Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каякентская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект внеклассного мероприятия
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тема: «Любители русского языка»
Учитель: Рамазанова Динара Магомедсаидовна
Тема внеклассного мероприятия: «Любители русского языка»
Цель: способствовать развитию интереса к изучению русского языка.
Задачи:
привлечь внимание к живому слову;
воспитывать уважение к родному языку, бережное отношение к родному слову; повысить общую языковую культуру;
развивать память, мышление, речь;
прививать аккуратность, внимательность, любознательность;
совершенствовать навыки коллективной работы.
Оборудование: аудиозапись или клип «Песня о русском языке», экран, ноутбук, презентация, звёздочки за правильные ответы, медаль «Знатоку русского языка».
Ход мероприятия:
Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались на «Турнир знатоков». Освоить русский язык – трудное дело. Сегодня мы в очередной раз убедимся в том, что изучать русский язык это не только необходимо, но и очень интересно.
Надеюсь, что вы не побоитесь трудностей на пути к знаниям. Наша Неделя русского языка поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словосочетанием «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.
Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!
Сегодня будут задания, которые потребуют от вас хороших знаний. Нам предстоит выяснить и выбрать лучших знатоков русского языка. В своей команде вы назовёте их сами.
Дети заранее разделены на 3 команды.
Учитель представляет членов жюри.
Конкурс 1. Разминка «Островок пословиц». (Слайды )
Я уверена, что вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы будем их вспоминать. Я называю начало пословицы, а команда должна продолжить.
(За каждую правильно названную пословицу – 1 балл. За дополнительные баллы можно предложить детям вспомнить ещё пословицы).
Не имей сто рублей…….а имей сто друзей. (Сл.5)
Сделал дело………гуляй смело. (Сл.6)
Что посеешь………..то и пожнёшь. (Сл.7)
Нет друга - ищи …………………а нашёл - береги. (Сл.8)
Маленькое дело………..лучше большого безделья. (Сл.9)
Слово - не воробей……..вылетит - не поймаешь. (Сл.10)
Красна птица пером……………..а человек умом. (Сл.11)
Конкурс 2. «Фразеологический зверинец». (Слайды )
Фразеологический оборот - свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску.
Примерами таких выражений в русском языке будут: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «валять дурака» и т.п.
Задание1.
-Многих людей сравнивают с животными.
-Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:
(Слайды )
2. Задание «Что это?» - для зрителей.
(Слайд )
Вставь названия частей тела в известные фразеологизмы.
(слайд )
Конкурс 2. ПЕЩЕРА ЗАГАДОК. (Слайды)
Задание 1. Разгадайте ребусы. (Слайд)
ТЕМ+НОЖ –Ж= ТЕМНО
ЩА+ (СТРЕЛКА ОБОЗНАЧАЕТ БУКВУ «В») +ЕЛЬ= ЩАВЕЛЬ
(Слайд )
ГОРА –А+И+ЗОНТ= ГОРИЗОНТ
ТЕ+ПЛОТ-Т= ТЕПЛО
Ответы: темно, щавель, горизонт, тепло.
Остановка «Гора восхождения»
Расположите слова от самого «горячего» к самому «холодному».
(Пекло, жарища, жара, тепло, прохлада, холод, мороз, стужа.)
Директор - директора, доктор – доктора, повар – повара, сторож – сторожа,
инженер – инженеры, шофёр – шофёры, трактор – тракторы, торт – торты.
Разгадайте ребусы (фразеологизмы) – для зрителей.
(слайд )
Ответ: два сапога пара.
Значение фразеологизма: так говорят о тех, кто стоит друг друга, один другого не лучше.
(слайд )
Ответ: малиновый звон.
Мастер на все руки – человек, умеющий делать практически всё,
Сидеть сложа руки – ничего не делать,
Брать в свои руки – принимать на себя руководство, управление чем-либо, брать на себя ответственность за что-либо.
Махнуть рукой – потерять всякий интерес, перестать обращать внимание на кого-то,
Чужими руками жар загребать - пользоваться результатами чужого труда.
Рисунки-подсказки (для зрителей).
(слайды )
К каждому рисунку надо подобрать фразеологизмы, подходящие к нему.
Подсказка: так говорят, когда мешают другим заниматься делами.
Подсказка: так говорят, когда люди постоянно враждуют между собой.
Подсказка: так говорят, когда человек смешно одет.
Подсказка: так говорят, когда произошла ссора между людьми.
Подсказка: так говорят, когда человек способен украсть, обмануть.
Подведение итогов (вручение медали «Знаток русского языка»)