СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка мероприятия по патриотическому воспитанию к 75-летию Великой Победы «Города-герои» в 11 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка мероприятия по патриотическому воспитанию к 75-летию Великой Победы «Города-герои» в 11 классе.»

Методическая разработка урока по истории Отечества в 11 классе.

.

Тема урока : Россия в 21 веке : выбор пути развития.

Данная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела: «Россия в к.20-н.21в.» учебного курса «История России 20-н.21вв.». История России н.21 век. остаётся «белым» пятном в изучении событий истории. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих историческим деятелям. Поэтому разработка и проведение таких уроков вызывает много трудностей с одной стороны . С другой стороны они интересны детям ,потому что они являются свидетелями этих событий.

Эпиграф к уроку: «Конец 20века снова поставил вопрос о путях развития страны. От всех нас зависит, удастся ли России избежать «великих потрясений».История, её верное осмысление, помогут всем нам найти пути, ведущие страну к подлинному величию».Уткин А. И.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: семинарское занятие.

Ключевые слова урока:  развал СССР, сверхдержава, демократический режим, рыночная экономика, Путин, Росиия

Цели урока:

  • 1.Проанализировать факторы, влияющие на путь развития страны, альтернативы и варианты развития РФ, показать варианты развития.

  • 2. Формировать у учащихся умение логически излагать свою точку зрения, обучать правилам ведения дискуссии.

  • 3. Формировать у учащихся умение делать сравнительный анализ, оценивать события и явления с позиций разных сторон.

  • 4. Продолжить формирование у учащихся активной гражданской позиции.

Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Учащиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Учитель проводит консультации с группами.

Оборудование: политическая карта мира, таблицы со статистическими данными (подготовлены учащимися).

Основные понятия: геополитика, однополярный, биполярный мир.

План урока:

  • 1. Факторы, влияющие на выбор страной пути развития.

  • 2. Альтернативы развития.

  • 3. Варианты развития.

  • 4. Противоречия развития.

  • 5. Влияние внешних факторов на путь развития.

  • 6. Заключительное слово учителя.

  • 7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Факторы, влияющие на выбор страной пути развития.

  • 1) Экономические ( тяжёлое экономическое наследие СССР: развал экономики, разрыв устойчивых хозяйственных связей после развала СССР, переход к новой структуре экономики и т. д.).

  • 2) Политические ( становление нового типа государственной власти, проблемы взаимоотношений центра и регионов, переход от однопартийной политической системы к многопартийной и т. д.)

  • 3) Геополитические ( в каком мире мы живём : однополярном, биполярном, многополярном?).

Хантингтон, Фукуяма – однополярный мир. Путин – многополярный мир.

Задание: Какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте ответ.

  • 4) Природно-географические.

  • 5) Этносоциальные.

  • 6) Дополните другими факторами.

Выступают участники творческой группы. Могут дополнить или высказать свои предлоложения ребята из других групп. Они задают вопросы выступающим. Каждый учащийся должен подготовить по 4 вопроса выступающим . Часть вопросов озвучиваются , остальные сдаются учителю и оцениваются.

Задание: Какие факторы, на ваш взгляд, наиболее влияют на выбор пути развития?

2. Альтернативы развития.

Рассказать, что ожидает Россию в каждом случае. Сравнить их. Выбрать предпочтительные.

  • 1) Восстановление статуса сверхдержавы.( На столах лежат памятки: « Критерии геополитического могущества» Спайкмана и « Признаки сверхдержавы». Учащиеся их анализируют и  делают вывод, какую страну можно назвать сверхдержавой.

  • 2) Реальное обретение статуса страны, без которой нельзя решать центральные вопросы мировой политики.

  • 3) Самобытный путь.

  • 4) Превращение во второразрядную страну, распад на небольшие государства.

  • 5) Развитие в духе демократических ценностей.

  • 6) Ориентация на Восток с учётом его перспектив.

  • 7) Россия – лидер единого евразийского союза.

  • 8) Россия – жандарм Евразии.



3. Варианты развития.

Дома учащиеся пишут плюсы и минусы каждого варианта. В классе выбирают предпочтительный. В обсуждении принимают участие ребята из других групп. Завершается обсуждение голосованием.

  • 1) Воссоздание СССР при ведущей роли России.

  • 2) Преобладание конфедеративных начал.

  • 3) Демократический режим с рыночным регулированием экономики.

  • 4) Социалистическая Россия.

  • 5) Консолидация державы при ведущей роли центра.

4. Противоречия развития.

Учащиеся характеризуют каждое противоречие, иллюстрируют примерами.

  • 1) Между провозглашенными каждой из политических сил целями ивозможностями их реализации.

  • 2) Разнонаправленность интересов социальных и политических сил.

  • 3) К накопившимся проблемам добавляются новые, неизбежные при резких изменениях курса.

  • 4) Несовпадение интересов регионов.

  • 5)Болезни общественного сознания, завышенные ожидания.

5. Влияние внешних факторов на путь развития страны.

Показать степень влияния каждого фактора.

  • 1) Вовлечение России в конфликты на ближних рубежах.

  • 2) Зависимость от иностранных инвестиций.

  • 3) Продвижение НАТО к границам России.

  • 4) Нестабильность мировой экономики и финансов.

  • 5) Неопределённость будущего СНГ.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, а теперь давайте в нескольких словах охарактеризуем путь будущего развития России, как вы его себе представляете.

Высказывания ребят из разных групп.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ слово учителя.

В 21 век Россия вошла уверенной поступью, но путь этот весьма сложный. Нашей стране необходимо сделать выбор: определить путь развития, Определить более чётко свои национальные интересы и механизмы их отстаивания, свою геополитическую ориентацию. России тяжело добиваться равноправного партнёрства с ведущими государствами мира. Важным позитивным историческим событием стало включение России в совет Европы в 1996г.

Безусловно, по своему экономическому, научному потенциалу Россия – великая страна, хотя мировой сверхдержавой её ещё назвать нельзя. Россия – великая евразийская держава. Сегодня, как никогда, справедлива формула: Россия есть Европа плюс Азия. Важным достижением последних лет стало то, что постепенно Россия становится демократической страной, и будем надеяться, что с этого пути она не свернёт.

ДОМАШНЕЕ задание: Сочинение – эссе «Россия, в которой я хочу жить.»(с использованием материалов семинара).

КАРТА САМООЦЕНКИ

Тема урока


Что удалось

Что не удалось

дата

Оценка, заработанная мной

Оценка работы группы


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!