СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка материалов для промежуточной аттестации по биологии для 8 классов по выбору в форме ОГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для промежуточной аттестации по биологии для 8 класса в форме ОГЭ по выбору особого статуса. На выполнение работы выделяется 2 академических часа. Оценка выставляется после 4 четверти и учитывается при выведении годовой оценки.

Просмотр содержимого документа
«Разработка материалов для промежуточной аттестации по биологии для 8 классов по выбору в форме ОГЭ»

Экзаменационная работа

по биологии 8класс



ВАРИАНТ 1



Инструкция по выполнению работы

Работа включает в себя 23 задания и состоит из трёх частей.

Часть А и В содержит 19 заданий с кратким ответом: 15 задания базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 4 задания повышенного уровня сложности, из которых В1 с выбором и записью трех верных ответов из шести, В2 на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), В3 на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов, В4 вставить пропуски в тексте.

Часть С содержит 4 задания с развернутым ответом, из них: 1развернутый аргументированный ответ на вопрос, 1 повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; остальные высокого уровня сложности: 1 на анализ статистических данных, представленных в табличной форме; 1 на применение биологических знаний для решения практических задач.

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа















Ответом к заданиям А1-А15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа





А1 Начальной частью рефлекторной дуги является

  1. рецептор

  2. рабочий орган

  3. вставочный нейрон

  4. чувствительный нейрон

А2 Какие кости в скелете человека соединены между собой полуподвижно?

  1. голени и стопы

  2. мозгового отдела черепа

  3. плечевая и лучевая

  4. позвонки позвоночника

А3 Благодаря работе створчатых клапанов в сердце человека

  1. артериальная и венозная кровь не смешива­ются

  2. кровь не попадает из желудочков в предсердие

  3. сердце сокращается автоматически

  4. кровь не попадает из аорты в левый желудочек

А4 К какой системе органов относится изображенный на рисунке орган

  1. к кровеносной

  2. к пищеварительной

  3. к выделительной

  4. к дыхательной

А5 Какие питательные вещества начинают перева­риваться в ротовой полости?

  1. жиры

  2. белки

  3. витамины

  4. углеводы

А6 Человек относится к классу Млекопитающие, так как имеет

  1. замкнутую кровеносную систему

  2. четырехкамерное сердце

  3. головной мозг, состоящий из 5 отделов

  4. диафрагму

А7 Какая структура почки обозна­чена на рисунке стрелкой?

  1. лоханка

  2. нефрон

  3. корковый слой

  4. пирамида мозгового слоя

А8 Проводниковый отдел зритель­ного анализатора представлен

  1. сетчаткой

  2. зрительным нервом

  3. зрительной зоной коры больших полушарий головного мозга

  4. колбочками и палочками

А9 Безусловные рефлексы у человека

  1. быстро исчезают

  2. не наследуются

  3. групповые

  4. индивидуальные

А10 Какое заболевание передается насекомыми?

  1. цинга

  2. грипп

  3. малокровие

  4. малярия

А11 Какую функцию выполняет слой кожи, обозначенный на рисунке стрелкой?

  1. защищает от проникновения жидкостей из внешней среды

  2. выделяет кожное сало

  3. смягчает ушибы, толчки

  4. синтезирует меланин



А12 Что из перечисленного относится к половой системе человека?

  1. тимус

  2. мочеточники

  3. яичники

  4. молочные железы

А13 Между позициями первого и второго столбцов таблицы существует взаимосвязь.

Вещество

Процесс

...

образование белков

Митохондрии

окисление веществ


Что следует вписать на месте пропуска?

  1. цитоплазма

  2. рибосомы

  3. лизосомы

  4. пластиды

А14 Определите по графику, в каком участке крове­носной системы человека кровь движется с наи­меньшей скоростью.

Изменение линейной скорости кровотока

2) в артериолах 4) в капиллярах


А15 Верны ли следующие суждения?

А. Кровь образована эпителиальной тканью.

Б. Железы образованы соединительной тканью.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

Ответом к заданиям В1-В4 является последовательность цифр


В1 Выберите три верных ответа. Что происходит в процессе клеточного дыхания?

