СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Разработка наглядно-дидактического пособия для занятий пластилинографией с детьми дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем, в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребенка. Дошкольник познает предметный мир, овладевает новыми умениями и навыками

Развитию творческих и интеллектуальных способностей ребёнка значительно способствуют занятия таким нетрадиционным видом изобразительной деятельности как пластилинография. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Пластилинография позволяет быстро достичь желаемого результата, делает творчество детей интересным и увлекательным Пластилинография помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира, сформировать эстетический вкус, развить мелкую моторику пальцев. Ребёнок овладевает искусством планирования и учится доводить работу до конца. Поэтому основная задача педагога — заинтересовать ребёнка и организовать процесс создания пластилиновых картин так, чтобы детям было легко освоить необычные приёмы работы с пластилином

Просмотр содержимого документа
««Разработка наглядно-дидактического пособия для занятий пластилинографией с детьми дошкольного возраста»»

Разработка наглядно-дидактического пособия для занятий

пластилинографией с детьми старшего дошкольного возраста

В наш век - век колоссального прогресса науки и техники - искусство отнюдь не утратило своего значения, как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития его художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни.

Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем, в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребенка. Дошкольник познает предметный мир, овладевает новыми умениями и навыками [12, с. 15].

Психологические исследования Л.А. Венгера [3, с. 57] показали, что без специального обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным, не создает необходимой основы для общего умственного, сенсорного, эстетического развития, овладения разными видами деятельности.

Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым любимым и интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Изобразительная деятельность, частью которой является лепка, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности [20, с. 19].

О том, что лепка очень важна для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ф. Фребель и др.) [7, с.28].

Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, так же как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, умение понимать прекрасное во всем многообразии [20, с. 39].

Развитию творческих и интеллектуальных способностей ребёнка значительно способствуют занятия таким нетрадиционным видом изобразительной деятельности как пластилинография. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Пластилинография позволяет быстро достичь желаемого результата, делает творчество детей интересным и увлекательным [23]. Занятия пластилинографией предоставляют большую возможность для развития и обучения детей.

Формирование у детей умения создавать пластилиновые картины связано с применением различных приемов лепки и а также использованием подручных инструментов. Успех этой деятельности во многом зависит от того, насколько понятным для ребёнка буде представляться весь процесс создания изображения. Поэтому большую роль в обучении детей пластилинографии играют наглядно-дидактические пособия. Опираясь на визуальный образец детям легче проследить и воспроизвести поэтапную последовательность создания картины.

Педагоги, работающие и проектирующие занятия по направлению пластилинографии Давыдова Г.Н., Смирнова Т.В. [4, 27] в своих работах уделяют большое внимание последовательности создания изображении. Но при этом в литературе представлены лишь словесные описания и схематичные рисунки промежуточных этапов создания того или иного элемента. Эта информация доступна лишь педагогу-воспитателю, так как применение образцов с упрощёнными, схематичными изображениями отрицательно сказываются на развитии творческих способностей детей. Упрощение изображения до схемы создаёт лишь кажущееся облегчение поставленной перед детьми задачи, так как схема не соответствует представлению ребёнка о реальном художественном образе. Наглядно-дидактические пособия, содержащие реальные изображения работы на различных этапах облегчают процесс обучения. Ориентируясь на визуальное изображение дети смогут лучше понять тот или иной прием лепки и применить его при создании собственной картины [28].

К. Д. Ушинский, утверждал, что детская природа требует наглядности. Значение данного принципа убедительно подтверждено современными исследованиями: основная информация усваивается ребёнком через зрительное восприятие. Психологические исследования, посвящённые использованию наглядно-дидактических средств, проведённые Л.В. Занковым, И.М. Соловьёвым, К.Д. Ушинским, показали, что в обучении дошкольников они играют важнейшую роль [15 с. 43].

Пластилинография помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира, сформировать эстетический вкус, развить мелкую моторику пальцев. Ребёнок овладевает искусством планирования и учится доводить работу до конца. Поэтому основная задача педагога — заинтересовать ребёнка и организовать процесс создания пластилиновых картин так, чтобы детям было легко освоить необычные приёмы работы с пластилином [5, с. 4].

1. ВИДЫ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и различный ручной труд. Такие занятия регулярно проводятся в детских садах. Благодаря им дети получают возможность приобрести свой первый художественный опыт.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании [1, с. 18].

