Ι. Организационный момент. Актуализация знаний. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. 1.Сообщение темы и целей урока. Слайд № 2 Загадка: Всё мрачней лицо природы: почернели огороды, оголяются леса, молкнут птичьи голоса, мишка в спячку завалился, что за месяц к нам явился? (октябрь) - Что изменилось в природе с приходом ОКТЯБРЯ? - Найдём ответ в загадке. Ответы детей: (почернели огороды, оголись леса, смолкли птичьи голоса, мишка в спячку завалился.) - Ребята, о каком времени года и месяце мы сегодня будем с вами говорить на уроке? - Сформулируйте тему урока: «Октябрь уж наступил..» (запись на доске темы урока) Слайд № 3 - Отправимся снова путешествовать в осенний парк. - Что изменилось в парке? - Каких птиц можно увидеть? - Какого цвета небо? -Сейчас мы вместе составим портрет осени…октября…. -В этом нам поможет план. План (на доске) 1). Небо. 2). Солнце. 3). Осадки. 4). Температура воздуха. Молодцы!!!! - Продолжаем разговор об осени. Октябре… Задание: ( для хорошо читающих детей) - Хорошо читающие ребята, попробуют составить приметы ОКТЯБРЯ. Карточка №1 : Задание: составь приметы ОКТЯБРЯ, соединив начало и конец высказывания стрелкой. В октябре до обеда осень, жди суровую зиму. Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто- а после обеда зима. - Хорошо читающие ребята, составляют приметы ОКТЯБРЯ, а мы послушаем, что пишет об октябре Алексей Плещеев Слайд № 4 (учитель или хорошо читающий ученик читает отрывок из стихотворения в учебнике, стр. 35) Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Тёмны, тёмны ночи…» А. Плещеев - Каким представляет себе ОКТЯБРЬ Алексей Плещеев? -птички улетают, -дни короче, -солнышка не видно, -стали тёмные ночи. Проверка составленных примет об ОКТЯБРЕ. Ответ: Приметы октября. (на доске) В октябре до обеда осень, а после обеда зима. Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди суровую зиму. 2. Повторение пройденного. – Ребята, что мы называем природой? (всё, что нас окружает) – Ребята, назовите, какие объекты природы вы знаете? (ответы детей) - На какие 2 группы можно их разделить? (живая и неживая природа) – Задание: Распределите объекты природы на 2 группы. Заполните схему: (работа в парах)-карточки у каждого. Слайд № 5 – Ребята, вспомните, как связаны между собой неживая и живая природа. Вывод: все изменения, которые происходят в неживой природе в различные сезоны, влияют и на представителей живой природы. 3. Изучение нового материала. (на доске.) Рассказ учителя. – Октябрь уже полностью осенний месяц; его называют по-разному… Октябрь «грязник», листопадник, свадебник. - Подумайте, почему? С середины октября воздух становится холоднее. Световой день убывает. Рано опускаются сумерки, но и засветло уже занимаются седые туманы. Ночи пока безморозные, но скоро зачастят дожди со снегом. Всё чаще по утрам лужи покрываются тоненьким ледком. - Ребята, а какие изменения происходят в жизни птиц осенью? Рубрика «Для тех, кто хорошо читает»: стр. 36. (читает ученик) - Ребята, как называются птицы, которые каждый год с наступлением холодов улетают на юг? (Перелётные.) Слайд№ На доске табличка: . – Каких ещё птиц можно считать перелётными? (Это птицы, которые прилетают к нам из более холодных мест перезимовать.) Работа в парах: ( по учебнику) Задание: Найди на рисунках птиц, о которых говориться в тексте на с.36 - Какие птицы улетают в конце сентября? (пеночки, славки, трясогузки) - Когда улетают дрозды, скворцы, журавли? (в октябре) - Какие птицы улетают последними ? Почему? (гуси, лебеди) Схема на доске: Сентябрь Октябрь Ноябрь – Все ли птицы улетают от нас осенью? (нет) (Есть птицы, которые остаются с нами.) – Кто знает, как называются такие птицы? (Осёдлые.)Слайд №10 На доске табличка: . ΙV. Применение нового знания – Как вы считаете, в чём причина осенних перелётов птиц? - Почему одни птицы улетают на юг, а другие нет? Ответить на этот вопрос вам помогут рисунки и подсказка на с.37 Рубрика «Соображалки» с. 37 Ответ: Из-за зимних холодов количество доступной пищи настолько уменьшается, что они оказываются перед реальной угрозой голодания. Таким образом, если птицы хотят выжить, они вынуждены улететь в тёплые края. Вывод: первыми улетают насекомоядные птицы, потому что им нечем себя прокормить – с наступлением первых заморозков исчезают насекомые, их основной корм. Последними улетают водоплавающие птицы, потому что водоёмы долго не замерзают и они могут ещё некоторое время доставать себе еду. Физкультминутка Мы листики осенние (плавное покачивание руками вверху над головой) На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели (руки в стороны) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.(присели) Ветер снова набежал И на землю снова сели. (плавное покачивание руками вверху над головой) Закружились, полетели И на землю снова сели (дети садятся по местам) V. Закрепление изученного материала. 1.Работа в тетради с. 20, №2 Игра «Знатоки». Ваша задача – раскрасить квадраты около тех птиц, которые не улетают на ЮГ? -Какие это птицы? 2. Рубрика «Лесные новости» - Что узнали для себя нового? - Что было уже хорошо вам известно? - Что вам известно о подготовке животных к зиме? -Узнаем из Рубрики «Лесные новости» с. 38-читают дети. Перескажите текст, ответив на вопрос: как звери готовятся к зиме? – С приходом осени некоторые животные, например белка, волк, заяц, лиса, линяют. Почему? Попробуйте объяснить. 3.Творческое задание «Сочинялки». – Закончите рассказ (с. 39). «Собрались как-то раз на лесное собрание разные животные и стали рассказывать о том, кто как к зиме готовится и собирается зиму зимовать. Ёж сказал… Пчёлы зажужжали… Белка быстро проговорила… Похвалялся медведь…» VI. Рефлексия. Продолжи предложение: «Сегодня на уроке я научился…», «Сегодня на уроке я узнал…», «Сегодня на уроке мне было трудно…» VII. Итог урока. – О чём мы с вами говорили сегодня на уроке? - Что самое важное необходимо запомнить? – О чём бы вы хотели рассказать сегодня дома? - Какими знаниями поделиться? – Какие открытия для себя сделали? – Как вы считаете, что необходимо запомнить? | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |