СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия дополнительного образования "Кукла-колокольчик своими руками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с презентацией Мастер-класс: "Кукла Колокольчик"

Просмотр содержимого документа
«Инструкционная карта»


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

« Изготовление куклы Колокольчик».

Материалы и инструменты:

  • 3 разноцветных кружка разного диаметра

  • белый лоскуток ткани 20 на 20

  • лоскуток твердой ткани 10 на 15

  • нитки.

п /п

Последовательность выполнения работ

Эскизы операций


1.

Из прямоугольника 10 на 15 сворачиваем туловище нашей будущей кулы и закрепляем его с помощью нитки. Затем приматываем к нему голову из синтепона.





2.

Начинаем одевать нашу куклу с самого большого кружочка, заканчивая малым.



3.

Формируем ручки и лицо куклы



4.

Завязываем платочек. Наша кукла готова




2



Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Тема занятия: «Народная кукла своими руками»


Учитель Левина Ирина Владимировна


Цель: научиться выполнять русскую тряпичную куклу «Колокольчик» на основе традиционной технологии.

Задачи:

Обучающие:

1. Обучить технике изготовления текстильной куклы.

2. Ознакомить с технологией обработки ткани.

3. Изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы.

Развивающие:

1. Содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки. 3. Развивать навыки работы с различными материалами.

2. Развивать глазомер и умения работать с лоскутами ткани.

3. Развивать стремление к самостоятельному творчеству.

Воспитывающие:

1. Привить интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

2. Помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа.

3. Воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать).

Наглядность: образец куклы, иллюстрации русских народных кукол

Материалы и инструменты: лоскуты цветных и однотонных х/б тканей, тесьма различной ширины и цвета, нитки мулине, ножницы нитки х/б.

Оборудование: Презентация, образцы кукол, технологические карты поэтапного изготовления куклы.

Литература и интернет-ресурсы:

1.Котова И. Н. , Котова А. С. – Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005.

2.http://worldreferat.ru/view/kukla-narodnaya-igrushka

3.http://kukla-dusha.net/Trjapichnaja-tradicionnaja-narodnaja-kukla.htm

4.http://www.park-pobedy.ru/old/bereginyat.html

5.http://festival.1september.ru/articles/525499/



План занятия.

1.Организационный этап: 2 мин.

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

в) Знакомство, приветствие и организация внимания учащихся.

г) Психологический настрой.

2. Подготовительный этап: 2 мин.

а) Определение темы занятия.

б) Определение цели и задач занятия.

в) Знакомство с планом занятия.

3. Изучение нового материала: 10 мин.

4. Закрепление изученного материала: 25 мин.

Выполнение практической работы.

5. Целевые обходы учителя:

а) Контроль над правильностью выполнения задания.

б) Оказание помощи слабым ученикам.

6. Итог занятия: 6 мин

а) Обобщение и систематизация знаний учащихся.


Ход урока:

1.Организационный этап: 2 мин.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Знакомство, приветствие и организация внимания учащихся.

Психологический настрой: . Приветствие.

Да скажите Вы мне, да поведайте, люди добрые, как вас звать- величать по батюшке?

Представление.

Ой, вы гой еси, красны девицы. Ой, вы гой еси, добры молодцы.

Вот так на Руси здоровались и по батюшке величались.

Как вы думаете, красны девицы, о чем речь пойдет?

2. Подготовка учащихся к работе

Слайд 1 Тема нашего занятия: «Русская народная кукла Колокольчик».

Сегодня на занятии, вы узнаете, что это за кукла, для чего люди ее придумали, каково было ее назначение. Вы научитесь делать игровую куклу, используя традиционную технологию.

3. Изучение нового материала:

Слайд 2 В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью до сих пор пользуются куклы ручной работы. Прародительницей современной куклы является тряпичная кукла.

Слайд 3 Кукла, с незапамятных времен, была самой известной и любимой игрушкой русского народа. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их насчитывалось несколько десятков. Она с самого рождения сопровождает человека по жизни. В кукол играли много и охотно. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» кусочек цветной ткани, обтягивали «лицо» белой тряпицей, затем скатывали остатки ткани – получались «руки». Вот и готова кукла.

Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды.

Слайд 4 Во все века к ним относились как к оберегам и хранителям родовых и семейных традиций. Особенно любили играть с куклами  девочки, это и понятно, так как она считалась символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Поэтому у многих народов девочки играли в куклы до самого замужества и после свадьбы брали их с собой в дом мужа вместе с приданным.

В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя, являясь частью культуры народа, сохраняя его самобытность и характерные черты.

