СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка мероприятий по экологическому воспитанию учащихся начальных классов и среднего звена "Игровые моменты в экологическом воспитании школьников"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная работа по экологическому воспитанию школьников

Просмотр содержимого документа
«Разработка мероприятий по экологическому воспитанию учащихся начальных классов и среднего звена "Игровые моменты в экологическом воспитании школьников"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Никольская средняя общеобразовательная школа











Игровые моменты в экологическом воспитании школьников 1-9 классов






Разработала:

учитель биологии и

химии

Бахирева Оксана

Николаевна










с. Никольское

2021 год


Аннотация

Вопросы экологического воспитания в современное время актуальны. В конкурсной работе раскрыты задачи и принципы экологического воспитания, перечислены формы работы с детьми разного возраста. Задачи по экологическому воспитанию эффективнее решаются при сочетании работы на уроках и во внеурочное время.

Основная часть работы включает разработки мероприятий для учащихся начальных классов и среднего звена. Предложены описание игр для учащихся начальных классов «Ключевые слова», «Волки и зайцы», «Скакалка», «Последняя буква», «Экспедиция» и др.

Для младшеклассников разработана экологическая викторина «Природа – мой дом», она углубляет и закрепляет знания о природе, построена с использованием краеведческого материала. Включает следующие этапы: разминка, отгадай загадку, вопросы о растениях, вопросы о животных, вопросы, связанные с Хабыкским бобровым заказником.

Для учащихся 7 класса предназначено следующее мероприятие – птичий КВН. Рекомендую проводить в начале апреля, отмечая день Птиц. КВН включает конкурсы: приветствие, пантомима, викторина, угадай меня, орнитологическая эстафета, конкурс пословиц и поговорок, конкурс художников. КВН развивает сообразительность, логическое мышление, чувство товарищества.

Для 9 класса разработан урок – тренинг «Бросим природе спасательный круг», который рекомендую провести ко дню Земли 22 апреля. В тесном кругу учитель говорит об угрожающей опасности, о приближении экологической катастрофы на планете Земля. Своим проникновенным рассказом учитель должен затронуть душу ребят, побудить их к стремлению защитить природу, сохранить планету голубой и зеленой, без черных пятен на своём теле.

«Вода – источник жизни на Земле» для 7 класса. Это внеклассное мероприятие расширит знания подростка об одном важном факторе неживой природы, без которого нет жизни на Земле. Два ученика в форме диалога расскажут о свойствах воды. Два ведущих поведут разговор о значении воды, о пресной воде, о реке Енисее, её экологических проблемах. Поднятые экологические проблемы должны воспитывать чувство бережного отношения к воде.












В современное время, в век нарушения биологического равновесия в природе, среди глобальных жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели проблемы экологии. Экологическая задача состоит в том, чтобы ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, почве, в воде и жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.

В становлении экологического сознания большую роль играет школа, которая должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты. Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Важно раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой, научить чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле.

Задачи экологического воспитания:

  1. Расширить представления детей об экологических законах.

  2. Повысить интерес к природе.

  3. Воспитать гуманное отношение к окружающей среде.

  4. Пробудить желание участвовать в природоохранных мероприятиях.

  5. Пропагандировать экологические идеи.

Принципы организации экологического воспитания школьников:

  1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

  2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

  3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

  4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.



Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.



В результате реализации плана по экологическому воспитанию школьников будут заложены основы сознательного отношения к природе, понимания взаимосвязи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни от воздействия внешних факторов деятельности человека. Дети станут добрее, овладеют навыками ухода за растениями и птицами.


Особое внимание нужно уделять изучению природы своего родного края, общению с ней. Это позволит увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения

Задачи по экологическому воспитанию будут эффективнее решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой

Внеклассные экологические мероприятия в школе должны проводиться обязательно. Ведь это отличный способ, посредством которого преподаватели могут оказывать на школьников воспитательное воздействие в интересной для них форме

Его цель – сформировать у детей негативную нравственную оценку нарушений человека, наблюдаемых в сфере природы, а также выработать отрицательное отношение к безответственному и бездумному отношению, испытываемому людьми к нашей среде обитания






























На уроках и внеурочных занятиях можно проводить экологические игры. В нашей школе игры проводим на переменах, в группе продлённого дня, на летней оздоровительной площадке. Приведу несколько игр на экологическую тему.

Последняя буква

Дети образуют круг. Ведущий называет какое–нибудь животное (растение) и указывает на кого-либо из ребят, стоящих в кругу. Тот должен назвать другое животное (растение), начинающееся с последней буквы предыдущего животного (растения). Стоящий далее в кругу игрок придумывает название другого животного, начинающего с последней буквы второго и т. д. Кто не может придумать название животного, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, он победитель



Скакалка

Игроки по очереди прыгают через скакалку и на каждом обороте скакалки говорят: « Я знаю одно название растения. Берёза -один.»