  1. образование углеводов

  2. расщепление молекул воды

  3. поглощение кислорода

  4. расщепление глюкозы

  5. поглощение энергии света

  6. высвобождение энергии

В2 Установите соответствие между слоями кожи и их строением и функциями.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ:

  1. образован многослойным эпителием

Б) содержит много кровеносных сосудов

  1. образован соединительной тканью

Г) вырабатывает меланин

Д) в этом слое кожи синтезируется витамин D

Е) содержит большое количество рецепторов

СЛОИ: 1) эпидермис 2) дерма 3) гиподерма

В3 Установите последовательность расположения органов мочевыделения (сверху вниз)

  1. почка

  2. мочевой пузырь

  3. мочеиспускательный канал

  4. мочеточник

В4Вставить пропущенные термины в текст:
Свертывание крови- это защитная реакция организма от потерь крови. При ранении кровь выходит из сосуда, тромбоциты разрушаются и из них выделяется фермент-______(А). При участии этого фермента и ионов кальция растворимый в плазме белок- ___________( Б) превращается в нерастворимый-__________(В). Последний выпадает в виде тонких нитей, которые образуют сеть и задерживают лейкоциты и эритроциты. Образуется кровяной сгусток- ________(Г), закупоривающий сосуд.
1. фибрин

2. тромбин

3. миозин

4. миофибрилл

5. тромб

6. фибриноген

7. гемоглобин

8. миоглобин


Для ответов на задания С1-С4используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите вначале номер задания, а затем ответ к нему.

Ответы записывайте чётко и разборчиво.



С1 Что нужно сделать, если на кожу руки попала серная кислота?

С2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Внутренняя среда организма человека

Внутреннюю среду организма человека составля­ют три жидкости.

Лимфа не содержит эритроцитов и тромбоцитов, но в ней много лимфоцитов. По цвету она может быть прозрачной или мутной, бесцветной или беловатой. По составу лимфа схожа с кровью. Лимфа образует­ся из межклеточной жидкости, движется по системе лимфатических сосудов (проходя по пути сквозь осо­бые органы иммунной системы — узлы) со скоростью 0,25 мм/мин и впадает в крупные вены. За сутки в организме человека образуется около 2 л лимфы. К основным функциям лимфы относятся всасывание и переваривание продуктов пищеварения, отток тка­невой жидкости, перенос гормонов, обезвреживание антигенов (бактерий, вирусов, ядов) и др.

Кровь, в отличие от лимфы, содержит все виды форменных элементов. Кровь движется по замкнутой системе сосудов со скоростью от 0,5 м/с (в аорте) до 0,0005 м/с (в капиллярах). В организме человека содержится около 5 л крови. К основным функци­ям крови относятся перенос питательных веществ к тканям и органам, транспорт кислорода и углекис­лого газа, перенос гормонов, свертывание и образова­ние антител при попадании в кровь антигенов. Кроме того, кровь участвует в терморегуляции и поддержа­нии водно-солевого баланса в организме человека.

  1. Что входит в состав лимфы и как она образу­ется?

  2. Какие функции в организме человека выпол­няет кровь?

  3. Какой третий компонент входит в состав внут­ренней среды организма человека?

С3 Используя таблицу “Демографическая ситуация в России и Индонезии”, ответьте на следующие вопросы.

Возрастная группа, (лет)

Россия,

(млн чел.)

Индонезия, (млн чел.)

от 0 до 10

21

48

от 11 до 20

23

37

от 21 до 30

22

32

от 31 до 40

22

25

от 41 до 50

22

19

от 51 до 60

14

13

от 61 до 70

16

8

от 71 до 80

8

6

от 81 и старше

2

2


  1. В какой из стран демографический потенциал выше?

  2. Население какой из стран близко к простой за­мене численности одного поколения другим?

  3. Почему среди населения России группа от 51 до 60 лет имеет меньшую численность по срав­нению с остальными группами?




С4 10-летний Максим обедает в школьной столовой. Используя данные таблиц 1, 2 и 3 (см. Приложе­ние), рассчитайте калорийность обеда, учитывая, что Максим питается четыре раза в день. Предложите мальчику оптимальное по калорий­ности с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Максим обязательно закажет порцию картофельного пюре и апельсиновый сок.

В ОТВЕТЕ УКАЖИТЕ: рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; калорийность обеда, которая не должна превышать рекомен­дуемую; количество белков в рекомендуемых блюдах.



Экзаменационная работа

по биологии 8класс



ВАРИАНТ 2



Инструкция по выполнению работы

Работа включает в себя 23 задания и состоит из трёх частей.

