ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МУЗЫКЕ И ИЗО КОНКУРС-ИГРА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ДВОРЕЦ ЦАРИЦЫ ИСКУССТВА».
Гаджиева Е. С
Разделы: Преподавание музыки, ИЗО.
В наши дни воспитание занимает достаточно много времени в воспитательном процессе. Поэтому, учителям настоятельно рекомендуется проводить тематические внеклассные часы различного рода. Для разнообразия деятельности учеников и учителя при проведении внеклассного часа на данную тему была разработана эта игра. Она будет интересна учащимся 5-7 класса, так как содержит много познавательной информации, проиллюстрированной анимированными слайдам и музыкальными фрагментами.
Конкурс-игра: «Путешествие во дворец Царицы Искусства».
Муза ученица 9 класса
Участники конкурса: команда «Гармония», команда «Радуга»команда «Палитра».
Цели конкурса-игры:
1. Формирование музыкальной культуры, художественного вкуса и интереса к предметам «Музыка» и «ИЗО». Создание целостного представления о художественных образах на основе выразительных средств музыки, литературы, живописи.
Закрепление знаний, умений и навыков по музыке и изобразительному искусству. Урок – путешествие, обобщение.
2. Развитие эмоционально – образного видения, памяти, творческой фантазии, устной речи, наблюдательности, художественного мышления, воображения, хорового исполнительства.
3. Воспитание интереса и любви к музыкальному и изобразительному искусству, дружелюбия, трудолюбия, сплоченности.
Оборудование и материалы: декорации царства (деревья, ворота, нотный стан, скрипичный ключ, знаки альтерации, цветы, эмблемы конкурса-игры, слайд с изображением Царицы Искусства), нотное приложение, интерактивная доска.
Фонотека: марш из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»; песня «Ты откуда, музыка» (слова С.Суслова, музыка Я.Дубравина), Песни из разных мультипликационных фильмов, «Дети любят рисовать» (слова Э.Успенского, музыка В.Шаинского), песня из мультфильма «В коробке с карандашами».
Оборудование для детей: флипчарты, белые листы бумаги, карандаши, фломастеры, цветные ручки, цветная бумага, ножницы.
Ход конкурса-игры:
1. Организационный момент.(2 мин.)
Подготовка участников к конкурсу.
Настрой на позитив.
2. Звучит музыка. Оркестр Поля Мориа «Мой дом и река».
Ведущая (учитель музыки):
- Здравствуйте, ребята и гости нашего конкурса! Мы надеемся, что у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить в течении всего занятия. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже в содружестве с другим искусством.С каким же искусством тесно связана музыка? Ответ детей: -Изобразительное искусство. «Музыка и живопись – Два великих начала, Две стихии искусства» В.В.Алеев
Ведущая (учитель ): -Правильно, ребята, молодцы! И сейчас, нам предстоит поиграть в увлекательный конкурс- игру, название которого звучит так:
«Путешествие во дворец Царицы Искусства».
В игре участвует три команды:
Команда «Радуга»
Команда «Гармония»
Команда «Палитра»
После того, как команды произнесли приветствие, а болельщики слова поддержки, ведущий представляет жюри.
- Состязание команд на протяжении всего конкурса-игры будет оценивать беспристрастное жюри, в состав которого входят _______________
Все конкурсы в течение игры оцениваются по пятибалльной системе.
- Перед тем, как мы отправимся в путешествие давайте, ребята, вспомним, какие виды искусства вы знаете?
Каждая команда отвечает по очереди по одному виду искусства, не повторяясь (музыка, изобразительное искусство, литература, кинематограф, театр, хореография)
- А какие из них вы изучаете в школе? (музыка, ИЗО, литература). (2 мин.)
- Молодцы!
- Цель нашего путешествия - попасть во дворец Царицы Искусства. В этом нам помогут знания по музыке и по изобразительному искусству.
Чтобы успешно и бодро пройти во дворец нужно обратиться к музыкальному жанру, под который удобнее шагать.
- Что же это за жанр?
- Да, вы совершенно правы, это марш.
- Именно он поможет нам в пути. Давайте отправимся в путь (звучит марш из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»). (3 мин.)
Ведущая (учитель музыки):
- Взгляните, ребята, у нас на пути первая преграда – ворота, а на них какие - то крючочки, загогулинки, что же это такое, кто знает?
(Ответы детей: паузы, форте, бемоли: знаки музыкальной альтерации.) (2 мин.)
- Верно, вы ответили правильно!
- А чтобы открыть ворота, нам нужен ключ не простой и даже не золотой, а какой, как вы думаете? (ответы детей) (1 мин.)
- Конечно, молодцы, это музыкальный ключ или как его еще называют – скрипичный ключ. Этим ключом мы и откроем ворота, стоящие у нас на пути во дворец.
Ведущая при помощи скрипичного ключа открывает ворота.
Из-за ворот выходит Муза и читает стихотворение:
-Как народу много в классе!
Славный праздник будет тут!
Значит, верно мне сказали,
Что меня здесь очень ждут.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Муза, я буду сопровождать вас в этом увлекательном путешествии.
-Обратите внимание, что у нас нет никакой дороги, значит, нам необходимо ее создать. Для этого обратимся к музыкальной лестнице.
