СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка одного урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научу своих учеников думать и действовать  самостоятельно.

Просмотр содержимого документа
«Разработка одного урока»

Рефлексивный отчет на один урок

Ни один завоеватель,  ни один

государственный деятель не может

изменить сущность масс.
Но учитель может совершить больше: он может создать новое воображение

и раскрыть творческие способности человека.
  Н.К. Рерих


На первом этапе курсов мы изучили семь модулей, которые использовали при разработке урока. Каждый из этих модулей мы изучали, опираясь на руководство для учителя, ресурсные материалы. При изучении Руководства для учителя я пришла к пониманию того, что на уроке необходимо избавляться от внешней мотивации учеников и использоватьтакие методы, которые направлены главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности и помогать им в формировании внутренней мотивации или «самоцели»  по М.Чиксентмихайи (рду с. 129). Учебные занятия я старалась выстроить таким образом, чтобы все ученики были вовлечены в работу и принимали активное участие в процессе обучения. Таким образом, я поняла главное отличие конструктивистской теории: в центре учебного процесса не учитель, а ученик. Учитель же, по мнению Стронга, остается стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников. Поэтому учителю нужно понять, что ученики уже знают и умеют, каковы их интересы, что ученик знает, умеет и желает делать. На основе этого знания учитель помогает удовлетворить потребности учеников в процессе обучения согласно пирамиде А. Маслоу (рду с. 129) не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности Для того чтобы узнать потребности учеников, я приняла решение использовать «Голос ученика» согласно Д. Раддок . При диалоге с учениками я   поняла, что имела в виду Д. Раддок, когда говорила «общение с учеником имеет своей целью постижение сущности обучения с его точки зрения, и поиски путей совершенствования обучения».

В результате диалога с учениками я пришла к выводу, что общение с учениками способствует развитию позитивного отношения к жизни, к школе, к учителям со стороны учеников, самоуважению. Ученики учатся самостоятельно решать те или иные проблемы, жизненные ситуаций и, конечно, начинают осознавать важность своего мнения, кардинально меняют свое отношение к учебе. При беседе с учениками подтвердился результат исследования Д. Раддок: мои ученики тоже воспринимают класс как «территорию учителя» и очень осторожно высказывали свое мнение об учебе. Кроме того, обсуждение с учениками вопросов обучения и преподавания развивает саморегуляцию учеников.

Интеграция семи модулей в практику способствует обучению учеников тому, как учиться, воспитанию учеников с развитой саморегуляцией, в результате становления их  самовыраженными, самомотивированными, ответственными учениками, а значит творчески самостоятельными, целеустремленными, умеющими свободно общаться. В своем отчете я постаралась осветить каждый из этих новых подходов. Хотелось бы поподробнее остановиться на диалоговом обучении. Я убедилась в правоте высказывания  Н. Мерсера и К. Литлтон, которые утверждали, что «диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» (рду с.134). С точки зрения Л. Выготского, речь является главным инструментом обучения. Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог (рду с.135).

Постановка вопросов предполагает использование трех техник: побуждение, апробирование и переориентация (рду с.135).

Техника побуждения используется в основном на этапе  вызова. Здесь я использовала вопросы типа «Что вы знаете о….?». «Как вы думаете …?». , «Как вы относитесь …?».  Также использовалась стратегия «Мозговой штурм», которая активизирует мыслительную деятельность учащихся

Идеей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» является взаимодействие, в процессе которого у учеников самостоятельно развивается

мышление (рду с.137) Через диалог ученики учатся выражать свои мысли и развивают свои коммуникативные навыки. Почему я решила выбрать именно этот модуль?

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке (Мерсер и Литлтон, 2007). И так как у нас остро стоит проблема с языковым барьером, мне хотелось бы с помощью диалогового обучения, научить учеников грамотно говорить на русском языке, способствовать развитию речи учащихся, развивать творческое мышление. Способствовать развитию навыков умению стилистически правильно и красиво строить диалоги и аргументировать свое мнение при взаимодействии не только со сверстниками, но и с учителями. Я хочу проанализировать урок, который является первым из серии запланированных уроков.

В период прохождения практики в школе, мы с учениками в ходе исследовательской беседы в первую очередь составили правила работы в группах для того, чтобы ученики могли эффективно работать:распределять поручения,слушать и слышать мнения других,проявить активность, четко высказывать свои идеи и уважать мнения других.

