: «Уважаемый гость, позвольте задать вам несколько вопросов о вашей жизни, эпохе и деятельности?»
Гость: «Задавайте, слушаю».
Журналист: «Каким было ваше детство?
Гость: «Я родился в семье великого князя Московского и литовской княжны. Когда мне было три года, не стало моего отца, а в 1538 году умерла и мать. После смерти отца я часто видел борьбу за власть между боярскими семьями, поэтому я был очень осторожным и не доверял боярам.
В детстве я был одаренным ребенком. Рано научился читать. Любил книги о правителях других стран».
Журналист: «Чем вы гордитесь?»
Гость: «В 17 лет я стал первым в истории России «боговенчанным царем». Я провел много реформ. Увеличил территорию государства.
У меня самая крупная в Европе библиотека. В ней хранятся сочинения античных и византийских авторов».
Журналист: «О чем вы сожалеете?»
Гость: «Я сожалею, что Ливонская война закончилась поражением России».
Журналист: «Спасибо за интересные ответы».
Учитель: «Я смотрю, многие уже догадались кто у нас в гостях. Ребята, как зовут нашего незнакомца?»
Дети: «Иван Грозный».
Учитель: «Спасибо, Иван Васильевич».
Учитель: «Ребята, наш гость на машине времени отправляется в свою эпоху, а мы с вами продолжаем нашу игру».
Учитель: «Ребята, поскольку мы с вами находимся в исторической гостиной, то мы можем еще и поговорить о пословицах и поговорках, которые берут свое начало в XYI веке».
Вспомните:
- В чем смысл поговорки «по Сеньке шапка, по Фоме колпак»?
Ответ: «Во время правления Ивана Грозного бояре красовались друг перед другом высокими меховыми шапками. Считалось: чем выше шапка, тем более знатный род. Простые же люди не имели права, да и не по средствам им было носить такие роскошные шапки. Отсюда и поговорка «по Сеньке и шапка».
- В чем смысл выражения Сирота Казанская.
Ответ: «Когда Иван Грозный завоевал Казань, местные князья, чтобы добиться снисходительности новоиспеченного государя, делали вид убогих и несчастных. С того времени людей, которые специально прибедняются для своих корыстных целей, называют сиротой казанской».
- В чем смысл выражения «Филькина грамота».
«Впервые так высказываться начали в XVI веке, в период правления Ивана IV. Митрополит московский Филипп, будучи не согласным с кровавыми реформами государя, писал и распространял разоблачительные грамоты против царя. Впоследствии Иван Грозный приказал поймать его и закрыть в монастыре, где вскоре митрополита и убили. В результате, филькиной грамотой стали называть ничего не стоящий документ, фальшивку».
Учитель: «Молодцы ребята, вы справились с заданием, я открываю вторую букву нашего слова. Мы с вами отправляемся дальше по нашему маршруту. Следующая станция «Музей».
Станция 3 «Музей»
Учитель: «Музей – это место, где хранятся исторические источники. Наверное, в любом городе мира есть музеи. У нас в школе есть музейная комната. Вот, некоторые экспонаты из нашего музея. Вот, например, такой замечательный сосуд, в котором размещаются колосья. Дети, а с чем у вас ассоциируются колосья?»
Предположительные ответы учащихся:
- с хлебом;
- с крестьянами;
- с тяжелым трудом;
- с Луганской Народной Республикой, так как в нашем государстве выращивают пшеницу.
- а еще на гербе Луганской Народной Республики есть колосья.
Учитель: «Молодцы, правильно ответили. В начале XYI население России составляло около 6 млн. человек. Основная масса из них была крестьянами. Давайте, вспомним, как жили крестьяне в начале XYI века. Для этого я предлагаю вам составить связный рассказ о занятиях крестьян. Я приглашаю 4 желающих, которые по очереди составляют по одному предложению о крестьянах, таким образом, чтобы у нас получился связный рассказ. Приглашаются 4 желающих. Давайте, я начну, а вы продолжите».
Составить связный рассказ о занятиях крестьян.
Предполагаемый рассказ
1. Главным занятием крестьян оставалось пашенное земледелие.
