СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка лектория для родителей учащихся 1-4 классов по теме "Поощрение и наказание"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезной для учителей, психологов и классных руководителей. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка лектория для родителей учащихся 1-4 классов по теме "Поощрение и наказание"»

Лекторий для родителей учащихся 1 – 4 классов


Тема: «Система поощрений и наказаний в семейной педагогике»


Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных силах, создавать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.


Ход встречи


1. Вступление. Приветствие родителей, снятие напряжения.

Уважаемые родители, я очень рада приветствовать вас, и предлагаю всем встать в круг.

Станем дружно, вместе в круг,

я твой друг, и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНЕМСЯ!

Упражнение «Одно большое животное»

Представьте себе, что мы – одно большое животное.

Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох.

(Упражнение повторяется 3 раза)

Родители рассаживаются на стулья в круг.

Психолог читает стихотворение.

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

“Это к счастью,

Это к счастью!”

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

Это сделал я.

“Ты разиня,

Ты растяпа” -

Скажет мне семья.

Знакомая ситуация многим.


Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?


И начнем мы с вами с простой детской игры «Ты катись веселый мяч»


Ты катись веселый мячик

Быстро, быстро по рукам

У кого остановится

Тот на вопрос ответит нам…..

Вопросы (у кого остановился мяч, тот получает вопрос)

*Какие методы воспитательного воздействия Вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)

*Какие виды поощрения Вы используете в воспитании?

(Похвала, одобрение, подарки)

*Как Вы относитесь к наказанию детей?

*Как Вы относитесь к физическому наказанию?

*Какие меры наказания положительно влияют на ребенка? (справедливые, не унижающие достоинства ребёнка)

*Может ли наказание сформировать нежелательные черты характера ребенка?

*Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?


Упражнение «Измятое лицо» шаблон лица ребенка

Какими словами вы чаще всего ругаете ребенка?

Каждый из участников по кругу говорит слова и мнет «лицо», в конце шаблон разглаживается. Психолог обращает внимание на «шрамы», которые остаются не только на лице, но и в душе ребенка.

Упражнение «Ассоциации»

Родителям предлагается выбрать по одному флажку. Флажки: красные и синие, родители объединиться в две группы («синие», «красные»). Затем каждая группа получает свое задание. Задание. За что можно хвалить ребёнка и как. Оформляют на отдельных листах в два столбика.

А вторая, за что можно наказывать и как.

После выполнения упражнения выслушиваются примеры, обсуждаются конкретные случаи.

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение очень не просто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковременен.

У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.


Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать?


Какими должны быть наказания?


1. Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.

2. Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, не чувство униженности или ожесточенность несправедливостью и жестокостью. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.

3. Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Однако не следует, и затягивать его. Нужно дождаться отца с работы, дать ему перевести дух и только тогда, рассказав о, проступке в присутствии ребенка, сообщить ему, как он будет наказан. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.

4. Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

5. Наказывая ребенка, помните: наказания раскрывают систему ценностей родителей. Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

6. Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем — злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.



Какой должна быть похвала?


Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.


Когда, как и за что хвалить детей?

1. Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.

2. Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо. Он и так все поймет и примет как достойное лишь молчаливое одобрение, а лучше — родительскую гордость за него.

3. Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.

4. Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести, и он совершит безрассудство.

5. С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

6. Одобряется преодоление робким, страха, неуверенным — робости и нерешительности.

7. Сильного хвалят за значительное, слабого хвалят и за малое.


Наиболее тонкая и действенная похвала для всех — признание заслуг и успеха ребенка. Признание порождает доверие. Свидетельство признания успехов — заслуженное уважение. Ребенок тонко чувствует отношение к себе. Уважение ободряет его, порождает уверенность в себе, решительность. Оно усиливает чувство самоценности и достоинства, укрепляет отношения между родителями и детьми, чувство ответственности и самостоятельность ребенка.


Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнениями родителей по предложенным ситуациям. Каждая группа получает по 2 ситуации и разбирает их.

Ситуация 1. Одна мама рассказывает другой: « Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка»

Ситуация 2. Родители ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»

Ситуация 3. В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок, ученик 3 класса, резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, сын ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 4. В этой семье дети в конце недели отчитывались по результатам учёбы за недёлю. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег.

С языка некоторых родителей не сходят слова: « Я что сказал!», «Делай, что тебе говорят» и т.д.

Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнок должен повиноваться.

Заключение. Все встают в круг, передавая мяч, делятся своими впечатлениями.






Памятка «Искусство наказывать и поощрять»


1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.


2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.


3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.


4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.


5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.


6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.


7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.


8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!


9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:


• Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;


• Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;


• Упрямство – свидетельство желания быть независимым;


• Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;



Памятка родителям от ребенка


• Не балуйте меня, вы меня этим портите, я очень хорошо знаю, что не обязательно мне предоставлять все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.


• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.


• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.


• Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабить мою веру в вас.


• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».


• Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.


• Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Если вы будете это делать, то я буду защищаться, притворяясь глухим.


• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.


• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.


• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас большого беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.


• Не забывайте, что я не могу развиваться без внимания и ободрения.









9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!