Продолжая прыгать через скакалку говорит, что знает два названия растения и называет их. Затем три, четыре и т.д. до десяти. Если пропускает прыжок без слов, то далее прыгает другой игрок.

Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не выполнит полностью задание, назвав десять названий растений. Можно продолжать играть, называя животных.

Скакалка по другому.

Ведущий заранее оповещает игроков, что они будут прыгать через скакалку и на каждом обороте называть растения. На первом этапе называют только название деревьев, на втором – кустарников, на третьем – цветов, на четвёртом – грибов, на пятом – ядовитых растений, на шестом – ядовитых грибов, на седьмом - лекарственных растений.

Даётся время на запоминание и подготовку к игре.

Игроки по очереди проходят этапы игры. Ведущий или жюри ведут учет баллов всех участников игры (по количеству правильно названных растений). Определяется победитель

Пантомима

Играющие становятся по кругу. Один становится в центр круга и ему ведущий потихоньку называет животное. Теперь он должен изобразить при помощи мимики и жестов это животное. Остальные участники по очереди угадывают это животное. Кто угадает, тот становится в центр круга и изображает другое животное, которое ему называет ведущий.

Побеждает тот игрок, чьи пантомимы распознали быстрее.

Волки и зайцы

Для игры выбирают одного волка, остальные становятся зайцами. Задача волка – поймать зайцев, задача зайцев – убежать от волка. У зайцев есть палочка-выручалочка в виде мяча. У кого из зайцев в руках мяч, того волк не имеет право схватить волк. Поэтому, когда волк настигает какого-нибудь зайца, задача зайца с мячом – успеть перебросить этому зайцу мяч, чтобы волк не успел его до этого схватить.

Пойманным считается заяц без мяча, которого успел коснуться волк или тот заяц, который бросил мяч, но волк успел перехватить или дотронуться до мяча. Пойманный заяц становится волком, а волк зайцем. Игру лучше проводить на ровной площадке или в спортзале. Игроки не имеют право выбегать за пределы площадки.

Сыграем роли животных

Зачитывается текст сказки про животных и предлагается игрокам распределить роли героев сказки.

После распределения ролей сказка прочитывается ведущим ещё раз, чтобы затем игроки смогли воспроизвести его по ролям. Игра может повторяться несколько раз , пока все игроки не пройдут через какую – нибудь роль.

Ключевые слова.

Игроки разбиваются на две команды. Каждой команде предлагается какое-нибудь ключевое слово, например, муравей, браконьер, пчела. Первый член команды его повторяет, каждый следующий член команды повторяет данное его команде слово и добавляет своё слово, обязательно существительное, связанное с первым, например, муравей, сила, кислота, тля.

Члены другой команды по этим существительным составляют рассказ или историю. Выигрывает та команда, которая составила более интересную историю.

Экспедиция.

Участники разбиваются на группы по 4-6 человек. Каждой группе выдаётся карта маршрута движения по окрестности села ( на речку, пруд, по улицам села, за околицу).

Совершая экспедицию по заданному маршруту члены команды отмечают места загрязнения, свалки, мусор в неположенном месте, вырубка или повреждение деревьев и кустарников.. побеждает та команда, которая была более внимательна при обходе указанной местности, которая более полно отобразила экологическую обстановку села и окрестности села














Экологическая викторина «Природа – мой дом»

Цель: в форме экологической викторины обобщить, закрепить и углубить знания учащихся начальной школы.

Задачи:

    1. Воспитывать любовь к своему дому – родной природе;

    2. Обобщать знания учащихся о растительном и животном мире нашего края;

    3. Воспитывать чувство товарищества и уважения к партнёрам и соперникам по игре;

    4. Развивать память, сообразительность, логическое мышление;


Участники викторины делятся на две команды

  1. Разминка

Вопросы задаются по очереди каждой команде

  1. Из веток каких деревьев делают веники для бани? (береза, дуб)

  2. Какие животные могут вылезать из кожи? (змеи)

  3. Какие камни в море? (мокрые).

  4. Какому дереву дети очень рады один раз к году ? (ель)

  5. Кто над нами вверх ногами? (мухи)

  6. Какого цвета хамелеон? (разного)

  7. Какая змея наших мест ядовитая? (гадюка)

  8. Он заканчивает неделю (воскресенье)

  9. Рыжая плутовка (лиса)

  10. Каркуша – это (ворона)

  11. Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)

  12. Белые хоромы, а красные опоры (гусь)

  13. Первый весенний цветок (подснежник)

  14. Что есть у сосны, тополя, а у берёзы нет (буква о)

  15. Какой зверь любит мед? (медведь)

  16. Что делает ящерица зимой?(спит)

  17. Сколько ног у насекомого (6)

  18. В названии какой птицы наших мест есть цифра 3 (стриж)