На пяти линейках, будто на скамейках,
Уселись кружочки, и мамы, и дочки
Хоть они малы совсем, и всего их только семь
Мы их уважаем, очень почитаем,
Без них музыке не жить,
Как без них ее сложить?
Муза: -Ребята, а вы знаете сколько существует основных звуков в музыке?
Дети отвечают:-В музыке существует семь основных звуков - нот
Ответ детей: - а из сколько цветов состоит Радуга?
Вот вам первый конкурс Мы продолжаем наше путешествие и нам необходимо создать дорогу во Дворец Искусств . Муза, ты верно заметила, что нам нужна дорога, и в этом нам помогут музыкальные ступеньки, которые наши команды создадут при помощи рисунков. На листе бумаги нарисовать радужные ступеньки и подписать нотами каждую. Кто быстрее это сделает та команда получит 5 баллов, следующая 3, последняя 1.
Вопрос: -Ребята скажите, что общего у радуги с музыкой?
Ответ детей: - Радуга состоит из семи цветов, а музыкальный звукоряд – из семи нот.
Ведущая : -Молодцы, ребята, правильно! По дороге нам встретился город «Умник» в который не войти без ответов на задание Разминка за правильный ответ 3 балла
-Как называется картина, на которой изображена природа? Пейзаж
-Как называется картина, на которой изображено море? Марина
-Как называется картина, на которой изображен человек? Портрет
-Как называется картина, на которой изображены вещи и предметы? Натюрморт
-Как называется ансамбль, состоящий из двух человек? Дуэт
-Как называется ансамбль, состоящий из трех человек? Трио
-Как называется ансамбль, состоящий из четырех человек? Квартет
-Как называется ансамбль, состоящий из пяти человек? Квинтет
В конце конкурса жюри оценивает результат работы команд.
Следующий город встретившийся у нас на пути во Дворец искусств- «Воображение»
Чтобы войти в него необходимо создать рисунок тот который вам навела музыка. За каждый красивый рисунок 5 баллов
Звучит произведение из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Вальс цветов».
Муза:
- Ребята, а какое произведение сейчас прозвучало? Кто его автор? (2 мин).
(ответы детей)
- Молодцы, верный ответ.
Ведущая – Ребята, вы видите на нашей дороге, появились деревья, но они какие-то бесцветные. Вам надо украсить деревья, а для этого вы должны вырезать из цветной бумаги, цветы. Для выполнения этого задания вам дается 4 минуты. ( звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). В конце конкурса жюри оценивает результаты работ.
Ведущая (учитель музыки):
- Замечательно, наши деревья зацвели, стали очень красивыми, благодаря вам, ребята!
- И мы уже ближе подходим к Царице Искусства.
Следующий город у нас на пути « Мультиляндия»:
- Ребята, все мы любим сказки, мультфильмы. Вместе с героями этих сказок мы переживаем, поем песни и, конечно, путешествуем. Вот и сейчас мы совершим песенное путешествие по любимым мультипликационным фильмам.
А задание такое:
- Каждая команда прослушивает песню из мультфильма, а в это время другая команда рисует быстро одного из героев этого произведения и, наоборот. Всего дети прослушивают по три песни и три рисунка от каждой команды. (12 мин).
Пятый конкурс: Ведущая (учитель музыки): - А теперь конкурс капитанов. (Капитаны выходят и представляются).-Давайте проверим, как они разбираются в искусстве. завершающий наш конкурс называется «Угадай-ка».
Нужно выбрать правильный ответ и поднять сигнальную карточку с номером ответа.
Художники-живописцы пишут:
1) Только красками.
2) Только карандашами.
3) Красками и карандашами.
Низкий мужской голос:
1) Бас
2) Тенор
3) Сопрано
Человека, рисующего животных, называют:
1) Пессимистом.
2) Анималистом.
3) Пейзажистом.
Предметы из глины или пластилина называют:
1) Архитектурой.
2) Графикой.
3) Скульптурой.
Что изображает художник, когда рисует натюрморт?
1) Неживые предметы
2) Природу
3) Птиц и животных
Глинка – это:
1) Сумка для красок
2) Материал для лепки
3) Фамилия композитора
Как называются рисунки в книге?
1) Зарисовка
2) Этюд
3) Иллюстрация
Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
1) Гобой
2) Виолончель
3) Кларнет
(капитаны друг другу задают загадкипо ИЗО и по музыке, и если они не справляются с ответом, им помогают команды).
Жюри подводит итоги конкурса капитанов.
Ведущая (учитель музыки): - Ребята наше путешествие по царству искусства, подошло к концу, и поэтому:
- Для любого настроения
Превосходным будет пение.
Станет легче труд любой,
Если песенка с тобой.
-Ребята, пока жюри подводит окончательные итоги, давайте все вместе споем песню «Ты откуда, музыка?»
(Все дети поют песню Я. Дубравина «Ты откуда музыка?», в это время появляется изображение Царицы Искусства).
Жюри подводит окончательные итоги.
Объявление победителей, награждение сладкими призами.
Команды поздравляют друг друга.
Список используемой литературы
С.В. Степанова. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. // Начальная школа. – 2008. – №5. – С. 3-4.
Н.А Токарева. Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка. // Начальная школа. – 2008. – №5. – С. 19-21.
М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – [3] с.: ил.
Классные часы в 1-5 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2007.–240с.