ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 класс)
Тема. Средние века: время рыцарей и замков.
Цель:
образовательная: сформировать представление о средневековье; формирование представлений о религиях, получивших распространение в средние века; дать представление о средневековых рыцарях и замках;
развивающая: расширять кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;
воспитательная: воспитывать любовь и интерес к изучению истории.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, портрет рыцарей, картинка замка, раздаточный материал ( филворд , кроссворд, задания по вариантам ).
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1.Организационный момент 1 мин
2. Минутка синоптика 1мин
3. Проверка домашнего задания 7 мин
4. Актуализация опорных знаний 3мин
5. Сообщение темы и задач урока 2мин
6.Изучение нового материала 17 мин
7. Закрепление и осмысление изученного материала 5 мин
8. Обобщение изученного материала 5 мин
9. Итог урока. Рефлексия 2 мин
9. Домашнее задание 2мин
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у на будет очень интересным.
- Проверьте, все ли лежит у вас на партах. Учебник, дневник наблюдений, дневник, пенал.
II.Минутка синоптика
- Какое сегодня число?
- Какой месяц ?
- Какое время года?
- Назовите весенние месяца ?
- Какое время года будет следующим? (Весна)
- Выходя из дома, вы посмотрели на термометр. Какая утром была температура ?
-Что можно сказать о состоянии неба? (Ясно, облачно, пасмурно).
-Что можно сказать об осадках сегодня?
-Был ли сегодня ветер и какой силы?
- Изменения в неживой природе не остаются незамеченными объектами живой природы.
– Какие изменения произошли у деревьев, кустарников и травы ?
- Каких птиц вы видели возле своего дома?
-Как нужно одеваться весной?
-Что можете рассказать о своих наблюдениях за работой людей в это время?
-Вы помните, что каждый день вы заполняете таблицу дома самостоятельно.
III. Проверка домашнего задания
- Ребята, мы с вами продолжаем путешествие по страницам всемирной истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными, любознательными и собранными.
-На прошлом уроке мы изучили с вами тему: «Мир древности: далёкий и близкий». Давайте проверим, как вы усвоили данную тему. Предлагаю вам выполнить задания по вариантам.
I вариант
Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
«Жилище» для богов в Древнем Египте – … (храм).Гробница фараона в Древнем Египте – … (пирамида). Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте, называется … (саркофаг). Египетское государство возникло на берегу реки…(Нил).
II вариант
Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы египетских фараонов, – … (сфинкс). Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать, – … (Тот). Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида, – … (Хеопс). В римском амфитеатре проводились …(гладиаторские бои). Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется …(Акрополь).
IV. Актуализация опорных знаний
- История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие .
- Как вы понимаете значение слова “средний”?
-Слово “средний” употребляется в значении “Посередине”, “В центре”
V. Сообщение темы и задач урока
Хочу пригласить вас сегодня
В Средние века.
Берлин, Амстердам, Копенгаген
Возникли уже тогда.
- Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть на уроке сегодня.
- Тема нашего урока: «Средние века: время рыцарей и замков»
V. Изучение нового материала
- Проходит время. Одна эпоха сменяется другой. Мир древности «уступает» место в истории новой эпохе.
- Сегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и называлась Средними веками или Средневековьем.
- Средние века охватывают 10 столетий между древним миром и новым временем. Когда речь идёт о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца.
- Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год
- Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, картофель и кукурузу, помидоры, апельсины, какао…
- Прочитайте текст на с. 15–17 учебника и ответьте мне потом на такой вопрос «;Какие веры возникли в Средние века?»
- Какие веры возникли в Средние века?
- . В Средневековье распространяется христианство, возникает ислам и буддизм.
-Христианство появилось в 1 веке. Христиане верят в Иисуса Христа как Спасителя мира. Главный источник вероучения - Священное Писание (Библия). Здания для молитв у христиан - это церкви,соборы.
Откройте учебник на стр. 17. И посмотрите на изображение христианского храма под номером №1.
- Ислам - тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в 7 веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователями религии - их называют мусульманами - поклоняются единому Богу, Аллаху. Основные учения изложены в священной книге мусульман - Коране. У мусульман здания для молитв это - мечети. Посмотрите изображение мечети под номером № 4.
