Цели и задачи:
формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование познавательных интересов.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
Ход мероприятия
Воспитатель - Прочитайте запись на доске «2018 – год экологии». Как вы думаете, о чем мы будем беседовать на сегодняшнем нашем занятии?
- А кто знает, что обозначает слово "экология"?
- Слово экология состоит из 2 слов ЭКОС—жилище, дом и ЛОГОС — учение, наука. Значит, экология — наука о нашем общем доме, планете Земля. Это наука о взаимодействии живых организмах между собой и окружающей средой.(слайд 2)
- Все живые организмы живут рядом снами. У всех нас есть общий дом - планета Земля. Это очень красивый, уютный и всеми любимый дом. Но так, ребята, будет не всегда. (слайд 3).
- В наш дом придут горе, страх, опасность... Если мы не придем на помощь и не защитим голубую планету от грозящей ей опасности. Послушайте одну историю.
– Сегодня мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.
Слайд 4
– Жила- была одна планета. Звали ее Земля . На этой планете рос величественный лес. Обитали в этом лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.
- Рассмотри слайды. Каких зверей вы узнали?
Слайд 5
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Слайд 6
– Стал человек тогда вырубать лес. Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. Узнала об этом Земля, расстроилась, испугалась, что человек погубит ее красоту и обратилась за помощью к людям “ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Слайд 7
Воспитатель – Почему в лесу никто не живет? (Человек разрушил жизнь леса).
Воспитатель – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека? (Экология.)
Воспитатель – Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы. Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
- Давайте, ребята, только на минутку представим, а потом нарисуем, как выглядела наша планета, если на ней не было растений, чистой воды, а был загрязненный воздух и горы мусора? (Изображают на листочках планету без чистого воздуха, растений и т.д. )
Слайд 8
Воспитатель – Поможем планете, ребята? Чтобы помочь лесу, мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе и исправим ошибки человека. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы.
-Отправляясь в неизведанное место, путешественнику надо хорошо подготовиться. Что должен взять турист, чтобы не заблудиться? (Карту, план).
- Правильно. Ориентироваться в пути нам поможет маршрутный лист "Экологическая тропа". А если правильно выполним задания, то поможем нашей планете. Путешествовать будем в группах, чтобы не было нам страшно, согласны? Ну все готовы? Не будем тогда медлить. В добрый путь, юные экологи!
Остановка 1 "Лесная"
Воспитатель – Вот мы и пришли на 1 остановку . Кто ждет помощи на этой остановке? (Растения)
- Зачем нужны растения? (слайд 9) (Рассматривают картинки и доказывают, свой ответ)
- Молодцы! А из-за чего гибнут растения? (слайд 10) (Рассматривают картинки и доказывают, свой ответ).
- Вы правы, юные экологи. Какую помощь могут оказать люди растениям, оказавшимся в такой беде? (Не рубить леса, разводить костер только в строго отведенном месте). Нарисуйте в своих маршрутных листах пиктограммой наше решение, как помощь растениям.
-На этой остановке мы не только находим решения проблемы, но и пытаемся их использовать, выполняя задания.
Задание 1. У вас на столах лежат картинки, на которых изображены деревья и цветы. Отгадав загадки и разукрасив мы эти растения и посадим в нашем лесу. (Каждой команде по 2 загадки)
Игра «Посадим новый лес»
1. Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Березки)
2. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
3. По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан – как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка – с опушечкой,
С острою макушечкой.
(Ель)
4. Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
(Рябина)
1. Пушистый цветок
Качнул ветерок.
Ой! И шапка долой.
2. На верхушке стебелька солнышко и облака.
3. То фиолетовый,
То голубой,
Он на опушке
Встречался с тобой.
Названье ему
Очень звонкое дали,
Но только звенеть
Он сумеет едва ли.
4. Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется ... (незабудкой).
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые растения. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.
Задание 2
Воспитатель – Кого ещё не хватает в нашем лесу?(Не хватает птиц и зверей)
Воспитатель - На столе у вас лежат конверты. Приготовьте клей. Достаньте из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклейте на лист бумаги, отгадайте животное и прикрепите к доске.
