Урок № _______
Тема. Физические и химические явления или химические реакции
Цель: продолжить формировать понятия о физические и химические
явления, их отличия; рассмотреть внешние эффекты, что
сопровождают химические реакции, определить условия
возникновения и протекания химических реакций; раскрыть
значение химических реакций в жизни человека.
Оборудование и материалы: штатив с пробирками, щипцы, спиртовка,
фарфоровая чашка, ступка с пестиком, химический стакан,
стеклянная пластинка, газоотводная трубка, парафиновая свечка,
индикатор, сахар, р-р купрум(II) сульфата, щёлочь, сульфатная
кислота, хлоридная кислота, р-р кальция хлорида, натрий сульфат
Базовые понятия и термины: вещество, физические и химические
явления, признаки химических реакций, условия возникновения
и протекания реакций, исходные вещества (реагенты) и продукты
реакции, физические и химические свойства
Тип урока: урок изучения нового материала
Формирование компетентности: наглядные- лабораторные опыты,
частично- исследовательские, интерактивные, объяснительно-
иллюстративные- рассказ и демонстрационные
Ход урока
1. Организационный этап. Приветствие . Анализ контрольной работы
2. Актуализация опорных знаний
Обсуждение вопроса «Что изучает химия?»
Взаимопревращение веществ- это явление , которые с ними происходят.
Цитата о свойствах веществ Эразма Дарвина (дед Чарльза Дарвина)
Химический состав свой изменить
Должно всё вечном в бое
Всё живое, чтобы вскоре умереть,
И умирая, что бы снова жить
Бессмертны вещества, умеет
Шальные бури побеждать порыв,
Не гибнет в них, растёт и зреет.
Отбором веществ ведёт жизнь:
Их форму только изменивши,
Всё вредное выбрасывает, как мусор,
А чистое переработает и усвоит
Тема урока. Физические и химические явления
3. Изучение нового материала
1. Физические и химические явления
При изучении нового материала учащиеся заполняют опорный конспект
Тема. Физические и химические явления или химические реакции
Опорный конспект
1.Физические явления – это явления, при которых………………...............
……………………………………………………………………………………
2.Химические явления или химические реакции - это явления , при которых ………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
3.Сравнение физических и химических явлений
Явления Признаки | Физические | Химические |
1. Изменение формы предмета | | |
2. Изменение агрегатного состояния веществ | | |
3. Свойства веществ А. изменяются Б. не изменяются | | |
4. Признаки химических реакций ……………. ………….. ………… …………….. ……………..
……..……… …………… …………… …………… ………………...
………..…………
5.Условия протекания химических реакций
1………………………………………………………………………………….
2. …………………………………………………………………………………
3. ………………………………………………………………………………….
В окружающей среде как вы уже знаете постоянно происходят изменения. Изменение времени года, движение воды в речке, рост растений, кипение воды в чайнику, изменение цвета листьев, снег, град, дождь. Эти процессы называются явлениями
Классификация явлений
физические химические политические социальные геологические
биологические
Мы рассмотрим физические и химические явления
Демонстрация: от парафиновой свечки срезать несколько кусочков. Парафин положить в фарфоровую чашку и нагреть на спиртовке, после расплавления вылить жидкий парафин в стакан с холодной водой. Какие изменения произошли с парафином? Происходит образование нового вещества?
Такие явления относятся к физическим, так как изменяется только форма, агрегатное состояние, но состав остаётся тот же, то есть превращение не произошло.
Демонстрация: поджигаем парафиновую свечу. Над пламенем подержим стеклянную пластинку , на которой конденсируется водяной пар. Газ, который образуется, является углекислый. Какие изменения происходит с парафином. Происходит ли образование новых веществ?
Такие процессы относятся к химическим.
Горение древесины, появление ржавчины, пригорание, нагар на сковородке, скисание молока, и продуктов питания- примеры химических явлений.
Очень часто вместо химических явлений говорят химический процесс или химическая реакция.
2. Признаки химических реакций:
1. образование осадка .
Демонстрация .Р-р купрума сульфата с натрием гидроксидом
2. Изменение цвета
Демонстрация. На крахмал капнуть капельку р-ра йода
3. Появление запаха.
Демонстрация. Взаимодействие натрия сульфата с кислотой. В пробирку помещаем несколько кристалликов натрия сульфата приливаем 1-2 мл р-ра сульфатной кислоты. Наблюдаем за появлением запаха.
4. Выделение и поглощения теплоты
Демонстрация. В пробирку положить кусочек не гашеной извести и добавить 3-4 мл холодной воды , при этом выделяется больное количество тепла
5. Выделение газа
Демонстрация. В пробирку насыпать натрий карбонат или кальций карбонат (р-р) прилить р- р уксусной или соляной кислоты, при этом выделяется газ.
Физминутка. Если физическое явление наклоны в перёд, если химическое вокруг своей оси.
Горение спирта, выпадение снега, кипение чайника, растворение сахара в воде, открытие бутылки с минеральной водой, поднятие дрожжевого теста, сода гашённая уксусом, йод капнуть в воду.
3. Условия протекания химических реакций
соединение и перемешивание, то есть столкновение веществ;
нагревание до определённой температуры;
охлаждение;
действие света или электрического тока;
удар или трение.
4. Значение химических реакций в природе и повседневной жизни
работа с учебником
с.81-82 работа с текстом
! знал раньше,
+ узнал о новом,
- не понял,
? необходимо уточнение
Соответственно к этим обозначениям после прочтения текста обсуждение материала.
4.Обобщение и систематизация знаний.
Инструктаж по ТБ
Лабораторная работа № 3
Тема. Проведение химических реакций
Цель: ознакомиться с характерными признаками химических реакций; совершенствовать умение обращаться с химическими веществами
Что делать | Что делаю | Что наблюдаю | Вывод |
Появление окра-ски 1. К 1 мл р-ру кальцинированной соды добавить 1-2 капли фенолфталеина | _______________ _______________ _______________ ______________ _______________ | _________________ ________________ | _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ |
Выделение газа 2. К 1 мл р-ру кальцинированной соды добавить 1 мл хлоридной кислоты | ______________ _______________ ______________ _______________ _______________ | _________________ _________________ _________________ _________________ | _________________ _________________ _________________ _________________ |
Появление осадка 3. К 1 мл р-ру кальцинированной соды добавить 1 мл р-ра медного купароса | _______________ ______________ _______________ ________________ ________________ | _________________ _________________ _________________ _________________ ________________ | _________________ _________________ __________________ __________________ __________________ |
Вывод. В ходе лабораторной работе мы ознакомились с характерными признаками химических реакций __________________________________________________________________________________________________________________________________________5.Домашнее задание: прочитать 13 параграф, выучить основные термины и понятия . Выполнить задание100-103 письменно с. 83.
Подведение итогов