Часть А и В содержит 19 заданий с кратким ответом: 15 задания базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 4 задания повышенного уровня сложности, из которых В1 с выбором и записью трех верных ответов из шести, В2 на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), В3 на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов, В4 вставить пропуски в тексте.

Часть С содержит 4 задания с развернутым ответом, из них: 1развернутый аргументированный ответ на вопрос, 1 повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; остальные высокого уровня сложности: 1 на анализ статистических данных, представленных в табличной форме; 1 на применение биологических знаний для решения практических задач.

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа















Ответом к заданиям А1-А15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа




А1 Какой признак сформировался у человека в связи с прямохождением?

  1. большой палец кисти стал хорошо развит и противопоставлен остальным

  2. мозговой отдел черепа стал преобладать над лицевым

  3. позвоночник приобрел изгибы

  4. появилась сводчатая стопа

А2 Замедление обмена веществ, отечность, сниже­ние артериального давления наблюдаются у че­ловека при нехватке гормонов

  1. щитовидной железы

  2. гипофиза

  3. половых желез

  4. мозгового слоя надпочечников

А3 Какой буквой обозначены на рисун­ке мышцы, отвечающие за круговые движения нижней конечности?

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. Г

A4 Кровь выполняет регуляторную функцию благодаря наличию в ней

  1. ферментов

  2. лейкоцитов

  3. агглютиногенов

  4. гормонов

А5 Голосовые связки у человека расположены в

  1. легких

  2. гортани

  3. трахее

  4. носоглотке

А6 Какой буквой на рисунке обозначена аорта? А

  1. А

  2. Б

  3. В В

  4. Г

А7 Примером процесса диссимиляции в организме человека является

  1. окисление глюкозы до углекислого газа и воды

  2. синтез белков в клетке

  3. поступление кислорода в клетки путем диф­фузии

  4. пережевывание пищи

А8 Преобразование световой энергии в нервные импульсы происходит в

  1. сетчатке

  2. стекловидном теле

  3. хрусталике

  4. роговице

А9 Структуры, изображенные на рисунке, находятся в

  1. легких

  2. печени

  3. почках

  4. поджелудочной железе

А10 Примером условного рефлекса у человека явля­ется

  1. чихание при вдыхании резко пахнущих ве­ществ

  2. заучивание стихотворения наизусть

  3. отдергивание руки от горячего чайника

  4. катание на коньках

А11 Образование желчи происходит в

  1. поджелудочной железе

  2. печени

  3. надпочечниках

  4. желчном пузыре

А12 Какие функции выполняет эпидермис?

  1. рецепторную и защитную

  2. защитную и регуляторную

  3. регуляторную и выделительную

  4. выделительную и рецепторную

А13 Изучите график зависимости массы головного мозга у людей от возраста (по оси х отложен возраст, а по оси у-масса головного мозга в гр.)Какое из описаний наиболее точно отражает данную зависимость в указанном отрезке жизни?

  1. в первые годы жизни резко растёт, а потом остаётся постоянной

  2.  в первые годы жизни резко растёт, а потом рост становится плавным 

  3. плавно растёт на данном отрезке жизни 

  4. в первые годы жизни плавно растёт, после чего плавно снижается

А14 Между позициями первого и второго столбцов таблицы существует взаимосвязь.

Объект

Процесс

...

передача импульса в ЦНС

Лейкоцит

фагоцитоз


Что следует вписать на месте пропуска?

  1. рецептор

  2. чувствительный нейрон

  3. двигательный нейрон

  4. вставочный нейрон

А15 Верны ли следующие суждения о строении почек человека?

А. Структурно-функциональной единицей почек является нефрон.

Б. В капсуле нефрона происходит образование вторичной мочи.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны


Ответом к заданиям В1-В4 является последовательность цифр


В1 Выберите три верных ответа. Что происходит в процессе клеточного дыхания?

  1. образование углеводов

  2. расщепление молекул воды

  3. поглощение кислорода

  4. расщепление глюкозы

  5. поглощение энергии света

  6. высвобождение энергии

В2 Установите соответствие между слоями кровеносными сосудами и их особенностями.

