СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка музыкальной гостиной "Наполним музыкой сердца"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе общения обучающиеся совершают воображаемые путешествия по разным странам: Стране ударных инструментов, стране струнных и духовыхинструментов, знакомясь с самими инструментами и их звучанием.

Просмотр содержимого документа
«Разработка музыкальной гостиной "Наполним музыкой сердца"»

«Музыкальная гостиная «Наполним музыкой сердца!»

Автор - составитель: педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР

г. Таганрога Петренко В.В.

Цели и задачи:

1.Воспитание интереса и любви к классической и народной музыке, способности оценить её красоту.

2.Воспитание музыкально-эстетического отклика на произведения искусства, эмоциональное отношение к нему.

3.Развитие творческих музыкальных способностей в процессе слушания различных музыкальных инструментов, способности зрительного воображения.

4.Развитие индивидуальных качеств личности, творчества, художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости.

Оборудование:  рояль, изображение музыкальных инструментов симфонического оркестра (фотографии, ксерокопии); инструменты: скрипка, баян, домбра, саксофон, гитара, флейта; музыкальный центр, проектор, презентация «Наполним музыкой сердца»

Гостиная проводится для обучающихся 5 – 6 классов.



Ведущий 2:Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады встрече с вами!

Ведущий 1: Сегодня все земные звуки

У нас в единый хор слились

И места нет хандре и скуке-

Ведь музыка вся наша жизнь!



Ведущий 2: Мы приглашаем вас заглянуть в нашу музыкальную гостиную и окунуться в мир звуков и мелодий! У каждого человека есть день рождения. И музыка имеет свой День рождения. В1975 году по решению Всемирной организации ЮНЕСКО был учрежден Международный день музыки, который проводится 1 октября. Одним из основателей этого дня был Дмитрий Дмитриевич Шостакович – великий композитор – классик XX века.

Учащиеся 5 класса читают стихи:

1. Что только есть прекрасного на свете –

Все музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц, и ветер.

Про все она нам может рассказать.



2. То звонкою капелью засмеется,

То вьюгой заметет, запорошит,

Дождем весенним радостно прольется,

Листвою золотою закружит.


3. Поют, танцуют, веселятся дети

И просто слушают, закрыв глаза.

Прекрасно, что есть музыка на свете!

Нам без нее прожить никак нельзя!



Ведущий 1: Чтобы музыка звучала, человеком создано множество музыкальных инструментов. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные – от камня, струнные – от поющей травы, медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки. Предлагаем Вам совершить небольшое путешествие в страну музыкальных инструментов и послушать их голоса.

Ведущий 2: Первая страна, в которую мы с вами попадем – это «Страна клавишных музыкальных инструментов». Отгадайте, какие музыкальные инструменты в ней живут?

Он стоит на трех ногах.

Ноги в черных сапогах.

Зубки белые, педаль,

А зовут его…… (РОЯЛЬ) (Учащиеся отвечают хором)

Давайте послушаем его голос!

Р.Щедрин. «Юмореска».

Ведущий 1: В стране Клавишных музыкальных инструментов живут фортепиано и рояль. Итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте, так и тихие – пиано. Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано. А рояль - его родственник. Рояль означает ”королевский”. Он большой, красивый, его место всегда в концертном зале.

Ведущий 2:Фортепьяно иль рояль,

С виду спутаешь едва ль-

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом!

Все – и взрослые, и дети

Знают инструменты эти.

Я приглашаю послушать «Этюд» Ф.Шопена.



Ведущий 1: Вторая страна, в которую мы с вами попадем – это «Страна духовых инструментов». В этой стране живет флейта. Этот инструмент самый древний, ему около 4000 лет. Предшественником флейты были пастуший рожок и дудочка. Ребята, вы хотите услышать её голос? (Да!)

Звучит «Полька» композитора Дриго.

Ведущий 2: В этой стране ещё живут труба, валторна, кларнет, фагот, саксофон. Как выдумаете, почему эти музыкальные инструменты назвали духовыми? (отвечают дети) Правильно, потому что в них нужно дуть. И воздух заставляет звучать эти инструменты.

В 1841 году бельгийский мастер Адольф Сакс изобрёл интересный музыкальный инструмент, тембр которого напоминает одновременно английский рожок, кларнет и виолончель. Он получил название «саксофон» по фамилии своего изобретателя. Сначала он использовался только в военных оркестрах; постепенно его начали вводить и в симфонические оркестры. Давайте же послушаем, как звучит этот необычный инструмент!

Звучит «Honesty»

Ведущий 1: Следующая страна, в которую мы с вами попадем - «Страна струнно-смычковых инструментов». Струнные - потому, что у них есть струны. А смычковые , потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.