  19. Какую часть дерева очень боялись ученики в школе (ветки, из них делали розги)

  20. Первые весенние птицы (грачи)

  1. Отгадай загадку

  1. Не зверь , не птица, а нос как спица (комар)

  2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами (сено)

  3. В огне не горит и в воде не тонет (лёд)

  4. Во дворе переполох с неба сыплется горох (град)

  5. Скатерть белая весь мир одела (снег)

  6. Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

  7. Рыжая шалунишка грызёт ловко шишку (белка)

  8. Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)

  9. Растение видное, а прозвище обидное (лопух)

  10. Лик пахучий, а хвост колючий (роза)

  1. Вопросы о растениях

  1. Назовите 5 лекарственных растений нашей местности

  2. Назовите три растения, которые можно использовать для заварки чая

  3. Из древесины какого дерева делают спички (осины)

  4. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву (лиственница)

  5. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними (они моложе)

  6. Почему в сосновом лесу мы видим много сосновых сучьев, а в еловом еловых меньше (сосна светолюбивое дерево. Если ветки сосны мало получают света, они отмирают)

  7. Плоды каких кустарников в нашей местности богаты витамином С (черная смородина, шиповник)

  8. Почему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают (в лесу нет солнца и ветра, без ветра испарение замедляется)

  9. Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые ёлочки, а в еловом лесу молодых сосенок не увидишь? ( ель теневынослива, а сосны светолюбивы)

  10. Древесина какого дерева более устойчива против гниения (лиственница)

  11. Как часто меняется хвоя у сосны (через 2-3 года)

  12. Из древесины какого хвойного дерева делается посуда, в которой долго не прокисает молоко? (из кедровой сосны)


  1. Вопросы о животных

  1. Кто спит вниз головой (летучая мышь)

  2. След какого хищника похож на человеческий (медведя)

  3. Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег (тетерев, рябчик)

  4. У кого ухо на ноге ?( у кузнечика)

  5. Какая птица нашей местности летает быстрее всех (стриж)

  6. Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву (гибнет)

  7. У какого животного самое плохое зрение (крот)

  8. Самый крупный хищник нашего края (белый медведь)

  9. Какая птица нашей местности не имеет своей песни, а подражает другим пернатым?( скворец)

  10. Что страшней для птиц: голод или холод? (голод)

  11. В названии этого животного есть продукт полученный от насекомого (медведь)

  12. Сколько ног у паука (восемь)

  13. Какая рыба вьёт гнездо (колюшка)

  14. Умеют ли слоны плавать? (да и даже полностью погружаются в воду)

  15. Какая самая большая птица в мире (африканский страус)

  16. Какое животное бегает, прыгает и даже боксирует (кенгуру)

  17. Она похожа на тетрадь по русскому языку (зебра)

  18. У каких птиц крылья покрыты чешуёй (у пингвинов)


Наше село расположено на территории Хабыкского бобрового заказника. В этом заказнике обитают разнообразные животные. О них вопросы.

  1. Какое животное строит хатку? (бобр)

  2. Какое животное кормят ноги ?(волка)

  3. Почему медведь не может зимой поймать козу или лося ?(спит)

  4. Каким животным помогает хвост при передвижении ? (белка, лиса)

  5. Какая кошка зимой бегает по лесу? (рысь)

  6. Какого животного называют санитаром леса? (волка)

  7. В лесу зимой сугробы. А из сугробов пар идёт. Почему? ( берлога медведя )

  8. У какого зверя детёныши рождаются зимой? (у медведицы)


А теперь вопросы, на которые требуется не однословный ответ

  1. Почему в жару собака высовывает язык? (у собаки на теле нет потовых желёз, через язык идёт охлаждение)

  2. Почему нельзя руками трогать яйца в гнёздах? ( птицы бросят это гнездо)

  3. В какой стране корова считается священным животным? ( в Индии. Там запрещено коров убивать на мясо. Если корова бросает давать молоко, её просто выгоняют со двора. Если на улице дождь или холодно, корова может зайти в дом, в магазин . Её никто не выгонит)

  4. Зачем улитке рога? ( это её щупальца, на которых есть обонятельные, осязательные клетки и на концах расположены маленькие глазки)

  5. Почему свиньи валяются в грязи? ( Для борьбы с различными паразитами кожи. Они регулируют температуру тела, высохшая корочка из грязи предохраняет организм от обезвоживания, а нежную кожу от солнечных ожогов)

  6. Зачем в клетку с попугаем помещают зеркало? ( эти птицы не могут жить в одиночестве, от скуки могут даже заболеть. В зеркале они видят «друга» и могут часами общаться с ним).

  7. Что такое панты :

А) часть упряжки Б) рога оленя В) кожа

( панты – это неокостеневшие рога пятнистых оленей и маралов. Они используются в медицине. Из рогов готовят лекарство пантокрин)

  1. Что такое левретка?

