СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка лидер-тренинга для старшеклассников "Здоровый образ жизни - мода или необходимость?!"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учеников старшего школьного возраста, в которой с помощью целого комплекса упражнений  ребята пытаются выяснить "Здоровый образ жизни сегодня  - это мода или необходимость?!". Форма работы: групповая. Работу группы сопровождает кейс ( пошаговые действия), куда они вносят свои результаты...

Просмотр содержимого документа
«Разработка лидер-тренинга для старшеклассников "Здоровый образ жизни - мода или необходимость?!"»

Осенняя сессия Районной очно-заочной школы «Эрудит»

для высокомотивированных детей и детей с выдающимися способностями


Конспект занятия творческой мастерской «Лидер»


«Здоровый образ жизни – это мода или необходимость?!»


Половинкина С.А. –

учитель МБОУ Пролетарской СОШ,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ГЦВР «Досуг»


Главным сокровищем жизни являются не земли,

которое ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел ...

Главным сокровищем жизни является здоровье,

и чтобы его сохранить, нужно много знать. 
Авиценна


Цель: формирование осознания ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей; актуализация ощущения важности здоровья и необходимости бережного и необходимого отношения к нему.

Задачи:

Обучающие:

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- формировать позицию признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья;

-  способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни, объяснить значение понятия «здоровье»;

- способствовать усвоению знаний о факторах риска на здоровье.

Развивающие:

- у подростков развитую концепцию самопознания;

- развивать личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

- позитивного отношения к себе, критической самооценки и к возможностям своего развития, возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять;

- адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

- ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;

- контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

- осознавать, что происходит с собственной личностью и почему, анализировать свое состояние;
- развивать критическое мышление, открытое, доверительное общение, восприятие информации, творческой атмосферы работы.

Воспитательные:

- воспитывать и формировать ответственное отношение к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека;

- воспитывать сопереживание к окружающим и понимать их, осознавать мотивы и перспективы их поведения;

- воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены;

- воспитывать культуру обмена мнениями.


Образовательные технологии: методики проблемного и развивающего обучения, кейс- метода.

Форма проведения: лидер -тренинг, кейс –стади.

Оборудование: ноутбук и мультимедийный проектор, видеоролик, кейс - папки, ручки, фломастеры.


Принципы педагогического подхода:

- партнерства, сотрудничества,

-творчества,

-прагматизма.


Ожидаемые результаты:

- позитивная социализация высокомотивированных детей в области здоровьесбережения;

- повышение статуса здорового человека;

- развитие организаторских, творческих, ораторских способностей учащихся;

- повышение и пропаганда духовно - нравственного самосознания учащихся.


Методические рекомендации (для достижения цели): учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.

Ход занятия:

Перед началом тренинга участникам предлагается выбрать бейджи понравившегося цвета и занять место в группе определенного цвета. Таким образом, формируются четыре рабочие групп. Каждая группа получает кейс – папки, которые, своего рода, являются Дорожными картами занятия.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ):


Руководитель:

Здравствуйте!

Что такое «Здравствуй?» -

Лучшее из слов,

Потому что «Здравствуй!»

Значит «Будь здоров!».

Здравствуйте, ребята!

А для чего люди здороваются? (Ответы)

- желают друг другу здоровья.

В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга. Как это делают в нашей стране? (Ответы)

- Эскимосы, приветствуя друг друга, потирают свой нос о нос друга.

- Японцы делают поклоны.

- Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, а левую руку они закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык.

И я сегодня очень рада видеть вас - веселых, бодрых, здоровых на нашем лидер - тренинге, который будет посвящен очень важной проблеме «Здоровый образ жизни – это мода или необходимость?!».


Упражнение «Дирижер оркестра»

Руководитель поднимает или опускает руки, участники аплодируют. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) участники хлопают в ладоши. Далее один из участников может выполнить роль ведущего (дирижера оркестра).


Руководитель: При встрече  мы здороваемся, т.е. желаем здоровья. Давайте возьмемся за руки  и пожелаем здоровья друг другу.