Таким образом, в каждом виде изобразительной деятельности можно выделить ориентировочную и исполнительскую части, в которых дети выполняют ориентировочные и исполнительские действия соответственно. Ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения. Исполнительские действия - выполнение действий и достижение результата. Знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности. Задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании. Часто, наибольшую трудность для детей дошкольного возраста представляет именно ориентировочная часть, так как дети, не владея абстрактным мышлением, не способны представить, спланировать, свои действия для достижения определённого результата без вспомогательных средств [2, с.32].

Предметы, которые, предоставляя детям сенсомоторные стимулы, воздействующие на их зрение, облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности, то есть выполнение ориентировочных действий, называются наглядными дидактическими средствами или пособиями. Считается, что мышление работает только тогда, когда для этого в сознании имеется необходимый материал, и в частности наличие определенного количества представлений, примеров. Чем больше в сознании ребёнка образовано представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется материала для «работы мысли».

Понимаемые таким образом наглядные дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:

- служат непосредственному познанию детьми определенных фрагментов действительности (познавательная функция);

- являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли детей (формирующая функция);

- представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых детьми, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями [8, с. 15].

Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга.

Западногерманские специалисты в области аудиовизуальных дидактических средств Р. Фуш и К. Кроль приписывают этим средствам следующие функции: мотивационную, информационную (точнее, они служат для передачи информации), функцию управления процессом обучения, и оптимизационную, которая делает возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени. Функции эти чаще всего выступают вместе, образуя структуры, состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно из слагаемых (как правило, это информационная функция) тогда исполняет роль доминирующего [26, с. 335].

В качестве дидактических пособий могут использоваться:

-предметы: игрушки, макеты, муляжи объектов;

-иллюстрации, отображающие предметы и явления (картины, фотографии, рисунки);

-условно-символические изображения: графические схемы, карточки, таблицы;

-аудиальные средства: звуковые (музыкальные и словесные) записи на различных носителях [16, с. 64].

Наглядно-дидактические пособия имеют наибольшее значение для детей 6-7 лет, так как в этом возрасте ещё велика роль зрительного анализатора при осуществлении ориентировки детей в каком-либо задании. Наглядно-дидактические пособия являются важным элементом учебно-воспитательного процесса, способствующим лучшему усвоению и запоминанию детьми материала по той или иной теме, предусмотренной образовательной программой.

Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который, путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов, позволяет добиться более качественного усвоения материла [9, с. 112].

Когда дети только начинают знакомиться с тем или иным видом изобразительной деятельности, наглядно-дидактические пособия играют особо важную роль, так как дети не всегда способны удержать в памяти различные способы создания изображения или скульптуры. Имея перед глазами несколько вариантов выполнения работы, дети учатся анализировать, соотносить и планировать свою работу.

Используемые в дошкольном учреждении наглядно-дидактические пособия, обеспечивая реализацию принципа наглядности обучения, сами, в свою очередь, должны соответствовать ряду требований, определяемых основными дидактическими принципами.

Во-первых, эти материалы должны быть понятными и доступными, соответствовать возрастной категории воспитанников, реализуя при этом принцип доступности.

Во-вторых, в наглядных материалах должен соблюдаться принцип научности, то есть даже доходчиво изложенная информация должна соответствовать действительности и не идти вразрез с окружающими детей реалиями.

В-третьих, наглядные пособия для детского сада желательно оформлять красиво и красочно, что будет способствовать реализации принципа сознательности и активности обучения. Детям должно быть действительно интересно изучать информацию, представленную в пособии, а яркие картинки помогут максимально сфокусировать внимание на учебном материале [29, с. 30].

В детских садах обычно используются наглядные пособия следующих видов:

- стенды — щиты или стойки, на которых выставляются предметы для обозрения;

- плакаты - большие листы с цветными изображениями и краткими пояснениями к ним;

- таблицы — краткая упорядоченная запись информации, сгруппированная определённым образом;

- карточки — цветные иллюстрации небольшого размера с изображениями на определённую тему, которые ребёнок может рассмотреть в непосредственной близости.

Для изучения конкретной темы может использоваться полный комплекс пособий.

Овладение умением создавать изображения с помощью пластилина невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать пластилином или вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, представить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. В этом процессе трудно переоценить роль наглядно-дидактических пособий [24].

В современном мире детей постоянно окружают информационные символы и знаки, с которыми они встречаются в магазинах, транспорте, на улицах родного города. Яркие и красочные вывески, разнообразные световые сигналы привлекают внимание ребёнка, помогают ориентироваться в пространстве, осваивать важную информацию о безопасном поведении. Использование карточек, картинок и схем в детском саду помогает воспитателю пробудить интерес к теме занятия, активизировать мыслительные процессы воспитанников, проиллюстрировать словесную информацию, научить детей видеть главное и делать самостоятельные выводы [19, с. 20].