В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Слайд 5 А что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Как вы думаете, какие? (ответы учащихся).

Слайд 6 Делали кукол из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, корней травы, сучьев и веток деревьев.(слайд)

Слайд 7 По своему назначению куклы делились на три большие группы:
обрядовые, игровые и обереги.

Слайд 8 Обрядовыми называются куклы, которые использовали при совершении какого-либо обряда. К таким относятся:

Неразлучники.

Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол – особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.

Как с этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И по этому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе.

Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

Мартинички

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Слайд 9 Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Кукла "на выхвалку" являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию.

Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки.

Слайд 10 Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть "правильно" сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем сматывались, связывались между собой. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Куклу наряжали, но лицо не рисовали, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза. Поэтому «безликая кукла» была и игрушкой и оберегом.

Куклы-обереги или Берегини передавались по наследству от матери к дочери, они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали от нечистой силы.

Раньше считалось, что если над колыбелью ребёнка висят  «Куватки», то они отгоняет эту злую силу. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие фигурки и спокойно играл.

В Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье бытовали куклы-обереги жилища – День и Ночь. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Фигурки связывались одной ниточкой и представляли собой единую цельную композицию

Кубышка-травница

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Слайд 11 А что же сейчас? Полки современных магазинов радуют глаз огромным количеством кукольной продукции. Такими куклами любуются, коллекционируют, украшают интерьер, ими играют современные дети.

Самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце. Как вы думаете, отличается ли современная кукла от рукотворной? Если “да”, то чем? (ответы учащихся).

Каждая кукла,  сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее  своя история и свой неповторимый образ.

Слайд 12 Сегодня я предлагаю вам сделать куклу-колокольчик

Кукла Колокольчик –это кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение

4. Закрепление изученного материала

Слайд 13 Для этого нам понадобятся следующие материалы: 3 разноцветных кружка разного диаметра, белый лоскуток ткани 20 на 20, лоскуток твердой ткани 10 на 15 и нитки.

Слайд 14 Итак приступаем к работе. Из прямоугольника 10 на 15 сворачиваем туловище нашей будущей кулы и закрепляем его с помощью нитки. Затем приматываем к нему голову из синтепона.

Слайд 15 Начинаем одевать нашу куклу с самого большого кружочка, заканчивая малым.

Слайд 16 Формируем ручки и лицо куклы.

Слайд 17 Завязываем платочек. Наша кукла готова.

5. Целевые обходы учителя:

а) Контроль над правильностью выполнения задания.

б) Оказание помощи слабым ученикам.

6. Итог занятия: Мы с вами сделали куклу Колокольчик. Давайте вспомним: Для чего она нужна? Что означает? Кто мне скажет: Почему мы не нарисовали этой кукле лицо? А почему у нашей куклы именно три юбки? Надеюсь кукла Колокольчик, которую мы сегодня с вами сделали будет прекрасным украшением вашей комнаты или окажется добрым подарком для ваших близких В конце нашего занятия позвольте сказать вам спасибо за внимание и за вашу работу. Надеюсь, вам понравилась наша встреча..

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья.

До свиданья! До свиданья! . Всего вам хорошего. До новых встреч.

Уборка рабочих мест и кабинета.



5


Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Народная кукла своими руками Кукла «Колокольчик»

Народная кукла своими руками

Кукла «Колокольчик»

А.Г.Варнек

А.Г.Варнек "Девочка с куклой"

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.  (из словаря русского языка С.И.Ожегова) По мнению учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.

(из словаря русского языка С.И.Ожегова)

По мнению учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

Из чего делали кукол? .

Из чего делали кукол?

.

Какие куклы бывают? игровые обрядовые . обереги 7

Какие куклы бывают?

игровые

обрядовые

.

обереги

7

Какие куклы называются обрядовыми? неразлучники вепская кукла мартинички

Какие куклы называются обрядовыми?

неразлучники

вепская кукла

мартинички

Какие куклы называются игровыми? зайчик на пальчик закрутка Кукла «на выхвалку»

Какие куклы называются игровыми?

зайчик на пальчик

закрутка

Кукла «на выхвалку»

Какие куклы называются  обереговыми? куватки День и ночь Кубышка-травница

Какие куклы называются обереговыми?

куватки

День и ночь

Кубышка-травница

Современная кукла

Современная кукла

Кукла Колокольчик

Кукла Колокольчик

Материалы

Материалы

Технология изготовления

Технология изготовления

Технология изготовления

Технология изготовления

Технология изготовления

Технология изготовления

Технология изготовления

Технология изготовления

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!