А) часть женской одежды Б) собака В)головной убор

(это короткошерстная борзаяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя4 этих собак разводили еще в древности, мумии этих собак обнаружены при раскопках многих гробниц. Изображение левреток встречается на древних папирусах)

Подведение итогов игры - викторины





























Птичий КВН.


Цель: углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе родного края, экологическое образование и воспитание. 


Готовятся две команды из 7 класса, выбирают капитанов. Команды готовят плакаты, рисуют эмблемы, готовят костюмы и номера художественной самодеятельности.


Программа КВН.


  1. Ведущий представляет команды

  2. Приветственное слово команд

  3. Разминка капитанов

  4. Конкурс художников

  5. Орнитологическая эстафета

  6. Конкурс – пантомима

  7. Конкурс «Угадай меня»

  8. Конкурс – викторина

  1. Конкурс пословиц и поговорок

  2. . Домашнее задание

  3. Подведение итогов


Команды поднимаются на сцену, выстраиваются напротив друг друга, жюри занимает свое место. Ведущий представляет команды и жюри.



Приветствие 1 команды


Вновь собрался клуб весёлых

И находчивых друзей

Наш девиз: «Остроты, шутки, смех –

И никаких гвоздей

О КВНе мы узнали

Скорее в класс все прибежали

Стали думать и гадать

Как команду нам назвать?


100 названий перебрали

Не подходит ни одно

Это сотни раз слыхали

Это тоже уж старо.



И кто- то крикнул вдруг на сцене:

« Хватит братцы нам гадать

Команду в птичьем КВНе

Надо аистом назвать»

Слово аист расшифруем

Больших загадок в слове нет

Активным и смелым товарищам

(вся команда хором)

Наш дружеский привет

Соперников наших мы знаем

Удачи желаем мы им

Но твердо жюри заверяем

В обиду себя не дадим

Мы будем бороться на равных

Пора наши шпаги скрестить

Мы видим болельщиков славных

Жюри, уж судить, так судить


Приветствие 2-ой команды

Мы ребята не простые,

Остроумны, веселы

Если только захотим мы

Ох, достанем до Луны

Но сегодня мы решили,

До Луны не доставать

И пришли на КВН мы

Чтобы силу показать

Мы смекалку очень любим,

Ей готовы жизнь отдать

На вопросы все мы будем

Ох, по порядку отвечать.

Жюри наше дорогое,

Мы попросим очень вас,

Не судите очень строго

Ох, пожалейте вы хоть нас

Мы сейчас вам заявляем

И не в шутку, а всерьёз

Если только проиграем

Ох, потекут ручьи из слёз

Мы ждём, не дождемся сраженья

И баллов тревожащий счёт

Не бойтесь друзья пораженья,

Нас в бой капитан поведет




Разминка капитанов


  1. У какой птицы клюв похож на гитару? (у колпицы)

  2. Какая птичка может летать хвостом вперёд? (колибри)

  3. Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? (в полёте)

  4. Какие птицы не летают? (пингвины, киви, страусы, эму)


  1. У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?(у лирохвоста)

  2. Какая птица своей простой песней раньше других пернатых предвещает приход весны? (ворона серая)

  3. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

  4. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева. рябчики, куропатки)


Конкурс художников


От каждой команды участвуют по одному участнику, они рисуют необычную птицу, состоящую из фрагментов разных птиц



Орнитологическая эстафета


Команды называют птиц по очереди: ласточка – аист – турухтан и т.д.


Конкурс - пантомима

по басням Крылова « Кошка и соловей», «Волк и журавль»

Задание: прочитать басню и изобразить её пантомимой



Конкурс «угадай меня»


  1. Мне не стройте домики. У меня клюв как долото и я всегда себе сам выдалбливаю отличное жилище. А после меня в нём живут другие мелкие птички, кто я? (дятел)

  2. Я не имею такого крепкого клюва как дятел, я обязательно поселюсь в домике. Который вы мне построите, а за это буду каждый день ловить по 100 мух и комаров, чтобы они вас не кусали. Хоть я очень маленькая, но аппетит у меня большой. (мухоловка-пеструшка)

  3. Я не певица, но людям дорога. Я помню в детстве съедала каждый день 30 кузнечиков, 45 личинок бабочек капустницы, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов, 3 куколки бабочки, 4 паука. (кукушка)

  4. Меня все знают. Всю зиму я прокормился в ваших краях рябиной и семенами сорных растений, а теперь улетаю к себе на север. Скоро и там будет весна.(снегирь)

  5. Я великолепно ориентируюсь, умею вернуться с любого места кормёжки или водопоя. Я провожу в полёте много часов подряд и иногда развиваю скорость до 100км/час. Меня раньше использовали как почтальона кто я? (голубь)

  6. Я один из самых замечательных певцов. Моё пение часто сравнивают с пением соловья, но в отличие от соловья в моём пении не услышишь щёлканья и раскатов его кто я? (дрозд певчий )