При изучении тем: «Самое важное слово» Глагол, «Девочка Дамеш». Не с глаголами, «Алматы»Употребление прилагательного, «Республика Казахстан». Создавая для учеников комфортный микроклимат на уроке, я и не подозревала, насколько эффективной окажется работа в группе при изучении различных тем. По идее Мерсера (2005), который утверждал, что взаимодействие в группе играет важную роль в обучении, на серии четырех последовательных уроках я использовала индивидуальные, парные и групповые формы работ через такие стратегии как: «Графический органайзер Один кружок», «карусель», «мозговой штурм», «ты мне, я тебе», «горячий стул», «плюс-минус-интересно», «фишбоун». На уроках начального звена я применила метод «умный мячик»,а также задания творческого характера, которые способствуют положительному настрою учащихся к дальнейшей работе, что является одной из главных задач активного диалога. Свои уроки русского языка я проводила в 4 б классе.

Первым шагом на уроке было  создание психологического настроя, коллаборативной среды, т.к. оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов. С этой целью использовала стратегию «Круг добрых пожеланий», где ученики желают друг другу удачи и в ответ благодарят друг друга и желают другому ученику пожелания.


Затем с помощью карточек с картинками городов Астаны, Алматы, Кызылорды детей разделила на группы и рассадила их за разные столы с наименованиями городов. С помощью ИКТ видеоролика ученики смогли раскрыть тему урока, я им задавала вопросы.

- Ребята, как вы думаете,что является самым важным словом для каждого человека?

Конечно же, сколько учеников, столько и мнений, например, Аружан ответила «Мама», Балбота «семья», были разные варианты, но Сабина ответила «Родина»,затем я спросила:

- Какие ассоциации вызывает слово «Родина»?

Ученики высказывали свое мнение,мне очень понравилось как ответила Аружан она связала с любовью,Балбота сравнила со своей матерью. Мне было интересно узнать, почему такие сравнения. Насколько было мое удивление, когда маленькая девочка ответила, что со словом родина связаны ее детство, родители, дедушка и бабушка. При объяснении новой темы, вели записи в теради,

-Назовите пословицы о Родине, по определению Александер (рду с. 146) у учеников были массы исследовательских разговоров диалогического обучения, по заданиям ИКТ составили Графическии органайзер, составили кружок ассоциаций над словом Родина.

Я задала наводящие вопросы, выясняя их отношение к родине.

-Как вы относитесь к Родине? Ученики сразу справились с заданием, Альмира сказала, - «Любить», Казына –«Уважать», Мади сказал, «что будет защищать» и т. д., Как утверждает Александер (2004), « Беседа  в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед». В диалоге ученики являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие  и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть, достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования (рду с.135).

-К какой части речи относятся слова «любить, уважать, защищать»?, сопоставила значение слов со словами на казахском языке,задавая наводящие вопросы:

- «Балалар қазақ тілінде сендер «Жақсы көремін, Қорғаймын, Сыйлаймын» деген сөздер қандай сұраққа жауап береді?. Они ответили «не істеді? не қылды?-Етістік.»Балалар«Етістіктің»орысшасы«Глагол» Объяснила ученикам, что «Глагол» это часть речи, которая обозначает действие, отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?». Глагол в предложении чаще всего является сказуемым. И привела несколько примеров.

В ходе урока дала задания для трех групп: Найдите из стихотворения глаголы, по карточкам работали индивидуально, в паре затем в группе взаимопроверяли по стратегии «Карусель». В каждой группе сидело по 4 ученика. Работа проходила в доброжелательной обстановке, и поэтому даже пассивные ученики стали подключаться в диалог. На каждом уроке для закрепления темы была запланирована работа с учебником. Учащимся предлагалось изучить тему индивидуально, а затем обсудить новый материал в парах, в группах с целью обоснования понимания содержания текста и ключевых моментов. Я предполагала, что при выполнении этой работы ученики могут столкнуться с такими трудностями, как низкий уровень самостоятельности. Мне приходилось по ходу данной работы оказывать помощь одной из групп при выполнении задания, хотя отмечаю для себя, что ученики справились с этим заданием неплохо, потому что учащиеся все участвовали в диалоге. Ученики с трех групп справились с заданиями и оценили друг друга с помощью метода «Светофор».

