«Школьная Страна»
Орган ученического самоуправления
ГБОУ СОШ №237 Красносельского района
г. Санкт-Петербург
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве
Орган ученического самоуправления «Школьная страна» призван:
- содействовать становлению активной жизненной позиции школьников,
- способствовать осознанию личной ответственности и гражданского долга;
- помочь обучающимся стать достойными гражданами своего Отечества, любящими Родину, знающими ее историю;
- ориентировать обучающихся на активное участие на посильном для них уровне в созидательной общественной деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни, познание мира и самосовершенствования;
- способствовать адаптации в современном обществе, защитив от негативных влияний среды;
- мотивировать принимать участие в ученическом самоуправлении;
- помочь формировать и укреплять школьные традиции.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ученического самоуправления
Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?
Януш Корчак
Цель работы ученического самоуправления ГБОУ СОШ №237
- Развитие творческих способностей учащихся, их самореализация и вырабатывание навыков самостоятельной работы по формированию осознанной гражданско-нравственной позиции, - обеспечение условий для защиты прав и интересов учащихся, а также отстаивание таковых.
Для достижения своих целей орган ученического самоуправления решает следующие задачи:
- формирование качеств личности школьников с помощью организации их жизни и деятельности;
- оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личностное проявление каждого возможно только в коллективе.
Моя работа в «Школьной Стране»
- Меня зовут Ирина Александровна Скуднева. Я являюсь педагогом-организатором и куратором органа ученического самоуправления ГБОУ СОШ №237 «Школьная страна».
- Школьное самоуправление в нашей школе только обретает свои чёткие формы, однако же школьный актив, как группа ребят, на которых всегда можно рассчитывать, конечно же, существует давно.
- В своей работе я стараюсь придерживаться принципов дружеских отношений, подлинного сотрудничества и сотворчества.
- Одновременно с работой куратора я выполняю функции главного редактора школьной газеты «Калейдоскоп 237», а также веду закрытую группу Вконтакте – это главные СМИ нашего образовательного учреждения.
Программа деятельности школьного самоуправления ГБОУ СОШ № 237: функции, основные направления и формы работы.
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Ян Амос Каменский
Функции органа ученического самоуправления
- Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу учащихся.
- Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.
- Устанавливает шефство старших классов над младшими.
- Готовит и проводит собрания и конференции учащихся школы.
- Организует выпуск газеты в школе.
- На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий.
- Заслушивает отчеты о работе своих министерств, комиссий, и других, рабочих органов самоуправления, а также органов самоуправления первичных коллективов и объединений учащихся и принимает по ним необходимые решения.
- Слушает отчеты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.
- Решает вопросы поощрения и наказания.
- Принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.
- Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно полезной деятельности.
- Утверждает состав делегации учащихся школы на городские (районные) совещания и конференции школьников, и т. д.
- Рабочие органы школьного ученического совета учреждают свои эмблемы, песни, форму одежды, ритуалы и т. д.
- Совет школы правомочен просить администрацию школы о выделении им в помощь педагогов-консультантов из числа имеющих соответствующую квалификацию учителей.
Этапы развития детской активности, или к чему мы хотим прийти в своих стараниях
- В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в школе наблюдаем развитие личности ученика в системе школьного самоуправления.
1-й этап развития активности:
- Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.
2-й этап развития активности :
- Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.
Высший этап развития активности :
- Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.
Основные направления деятельности
- 1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органа самоуправления.
- 2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.
- 3. Обновление содержания воспитательной деятельности.
Формирование культуры здоровья
Социальная активность
Деятельность школьного актива
Образование и духовно-нравственное направление
Трудовое направление
Экологическое направление
Патриотическое направление
Примерная структура школьного самоуправления
Исходя из указанных направлений деятельности школьного актива, представляется целесообразным выделить следующие структурные единицы школьного самоуправления:
- Министерство Спорта и Здравоохранения
- Министерство Культуры
- Министерство Обороны
- Министерство Экологии
- Министерство Образования
- Министерство Труда
- Министерство Добрых дел
Принципы деятельности Совета Учащихся
Высшим органом школьного самоуправления является Совет Учащихся , в который входят выборные представители 5-11 классов.
