СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по окружающему миру на тему "Средние века: время рыцарей и замков".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру для 4 класса интересная. Молодым специалистам может дать провести урок правильно и рационально.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по окружающему миру на тему "Средние века: время рыцарей и замков".»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 класс)

Тема. Средние века: время рыцарей и замков.

Цель:

образовательная: сформировать представление о средневековье; формирование представлений о религиях, получивших распространение в средние века; дать представление о средневековых рыцарях и замках;

развивающая: расширять кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;

воспитательная: воспитывать любовь и интерес к изучению истории.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, портрет рыцарей, картинка замка, раздаточный материал ( филворд , кроссворд, задания по вариантам ).

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

1.Организационный момент 1 мин

2. Минутка синоптика 1мин

3. Проверка домашнего задания 7 мин

4. Актуализация опорных знаний 3мин

5. Сообщение темы и задач урока 2мин

6.Изучение нового материала 17 мин

7. Закрепление и осмысление изученного материала 5 мин

8. Обобщение изученного материала 5 мин

9. Итог урока. Рефлексия 2 мин

9. Домашнее задание 2мин


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у на будет очень интересным.

- Проверьте, все ли лежит у вас на партах. Учебник, дневник наблюдений, дневник, пенал.


II.Минутка синоптика

- Какое сегодня число?

- Какой месяц ?

- Какое время года?

- Назовите весенние месяца ?

- Какое время года будет следующим? (Весна)

- Выходя из дома, вы посмотрели на термометр. Какая утром была температура ?

-Что можно сказать о состоянии неба? (Ясно, облачно, пасмурно).

-Что можно сказать об осадках сегодня?  

-Был ли сегодня ветер и какой силы?

- Изменения в неживой природе не остаются незамеченными объектами живой природы.

– Какие изменения произошли у деревьев, кустарников и травы ?

- Каких птиц вы видели возле своего дома?

-Как нужно одеваться весной?

-Что можете рассказать о своих наблюдениях за работой людей в это время?

-Вы помните, что каждый день вы заполняете таблицу дома самостоятельно.



III. Проверка домашнего задания

- Ребята, мы с вами продолжаем путешествие по страницам всемирной истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными, любознательными и собранными.

-На прошлом уроке мы изучили с вами тему: «Мир древности: далёкий и близкий». Давайте проверим, как вы усвоили данную тему. Предлагаю вам выполнить задания по вариантам.



I вариант

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

«Жилище» для богов в Древнем Египте – … (храм).Гробница фараона в Древнем Египте – … (пирамида). Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте, называется … (саркофаг). Египетское государство возникло на берегу реки…(Нил).

II вариант

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы египетских фараонов, – … (сфинкс). Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать, – … (Тот). Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида, – … (Хеопс). В римском амфитеатре проводились …(гладиаторские бои). Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется …(Акрополь).


IV. Актуализация опорных знаний

- История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие .

- Как вы понимаете значение слова “средний”?

 -Слово “средний” употребляется в значении “Посередине”, “В центре”


V. Сообщение темы и задач урока

Хочу пригласить вас сегодня

В Средние века.

Берлин, Амстердам, Копенгаген

Возникли уже тогда.


- Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть на уроке сегодня.

- Тема нашего урока: «Средние века: время рыцарей и замков»



V. Изучение нового материала

- Проходит время. Одна эпоха сменяется другой. Мир древности «уступает» место в истории новой эпохе.

- Сегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и называлась Средними веками или Средневековьем.

- Средние века охватывают 10 столетий между древним миром и новым временем. Когда речь идёт о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца.

- Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год

- Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, картофель и кукурузу, помидоры, апельсины, какао…

- Прочитайте текст на с. 15–17 учебника и ответьте мне потом на такой вопрос «;Какие веры возникли в Средние века?»

-  Какие веры возникли в Средние века?

- . В Средневековье распространяется христианство, возникает ислам и буддизм.

-Христианство появилось в 1 веке. Христиане верят в Иисуса Христа как Спасителя мира. Главный источник вероучения - Священное Писание (Библия). Здания для молитв у христиан - это церкви,соборы.

Откройте учебник на стр. 17. И посмотрите на изображение христианского храма под номером №1.

- Ислам - тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в 7 веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователями религии - их называют мусульманами - поклоняются единому Богу, Аллаху. Основные учения изложены в священной книге мусульман - Коране. У мусульман здания для молитв это - мечети. Посмотрите изображение мечети под номером № 4.