Использовала на уроке учебники, распределив трем группам по три текста. Работа выполнялась пошагово: сначала они читали индивидуально,затем обсуждали в паре, и только после этого они обсуждали в группе. При изучении темы: «Самое важное слово».  В группах учащиеся готовили вопросы друг другу «ты– мне, я– тебе». В данном случае у учащихся развиваются навыки устной речи, расширялись словарные запасы слов, решается проблема стеснительности, скованности некоторых учащихся, при таких условиях взаимообучения они чувствуют себя более комфортно.

Следующий вид стратегии, используемый на уроке – это работа с постером.

Перед началом работы над постером,ученики между собой, составляли критерии оценивания:

Раскрытие темы – 1 балл

Правильное составление вопросов – 1 балл;

Точные, аргументированные ответы – 1 балл.

Учащиеся 3х групп работали над постером по теме: «Самое важное слово», «Наша Родина», «Наше отечество». К моему удивлению, ученик Мади, взял на себя роль художника и нарисовал «Солнце, Небо, Байтерек, белые голуби, в далеке были видны горы, зеленые травы,цветы». Замир, который был не организованным,проявил организаторские способности, выполнял роль спикера, он предлагал идеи, но его идеи отвергали. Но он продолжал настаивать и добился того, чтобы все прислушались к его мнению. Каракат, которая мало говорит на уроке, проявила себя с другой стороны, в другой группе в роли спикера была Сабина, она самостоятельно написала на листочке, после обсудила в группе и принялась за работу. Все были вовлечены ы учебный процесс. Мне со стороны было интересно наблюдать, как ученики , справлялись с заданиями, составленными критериями. Они защищали постеры, задавали вопросы и оценивали по критериям с помощью смайликов. Работа с постерами способствовала развитию взаимопонимания, сотрудничества в группе. Я увидела на уроке, что ученики говорили на русском языке хоть и с ошибками,но всем было интересно. В ходе эксперимента, я поняла, что ученики готовы к новым подходам в обучении. Метод «умный мячик» я использовала для того, чтобы провести обратную связь по пройденной теме на уроке, ученикам было интересно бросать мячик друг другу, задавая вопросы, они с нестерпением ждали ответа, если ответ был неправильным, они возмущались (Беседа-дебаты. Общение часто происходит по типу. Да это так - Нет,не так Мерсер (рду с.135). По задании ИКТ ученики стали писать рефлексию на стикерах и клейть их на


табличку ЗХУ

большинство учеников приклеили на строчку «Узнал», мне было приятно прочитать, что они усвоили тему урока. В конце урока дала инструкции по написанию эссе «о Родине» –это было домашним заданием. Хотя ученица Сабина возгорела желанием написать эссе на перемене.
Нам, учителям, необходимо создать такие условия, при которых у наших учеников будет развиваться самомотивация и с помощью прямых и обратных связей происходит постоянное взаимодействие ученика с учителем.
Основываясь на идею Чиксентмихайи (2008), который утверждал о том, что состояние, при котором внимание, мотивация и ситуация соединяются, вызывают нечто вроде продуктивной гармонии или обратной связи. Мы должны видеть наших учеников счастливыми, получающими удовольствие от процесса обучения. А для этого в первую очередь необходимо создание коллаборативной среды (Берсен).

В заключении мне бы хотелось отметить, что внедрение модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в будущем поможет стать нашим ученикам самостоятельными, высокомотивированными и ответственными за свое обучение. Я полагаю, что цель урока достигнута, ребята усвоили урок. Впереди ещё много уроков, на которых будет возможность реализовать все задуманные идеи. Когда после проведения анализируешь результаты урока, то видишь, какие плюсы, какие минусы присутствуют, и уже для себя делаешь выводы: например «Что нужно улучшить?», «Что нужно изменить?» «Как привлечь внимание учеников?». Отвечая на эти вопросы, планируешь свои последующие уроки так, чтобы не повторять ошибок В дальнейшими моими действиями обязательно будет то,что я продолжу работу по внедрению семи модулей Программы. Буду помогать ученикам овладевать наиболее продуктивными методами учебно - познавательной деятельности, то есть учить их учиться. Научу своих учеников думать и действовать самостоятельно. Продолжу развитие у учеников творческого мышления всесторонним анализом проблем. Обязательно продолжу изучение и учет жизненного опыта учеников, их интересы, особенности развития. Буду учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

Использованная литература

Современный учитель Цитаты об учителей

Руководство для учителей





















.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!