Конкурс – викторина


  1. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (стрижи)

  2. Назовите самую маленькую птицу (колибри)

  3. Какая птица может ползать по стволу дерева вниз головой (поползень)

  4. Какая птица ходит под водой (оляпка)

  5. Какие птицы наших мест не высиживают яйца ( Кукушка)

  6. Какая птица степей самая большая (дрофа)

  7. Какая птица состоит из 4 десятков гласных букв (сорока)

  8. Тушка какой птички долго не перегнивает (клест)

  9. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй (пингвин)

  10. У какой птицы самый длинный язык (у дятла)

  11. Какая птица переносит птенцов в лапках? (вальдшнеп)

  12. Какие птицы самые дальнозоркие? (грифы)

  13. Какая наша птица поёт хвостом? (бекас)

  14. Какая птица носит фамилию писателя? (гоголь)

  15. Какая птица делает самый дальний перелёт? (полярная крачка)

  16. Какая птица лает, как собака? (самец белой куропатки)

  17. Какие куры являются прародителями наших современных домашних? (банкивский петух и кустарниковая курица)

  18. Какая птица носит название танца? (чечётка)

  19. Какая птица носит название корабля? (фрегат)

  20. Какая маленькая птичка выкармливает своих птенцов рыбой? (зимородок)


Конкурс пословиц и поговорок

Ведущий зачитывает начало пословицы, команда продолжает её

  1. Всяк кулик свое болото хвалит

  2. Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала

  3. Где курицы - красавицы, там и петухи - молодцы

  4. Как одна сорока хвост задерет, то за нею и все

  5. Мала ворона, да рот широк

  6. Мокрая курица, а тоже петушится

  7. Мал соловей, да голос велик

8.Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

9. Цыплят по осени считают

10. У каждой пташки - свои замашки.

11. Соловей берёт пением, а человек умением.

12. В одних перьях всю жизнь не проходишь.


Домашнее задание

Команды выступают с номером художественной самодеятельности

Подведение итогов после каждого конкурса

В перерывах между конкурсами проводится игра со зрителями.

Игра со зрителями

  1. Какие птицы летают быстрее других? (Стрижи до 144км в час)

  2. Гнёзда каких птиц можно увидеть на крыше украинских хат (аистов)

  3. Бывают ли съедобные гнёзда птиц (салангана)

  4. Что такое лоток и леток?

  5. Почему стрижи не садятся на землю? (короткие ноги и длинные крылья)

  6. Какие по форме яйца и куда откладывают их кайры? ( грушевидной формы, на скалы)

  7. Почему сорные куры не насиживают яйца?

  8. Есть ли у птенцов зубы? для чего они? (да, для разбивания скорлупы при вылуплении из яйца)

  9. Птенцы каких птиц достают корм прямо из зоба родителей? (пеликаны, бакланы)

  10. Назовите самых маленьких и самых крупных птиц нашего края (королёк и дрофа)

  11. Какая птица ударом ноги может убить человека ?( Страус)

  12. Отличаются ли кости пингвинов от костей других птиц? (они тяжелее)

  13. Дышат ли птенцы в яйце?

  14. У большинства животных зубы располагаются в ротовой полости, а про птиц говорят, что они у них в желудке? Почему?

  15. «Ест мало как птичка» правильно ли так говорят? На сколько обосновано это?

  16. О пользе воробья сложились противоречивые мнения. Так полезная эта птица или вредная?

  17. Когда температура у птиц выше: зимой или летом?

  18. Какое значение в жизни птиц имеет их пение весной?

Общее подведение итогов игры




Урок – тренинг «Бросим природе спасательный круг»



Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой

Задачи:

  1. Воспитывать чувство ответственности за происходящее в окружающем мире

  2. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

  3. Побудить детей к стремлению сделать все необходимое, чтобы сохранить нашу планету голубой и зеленой

Оборудование: бумага, клей, фломастеры, цветные карандаши, свеча ,спички.

Ход урока

Учащиеся сидят на стульях в кругу вместе с учителем. Звучит легкая музыка.

Учитель: добрый день, ребята!. Я рада вновь видеть вас на своём уроке. Этот урок необычный. Это урок – психологический тренинг «Бросим природе спасательный круг»


Всё человечество и каждый из нас – часть природы. Наше самочувствие, жизнедеятельность, наше здоровье в значительной степени определяется состоянием природы. Природа обеспечивает нашу жизнь: даёт одежду, пищу, энергию, строительный материал. Но человек берёт, а точнее отбирает у природы миллиарды тонн веществ и материалов на свои нужды. Осознаём ли мы, что кладовые Земли не бесконечны, что мы не имеем право брать и брать у неё всё: воду, газ, уголь, древесину, нефть. Когда же мы будем платить ей за это не мусором, вырубленными лесами, грязными реками, а любовью и помощью. За последние десятилетия состояние природы, экологии резко ухудшилось. Природа как будто взбунтовалась против варварского к ней отношения. Происходит истребление растительного и животного мира; скорость вымирания видов животных с течением времени неуклонно возрастает, достигнув наибольшей стремительности за последние 1,5 столетия.