- Раньше всех этих религий возник буддизм. Это было в Индии, в 5-6 веках до н. э. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии. У буддистов здания для молитв - храмы. Буддистский храм под № 3.
- Иудаизм- вера в единого Бога. У иудаистов здание для молитв это - синагоги. Изображение синагога под № 2.
- Какие религии возникли в Средневековье?
Учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 16, 17 учебника, сравнивают христианский собор, мусульманскую мечеть и буддистский храм.
Ребята, какого человека вы бы сегодня назвали рыцарем? Рыцарь - это смелый, верный своему долгу, благородный, самоотверженный, безупречный человек
- Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово «рыцарь».
- Ребята, какого человека вы бы сегодня назвали рыцарем?
- Какие характеристики вы бы дали рыцарю. Какой он?
- Рыцарь - это смелый, верный своему долгу, благородный, самоотверженный, безупречный человек.
- Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.
- Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом
- Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.
- И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или щеке.
- Ребята, как вы думаете где жил рыцарь ?
- Учитель. Каким вы представили себе замок? Чем занимались обитатели замка? (Хозяин замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры, женщины занимались рукоделием).
Физкультминутка
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Продолжение изучения нового материала
- Очень много появилось в Средние века новых вещей. Решите филворд и вы узнаете, что изобрели люди в Средневековье.
(В филворде слова читают по горизонтали, вертикали, вправо, влево. Здесь слова не пересекаются.)
Учащиеся читают слова: пуговицы, мыло, очки, часы, порох, вилки.
- Верно. Все эти вещи появились в Средние века. Но главным изобретением было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.
- Кто открыл способ, как быстрее и легче создать книги? ( Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг).
VI. Закрепление и осмысление изученного материала
- Чтобы проверить себя, как хорошо мы разобрались в теме сегодняшнего
урока, давайте решим кроссворд.
1. жилище феодала (замок)
2. боевые доспехи рыцаря (латы)
3. отличительный знак рода (герб)
4. состязание рыцарей (турнир)
5. тяжёлая дубина с металлическим утолщённым концом (палица)
6. одеяние из металлических колец (кольчуга)
7. одна из рыцарских забав (охота)
- Прочитайте слово по вертикале (забрало) Что это? (металлическая маска для
защиты лица рыцаря)
VII. Обобщение материала
- С какой эпохой мы сегодня познакомились?
- Сколько длилась эта эпоха? (10 веков)
- Какие новшества появились в средние века? (Образование,
книгопечатание)
- Средние века это время кого? (Время рыцарей)
- Кто мог стать рыцарем? (Люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и доспехи)
Каким должен был быть рыцарь? (Благородным, сильным, смелым,
верным долгу)
- Какие веры возникли в средние века?
- Где распространяются эти веры?
- Как называются здания для молитв у людей каждой веры?
- Для чего строились замки?
- Чем занимались жители замков?
- Кого называли рыцарями?
- Давайте проверим, сформировалась ли у вас картина средневековья, сыграем в игру “Третий лишний”.
Игра «Третий лишний».
Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение и запишите буквы выбранных ответов в таблицу.
1. В средние века распространяются религии:
Э) язычество
Ю) ислам
Я) христианство
2. Города Средневековья были:
О) хорошо укреплены
П) с широкими улицами
Р) с большой площадью в центре
3. Рыцари хорошо умели:
О) читать
П) воевать
Р) охотиться
4. В замках рыцарей было:
Ф) темно и мрачно
Х) тепло и сухо
Ц) холодно и сыро
5. В средние века были изобретены:
А) телеграф
Б) очки
В) книгопечатание
У кого получилось слово “Эпоха” поставьте себе 5, остальные могут дома поработать над своими ошибками.
VIII.Итог урока . Рефлексия
- Какой эпохе был посвящён урок?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что показалось вам наиболее интересным?
-Что на уроке у вас получилось хорошо?
-Какие трудности возникли в работе?
IX. Домашнее задание.
- У каждого рыцаря был свой отличительный признак, по которому его узнавали – кто он, из какого рода и т.д. Это герб. Попробуйте дома создать свой собственный герб, герб своей семьи.
-Спасибо, ребята, вам за работу. Наш урок окончен!