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное расположение предметов и частей, что воспитателю гораздо легче сделать, используя наглядно-дидактические пособия.

Для занятий по пластилинографии удобнее всего использовать плакаты и карточки, содержащие следующую информацию:

- укрупнённое изображение отдельных элементов работы;

- положение пальцев или рук при изготовлении из пластилина отдельных элементов;

- пооперационная последовательность изготовления картины;

- инструменты и способы работы с ними при создании основных или декоративных элементов работы.

Также, большое значение для успешной работы детей, имеет и наличие качественного готового образца. Имея перед глазами реальную работу, а не печатную иллюстрацию, ребёнок может лучше сориентироваться в размерах и форме отдельных элементов изображения. Только видя изделие целиком или даже варианты исполнения определённой работы, ребёнок может осознать композиционное и практическое исполнение и соотнести его со своей работой.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1. Виды пластилинографии

Работы, выполненные в технике «пластилинография» могут быть плоскостными и объёмными. Наиболее интересно и привлекательно выглядят объёмные картины из пластилина.

Объёмного эффекта можно добиться, используя различные виды рельефа.

Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - то рельеф называется горельефом - высокий рельеф. Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности [10, с. 103].

Контррельеф— вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Например, можно раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор с помощью вспомогательных предметов.

Несложные объемные картины с небольшим количеством деталей дети могут выполнять уже в 5-ти летнем возрасте. В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) для творческих заданий можно предложить темы, увеличивая количество объектов изображения: «Грибок», «Осеннее дерево», «Зимняя поляна», «Букет для мамы» и другие [24].

Выделяют несколько видов пластилинографии.

Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. На листе плотной бумаги наносится контурный рисунок, который заполняется мягким пластилином путём его размазывания. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками. При необходимости можно нанести на пластилин фактурный рисунок с помощью стеки.

Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны стеклянной поверхности или поверхности из прозрачного пластика (с обозначением контура). Для использования такой техники вначале готовится контурное изображение плотном прозрачном материале. При этом контур должен быть очень чётким, контрастным с планируемым изображением. Пластилин размазывается по основе с обратной стороны. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Ребёнок раскатывает из пластилина жгутики или выдавливает тёплый пластилин через специальный шприц, а потом выполняет ими контурный рисунок. Такая техника требует усидчивости и кропотливой работы.

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. Такая техника позволяет получить «глубокое», объёмное изображение, где выделяется задний и передний план и подходит для изображения неба, гор, леса и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта

Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков. Требует определённых навыков лепки, позволяет получить фактурный, объемный рисунок. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, вылепливая шарики, жгутики или целые детали.Краям нужную форму можно придать при помощи стеки.

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Проста в исполнении, так как используются одинаковые элементы.

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф) [13, 30].

Примеры работ, иллюстрирующих перечисленные виды пластилинографии, представлены в Приложении 1.




2.2. Особенности и последовательность обучения пластилинографии детей старшего дошкольного возраста

Освоение детьми нетрадиционной техники «пластилинография» предполагает последовательную реализацию трех этапов:

Первый этап – подготовительный, на котором создают условия для ознакомления с новой нетрадиционной техникой, простыми по исполнению и эффектными по выразительности приемами изображения [21].

Второй этап – основной, продолжение освоения доступных приемов изображения; создание условий для свободного варьирования накопленного опыта и самостоятельного применения в аналогичных ситуациях [21].

Третий этап (соответствует возрасту 6-7 лет)– нацелен на обобщение полученных знаний, умений и навыков, приводит их в единую целостную систему. Этот этап подразумевает комбинирование известных способов деятельности с новыми, поиск альтернативных решений [21].

Для знакомства старших дошкольников с техникой пластилинографии и освоения ими различных видов пластилинографии в ходе организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию был составлен перспективный план [11, 17, с.31-33, 22 с. 27-30].

В перспективном плане выделены три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе предлагаются задания, которые знакомят детей с основными приёмами пластилинографии, но, при этом, позволяют создать выразительные изображения, поддерживая интерес детей к занятиям. На основном этапе дети развивают и закрепляют умения работать с пластилин и создавать изображения на плоскости, учатся использовать дополнительные инструменты и материалы, проявлять творческую активность. На заключительном этапе дети участвуют в создании большой коллективной работы, применяя все полученные на предыдущих занятиях знания и умения.