Земля находится в большой опасности, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы. И виноваты в этом мы, люди, наше безразличие к природе.

В Новосибирске проходила научная конференция экологов, где присутствовали ученые из разных стран мира. Всех заинтересовало выступление японского ученого профессора Ли. Он рассказал о том, что приборы зафиксировали импульсы, похожие на стоны, крики о помощи нашей планеты. Это стоны и просьба спасти её. Земля посылает землянам сигнал SOS. Это международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей. Теперь мольбу о спасении издает издаёт Земля.

Наша задача, обязанность не только услышать, но и сделать всё необходимое для того чтобы спасти, сохранить Землю живой.

С 1970 года 22 апреля в мире отмечается День Земли – день активных и практических дел в адрес природы. День Земли – напоминание о страшных экологических катастрофах и о необходимости предотвращения последствий деятельности человека, угрожающей существованию Земли. Этот день призван побудить людей быть внимательнее к природе на планете, объединить людей в деле защиты окружающей среды. Этот день можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего того, что необходимо для жизни.

Сегодня на нашем уроке, посвящённом Дню Земли я предлагаю каждому из вас на какое-то мгновение представить себя частичкой нашей планеты. Кто-то представит себя ручейком, кто-то птичкой, кто-то солнышком. А может кто-то хочет побывать капелькой росы, а может быть , животным или растением…

От своего имени (образа) выскажите претензии людям, человечеству.


Учитель (зажигает свечу, дает её ученику)

А сейчас мы будем передавать свечу друг другу. Когда свеча будет в ваших руках, вы высказываете от своего имени претензии. Делать это можно с закрытыми глазами или глядя на горевшую свечу.

(Свеча переходит из рук в руки по кругу.)

Учитель (задувая свечу)

На столе для вас приготовлены бумага, клей, фломастеры, ножницы. Вам необходимо сделать для себя маску в виде того образа, в котором себя представляли. (дети готовят маски, в это время звучит музыка)

Учитель: сейчас каждому из вас представится возможность ещё раз, надев маску своего образа, поделиться своими ощущениями. Переживаниями. Которые вы испытывали, работая со свечой. Можете ещё раз высказать претензии человечеству от имени своего образа.

Каждый из вас сейчас подарит мне свою маску на память. Но не просто подарит, а, отдавая маску скажет слова : «Я дарю…» и говорит о том, что он дарит от имени своего образа людям, человечеству.

(дети отдают маски)

Учитель:

Ребята, наша планета Земля живая, она принимает на себя через космическое пространство все наши мысли. Добрые и злые. Чем чище будут наши мысли, чем добрее наши поступки, тем здоровее и счастливее будет наша планета. Давайте же, подняв руки ладонями вверх, мысленно отправим на энергетическом уровне слова любви и признательности нашей планете.

Спасибо всем за работу. Наш урок заканчивается, всем крепкого здоровья. Хорошего настроения, удачи.






Вода – источник жизни на Земле

Мероприятие для 7 класса

Цель: расширить знания учащихся о воде, воспитывать чувство бережного

отношения к воде.

Оборудование: рисунки учащихся, плакаты с лозунгами о воде, глобус или карта мира кассеты с шумом горного ручья или моря.

За неделю провести конкурс рисунков с тематикой мероприятия.

Ведущий 1. Дорогие ребята! Правильно ли названа наша планета? Давайте посмотрим на карту мира. Чего больше суши или воды? (ответы ребят). Да действительно суши всего 1/3 , а 2/3 территории приходится на воду. Правильнее было бы назвать планету «Вода».

Ведущий 2. Когда –то очень давно поверхность Земли полностью была покрыта водой, и в этой воде зародилась жизнь. В результате горно образовательных процессов появилась суша и живые организмы вышли из воды и приспособились жить на суше. Позднее появился человек, выросли города и поселки, задымили трубы заводов и фабрик. И люди стали замечать, что воды стало не хватать.

Ведущий 1. Вы удивлены? Возможно ли это? Ведь на планете постоянно идут дожди, бывают страшные наводнения, реки выходят из берегов. Люди буквально захлёбываются в воде. Вся беда в том, что вода на нашей планете распространена неравномерно – где её много, а где нет.

Ведущий 2. Давайте послушаем разговор двух людей и узнаем, что такое вода и какую роль она играет. Необычные вопросы об обычной воде.

I Диалог двух учащихся

  1. Что такое обыкновенная вода?

Такой воды нет нигде в мире. Вода рек отличается от воды дождевой, а дождевая вода не похожа на воду морей.