- Вот и животные стали возвращаться в свой лес. Здесь мы помогли, идем дальше.
Остановка 2 "Водная"
Воспитатель- С какими проблемами мы встретимся на этой остановке как вы думаете?
- Для чего нужна вода? Опишите ее словами.
- Почему вода теряет свою прозрачность? (слайд )
- Что может сделать человек, чтобы помочь воде приобрести ее прозрачность? (Выслушивания ответов). В своих листах отметьте пиктограммой как мы можем помочь воде.
Задание 3 Вода окружает нас по всюду. Она как волшебница захочет, может превратиться в твердое состояние, захочет- в жидкое, а может быть "невесомая"- газообразное состояние. Капелька воды принять любую форму. Давайте пофантазируем и дорисуем контур капельки так, чтобы у вас получился новый предмет (животное, растение), которое содержит воду. (Работу выполняют на листочках).
Остановка 3 "Привал"
Физкультминутка.
Остановка 4 "Воздушная"
Воспитатель- Давайте поиграем в игру "Что будет" (слайд 13). Расскажите, что будет если исчезнет заяц? солнце? яблоко?
- А что будет с деревом , если исчезнет воздух?
-А что будет, если останется только грязный воздух? (Высказывания детей)
- Из-за чего воздух загрязняется? (слайд 14). (Мнения ребят)
- В наше время мы не готовы отказаться от вещей, которые делают нашу жизнь уютной, комфортной: теплая вода, автомобили, продукция заводов и т.д.
- Давайте выясним положительные и отрицательные стороны использование машин, заводов, бытовых отходов. В своих группах обсудите эти вопросы, а выводы запишите в таблицу:
"Положительное и отрицательное"
| + | - |
ЗАВОДЫ | | |
МАШИНЫ | | |
БЫТОВОЙ МУСОР | | |
(По окончании работы заслушиваем по 1 ответу от группы)
Воспитатель- Как сделать так, чтобы воздух оставался свежим? Нарисуйте в маршрутном листе пиктограммой решение этой проблемы. Идем дальше.
Остановка 5 "О-Ё-ЁЙ!"
Воспитатель-Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на этой остановке? Отгадайте загадку:
Когда наводят дружно Порядок и уют, Все, что совсем не нужно, Мне люди отдают. (Мусорное ведро ) |
|
-- Если все пользовались этим простым правилом, то не случилась бы такой беды. (слайд 15) В последнее время, мы столкнулись с глобальной проблемой, связанной с тем, что наша планета просто стала утопать в мусоре.
- Из-за чего это произошло, как вы думаете?
-Мы используем несметные богатства Земли, природные ресурсы, отдавая ей взамен океаны отходов. За городами и предприятиями просто навалены горы мусора, что превращает местность в заброшенные пустыни. Люди, производя товары, продукты, необходимые для жизни получают миллионы тонн мусора, вредоносных соединений, которые загрязняют и уничтожают практически все – почву, водоемы, воздух, животных и самого человека. (слайд 16)
- Что нужно предпринять человеку, чтобы справиться с этой проблемой? Давайте посмотрим мультфильм "Как очистить планету", а после попытаемся ответить на вопрос. (Высказывание ребят) (слайд 17)
- Сделаем последнюю запись в нашем маршрутном листе, как очистить планету от грязи и мусора.
Итог мероприятия
Воспитатель – Вот и подошло наше путешествие по экологической тропе. На каждой остановке мы принимали решения. Что это были за решения? Для чего мы старались помочь природе? Нужно ли охранять природу? (Высказывание ребят)
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. Этой серьёзной проблемой и занимается наука ЭКОЛОГИЯ. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создаёт заповедники для сохранения редких животных и растений, ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
Задание На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека природе. Расскажи о значении этого знака. А на обратной стороне "посади" цветок зеленый - все понравилось на уроке, хорошо работал; желтый- работал не достаточно активно, но все понятно было; красный - не доволен своей работой, не совсем все было понятно. Повесь его на доску.
Воспитатель – Вот и подошла к концу наше путешествие. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Берегите природу!
Желтый — лучше подожди
!