Урок 17. Социальные статусы и роли
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.
План урока:
Повторение и опрос
Изучение нового материала
Обобщение и закрепление
Повторение и опрос
На прошлом уроке мы с вами начали изучение одной из сфер жизни общества.
- Перечислите все сферы жизни общества и дайте определения каждой из них
- Какую сферу жизни общества мы с вами начали изучать на прошлом уроке?
- Что означает термин социальная структура общества?
- В разные исторические эпохи существовало разделение общества. В чем оно выражалось? На какие группы делилось:
А) традиционное общество? (сословия)
Б) индустриальное общество (классы)
Социальная структура традиционного общества представляла собой сословия. В индустриальном обществе шло деление по сословному и классовому признаку.
- Вспомните, какие основные группы были характерны для российского общества XIX века. (Сословия)
В современном обществе принято деление на страты.
- По каким признакам определяют положение человека в современном обществе?
Отсюда вытекает понятие социальное неравенство
- На какие группы (страты) принято делить современное общество с точки зрения социального неравенства (богатые, средний класс, бедные)
- Кто такие маргиналы и люмпены?
Маргинал – человек, находящийся на обочине общественной жизни. Он «ушел» из своей социальной группы, но не примкнул к другой. Примеры: безработные, инвалиды, иммигранты.
люмпены – люди, опустившиеся на «социальное дно» общества.
- Какие приняты схематические изображения нашего общества? (треугольник, ромб). Какое общество считается более устойчивым и почему?
- Можно ли было изменить свою социальную принадлежность в средние века? А в современном обществе?
- Как называется переход людей из одной социальной группы в другую?
(социальная мобильность)
- Какие виды социальной мобильности существуют? (вертикальная (восходящая и нисходящая) и горизонтальная)
- Приведите примеры горизонтальной и вертикальной мобильности
- Что такое социальные лифты? Приведите примеры использования подобных лифтов?
- Все общество включают в себя разные группы людей, т.е. социальные группы. - Какие виды социальных групп вы можете назвать?
По численности (большие и малые)
По способу организации (формальные и неформальные)
По характеру взаимодействия (первичные и вторичные)
- Приведите примеры каждой из видов групп?
Презентация: Тест на проверку домашнего задания (слайд 1-7)
Изучение нового материала
Изучая материал сегодняшнего урока, мы также с вами будем пользоваться презентацией.
Тема урока: Социальные статусы и роли
Слайд 8
- Что в вашем понимании статус?
Статус – социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями
Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к примеру, обучающегося: помимо того, что он обучающийся, он является молодым человеком, сыном, внуком, братом и т.д. Поэтому здесь мы говорим о статусном наборе.
Статусный набор – совокупность всех статусов данного индивида.
Слайд 9: При этом всегда можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Для человека это и будет главный статус.
- Какой главный статус для вас сейчас?
Слайд № 10

Слайд 11
Т.о. в определенный период времени разные статусы будут главными.
Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
Для мужчины средних лет - бизнесмен, директор банка
Для пожилой женщины - бабушка,
Для подростка – ученик
Несовпадение статусов повлияло на их разделение. Слайд № 12
Социологи различают :
Предписанный (приписанный) статус - это статус, в котором человек рожден (или будет обязательно признан обществом)
Достигаемый статус - это статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желаниям и свободному выбору
слайд 13 Социологи выделяют еще прирожденные статусы
К прирожденным относятся:
«Негр» – прирождённый статус, характеризующий расу
Мужчина» прирождённый статус, описывающий пол
«Русские» – прирождённый статус, показывающий национальность
Слайд 14
Прирожденный статус не совпадает с приписанным
- В чем разница прирожденного и приписываемого статуса?

Социальный статус

Приписанный (предписанный) достигаемый
Прирожденный (пол, раса, нация) приписываемый (титул,
родственный отношения)
Слайд 15: Определите, к какому статусу относится:
Глава католической церкви
Теща
Муж
Украинец
Бизнесмен
Мужчина
Президент
Сенатор
Жена
Англичанин
Отчим
Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.
Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.
Слайд 16
Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Шекспир
Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.
Слайд 17
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на конкретный статус.
- Какие же социальные статусы и социальной роли являются типичными и яркими в жизни?
Слайд 18
От человека, занимающего определенное положение, ждут соответствующего поведения
Социальных ролей, как и статусов, у каждого человека достаточно много Пример: отличник – это человек, у которого все пятёрки. Но бывает и такое, что в четверти выходит несколько четвёрок. Однако окружающие всё равно ассоциируют поведение данного ученика как отличника. Отличие социального статуса от социальной роли заключается в том, что социальная роль – это ожидаемое поведение человека от того социального статуса, которого достиг человек.
Совокупность ролей, выполняемых человеком - ролевым набором (ролевым репертуаром).
Однако, нередко бывает, поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, они могут вступать в противоречия. Тогда возникает ролевой конфликт
Слайд 19
Ролевой конфликт - напряженные отношения-– возникают в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудносовместимых ролей.
Пример: Допустим, ученик Игорь Н. из многодетной семьи, где уровень доходов достаточно средний. Мальчик очень хочет добиться что-то в жизни. Он знает, что он должен регулярно посещать школу. Это поможет ему в дальнейшем получить определенную профессию и повысить свой социальный статус. Однако, он входит в группу сверстников, где принято прогуливать уроки, грубить учителям, не выполнять домашнего задания.
- Каким может быть поведения Игоря в условиях ролевого конфликта? Какую линию поведения выбрали бы вы?
Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, выполнять домашнее задание, следовать определённому распорядку и т.д.
Иная социальная роль у руководителя предприятия, школы. Его главная задача в том, что бы наладить дело, контролировать процесс и т.д.
Слайд 20
- Какие факторы определяют ролевой набор? (Обстоятельства, возраст, окружение, имидж)
- Что же произойдёт, если ожидания не оправдаются, если человек отойдет от ожидаемых моделей поведения?
Последуют санкции. Если ученик не посещает школу – следуют санкции. Приведите свои примеры.
Таким образом, общество мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью.
От человека, обладающего определенным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Почему? Потому что каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Освоение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм.
Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения.
Д/з п. 14, вопрос 5,6 письменно, составить коллаж по теме «Мой социальный статус»