  1. Сколько молекул воды в мировом океане?

Всего лишь одна. Не удивляйтесь, это не шутка. Вода имеет своеобразное строение, благодаря которому молекулы взаимодействуют друг с другом, образуя водородные связи. Так что на нашей планете все молекулы воды оказываются связанными в одну единую большую сеть. И это одна гигантская молекула воды.

  1. При какой температуре вода должна замерзать и кипеть?

Оказывается, вода должна замерзать при температуре -1000С, а не при 00С, как происходит в действительности. Вода кипит при аномально высоких температурах. Свойства любого вещества зависит от природы образующих элементов, то есть от их положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Благодаря очень маленькому радиусу протона водорода силы взаимодействия межу её молекулами очень велики, поэтому вода кипит при очень высоких температурах, а замерзает при очень низких температурах.

  1. Может ли вода гореть?

Да, может. Она горит в атмосфере фтора.

  1. Почему в море вода солёная?

Вода - благодаря её строению один из самых хороших растворителей.

Она может растворить почти любую горную породу на Земле. Маленькие ручейки и большие реки, вливаясь в моря и океаны, несут туда растворимые соли. Затем вода испаряется, а соли остаются там. Вот почему вода в океане соленая.

  1. Какую форму имеет вода?

Форму шара. На Земле она искажается силой земного притяжения. В космическом пространстве всегда в форме шара.

  1. Может ли вода течь вверх?

Да может. Например, в почве вода поднимается по капиллярам вверх, по сосудам стебля растений, по полотенцу, опущенному в воду.

  1. Что такое «скользкая» вода?

Если растворить в воде полиэтиленоксид, то вода становится «скользкой» и течет по трубам на много быстрее. Такую воду применяют при тушении

пожаров.

  1. Что мокрее воды?

Большинство жидкостей мокрее воды. Вода с трудом смачивает металлы, не смачивает парафин, жирные поверхности, она собирается в капельки за счёт сил притяжения между молекулами. А вот спирт, ацетон, керосин хорошо смачивает любые поверхности.

  1. Много ли воды на Земле?

16млрд куб. км. В мире в год используется 600 кб км воды, 450 куб км отработанной сточной воды поступает обратно в водоёмы, загрязняя их . человечеству угрожает водный кризис не потому, что на Земле не хватает воды, а потому, что человек своей деятельностью портит, загрязняет огромное количество воды.

  1. Значит, воду надо беречь?

Да! На свете нет ничего более драгоценного , чем чистая обыкновенная вода.

Она дала жизнь на Земле и без неё не может продолжаться жизнь на нашей планете


II. Необычное об обычной воде.

Ведущий 1. Там, где есть вода на нашей планете, там безграничное многообразие жизни. Нет ни одного живого существа, которое могло бы обойтись без воды. Вода, среди невообразимого множества веществ занимает исключительное место.

Ведущий 2. Каждый живой организм существует благодаря наполняющей его воде. Например человек весом 70 кг содержит 43литра воды. Человеческая кровь содержит 90% воды, головной мозг – 81%, кости – 20%, мышцы – 70%, почки – 83%. Высохшая мумия человека весит всего 8кг. С возрастом содержание в оды в организме уменьшается. Эмбрион человека состоит из воды на 97%, в теле новорожденного содержится 75%, а у взрослого человека – около 60% воды. Основная причина старения человеческого организма – понижение способности белков связывать воду.

Ведущий 1. За сутки человек поглощает в среднем 2,5 л воды, , а за всю жизнь – 25т. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды может всего лишь несколько суток. Потеря 8% воды сверх обычной нормы приводит к повышению температуры тела, покраснению кожи, учащению сердцебиения и дыхания. Головокружению, головной боли. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20% воды для организма смертельна. Леонарда да Винчи сказал: «Живой организм – это одушевленная вода». Человеку требуется чистая вода, вода высокого качества.

Ведущий 2. Всемирная организация здравоохранения уделяет большое внимание качеству воды, поступающей из разных источников водоснабжения.

Не смотря на это, в Росси половина населения пользуется водой, которая не соответствует стандартам качества. Каждый седьмой европеец не имеет доступа к безопасной воде. За 10 лет в Европе и Центральной Азии наблюдалось 190 вспышек бактериальной дизентерии, 70 случаев гепатита А, 45 случаев брюшного тифа, связанных с некачественной водой.

Ведущий 1. Качество воды страдает от сельскохозяйственной деятельности человека. В реки, озёра смывается водой с полей пестициды и удобрения, которые содержат разные химические элементы. А избыток или регулярный недостаток одних или других химических элементов, полученных с водой, может привести воду из друга в заклятого врага. Еще в древности известно, что яд отличается от лекарства только дозировкой.