Говорят: «Самое ценное у человека – жизнь, 
Самое ценное в жизни – здоровье».
А как вы считаете? ( Ответы детей)


Я рада приветствовать вас на лидер -тренинге, который позволит нам расширить знания о здоровье и здоровом образе жизни и ответить на вопрос: здоровый образ жизни – это мода или необходимость?!

Неизвестно, кто, когда, но кто-то сказал слова, которые передаются нам и, которые мы передаем нашим потомкам: “Старайтесь каждый день, для каждого дела найти какое-то позитивное начало, поскольку от того настроения, с которым вы вступаете в день, или в какое-то дело зависят ваши успехи, а возможно, и неудачи”. Я желаю вам начать тренинг с хорошим настроением и получить от него удовольствие и хорошие результаты.

Упражнение “Три слова о себе” (страница кейса)
Чтобы настроиться на доброжелательные отношения, предлагаю начать со знакомства. Мы все имеем право на имя, так давайте скажем, как бы мы хотели, чтобы нас сегодня называли, а также охарактеризуем себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Упражнение “Река ожиданий” (страница кейса)
Идя на сегодняшнее занятие, каждый задавал себе вопрос: "А чего я ожидаю от тренинга?" Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего мероприятия. Озвучьте их, пожалуйста.
Участники озвучивают свои ожидания и размещают их на плакате “Река ожиданий”, прикрепив Берегу надежд.

Упражнение “Принятие правил работы в группах” (страница кейса)
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым будем работать в течение нашей встречи:
1.Общение на основе доверия.
2.Общение по принципу “здесь” и “сейчас” (говорить о том, что беспокоит именно сейчас).
3.“Я-высказывания” (я думаю, я считаю).
4.Искренность общения (нет желания высказаться откровенно, лучше промолчи).
5.Активное участие в происходящем (активно слушаем, смотрим, говорим; не замыкаемся, мы все время в группе, внимательны к окружающим).
6.Толерантность друг к другу (уважение, тактичность, терпение, сострадание, общительность, равенство, любезность, интеллигентность).
7.Работать “от” и “до”.
Согласны ли вы с такими правилами? Предлагаю принять их в целом.


ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Упражнение “Ассоциации” (страница кейса)
Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. Я предлагаю каждой команде записать в кейсах по три ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…
Участники перечисляют записанные слова-ассоциации.

Руководитель: в соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Предлагаю вам посмотреть видео "Здоровье и его виды".
Участники просматривают и обсуждают видео "Здоровье и его виды"

Руководитель: Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу здорового образа жизни.

Упражнение “Экспресс здоровья”
Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Вы узнали, что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.
У вас есть листочки со словами–ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово.
Участники прикрепляют листики со словами-ассоциациями к плакату с изображением паровоза с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье.


Упражнение “Ромашка здорового образа жизни” (страница кейса)
Что же такое здоровый образ жизни? (Ответы участников)
Здоровый образ жизни – это осознанное, активное отношение к собственному здоровью, аккумулирование определенных позитивных или нейтрализация негативных факторов, внешних и внутренних. Предлагаю вырастить ромашку, лепестки которой будут составляющими здорового образа жизни.


Упражнение “Стена вредных привычек” (страница кейса)
Что мешает нам вести здоровый образ жизни? (Ответы участников) 

На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения, могут превратиться в привычку. А что же такое привычка? (Ответыучастников)
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стена из кирпичиков. Запишите на них эти привычки.(Выполнение задания)
Руководитель: На пути человека стоит стена из вредных привычек, и только от него зависит, обойдет он ее или нет. А впоследствии и состояние его здоровья. Ведь, по мнению ученых на здоровье человека влияет очень много факторов: наследственность (20%), состояние здравоохранения (10%), окружающая среда (20%) и образ жизни (50%).


Упражнение «Марионетка»

Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается за­дание: два участника играют роль кукловодов - полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель кукловодов - перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать не­сколько «троек».

После выполнения упражнения обсуждается: что чувствовали уча­стники во время игры, когда были в роли куклы? Понравилось ли им быть куклой в чужих руках? Хотелось ли что-либо сделать самому? При­ятно ли быть в зависимости от чужой воли?

Руководитель обращает внимание участников на то, что большинство из них, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неудоб­но, дискомфортно.


