СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка мероприятия «Безопасность в сети Интернет» КВЕСТ-ИГРА

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест – игра на тему «Безопасность в сети Интернет» разработана для учащихся старших классов. Проведение запланировано на Неделе по интернет безопасности в школе. В малокомплектной сельской школе игру можно проводить для сборных команд детей из разных классов. Если класс не менее 10 человек, то достаточно одного класса.

  Задания для туров построены таким образом, чтобы во время игры участники повторили основные угрозы сети Интернет, и проговорили способы борьбы с ними. Предполагается предварительная подготовка по теме квеста. На уроках информатики при прохождении тем, связанных с работой в сети Интернет, обсуждались вопросы безопасности.

  Во втором и четвёртом туре задания можно упростить, заменив определения более простыми. В этом случае данную разработку можно применить для учеников средних классов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка мероприятия «Безопасность в сети Интернет» КВЕСТ-ИГРА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобезгинская средняя общеобразовательная школа Новооскольского

района Белгородской области»










Разработка мероприятия «Безопасность

в сети Интернет»

КВЕСТ-ИГРА










Автор-составитель: учитель информатики Бабеева Н. И.



















2021


Пояснительная записка


Квест – игра на тему «Безопасность в сети Интернет» разработана для учащихся старших классов. Проведение запланировано на Неделе по интернет безопасности в школе. В малокомплектной сельской школе игру можно проводить для сборных команд детей из разных классов. Если класс не менее 10 человек, то достаточно одного класса.

Задания для туров построены таким образом, чтобы во время игры участники повторили основные угрозы сети Интернет, и проговорили способы борьбы с ними. Предполагается предварительная подготовка по теме квеста. На уроках информатики при прохождении тем, связанных с работой в сети Интернет, обсуждались вопросы безопасности.

Во втором и четвёртом туре задания можно упростить, заменив определения более простыми. В этом случае данную разработку можно применить для учеников средних классов.

 Цели:

  1. Систематизация знаний в области использования интернета.

  2. Формирование навыков безопасного использования интернета.

  3. Распознавание и реагирование на интернет угрозы.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизирование знаний детей в области интернет безопасности;

  • Формирование у детей навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта;

  • Повышение уровня осведомленности детей о наиболее актуальных интернет угрозах;

  • Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет угрозам.

Развивающая: развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;

Развивать универсальные учебные действия:

  • Личностные:  Формирование культурного пользователя Интернета. Развитие навыка постановки  задачи и нахождения  способа её  решения. Формирование навыков критического мышления. Способствование  всестороннему и гармоничному развитию каждого ребёнка.

  • Метапредметные: Освоение способов регуляции действий при работе в группе, организация и осуществление сотрудничества с учителем и учащимися. Усвоение умений принимать решения в конкретной жизненной ситуации.

  • Предметные: Овладение основами  безопасного пользования интернет - сетями.

Дидактические основы урока:

  • Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

  • Тип урока: закрепление имеющихся знаний.

  • Формы учебной работы учащихся: групповая.


Оборудование и материалы: презентация, проектор, экран для проектора, фломастеры, ноутбуки или компьютеры с наушниками и вебкамерой, дидактические материалы (конверты с заданиями).

 

































Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок - квест, в котором участвуют две команды. Класс делится на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Жюри выдаётся маршрутный лист каждой команды, в котором будут фиксироваться их результаты.

«Quest» по-английски означает «поиск», «искомый предмет». Созвучный глагол «to quest» переводится как «искать», «разыскивать». Выражаясь простыми словами, квест — это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо. Цель сегодняшнего квеста – научиться распознавать и правильно реагировать на интернет угрозы.

  1. Актуализация знаний.

По данным предложениям определите тему нашего сегодняшнего события.

Будущее уже наступило. Сегодня Интернет есть не только в телефонах и компьютерах, но и в телевизорах, лампочках, розетках, чайниках и другой технике.

Сегодня Россия и весь мир стали намного безопаснее, чем 100 лет назад. Меньше ограблений и краж, меньше громких преступлений. Но это не значит, что нам ничего не угрожает: мошенники перебрались в Интернет, стали умнее и хитрее. Чтобы уберечь себя от обмана, нужно знать о возможных опасных событиях. 


Учитель: И так тема нашего квеста – Интернет безопасность. Начинаем наш КВЕСТ с любимого многими.