Например:

- избыток хлорида натрия может привести к болезням сосудов;

-избыток железа (употребления «ржавой воды») – к увеличению инфарктов, влияет на репродуктивную функцию, вызывает сухость кожи и зуд;

- избыток меди поражает почки;

- хром, кадмий, свинец, накапливаясь, к онкологическим заболеваниям; -избыток алюминия угнетает нервную систему;

-недостаток фтора влечёт разрушение зубов (кариес), а избыток фтора – зубы покрываются пятнами.


III. Пресная вода и здоровье.

Ведущий 2. Человек использует воду везде: в быту, в сельском хозяйстве, в промышленности. Любое потребление требует пресную воду, которой не так уж много на планете, всего лишь около 6% (морские воды – 94%). С учетом того, что источники пресной воды распределены на Земле неравномерно, в некоторых странах уже сегодня ощущается острая нехватка пресной воды. Для других регионов мира при относительном достатке пресной воды возникла проблема недостатка чистой воды, поскольку водоёмы оказались загрязненными промышленными отходами и бытовыми стоками. До поры до времени природа сама справлялась с задачей очистки загрязненных человеком вод. Однако с ростом промышленного производства и с концентрацией населения в городах природе стало труднее справляться с этой задачей. В связи с этим возникла необходимость в строительстве очистных сооружений.

Какая же вода может безопасно удовлетворить жажду, оберегая не только здоровье, но и жизнь человека.

Ведущий 1. Требования к питьевой воде определяется тремя показателями – безвредность химического состава, минералогические показатели и радиологические показатели. Эти показатели должны соответствовать ЭЧПВ – экологически чистой питьевой воды.

Ведущий 2. Питьевая вода тщательно очищается на специальных станциях, её очищают от твердых примесей отстаиванием и фильтрованием через песок. Для того чтобы убить патогенные микроорганизмы, воду хлорируют. Эту воду нужно отстаивать в стеклянной посуде 3-4 часа и только потом использовать для приготовления пищи.

Ведущий 1. Частичное, а то и полное удовлетворение потребности россиян в питьевой воде высокого качества может быть достигнуто за счет промышленного разлива подземных вод и реализации в торговой сети.


Ведущий 2 . На территории нашего края протекает река Енисей, это самая полноводная река России. Река Енисей является важнейшей водной артерией, соединяющей юг и север нашего края. Экологические проблемы коснулись и сибирской реки Енисей. Основная проблема – это загрязнение нефтепродуктами. Периодически в реке появляются масляные пятна из-за аварий или подмывания залежей нефти грунтовыми водами. Опасаться стоит и ядерного загрязнения. Поблизости от русла реки находятся предприятия, где используются ядерные реакторы. С середины прошлого века в Енисей сбрасываются воды, используемые для ядерных реакторов. Поэтому в воду попадает плутоний и другие радиоактивные вещества.

Ведущий 1 . Другая экологическая проблема связана с тем , что уровень воды ы Енисее за последние годы постоянно меняется, страдают земельные ресурсы. Территории, лежащие вблизи реки. Регулярно затапливаются. Они становятся непригодными для использования. В сельском хозяйстве.. затапливаются населённые пункты. Антропогенная деятельность приводит к негативным последствиям. Если люди не снизят нагрузку на реку, то это приведёт к экологической катастрофе, изменению режима реки, гибели речной флоры и фауны.

Ведущий 2. Где же выход из создавшей ситуации? Как сохранить воды Енисея в чистоте? как сохранить здоровье и жизнь красноярцев?

Прежде всего, на предприятиях строить эффективные очистные сооружения или реконструировать имеющиеся.

Создавать безотходные производства с замкнутым циклом, исключающим сброс отработанной воды в Енисей.

Жителям городов и сел экономно расходовать воду.


Ведущий 1. В конце нашего мероприятия ещё раз хотелось бы отметить, что чистая вода – большая ценность, и, к сожалению, её природные ресурсы исчерпаемы. Воду нужно беречь и защищать от загрязнений, помня, она составная часть среды обитания. Хочется быть уверенным в том, что наши воды простят нам те издевательства над ними, с которыми мы к ним пока относимся. Пусть журчание маленького лесного ручейка напомнят нам, как прекрасна наша планета Земля и всё, что есть на ней.




































ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Дмитриев Ю. Большая книга леса. Москва, 1974.

  2. Рахманова А.И. Птицы – наши друзья. Москва, 1989.    

  3. Журналы «Биология в школе» разных лет.

  4. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных. Пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 1974.

  5. Красильникова Н.А. Жизнь растений. Москва. Просвещение. 1974.

  6. Наумов С.П. Жизнь животных. Москва. Просвещение. 1971.

  7. Лысаков В.Г. 1000 загадок. Москва: АСТ.2014.

  8. Вахромеев М.Г. Растения Красной книги. Москва. Педагогика. 1990.

  9. Раицкая Г. В., Чистякова Н. М., Ивлева Е. В. Природа и экология Красноярского края. Красноярск, 2008





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!