Председатель Совета Учащихся выбирается сроком на 1 год (с возможностью досрочного лишения полномочий решением Совета Учащихся) и выполняет следующие функции:
- контроль за соблюдением общих установок и правил всеми участниками образовательного процесса, в том числе взрослыми;
- координация деятельность Министерств;
- Представление интересов школьного самоуправление на уровне Администрации школы.
Права и обязанности всех членов Самоуправления
Члены Самоуправления обязаны:
- принимать активное участие в деятельности Совета;
- быть опорой администрации школы, куратора детского коллектива, классных руководителей во всех делах школы и класса;
- доводить до сведения учителей и учащихся решение Совета Самоуправления.
Члены Самоуправления имеют право:
- принимать активное участие в планировании воспитательной работе школы, на своих заседаниях обсуждать и утверждать планы подготовки и проведения КТД в школе;
- иметь свой орган печати, свою эмблему и девиз;
- слушать отчеты о работе своих министерств и принимать по ним необходимые решения;
- ходатайствовать о поощрении или наказании учащихся школы перед педагогическим советом;
- организовывать и проводить различные КТД внутри Самоуправления.
Некоторые итоги деятельности
- Наша школа одной из первых вступила в Российское Движение Школьников, и деятельность школьного актива органично влилась в основные направления РДШ.
- С начала 2016-2017 учебного года ребята из школьного актива приняли участие в первом слёте ученических активов «Время решений», фестивале-путешествии «Познаём народы России – познаём себя», являются постоянными участниками мероприятий районного совета старшеклассников, участниками Вахты Памяти и других районных и городских мероприятий.
- В сентябре 2016 года в полной мере была налажена работа СМИ – газеты «Калейдоскоп 237», которая освещает события школы, участие ребят и педагогов во внутришкольных, районных и городских мероприятиях, а также событиях общегосударственного уровня.
- В апреле 2015 года в рамках Недели Добрых дел актив нашей школы организовал и провел акцию (которая уже превращается в проект) «ДА!вайте начнём с себя!»
- Ребята дважды в год проводят сборы макулатуры, каждый раз собирая более 10 000 кг вторсырья.
- В рамках социальной активности идет постоянное сотрудничество с Детской городской больницей №1 и приютом для животных «Полянка».
Самое яркое событие деятельности школьного актива
- Из проведённых школьным активом мероприятий отдельно хочу отметить акцию «ДА!вайте начнём с себя!» .
- Задуманная как разовая и локальная, акция неожиданно для нас набрала популярность, была анонсирована Союзом Юных Петербуржцев и охватила в итоге школы Красносельского и Красногвардейского районов. В этом году мы надеемся на такую же популярность, ведь 2017 год был объявлен годом экологии.
- Разрабатывая эту акцию, мы хотели показать значение гражданской позиции каждого для будущего не только страны, но и планеты. Только кажется, что не выключенная вовремя вода или выброшенная в мусор использованная батарейка – мелочь. На самом деле это тот пример, который каждый из нас подаёт детям. Мы призываем каждого задуматься о своих действиях и об их последствиях.
- Подробнее об этой акции – в методической разработке.
А напоследок – просто от себя – мне очень хочется добавить, что после долгих поисков, я нашла свое дело – в школе, в тесной работе с детьми. Это то дело, которое не надоедает. Дети такие разные, и такое чудо видеть не безликую массу обучающихся, а каждого отдельного человечка – кто-то еще совсем малыш и только начинает учиться принимать важные решения, а кто-то уже почти взрослый и считает, что все знает, но еще не готов понести ответственность за свои действия. Мир очень быстро меняется и ребята кажутся совсем другими, иногда непонятными, но на самом деле внутри каждого есть непреходящая красота, которую надо увидеть, а до этого поверить в неё.
Я очень рада тому, что наконец оказалась в школе. Мне жаль, что в то время, когда я училась в школе, не было тех условий для развития, которые предоставлены ребятам сейчас. Но, работая со школьным активом сейчас, я открываю для себя новые горизонты, радость совместного творчества, со-бытия в нашем микросоциуме – маленькой Школьной стране.
Спасибо за внимание!