Ведущий 2: В симфоническом оркестре

Её голос самый главный,

Самый нежный и певучий,

Коль смычок проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий

Узнаём мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята,

инструмент волшебный ... СКРИПКА! ( Дети отвечают хором)



Ведущий 1: Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий. Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари. Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

Ведущий 1: У каждой скрипки есть смычок

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведет,

И плачет скрипка и поет.

Давайте скорей послушаем, как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

( исполнение музыкального произведения, аплодисменты).

Ведущий 2: Исполнитель этот юный

С нотной грамотой знаком.

И по нежным тонким струнам

Водит маленьким смычком.



Ведущий 1: Отправляемся в следующую страну –« Страну струнных музыкальных инструментов». В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Но у них разное звучание.

Сейчас мы перенесемся в прекрасную теплую страну Испанию. Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

Ведущий 2: Этот струнный инструмент

Зазвучит в любой момент.

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале

Шестиструнку - чужестранку,

Романтичную испанку,

Этот звонкий инструмент

Любят бард, солдат, студент,

И заслуженный артист,

И нагруженный турист.



Ведущий 1: Из всех инструментов нового времени гитара самая старая. Она известна с XIII века. Плоский корпус и форма гитары напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн. Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом.

Звучит композиция Роллана Дьёнса «Небесное танго».



Ведущий 2: Скоморохи, музыканты!

Развесёлые таланты!

Будем сказочки играть!

Домра будет подпевать!



Домра – древнерусский струнный щипковый музыкальный инструмент. В 15-16 веках инструмент не только скоморохов, но и самостоятельный. Современная домра имеет 3 или 4 струны. Для извлечения звука используется плектр или медиатор. В нашем кабинете ещё ни разу не играли на домре! 

Звучит произведение Абреца «Тико-тико».

Ведущий 1: Домбра - казахский народный двухструнный музыкальный инструмент, ставший визитной карточкой культурного наследия казахского народа. Игрой на домбре сопровождают своё пение народные сказители –акыны, а кюйши исполняют народные и композиторские кюи. Домбра занимает почетное место на стене юрты или дома и бережно передаётся из поколения в поколение – от отца к сыну.

Ведущий 2: О, домбра, почему твоя песнь грустна?

Грудь твоя забытых преданий полна.

Лишь рукою коснусь я упругих струн,

Зазвучит вековая боль, старина.

Ребята, а знаете ли вы легенду о домбре? Давайте вспомним её!



Легенда о домбре.

Ведущий 1: Единственный струнно-смычковый инструмент казахского народа – кобыз. С ним связано много таинственных легенд и сказаний. Создатель кобыза, знаменитый Коркыт – ата, создал уникальный инструмент, который подражает зыукам природы, голосам птиц и животных.

Охотничья легенда гласит о медной сайге, которая легко прыгает по скалам, резвится на степных просторах. Медная сайга отражает собою солнечный свет и не даёт возможности охотникам правильно прицеливаться, потому-то она долго и живёт в степи, становясь легендой в устах народа.

Композитор – кюйши Ыхлас сочинил кюй «Жез киик» по мотивам охотничьих легенд о медной сайге. Сейчас вы его услышите.



Ведущий 1: Ребята, а вы знаете, что каждый человек от рождения наделен самым уникальным, абсолютно неповторимым инструментом, каким? – голосом. Только не каждый может пользоваться им как инструментом – для этого необходимо иметь талант и огромное трудолюбие, как, впрочем, и при освоении любого другого музыкального инструмента.

Ведущий 2: В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться.

— Небо, научи людей радоваться,— попросила однажды Земля.

И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.

Ведущий 1: Вместе с музыкой можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое.

Надеемся, что эта встреча с музыкой найдет отклик в ваших сердцах.

Учащиеся 6 класса читают стихи

1. Музыка - чудесная работа,

Чтобы людям сердце взволновать,

Мало пьесу выучить по нотам,

Надо научиться колдовать.


2.Надо понимать язык снежинок,

Записать, о чем поет капель

Или вдруг на крыльях журавлиных

Полететь за тридевять земель.


3.Надо превращаться в медвежонка,

На сосну карабкаться, урча,

Или трепетать травинкой тонкой

У лесного чистого ручья.


4.Тот, кто это знает и умеет,

Тот приносит счастье в каждый дом.

Постарайся сделаться скорее

Добрым музыкантом - колдуном.


Ведущий 1: Наша встреча не состоялась бы без наших гостей артистов! А нашим зрителям желаем дальнейших встреч с новыми исполнителями и музыкальными произведениями. До новых встреч, друзья!



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!