2. Крестьянин делил поле на три участка.
3. Первый участок поля он засевал яровыми культурами.
4. Второй озимыми.
5. А третий «отдыхал» под паром, то есть оставался не засеянным.
6. Трехполье не приносило много урожая, но зато обеспечивало стабильный урожай на протяжении нескольких лет.
7. Земледелием крестьяне занимались 130 дней в году.
8. 30 дней уходило на сенокос.
9. 100 уходило на другие сельскохозяйственные работы: пахоту, сев, жатву.
10. Крестьяне разводили коров, телят, овец, кур.
11. В общем, чтобы выжить крестьянину нужно было целыми днями трудиться.
Учитель: «Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием, я открываю третью букву нашего слова. Мы с вами отправляемся дальше по нашему маршруту. Следующая станция «Библиотека».
Станция 4 «Библиотека».
Учитель: «Библиотека – это место где хранятся книги. Все вы знаете, что у Ивана Грозного была очень большая библиотека. У нас в школе есть библиотека. Вы туда ходите, когда нужно найти определенную информацию. Иногда вам нужно найти значение слов. А ваша сегодня задача определить понятие по подсказкам».
Задание «Определите понятие»:
- форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца.
- это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.
Ответ: Крепостное право
- Монархическая форма правления в России;
- при этой форме правления государю принадлежало верховное право в принятии законов, управление страной, руководство армией и флотом.
Ответ: самодержавие.
Определите название формы землепользования:
а) это комплекс феодальной земельной собственности;
б) с этой собственностью связаны права на зависимых крестьян;
в) для нее типично широкое использование барщины;
г) передавалась по наследству.
Ответ: вотчина.
Определите название повествования:
а) это особый вид исторического повествования;
б) состоял из погодных записей;
в) были общерусские и местные;
г) сохранились главным образом в поздних списках.
Ответ: летопись
Определите название войска:
а) это первое постоянное войско на Руси;
б) они имели на вооружении огнестрельное и холодное оружие;
в) они набирались по «прибору» из свободного сельского и городского населения;
г) они получали жалование хлебом, деньгами, иногда землей.
Ответ: стрельцы.
- высший совещательный орган при государе;
- него «входили думные чины» - бояре, окольничие, думные дворяне.
Ответ: Боярская дума.
Учитель: Молодцы ребята, вы выполнили правильно и это задание. Мы открываем четвертую букву. А мы с вами немножко отдохнем и дальше отправимся в путь.
Физкультминутка
Учитель:
«Путешествие наше продолжается.
Очень быстро встаем, собираемся.
Нужна небольшая разминка,
Чтоб в пути не была заминка.
Коль готовы вы всегда,
То кивайте да-да-да! (выполнение по смыслу)
А может, отрицателен ваш ответ?
Хочет кто-то остаться НЕТ-НЕТ-НЕТ!»
Обучающиеся танцуют под фрагмент из х/ф "Иван Васильевич меняет профессию" «Танцуют все!».
Учитель: «Мы с вами отправляемся дальше по нашему маршруту».
Станция 5 «Кремль»
Учитель: «Кремль ‒ это один из важнейших памятников России и самая крупная действующая крепость в Европе. Помимо башен и стен, Кремль прекрасен своим архитектурным ансамблем: за его стенами прячутся великолепные соборы и дворцы разных эпох, интереснейшие музеи, Оружейная палата и Алмазный фонд. Сейчас это главный историко-художественный комплекс города и официальная резиденция Президента России».
Учитель:
«На этой станции мы должны восстановить фрагменты текста. У вас на листках с заданием есть текст, где пропущены слова, ваша задача восстановить часть пропущенного текста. Внизу текста есть слова, которые вы должны вставить».
Реконструкция (Реставрация) текста
В 1558 году царь объявил ____________ордену войну. Русские войска вступили в ________, взяли города Дерпт и _____, подошли к Ревелю и Риге. Орден был на краю ______. В 1559 году магистр Ордена обратился к русским с просьбой о ________. _______ согласился на _______приостановить боевые действия. Однако это было серьезной ошибкой. За время перемирия ______ перешел под покровительство Литвы и ____ , а в конце 1561 г. _____прекратил свое существование.