- Раньше всех этих религий возник буддизм. Это было в Индии, в 5-6 веках до н. э. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии. У буддистов здания для молитв - храмы. Буддистский храм под № 3.

- Иудаизм- вера в единого Бога. У иудаистов здание для молитв это - синагоги. Изображение синагога под № 2.

- Какие религии возникли в Средневековье? 

Учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 16, 17 учебника, сравнивают христианский собор, мусульманскую мечеть и буддистский храм.

Ребята, какого человека вы бы сегодня назвали рыцарем? Рыцарь - это смелый, верный своему долгу, благородный, самоотверженный, безупречный человек

- Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово «рыцарь».

- Ребята, какого человека вы бы сегодня назвали рыцарем? 

- Какие характеристики вы бы дали рыцарю. Какой он?

- Рыцарь - это смелый, верный своему долгу, благородный, самоотверженный, безупречный человек.

- Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

- Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом

- Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.

- И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или щеке.

- Ребята, как вы думаете где жил рыцарь ?

- Учитель. Каким вы представили себе замок? Чем занимались обитатели замка? (Хозяин замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры, женщины занимались рукоделием).


Физкультминутка

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.



Продолжение изучения нового материала

- Очень много появилось в Средние века новых вещей. Решите филворд и вы узнаете, что изобрели люди в Средневековье.

(В филворде слова читают по горизонтали, вертикали, вправо, влево. Здесь слова не пересекаются.)















Учащиеся читают слова: пуговицы, мыло, очки, часы, порох, вилки.

- Верно. Все эти вещи появились в Средние века. Но главным изобретением было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.

- Кто открыл способ, как быстрее и легче создать книги? ( Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг).



VI. Закрепление и осмысление изученного материала

- Чтобы проверить себя, как хорошо мы разобрались в теме сегодняшнего

урока, давайте решим кроссворд.


1. жилище феодала (замок)

2. боевые доспехи рыцаря (латы)

3. отличительный знак рода (герб)

4. состязание рыцарей (турнир)

5. тяжёлая дубина с металлическим утолщённым концом (палица)

6. одеяние из металлических колец (кольчуга)

7. одна из рыцарских забав (охота)

- Прочитайте слово по вертикале (забрало) Что это? (металлическая маска для

защиты лица рыцаря)



VII. Обобщение материала

- С какой эпохой мы сегодня познакомились?

- Сколько длилась эта эпоха? (10 веков)

- Какие новшества появились в средние века? (Образование, 
книгопечатание)

- Средние века ­ это время кого? (Время рыцарей)

- Кто мог стать рыцарем? (Люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и доспехи)

Каким должен был быть рыцарь? (Благородным, сильным, смелым, 
верным долгу)

- Какие веры возникли в средние века?

- Где распространяются эти веры?

- Как называются здания для молитв у людей каждой веры?

- Для чего строились замки?

- Чем занимались жители замков?

- Кого называли рыцарями?

- Давайте проверим, сформировалась ли у вас картина средневековья, сыграем в игру “Третий лишний”.

Игра «Третий лишний».

Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение и запишите буквы выбранных ответов в таблицу.

1. В средние века распространяются религии:

Э) язычество
Ю) ислам
Я) христианство

2. Города Средневековья были:

О) хорошо укреплены
П) с широкими улицами
Р) с большой площадью в центре

3. Рыцари хорошо умели:

О) читать
П) воевать
Р) охотиться

4. В замках рыцарей было:

Ф) темно и мрачно
Х) тепло и сухо
Ц) холодно и сыро

5. В средние века были изобретены:

А) телеграф
Б) очки
В) книгопечатание

1

2

3

4

5











У кого получилось слово “Эпоха” поставьте себе 5, остальные могут дома поработать над своими ошибками.


VIII.Итог урока . Рефлексия

- Какой эпохе был посвящён урок?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что показалось вам наиболее интересным?

-Что на уроке у вас получилось хорошо?

-Какие трудности возникли в работе?



IX. Домашнее задание.

- У каждого рыцаря был свой отличительный признак, по которому его узнавали – кто он, из какого рода и т.д. Это герб. Попробуйте дома создать свой собственный герб, герб своей семьи.

-Спасибо, ребята, вам за работу. Наш урок окончен!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!