1 тур - «Компьютерные игры»

Учитель: За последние двадцать лет игровая индустрия превратилась из простого развлечения в прибыльный бизнес с миллиардными оборотами. А там, где есть деньги, появляются и мошенники. С какими угрозами могут встретиться любители онлайн игр и как себя обезопасить?

Задание для команд. Командам раздаются конверты. В них находятся раздельно названия угроз (термины) и их определения. Необходимо их сопоставить. 1 балл за каждый правильный подбор. Термины: кейлоггеры, фишинговые сайты, заражённые игры, вредоносные программы (компьютерный вирус), травля, кибермошенничество, дипфейки.

Ниже идут определение понятий.

Программное обеспечение, регистрирующее действия пользователя (нажатие клавиш, движения мыши и пр.). Для установки этого мошенники завоевывают доверие своей жертвы. Также сообщение с предложением установить программу может прийти от знакомого, чей аккаунт был взломан. Злоумышленники настойчиво просят скачать «полезное ПО» либо же заманивают пользователей на фишинговый сайт. Эти шпионские программы крадут не только платежные данные, но и игровые аккаунты пользователей, например, в Steam или Origin. При этом, стоимость некоторых аккаунтов может оцениваться в несколько тысяч долларов. (кейлоггеры)


Поддельные сайты, URL адреса которых очень похожи на настоящие сайты. Пользователь может не заметить, что перешел по ссылке, и ввести свои контактные или платежные данные. Кроме того, при посещении таких сайтов на компьютер пользователя может попасть вредоносное ПО. Этот вид мошенничества особенно популярен среди геймеров. Мошенники могут украсть доступ к вашему аккаунту в онлайн игре и обещать вернуть его за денежное вознаграждение. (фишинговые сайты)

Нелицензионные или «ломаные» игры, при скачивании которых, вы рискуете наткнуться на ссылку, которая установит на ваш компьютер не только игру, но и вирусы. В ситуации с играми риск такой же, как и при открытии вложений в электронной почте или на съемном носителе. Все, что попадает в ваш компьютер, может быть небезопасно. (заражённые игры)


     Вид  программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи. Среди многообразия ПО, которое могут встретить геймеры, следуют также выделить троянские программы. Такое ПО обладает свойствами кейлоггера или руткита, что даст ему возможность считывать личные данные игрока и сливать собранную информацию на удаленный компьютер. (вредоносные программы)

Почти каждая игра сегодня содержит ту или иную систему для общения игроков. В некоторых играх можно общаться друг с другом голосом, а в других используется старый добрый текстовый чат. В некоторых играх такое общение между членами команды критически важно. К сожалению, этим инструментом часто пользуются не по назначению. В пылу онлайновой баталии нередко можно услышать грубую ругань, а то и личные оскорбления. К тому же игры в массе своей стимулируют соревнование игроков, и многие люди испытывают соблазн унизить тех, кто проиграл текущую партию. Некоторые  игроки переходят все границы и постоянно задирают других игроков. В некоторых играх, особенно посвященных «виртуальной жизни» онлайновых персонажей, в чатах можно стать невольным участником беседы на излишне интимные вопросы. (травля)


Использование игроками модифицированных клиентских приложений или ботов, которые дают им преимущества перед другими игроками. На просторах онлайн игр встречаются также договорные сражения и даже онлайн банды, грабящие других игроков.( кибермошенничество)


Ложная информация, распространяемая в Интернете с огромной скоростью. Беспорядки в Америке, обвал доллара или обнаружение нового вируса – обо всём мы узнаём моментально. Легче всего расходятся слухи: теории заговора о чипировании через вакцины или тотальном карантине зимой гуляют по Сети до сих пор. Отличить реальность от вымысла становится всё сложнее: с помощью искусственного интеллекта хакеры получили возможность создавать фото и видео событий, которых не было на самом деле. Это было и раньше, но больше в экспериментальных целях. (дипфейки)


Слова учителя: В виртуальной реальности возможности человека кажутся неограниченными, а индустрия компьютерных игр ежегодно предлагает все новые и новые игры, которые вызывают большой интерес. Компьютерные игры развивают зависимость — это их главная опасность. Это является психическим отклонением и для излечения требует вмешательства врачей и поддержки близких.