Слова: Польши, Нарву, Прибалтику, Ливонский орден, гибели, перемирии, войну, шесть месяцев, Орден, Ливонскому, Иван IV, Ливонский орден
Реконструированный текст
В 1558 году царь объявил Ливонскому ордену войну. Русские войска вступили в Прибалтику, взяли города Дерпт и Нарву, подошли к Ревелю и Риге. Орден был на краю гибели. В 1559 году магистр Ордена обратился к русским с просьбой о перемирии. Иван IV согласился на шесть месяцев приостановить боевые действия. Однако это было серьезной ошибкой. За время перемирия Ливонский орден перешел под покровительство Литвы и Польши, а в конце 1561 г. Ливонский орден прекратил свое существование.
Учитель: «И с этим заданием вы справились. Открываем шестую букву. Следующая остановка станция «Боярская Дума».
Станция 6 «Боярская дума»
Учитель: «Важные решения принимала в Московском государстве Боярская Дума. На этой станции вы должны решить историческую задачу».
О каких событиях идет речь? Когда они произошли?
Между этими событиями 4 года. Оба они связаны с присоединением к Российскому государству завоеванных территорий. Когда случилось первое событие, Иван IV разослал во все концы бывшего ханства грамоты с призывом переходить в российское подданство. Он обещал населению сохранить занимаемые им земли и мусульманскую веру, а также защитить от врагов. Во втором событии жители одного из городов сдались практически без боя.
Ответ: 1552 год - присоединение Казанского ханства.
1556 год - присоединение Астраханского ханства к России.
Учитель: Молодцы, открываем предпоследнюю букву. Последняя наша станция «Храм Василия Блаженного».
Станция 7 «Храм Василия Блаженного».
Чтобы пройти последнее испытание вам необходимо найти лишнее слово в следующих логических цепях:
- Ермак, 1581 год, Кашлык, Сибирь, ясак, Ногайская орда. (Поход Ермака в Сибирь)
- Военная реформа, Уложение о службе, местничество, стрелецкие полки, 1550 год, Судебник. (Военная реформа)
- губные старосты, земские старосты, налогообложение, Ермак, кормления, тягло. (Реформа местного самоуправления)
- Судебник, Юрьев день, челобитные, 1550, Земский собор, Афанасий Никитин. (Утверждение нового судебника)
- Елена Глинская, Иван Грозный, Ермак, Юрий Дмитревский, Шуйские, Бельские. (Борьба за власть)
Учитель: «Итак, вы справились с заданием, молодцы. Мы открываем последнюю букву нашего слова.
Беседа:
Учитель: «Ребята, какое слово у нас было спрятано на доске? Правильно, «патриот».
«А кто такой патриот?»
«Мы с вами тоже патриоты своего государства. А настоящие патриоты не только уважают старших, чтут традиции семьи и своего государства, но и знают историю».
4. Подведение итогов.
Учитель: «Наше путешествие подходит к концу, давайте узнаем, на каких станциях вам больше всего понравилось выполнять задания. А также оценим вашу работу. Для этого у вас на партах лежат лайки (зеленые, синие и красные сердечки) прикрепите, пожалуйста, их к станциям, которые вам больше всего понравились. Если вы считаете, что вы заработали сегодня оценку «три» тогда прикрепите зеленое сердечко, «четыре» - синее, «пять» -красное.
Обучающиеся прикрепляют лайки. Учитель комментирует работу на уроке.
А теперь давайте свами заполним эту корзину пожеланий страничками летописи.
Дополните фразу «После урока мне захотелось...»
Под видеоклип Елена Соболева. Ах ты, Русь моя… песня! Дети пишут страницы летописи пожеланий и кладут их в корзину.
Домашнее задание. Повторить параграфы 7-8, учебник «История России» 7 класс, часть 1 под редакцией А.В. Торкунова, 2016 г., составить 5 вопросов к теме: «Формирование, внутренняя и внешняя политика единого Московского царства в начале – середине XYI века», желающие получить дополнительную оценку могут составить презентацию по изученной теме.