Руководитель: Перечислите чувства, кото­рые вызывает у них понятие «зависимость». (Особенно обращается вни­мание на негативные ассоциации -страх, тревога).

Руководитель: Самое главное, уметь вовремя сказать «Нет!»


Упражнение  " Как научиться говорить "НЕТ!"

Цель: формировать навыки убедительно высказывать свою позицию по отношению к вредным привычкам и предложениям по приобщению к ним.

Руководитель: У каждого в жизни бывает ситуация когда нужно сказать "нет". Всегда ли человек может сказать это "нет", сказать так, чтобы окружающие поняли, что вас действительно нельзя уговорить.

Руководитель выбирает двух добровольцев (мальчика и девочку) для участия в ролевой игре и дает им лист бумаги с написанной инструкцией. Каждая инструкция состоит из диалога между мальчиком и девочкой и одной из предложенных ситуаций.

Мальчик: Чего ты боишься? Давай попробуем, все будет хорошо!
Девочка: Нет, я не хочу!


Ситуации:

  1. Пойти вместе на вечеринку

  2. Вместе попробовать наркотики.

Руководитель поясняет участникам, что они должны использовать слова только из приведенного диалога, ничего не добавляя от себя.

Потом пара разыгрывает свою ситуацию несколько раз, используя разные подходы: изменяя тон или тембр голоса, позы, жесты, мимику и т. д.

Пока игроки готовятся, предлагаю вам пройти круг "нет". Каждый из вас должен произнести свое твердое, решительное "нет"

После окончания ролевой игры руководитель ставит группе вопросы


Вопросы для обсуждения:

  • Какие приемы использовали "актеры", чтоб сказать "Нет"?

  • Всегда ли Вы верили в искренность тех, кто говорил "Нет"?

  • Когда именно Вы почувствовали, что все уговоры напрасны и участник (участница) диалога не согласится на предложение?

  • Что именно в поведении "актера" заставило Вас поверить, что "Нет!" действительно означает отказ?

В обсуждение ролевой игры важно обратить внимание участников на такие выводы: мы сами отвечаем за свои решения, за то, чтоб установить соответствующие нравственные границы. Частью этого процесса является умение говорить "Нет!", и это умение надо тренировать, чтобы быть готовым сказать "Нет!" тому, что может повредить твоему здоровью в реальной жизни.


Руководитель: Кто может твердо ответить «Нет!» - становится независимым человеком!

Задание: назвать синонимы к слову «независимость». После краткого обобщения сказанного делается акцент на позитивной окраске этого понятия (сила, уверенность, ответственность, решитель­ность, самостоятельность и т. д.).

Руководитель: А вы не хотите поразмышлять над своими привычками и понять, что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы.
Предлагаю тест.

Тест «Я и мое здоровье» (страница кейса)
Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Лучше при ответах быть откровенным Думая над ответами, применительно к некоторым утверждениям, мысленно подставляйте слова «как правило». Таким образом, если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».

1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы начинает болеть голова.
3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания.
5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Обработка результатов: за каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и посчитайте сумму.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если набрали от 7 до 10 баллов. Но вам все же лучше задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые влияют на ваш организм.


Упражнение "Путь здоровья" (страница кейса)

Цель: активизировать видение участниками того, что является здоровым образом жизни, в каких действиях и поступках он проявляется.

Каждая группа презентует свой "путь". Затем все варианты объединяются в один "путь".


Руководитель: Мы провели с вами замечательный тренинг о здоровом образе жизни. Я предлагаю вам вернуться к “Реке ожиданий”. Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания? (Ответы участников)

Упражнение “Река ожиданий” (страница кейса)
Участники делятся своими мыслями, если их ожидания оправдались, они перемещают кораблики к Берегу сбывшихся надежд


3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:


Упражнение “Ваше здоровье в ваших руках”
Руководитель: В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. “Живая она или мертвая?” – был следующий вопрос. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”
Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И я надеюсь, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Возьмите бабочки в руки – это ваше здоровье. Оторвите крыло у бабочки. Жалко. А это наше здоровье.
Кто надорвал крыло: вы видите, что если его и склеить на нём останется трещина так и ваше здоровье, если к нему не относится, бережно оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.

Надеюсь, сегодня вы сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Спасибо за активную работу!

 


 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!