При компьютерной зависимости человек погружается в виртуальную реальность и только изредка возвращается в реальную жизнь. В тяжелых случаях игромания доводит до потери аппетита (игроку не хочется прерываться на еду) и сна (оторваться от игры невозможно, так как желание продолжить борьбу с противником непреодолимо). Начинается все очень просто, с обычного засиживания за компьютерной игрой. Оно становится все более длительным. Подростку кажется, что он провел за компьютером немного времени, а оказалось, что прошло несколько часов. Когда же зависимость от игры становится очевидной, то бороться с ней уже очень сложно. В такой зависимости порой оказываются и взрослые, что негативно влияет на их судьбу.


 2 тур – «Социальные сети»

Учитель: Интернет привлекает всех социальными сетями. В Интернете легко и просто заводить новые контакты, или легко прервать их, если что-либо вышло не так, как хотелось бы. При этом не нужно беспокоиться о том, какое впечатление вы производите на другого человека. В Интернете можно представить себя таким, каким хочется, и не нужно стараться измениться внешне или чему-либо научиться. У пользователей возникает иллюзия жизни, наполненной эмоциями, и при этом не возникает каких-либо сложностей. Все это очень обманчиво.

Задание тура. Самостоятельно снять ролик об одном из обманов, который может подстерегать любого при общении в социальных сетях. Возможно два варианта съёмки клипа. 1- съёмки проходят прямо на игре. Для этого команды уходят в разные кабинеты, им даётся на это определённое время и оборудование. Второй – клипы подготавливаются заранее в качестве домашнего задания, выкладываются в социальных сетях. Задание оценивается по пятибалльной системе. Критерии: оригинальность, исполнение, артистичность, культура речи, качество видеосъёмки.

В этом туре можно предложить разыграть следующие ситуации:

  1. Вам 13 лет. Ваш знакомый по переписке в социальной сети приглашает вас на личинную встречу .

  2. Один из ваших виртуальных друзей расспрашивает вас о вашей семье и месте проживания с целью «поближе познакомиться».

А также можно предложить учащимся самостоятельно придумать содержание видеоклипа.

 3 тур – «Найди выход из ситуации»

Учащимся необходимо ответить на вопросы -  викторины. За каждый  правильный ответ по 3 балла.

  1. Мой компьютер взломали, что делать?

  Возможный ответ. Если есть возможность - запусти антивирусную программу, а в настройках антивирусника установи максимальные требования к проверке компьютера. 

Если программа не работает, то лучше переустановить операционную систему компьютера. Это можно сделать следующим способом: нажать «Пуск», выбрать в меню «Все программы», найти «Стандартные», открыть «Служебные», и нажать на «Восстановление системы».

2.Ко мне приходят СМС с оскорбления в адрес, что делать?

Возможный ответ. Об том нужно проинформировать родителей и вместе с ними обратиться к оператору сотовой связи с просьбой выяснить, кто это делает, и заблокировать его. Если же обидчик будет продолжать свои действия, то необходимо обратиться в полицию. 

3.В игре у меня   не сложились отношения с человеком и он меня преследует. Что мне делать?

Возможный ответ. Заблокируй его в списках своих друзей, подобная функция есть во многих онлайн играх. Если это приложение  в социальной сети, то блокировка недругов осуществляется через блокировку профиля. Также можно пожаловаться администраторам игры на этого человека, но необходимо будет предъявить доказательства.

4. Практически все получали письма от «интернет-магазина» со ссылкой на сайт злоумышленников, СМС со штрафами за нарушение карантина или звонок от представителя банка, который на самом деле был мошенником. Вами получено сообщение. Как на него реагировать, если вы действительно находитесь на карантине.

Возможный ответ. Не реагировать на данное послание. Просто удалить его.

5.Человек создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить?

Возможный ответ. Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлено антивирусное программное обеспечение. Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться

6.Ученица решила опубликовать в Интернете свою фотографию и фотографии своих одноклассников. Можно ли ей это сделать?

Возможный ответ. Только при разрешении одноклассников.

4 тур – «Классификация интернет угроз»

Учитель: Все опасности интернет среды можно  объединить в четыре крупные группы рисков:

-Контентные риски (Контент - это любая информация, которая генерируется каким-либо лицом (человек, компанией или группой лиц) для наполнения страниц (социальных сетей, блогов, сайтов и др.).