Перспективный план построен с учётом принципа систематичности и последовательности, то есть предлагаемые задания увеличиваются по объёму и усложняются по содержанию с учётом опыта, знаний и умений, полученных детьми на предыдущих занятиях. В соответствии с принципом сознательности и активности при выполнении заданий дети имеют возможность ориентироваться на образец выполненной работы, а также самостоятельно прослеживать поэтапное выполнение отдельных элементов работы, благодаря подготовленным наглядно-дидактическим пособиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]/ А.П. Аверьянова - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

  2. Артёмов В.А. Психология наглядности при обучении [Текст] / В.А. Артёмов - М.:Просвещение, 2012. - 345 с.

  3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.

  4. Давыдова Т.Н. Детский дизайн. Плстилинография [Текст] / Г.Н. Давыдова - М.: Скрипторий 2003, 2015. - 80 с.

  5. Давыдова Г.Н. Пластилинография: Цветочные мотивы [Текст] / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2013.- 72 с.

  6. Давышова Т.Г. Использование наглядных средств в работе с детьми [Текст]: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения / Т.Г. Давышова, В.М. Ввозная - М.: Академия, 2012. - 69 с.

  7. Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст]/ О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М.: Эксмо, 2009. - 175 с.

  8. Ерошина Г.Ю. Пути познавательной активности через средства наглядности на занятиях у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.Ю. Ерошина // Коррекционная педагогика. – 2005. - №4. – С. 12 – 25.

  9. Занков Л.В Наглядность и активность [Текст] / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1998. – 295с.

  10. Иванова И.Н. Рисование и лепка [Текст]: учебник для нач. проф. образования / И.Н.Иванова. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2013. — 160 с., с. цв. ил.

  11. Картины из пластилина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://detskiepodelki.com/applikaciya/78-kartiny-iz-plastilina.html свободный — Загл. с экрана.

  12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика- Синтез, 2005.-105 с.

  13. Коноваленкова М.Н. Пластилиновая живопись как элемент активного обучения детей с нарушением речи в ДОУ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://metodbank.cpi-kiz.ru/DswMedia/nakonferenciyu-2+98411983.pdf свободный — Загл. с экрана.

  14. Костюченко М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства [Текст] / М. Костюченко // Дошкольное воспитание. - 2012. - №7.- С.36-39.

  15. Костюченко М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства [Текст]/ М. Костюченко // Дошкольное воспитание. - 2012. - №8.- С.42-47.

  16. Костюченко М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства [Текст]/ М. Костюченко // Дошкольное воспитание, 2012. - №9.- С.64-65.

  17. Кудина О.В. Долина пластилина [Текст] / О.В. Кудина. - М.: Формат-М, 2016. - 68 с.

  18. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. [Текст]: учебно-методическое пособие/ И.А Лыкова. - М.: ИД Цветной мир, 2016. - 216 с.

  19. Малкина Н.А. О роли наглядности при обучении детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Малкина // Детский сад. - 2009.- №1.- С. 18-22.

  20. Микляева Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2013. - 186 с.

  21. Муковоз Т.А. Использование нетрадиционной техники «пластилинография» в формировании изобразительной деятельности дошкольников. Консультации для воспитателей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2722.html свободный - Загл. с экрана.

  22. Новацкая М.В. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми [Текст] / М.В. Новацкая. - Спб.: Питер, 2014. - 64 с.

  23. Пластилиновая живопись [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.4kiddy.com/ru/education/107-learn-to-draw/252-plasticine-paintings#.WJjigY6g_IU свободный — Загл. с экрана.

  24. Савчук Л.В. Пластилинография в работе с дошкольниками. Мастер-класс + методическая разработка [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-plastilinografija-v-rabote-s-doshkolnikami-master-klas-metodicheskaja-razrabotka.html свободный - Загл. с экрана.

  25. Синельникова Я. Психология наглядности при обучении [Текст] / Я. Синельникова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. – С.18-37.

  26. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под общ. ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

  27. Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией [Текст]/ Т.В. Смирнова. - Волгоград.: Учитель, 2015. - 47 с.

  28. Страхова Е.Н. Пластилинография [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rodnichok.kaluga.ru/index.php?id=27 свободный — Загл. с экрана.

  29. Уварова Т.Б. Использование наглядно-игровых приёмов в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Уварова //Коррекционно-развивающие технологии. - 2003 - №3. - С.28-34.

  30. Хайрулина Е.В. Пластилинография как нетрадиционная техника лепки для дошкольников [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/plastilinoghrafiianietraditsionnaiatiekhnikaliepkidliadoshkolnikov свободный - Загл. с экрана.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!