Урок 72
Тема: Именительный падеж имен существительных множественного числа
Тип урока: Освоение нового материала
Педагогические задачи: Создать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных в именительном падеже множественного числа; совершенствовать умение правильно склонять имена существительные во множественном числе; способствовать развитию умения выделять окончания имен существительных в именительном падеже; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты: познакомиться с падежными окончаниями имен существительных в именительном падеже множественного числа; научиться правильно склонять существительные во множественном числе; способствовать развитию умения выделять окончания имен существительных в именительном падеже; выполнять разбор слова по составу; выполнять морфологический разбор слова, синтаксический разбор предложения.
Формируемые УУД: Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников (словари, энциклопедии, справочники и др.);самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию на основе схем, моделей, сообщений; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция , оценка действия партнера; личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ход урока
Организационный момент.
- Я улыбнусь Вам. Вы улыбнитесь друг другу. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы и начинаем урок русского языка.
Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.
Вдохните в себя красоту дня, тепло солнечных лучей, доброту людей. Я желаю Вам продуктивной работы на уроке, бережного отношения друг к другу.
Покажите, пожалуйста, с каким настроением мы начинаем работать на уроке?
Проверка домашнего задания
Назовите падеж существительного метели в каждом случае. Докажите.
В каком предложении это слово употреблено в переносном значении? (в предложении 4)
Назовите синоним слова метели? (вьюга)
Минутка чистописания
Запишите буквосочетания.
(На доске Пп Тт Ттп Ппт)
Сравните звуки, которые обозначают буквы «п» и «т».
Запишите скороговорку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Актуализация знаний.
Зрительно-слуховой диктант (слайд 1)
Нет, грибные места
Непонятны для меня!
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки,
Не кричат «опять» опята,
Не бодаются козлята,
У лисичек нету шубки.
Как узнать, чьи то шутки?
Ю.Леонтьев
(Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка)
- Разберите по составу слова, обозначающие названия грибов.
5. Самоопределение к деятельности
-Прочитай группы слов. (Слайд 2)
земля леса ночи
юноши окна вещи
рощи поля кровати
мамы слоны вести
деды дожди площади
- Что общего у всех этих слов? (Это имена существительные в форме множественного числа.)
- Чем отличаются слова каждого столбика? (В первом столбике записаны существительные 1-го склонения, во втором – 2-го склонения, в третьем -3-го склонения.)
-Как вы определили склонение? (Поставили имена существительные в форму единственного числа.)
- На какой вопрос отвечают слова? (Кто? что?)
-В каком падеже имена существительные могут отвечать на вопрос кто? (В именительном.)
- В каких падежах имена существительные могут отвечать на вопрос что? (В именительном и винительном).
-Какие окончания имеют существительные 1,2,3-го склонения в именительном падеже?
-Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить на какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже, узнать, какие окончания имеют имена существительные множественного числа в именительном падеже, научиться распознавать имена существительные множественного числа в именительном падеже.)
6. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Откройте учебник на странице 133 упражнение 253.
- Рассмотрите таблицу.
- Какие окончания могут быть у имен существительных множественного числа в именительном падеже?
-Какие из данных имен существительных будут иметь такие же окончания и в винительном падеже? (Неодушевленные имена существительные)
- Подберите в каждую группу по 2 слова с такими же окончаниями.
(Работа в парах. Проверка. Пары называют свои примеры)
7. Первичное закрепление знаний
(Коллективное выполнение упражнения 254)
Учащиеся по цепочке читают и объясняют лексическое значение слов, при необходимости обращаются к толковому словарю.
- Прочитайте правильно. Спишите. Обозначьте в словах ударения, выделите окончания. Запомните произношение данных имен существительных.
- Запишите слово директор в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Что значит слово директор? (Руководитель предприятия, школы)
Составьте и запишите предложение со словом директора.
(На данном этапе урока дети используют словарики: орфографический, толково- этимологический, словарик трудностей русского языка).
8. Физминутка (использование мультимедийного проектора и доски)
9. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
- Прочитайте текст.
- Сколько в нем предложений? (В тексте 5 предложений)
- Прочитайте текст еще раз, выделяя интонацией начало и конец каждого предложения.
- Поставьте вопросы к выделенным именам существительным. Определите их падеж.
- Все ли имена существительные стоят в одном падеже? (Нет, существительное богатыри стоит в именительном падеже, остальные –в винительном падеже.)
- Как вы определили падеж? (Если существительное – главный член предложения, то оно стоит в именительном падеже, если второстепенный – то в винительном падеже.)
- Запишите предложения, правильно обозначая их границы и ставя, где необходимо, запятые. Подчеркните главные члены предложения.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают предложения, называют главные члены предложения, падеж имен существительных. )
10. Итог урока. Рефлексия.
-Образуйте от данных существительных форму множественного числа, запишите. Поставьте ударение в словах, выделите окончания.
(Слайд 3 со словами доктор, сторож, директор, век, трактор, инженер, торт, договор шофёр, герб)
(Самопроверка слайд 4 с заданием для проверки)
- Оцените свою работу на уроке.
- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что обозначают имена существительные во множественном числе?
- Что меняется в имени существительном при изменении его числа?
Продолжите высказывания:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что …
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
11. Домашнее задание
Выполнить задание по карточкам. Оно проговаривается и объясняется. Дети слушают и задают уточняющие вопросы.
Спасибо всем за работу. Наш урок окончен.