ОСОБЕННОСТИ:

А) обеспечивают ток крови от сердца

Б) обеспечивают ток крови к сердцу

В) стенка трёхслойная, имеются клапаны

Г) давление крови низкое

Д) стенка трёхслойная, клапанов нет

Е) давление крови высокое

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ:

  1. артерии 2) вены

В3 Установите последовательность расположения органов пищеварения (согласно следованию пищи)

  1. толстый кишечник

  2. желудок

  3. 12-перстная кишка

  4. пищевод

В4 Вставить пропущенные термины в текст: Процесс усвоения организмом веществ и образова­ния из них более сложных органических веществ на­зывается ______(А). Противоположный процесс, который характеризуется распадом органических веществ до более простых, называется ______(Б). Нервные центры, регулирующие обмен веществ у человека, расположе­ны в ______ (В). С помощью биологически активных ве­ществ происходит______ (Г) регуляция обмена.

  1. симпатический отдел

  2. пластический обмен

  3. промежуточный мозг

  4. энергетический обмен

  5. мозжечок

  6. метаболизм

  7. гуморальная

  8. нервная


Для ответов на задания С1-С4используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите вначале номер задания, а затем ответ к нему.

Ответы записывайте чётко и разборчиво.


С1 Какую доврачебную помощь нужно оказать пострадавшему при венозном кровотечении?

С2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Витамины

В 1911 г. польский ученый К. Функ выделил в кристаллическом виде вещество, излечивающее от последствий болезни бери-бери (возникает при ави­таминозе В,). Это вещество он назвал “vitamine” (от латинского “vita” — жизнь и английского “amine” — содержащий азот). В дальнейшем было открыто более 20 витаминов. Было выяснено, что большинство из них не синтезируется в организме.

По результатам исследований известно, что все витамины делятся на две большие группы. Первая группа — водорастворимые. К ним относятся вита­мины групп В и Р, а также витамин С. Вторая груп­па — жирорастворимые витамины A, D, Е, К и F. Они так названы, потому что лучше всего усваиваются под воздействием животных и растительных жиров.

Витамин D содержится в продуктах животного происхождения (рыбий жир, икра, сыр, яйца и др.). Это один из немногих витаминов, способных синте­зироваться в организме человека. Образуется в коже под воздействием солнечных лучей. При недостатке витамина D у человека развивается рахит, при кото­ром нарушается минерализация и образование ко­стей (это заболевание особенно опасно для детей).

Витамин С (аскорбиновая кислота) был впервые выделен в чистом виде в 1923 г. из лимонного сока. Он не вырабатывается в организме человека и дол­жен ежедневно поступать с продуктами питания растительного (цитрусовые, ягоды, капуста, щавель, петрушка) и животного (говяжья печень, почки) про­исхождения. Витамин С повышает иммунитет, помо­гает бороться с инфекционными заболеваниями, спо­собствует заживлению ран и т.д. При недостатке этого витамина нарушается работа всего организма челове­ка, развивается цинга.

Роль витаминов очень велика, поскольку они вхо­дят в состав ферментов, гормонов и других биологически активных веществ, с помощью которых осущест­вляется нормальное функционирование организма человека.

  1. Почему недостаток витаминов в организме че­ловека вызывает нарушения в обмене веществ?

  2. Какой витамин и при каких условиях образует­ся в коже человека?

  3. Почему большинство витаминов должно посту­пать в организм человека вместе с пищей?

С3 Используя таблицу “ Работа сердца у тренированного человека и нетренированного человека”, ответьте на следующие вопросы.



Табл. Работа сердца у тренированного человека и нетренированного человека

1) У какого человека больше изменяется частота сердечных сокращений при нагрузке?

2) На сколько см3 изменяется объём выбрасываемой крови за одно сокращение у тренированного человека и нетренированного человека в покое и при работе?

3) За счёт чего сердце тренированного человека работает более экономно при физических нагрузках?


С4 Наталья занимается в школьной секции гимна­стики. После тренировки она обедает в школьной столовой.

Используя данные таблиц 1и4 (см. Приложение), предложите Наталье оптимальное по калорийно­сти с максимальным содержанием белков меню из перечня блюд и напитков, для того чтобы компен­сировать энергозатраты во время полуторачасо­вой тренировки. При выборе учтите, что Наталья обязательно закажет овощной салат.

В ОТВЕТЕ УКАЖИТЕ: энергозатраты Натальи во время тренировки; рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; калорийность обеда, которая не должна превышать энергоза­траты во время тренировки; количество белков в рекомендуемых блюдах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!