  • -Коммуникационные риски (Интернет-коммуникация - это такие методы общения, при которых передача информации происходит по каналам Интернет с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации.)

  • -Электронные риски. (Созданные с помощью компьютера)

  • -Потребительские риски.

 Из предложенных тебе рисков каждый отнеси в соответствующую группу. За каждый правильный ответ 1 балл.


 

Злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию, потерю денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества и др. (Потребительские риски)


Кибермошенничество – один из видов киберпреступлений, целью которого

является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.). (Потребительские риски)


Неудачные покупки, когда пользователь при заказе через интернет приобретает некачественный товар или не получает его вообще. (Потребительские риски)


Потеря денежных средств при использовании интернета для перевода денег или оплаты счетов. Часть обращений связаны с нарушением авторских прав пользователей (размещение материалов в интернете без согласия автора). (Потребительские риски)


Вероятность столкнуться с хищением персональной информации или подвергнуться атаке вредоносных программ. Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации.

(Электронные риски)


Различные материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию. Столкнуться с ними можно практически везде: социальные сети, блоги, торренты, персональные сайты, видеохостинги и др. - фактически все, что сейчас существует в сети интернет –это виртуальное пространство риска. (Контенетные риски)


Распространение наркотических веществ через интернет, порнографические материалы с участием несовершеннолетних, призывы к разжиганию национальной розни и экстремистским действиям. Информация, способная оскорбить пользователей. Подобное содержимое может распространяться ограниченно (например, «только для взрослых»); может нанести прямой вред психическому и физическому здоровью детей и подростков. (Контентные риски)


Во Всемирной паутине существуют следующие опасные ресурсы:

  • суицид-сайты;

  • сайты-форумы потенцинальных самоубийц;

  • наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);

  • сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;

  • секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка). (Контентные риски)


Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Это понятие включает в себя такие интернет-преступления как домогательство и груминг. (Коммуникационные риски)


Злоумышленник нередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя за ровесника либо ребенка немного старше. Он знакомится в чате, на форуме или в социальной сети с жертвой, пытается установить с ним дружеские отношения и перейти на личную переписку. Общаясь лично («в привате»), он входит в доверие к ребенку, пытается узнать номер мобильного и договориться о встрече. (Коммуникационные риски)


Киберпреследование (или кибер-буллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. По форме буллинг может быть не только словесным оскорблением. Это могут быть фотографии, изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более унизительными. (Коммуникационные риски)


Речь учителя: При встрече с этими рисками, можно всегда обратиться за помощью.

Куда обращаться за помощью:

Линия помощи «Дети онлайн»

Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи.

Обратиться на Линию помощи можно:

по телефону 8-800-250-00-15 (с 9 до 18 по рабочим дням, время московское, звонки по России бесплатные);

«Горячая линия» Центра безопасного интернета в России

 На «Горячую линию» можно попасть круглосуточно, набрав адрес  nedopusti.ru и saferunet.org и нажав на красную кнопку «Горячая линия».

5 тур – «Артистический»

Учитель: Хочется закончить этот квест на весёлой ноте. Я предлагаю вам изобразить поведение компьютерного вируса.

Подведение итогов:

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок - квест «Безопасность в сети Интернет». Сейчас, пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам сделать следующие. Каждому из вас я дам шарик, на котором маркером нужно будет нарисовать эмоцию, которая отражает ваше настроение после игры.

Слово Жюри.

Спасибо вам, ребята, за отличную игру!








Список источников:

  1. https://infourok.ru/ispolzovanie-kvest-tehnologii-v-rabote-socialnogo-pedagoga-5206898.html#:~:text=«Quest»%20по-английски%20означает%20«поиск»%2C%20«искомый,преодолением%20трудностей%20и%20поиском%20чего-либо

  2. https://zen.yandex.ru/media/scienceeveryday/5-ugroz-s-kotorymi-mojno-stolknutsia-v-internete-v-2021-godu-600c268b41733326ebeb36a9

  3. https://donpodarki.ru/vredonosnoe-programmnoe-obespechenie-kotoroe-maskiruetsja-pod-poleznoe-po/

  4. https://www.sites.google.com/site/komputeriprofessiacom/cem-opasen-internet

  5. https://www.sites.google.com/site/kyrsbez/21

  6. http://www.fid.su/projects/detionline

































Приложение. Фотографии с мероприятия.





































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!