СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Последовательность проектирования"

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по технологии»

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ


Цель: проанализировать последовательность процесса проектирования.



Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Повторение пройденного материала.


Опрос (письменный или устный) по пройденному материалу:


                1. Перечислите составляющие проектирования.

                2. Дайте определение понятию «проектирование».

                3. Какие творческие проекты вам приходилось выполнять в школе и дома?


    1. Сообщение темы и цели урока.


    1. Изложение программного материала.


Иллюстративный рассказ учителя


Рассмотрим последовательность этапов проектирования:

  1. Начинать работу над проектом надо с выбора темы. Вы можете предложить её сами.

Следует выбрать для себя объект проектирования, т. е. изделие или произведение, социальное мероприятие или услугу, которые вы действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, с помощью которых можно было бы удовлетворить какие-либо потребности людей.

К выбору темы проекта предъявляются определённые требования:

    • объект проекта должен быть вам хорошо знаком, понятен, а главное – интересен;

    • будущее новое изделие (услуга, мероприятие) должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определённой программой выпуска и расчётом на массового или единичного потребителя;

    • вы должны быть уверены, что выбранный объект позволит вам реализовать себя в творчестве, что он вам по силам, что вы справитесь с поставленными задачами;

    • нет необходимости в оригинальности выбора темы – пусть объектами проектирования будут достаточно простые вещи;

    • допустимо, если в учебной группе, классе темы будут повторяться, в процессе проектирования вы поймёте, что двух одинаковых проектов не бывает.

  1. На следующем этапе проектирования образов (моделей) будущего изделия разрабатывается банк идей. От части из них, может быть, придётся отказаться, однако некоторые детали, нюансы, находки могут ещё пригодиться в дальнейшем.

Образ будущего изделия лучше всего, конечно, передаёт рисунок. На первых порах не следует пренебрегать чертежами, сделанными от руки, рабочими зарисовками. Не беда, если вы не слишком хорошо рисуете, - чем больше вы будете стараться передать свою мысль на бумаге, чем больше вас это будет увлекать, тем скорее придёт умение рисовать.

Есть одно учебное задание, которым часто пользуются проектировщики на этапе формирования банка идей. Оно называется клаузурой – это образ будущего изделия в целом (а также его деталей), выполненный в виде рисунков.

Образ будущего изделия дожжен иметь законченную композицию и выразительность. Можно использовать любые изобразительные средства (надписи, выделения цветом, даже наложение изображений), лишь бы была достигнута предельная информативность.

Попробуйте сами выполнить эскизы своего будущего изделия.

  1. Тема проекта выбрана, и вы уже кое-что знаете об изделии на уровне образа, представления. Однако теперь ещё надо ответить (в первую очередь себе) на следующие вопросы:

  • Что из подобных товаров уже предлагает рынок? Какова их эволюция и тенденция изменения? Существует ли конкуренция? Есть ли динамика рыночной цены? Каковы плюсы и минусы этого производства?

  • Кто потенциальные потребители вашего изделия (возраст, пол, социальное положение, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)?

  • Какие потребности вы собираетесь удовлетворить внедрением своего изделия, услуги, мероприятия (улучшение потребительских или эстетических качеств; изменение себестоимости и цены; расширение рынка; сокращение производственных, торговых и транспортных расходов и др.)?

  1. Теперь вам надо проанализировать ваше отношение к выполнению проекта и преодолеть несколько психологических барьеров. При выполнении проектов вы впервые знакомитесь с вероятностными решениями задач, когда критерий правильности не связан с соответствием некоему эталону. Естественно, велика боязнь сделать что-либо не так.

Для снятия этого психологического барьера вам следует уяснить, что правильность предлагаемого решения определяется, во-первых, количеством рассмотренных вариантов, во-вторых, обоснованностью их принятия или отрицания – убедительностью аргументации. Не стоит бояться сообщать о возникающих проблемах, обращайтесь к учителю и товарищам за конструктивной помощью.

  1. Материал для изготовления изделия следует выбирать по критериям:

  • пригодность материала к обработке с учётом возможностей школьных учебных мастерских;

  • прочность, долговечность;

  • стоимость материала;

  • стоимость его обработки (затраты электроэнергии и рабочего времени);

  • амортизация оборудования.

  1. Планирование процесса изготовления. Разработка вариантов технологического процесса. Анализ выбранных методов производства в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

  2. Корректировка плана в соответствии с приведённым анализом правильности выбранных вами решений.

  3. Оценка стоимости готового изделия. Разработка возможностей его реализации с учётом спроса на данную продукцию.

  4. Выполнение проекта.

  5. Защита проекта.

Содержание проекта

Любой проект включает в себя:

  1. пояснительную записку, в которой отражён путь от замысла, через поиски идей и решений, через графическое их воплощение – схемы, рисунки, чертежи – к окончательному проектному решению (пояснительная записка выполняется на листах формата А4, на одной стороне, рукописно и/или на компьютере, имеет титульный лист, содержание, список использованной литературы);

  2. материальное воплощение проекта (изделие, опытный образец, макет, тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и т. д.);

  3. публичную защиту выполненного проекта и его результатов.

Оценка проекта

Надо научиться оценивать свои проекты и проекты других людей.

Оценка проекта может проводиться по следующим пяти критериям на четырёх уровнях (0, 5, 10, 20 баллов):

  1. аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

  2. объём и полнота разработок, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта;

  3. аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии;

  4. уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта;

  5. качество оформления, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и продуманность структуры текста, качество эскизов, схем, рисунков.


    1. Итог урока.

  1. Вопросы самоконтроля:

    1. Перечислите требования, предъявляемые к выбору темы проекта.

    2. Назовите основные составляющие проекта.

    3. Надо ли учитывать при выполнении проекта, кто будет в будущем его потребителем? Почему?

    4. По каким критериям оцениваются творческие проекты?


  1. Домашнее задание: ответить на вопросы самоконтроля; читать §49.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!